Сын губернаторши оборвал редкую сливу в саду а мальчики огэ

Обновлено: 18.09.2024

КНИГИ 417992 АВТОРЫ 127536 СЕРИИ 43208 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1137 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 332782 СТАТЬИ 609

Перед ним стояла не одна губернаторша: она держала под руку молоденькую шестнадцатилетнюю девушку, свеженькую блондинку с тоненькими и стройными чертами лица, с остреньким подбородком, с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы в образец для мадонны и какое только редким случаем попадается на Руси, где любит все оказаться в широком размере, всё что ни есть: и горы и леса и степи, и лица и губы и ноги; ту самую блондинку, которую он встретил на дороге, ехавши от Ноздрева, когда, по глупости кучеров или лошадей, их экипажи так странно столкнулись, перепутавшись упряжью, и дядя Митяй с дядею Миняем взялись распутывать дело. Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова, и пробормотал черт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Зяонский, ни Лидин.

— Вы не знаете еще моей дочери? — сказала губернаторша, — институтка, только что выпущена.


ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОДНОМ ТОМЕ. Иллюстрация № 43

Вовсе это никак не произвело предполагаемого действия на Чичикова. Он даже не смотрел на круги, производимые дамами, но беспрестанно подымался на цыпочки выглядывать поверх голов, куда бы могла забраться занимательная блондинка; приседал и вниз тоже, высматривая промеж плечей и спин, наконец доискался и увидел ее, сидящую вместе с матерью, над которою величаво колебалась какая-то восточная чалма с пером. Казалось, как будто он хотел взять их приступом; весеннее ли расположение подействовало на него, или толкал его кто сзади, только он протеснялся решительно вперед, несмотря ни на что; откупщик получил от него такой толчок, что пошатнулся и чуть-чуть удержался на одной ноге, не то бы, конечно, повалил за собою целый ряд; почтмейстер тоже отступился и посмотрел на него с изумлением, смешанным с довольно тонкой иронией, но он на них не поглядел; он видел только вдали блондинку, надевавшую длинную перчатку и, без сомнения, сгоравшую желанием пуститься летать по паркету. А уж там в стороне четыре пары откалывали мазурку; каблуки ломали пол, и армейский штабс-капитан работал и душою и телом, и руками и ногами, отвертывая такие па, какие и во сне никому не случалось отвертывать. Чичиков прошмыгнул мимо мазурки почти по самым каблукам и

Лесков Николай Семенович

(Из отроческих воспоминаний)

"Всё это томленье духа".

В числе людей, которые принимали участие в моём воспитании, был длинный и тощий немец Иван Яковлевич, по прозванью Коза. Настоящей его фамилии я не знаю, - он своею наружностью напоминал козу, и все мы звали его заочно Козою.

Это было в деревне, в Орловской губернии, у моих богатых родственников. Я у них рос и воспитывался, пока меня отдали в школу, в город. Для нас в деревне было несколько учителей: русский - Иван Степанович Птицын с женою, жил во флигеле, и француз, мосье Люи, тоже с женою и сыном Альвином, который учился вместе с нами. Эти тоже жили в особом флигеле, и ещё был немец Кольберг, одинокий, часто пьяный и драчливый. Он так часто ссорился с прислугою, что надоел дяде и был внезапно рассчитан: тогда на его место был взят Коза, который ранее этого жил уже в нескольких помещичьих домах в околотке, но нигде долго не уживался. Говорили, что он человек очень смирный и хороший, но "с фантазиями". Его к нам и приняли с таким уговором, чтобы жил с нами и учил нас по-немецки, но никаких своих фантазий не смел бы показывать.

Он взялся это исполнять, и месяца три исполнял очень хорошо, но потом вдруг не выдержал и показал такую фантазию, как будто и не давал никакого зарока.

Летом раз заехала к дяде, по дороге в своё имение, губернаторша с сыном, мальчиком лет одиннадцати, очень избалованным и непослушным. Мы пошли в фруктовый сад, и там этот гость оборвал какую-то редкостную сливу, плоды которой были у дяди на счету. Мы испугались его поступка и дали себе клятву во всём запираться и ничего не сказывать. Дядя вечером пошёл в сад и увидал, что слива оборвана. Он рассердился, позвал садовникова сына, мальчика Костю, и стал его спрашивать: кто оборвал сливу? Костя не знал, и на него упало подозрение, что эту сливу оборвал он и теперь запирается. Его за это велели высечь крыжовником, а он испугался и сказал, что будто в самом деле он съел сливы. Тогда его всё-таки высекли. А мы знали, кто оборвал, но ничего не говорили, чтобы не нарушать клятву и не пристыдить своего гостя, но к вечеру некоторых из нас это стало невыносимо мучить, и когда мы начали укладываться спать, то я не стерпел и сказал Ивану Яковлевичу, что Костю наказали напрасно, - что он не вор, а вор вот кто, а мы все дали клятву его скрыть.

Иван Яковлевич вдруг побледнел и вскрикнул:

- Как клятву! Как вы смели клясться? Разве вы не христиане! Кто вам позволил чем-нибудь клясться? Видите, сколько от этого зла вышло, и теперь я уйду от вас.

Мы ещё больше встревожились и стали его упрашивать, но он твердил:

- Нет, я уйду, я непременно уйду, и не сам уйду, а меня выгонят, и это будет хорошо. Это будет к лучшему.

Так всё говорил, а сам плакал и потом вдруг приложил лоб к оконному стеклу, вздохнул и побежал из комнаты.

Куда и зачем побежал - мы не могли догадаться и долго ждали его возвращения, но потом так и уснули, не дождавшись, чтоб он назад пришёл; а утром, когда старая девушка Василиса Матвеевна принесла нам свежее бельё, мы узнали, что Иван Яковлевич к нам и совсем не воротится, потому что он сошёл с ума.

- Боже мой. - Мы так и обомлели. - Бедный, добрый Иван Яковлевич сошёл с ума. Это всё мы виноваты. Но что же он такое сделал?

- А он явился в бесчеловечном виде к господам и сделал фантазию, и ему за это отказано.

Фантазия состояла в том, что, взволнованный нашим двойным злочинством, Коза сошёл вниз, в гостиную, и, "имея в лице вид бесчеловечный", подошёл к губернаторше и сказал ей совершенно спокойным "бесчеловечным голосом":

С губернаторшею сделалось дурно, и она зашлась в истерике.

Мы за него обиделись и сказали:

- Для чего же это "на мужичьей подводе"?

- А то на чём же? - отвечала Василиса.

- Можно было в тележке, в которой на почту ездят.

- Ну, как же! ещё ему чего? В этой тележке попа святую воду петь возят. Для чего же его, глупого немца, держать в одной чести с батюшкой. Батюшка за наши грехи в алтаре молится, а его довольно бы ещё и не на подводе, а на навознице вывезти.

- И за что вы его так не любите?

- За то, что он дурак и вральмен.

- Он никогда не врёт, а всегда правду говорит.

- А вот это-то совсем и не нужно! Что такое его правда? Правда тоже хорошо, да не по всякую минуту и не ко всякому с нею лезть. Он сам для себя свою правду и твори, а другим свой закон на чужой кадык не накидывай. У нас свой-то закон ещё горазде много пополней ихнего: мы если и солжём, так у нас сколько угодно и отмолиться можно: у нас и угодники есть, и страстотерпцы, и мученики, и Прасковеи. Ему до нас встревать нечего. Зато ему и показали, где бог и где порог.

- Как же это показывают?

- А поставят человека к двери лицом да сзади дадут хорошенько по затылку шлык, а он тогда должен в подворотню шмыг.

- И это по-вашему значит показать человеку "где бог"?

- Да. Вон пошёл, вот и всё!

- Так, значит, и ему показали "где бог"?

- Ну, уж как-никак, а показали "где бог" и всё тут.

- Что же: он его увидит, и. пожалуй, будет рад, что его прогнали.

- Ну, уж это пусть его радуется как ему нравится: нам его жалеть нечего.

Мне было очень жалко Ивана Яковлевича, а сын француза Люи, маленький Альвин, ещё более о нём разжалобился. Он пришёл к нам в комнату весь в слезах и стал звать меня, чтобы вместе убежать через крестьянские коноплянники за околицу и там спрятаться в коноплях, пока повезут Ивана Яковлевича на подводе, и мы подводу остановим и с ним простимся. Мы так и сделали, - побежали и спрятались, но подвода очень долго не ехала. Оказалось, что Иван Яковлевич пожалел мужика, который был наряжен его везти, и уволил его от этой повинности, а сам пошёл пешком. На нём был его зелёный фрак и серая мантилия из казинета, а в руках у него мотался очень маленький свёрток с бельём и синий тиковый зонтик. Коза шёл не только спокойно, но как бы торжественно, а лицо его было даже весело и выражало удовольствие. Увидав нас, он остановился и воскликнул:

- Прекрасно, дети! Прекрасно! О, сколько для меня есть радости в одну эту минуту! - и он раскрыл для объятий руки, а на глазах его заблистали слёзы.

Мы бросились к нему и тоже заплакали, повторяя: "Простите нас, простите!" А в чём мы просили прощения - мы и сами того не могли определить, но он помог нам понять и сказал:

- Вы дурно сделали, что не берегли свою свободу и позволили себе клясться: поклявшись, вы уже перестали быть свободны, вы стали невольниками вашей клятвы. Да; вы уже не имели свободы говорить правду и вот через это бедного мальчика сочли вором и высекли. Могло быть, что его на всю жизнь могли считать вором и. может быть, он тогда бы и сделался вором. Надо было это разорить. И я разорил. Надо было бунтовать, и я бунтовал. (Иван Яковлевич стал горячиться.) Я иначе не мог. во мне дух взбунтовался. проснулся к жизни дух. свободный дух от всякой клятвы. и я пошёл. я говорил. я стёр. я опроверг клятву. не должно клясться. Без клятвы будь правдив. Вот что нужно. нигде и ни перед кем не лги. не лги ни словом, ни лицом. Не бойся никого. Что писано в прописи, чтобы кого-то бояться, - это всё вздор есть! Иисус Христос больше значит, чем пропись. О, я думаю, что он больше значит! Как вы думаете, кто больше?

- Ну, конечно, Христос больше, а он сказал: "никого не бойтесь". Он победил страх. Страх пустяки. Нет страха. Даже я. я победил страх! Я его прогнал вон. И вы гоните его вон. И он уйдёт. Где он здесь? Его здесь нет. Здесь трое нас и кто между нас. А. Кто? Страх? Нет, не страх, а наш Христос! Он с нами. Что. Вы это видите ли. вы это чувствуете ли. вы это понимаете ли?

Сочинения к варианту №23 ОГЭ по русскому языку "36 вариантов. И.П. Цыбулько".

(По Н. С. Лескову*)
* Лесков Николай Семёнович (1831-1895) — известный русский писатель и публицист.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Елены Михайловны Лазуткиной: "Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности".

Таким образом, мы убеждаемся в справедливости высказанного лингвистом Лазуткиной утверждения: восклицательные предложения действительно выражают отношение человека к другим людям, которые находятся рядом, или к событиям, происходящим в действительности.

Финал текста Николая Семёновича Лескова – это отражение основной мысли произведения, которую можно сформулировать так: человек с чистой совестью счастлив, несмотря ни на что, поэтому нужно всегда говорить только правду.

Этот пример навсегда остался в памяти рассказчика как доказательство того, что чистая совесть – это источник радости, не зависящей от жизненных обстоятельств.

Совесть – это главный наш нравственный ориентир. Именно она помогает нам понимать, правильно мы поступаем или нет. Иметь чистую совесть – значить испытывать счастье несмотря на обстоятельства.

Дать человеку ощущение внутреннего спокойствия может только чистая совесть, и тогда в душе поселится свобода от внешних обстоятельств, дающая огромную радость и счастье.


Задание 6 № 13088

Анализ содержания текста.

1) На улице шёл осенний дождь, и Толя боялся, что мама простудится и заболеет.

2) Толя понял, что мама очень переживала за него, поэтому и стояла под дождём, вглядываясь в школьные окна.

3) Толе не хотелось, чтобы мама узнала, что он сидит за одной партой с девочкой.

4) Толя не хотел, чтобы мама его опекала, как маленького.

5) Толя почувствовал себя взрослым, потому в школу ему надо было идти даже в дождь.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу. (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? — удивился Толя.

– (9)Меня. провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: — (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?

(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.


Задание 9 № 3262

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. М. Шанского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Таким образом, вывод Шанского о том, что сложноподчиненное предложение помогает показать взаимосвязь между миром и нашим его восприятием, оправдан.

9.2 Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.

Герой текста Анатолия Алексина любит свою маму, он не хотел, чтобы мама сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. А когда увидел её через окно, понял, насколько она его любит, поэтому ему захотелось ответить взаимностью. Именно об этом финальные строчки текста.

Когда мама собиралась провожать Толю в школу, он отказался, а мама покорно положила вещи в шкаф, потому что поняла своего ребёнка, потому что она дорожит его чувствами (предложения номер 7 — 11).

Толя бежал в школу, часто оглядываясь, чтобы мама не шла вслед за ним. Но показательным при этом является предложение номер 14 (На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу): маму герой узнаёт сразу — это говорит о том, что мальчик любит её, поэтому смог узнать на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!

Материнская любовь — это безопасность, покой, доверие, забота, но нельзя забывать, что в заботе и доверии нуждаются и наши мамы. Давайте почаще вспоминать об этом.

9.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.

Герой текста Анатолия Алексина любит свою маму, он не хотел, чтобы мама сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. А когда увидел её через окно, понял, насколько она его любит, поэтому ему захотелось ответить взаимностью. Мальчик любит маму, поэтому смог узнать на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!

Любовь матери к своему ребёнку является бескорыстной, исцеляющей и охраняющей, потому что мама любит ни за что-то, а просто так, потому что она мама. Малое, что мы можем дать взамен, это отплатить ей своей любовью.

Читайте также: