Человек не мох не плесень не морская капуста а

Обновлено: 18.09.2024

человек прежде всего существует, что человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявле

Больше цитат

Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Цитаты Жан-Поля Сартра

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат французского философа и писателя Жан-Поля Сартра (1905 — 1980).

Это, возможно, самый известный персонаж французской культуры XX века.

Цитаты сведены по темам: люди, жизнь, любовь, жизненная этика, прошлое, человеческие проявления, время, смысл жизни, о себе, экзистенциализм, бог, выбор, политика, мир, ответственность, слова и молчание, чтение, возраст, писательство, пустота, свобода.

В заключение приводятся цитаты о Сартре.

О людях

Мы являемся тем, что мы хотим.

Человек — это не сумма того, что у него есть, а производное того, чего у него пока нет, но может быть.

Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

Что касается людей, то меня интересует не то, что они собой представляют, а то, чем они способны стать.

Реализовать себя по–человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое–нибудь конкретное самоосуществление.

Человек обречен на свободу.

Несомненно, что мы не можем избежать страданий, ибо мы сами и есть страдание.

История любой человеческой жизни есть история поражения.

Люди — как игральные кости: мы бросаем себя вперёд по жизни.

Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста.

Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога.

Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством.

Человек состоит из всех людей. Он равен им всем, и все они равны ему.

Люди. Людей надо любить. Люди достойны восхищения. Сейчас меня вырвет наизнанку.

Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.

Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему.

Каждый человек — всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй, своих и чужих, и все, что с ним происходит, видит сквозь их призму. Вот он и старается подогнать свою жизнь под рассказ о ней. Но приходится выбирать: или жить, или рассказывать.

О жизни

Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем.

Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.

Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят — вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно.

Ничего нового. Существовал.

Сначала надо оказаться в каких-то исключительных обстоятельствах, а потом ощутить, что вносишь в них порядок. Если все эти условия соблюдены, мгновение становится совершенным.

Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности, его смысл в его погибели. Каждое мгновение наступает лишь затем, чтобы потянуть за собой те, что следуют за ним.

Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.

О любви

Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление — предоставлять свободу.

Быть любимым — значит чувствовать, что имеешь право на существование.

Право на любовь мы завоюем кровью.

Любящий требует клятвы и раздражается от нее. Он хочет быть любимым свободой и требует, чтобы эта свобода как свобода не была бы больше свободной.

Любовные шашни куда лучше иметь в прошлом, чем в настоящем, — на расстоянии можно судить, сравнить, обдумать.

Понимаешь, начать кого- нибудь любить - это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность. Вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься и этого уже не сделаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну.

Женщина — только предлог для того, чтобы грезить.

О жизненной этике

Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.

Человек всегда достоин того что с ним случается.

Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.

Тот, кто в тревоге узнает, что обстоятельства его жизни — это заброшенность в такую ответственность, которая ведет к полному одиночеству, тот больше ничего не знает об угрызениях совести, о раскаянии, о самооправдании.

Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.

Женщину, друга или город не бросают одним махом.

Одну и ту же глупость не следует совершать дважды; в конце концов выбор достаточно велик.

Лучше молитва, чем слезы, — шуму меньше.

Делать что бы то ни было в три часа дня либо слишком поздно, либо слишком рано.

О прошлом

Прошлое в карман не положишь, надо иметь дом, где его разместить.

Ничто не меняется так часто, как прошлое.

Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.

Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире.

Но я ничего больше не вижу: сколько я ни роюсь в прошлом, я извлекаю из него только обрывочные картинки, и я не знаю толком, что они означают, воспоминания это или вымыслы.

Однако на сотню мертвых историй сохранялись одна-две живые. Эти я вызываю в памяти с осторожностью, не часто, чтобы они не износились.

О человеческих проявлениях

Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.

Умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность.

Просто диву даешься, как можно лгать, прикрываясь здравым смыслом.

Не терплю, когда от меня чего-то ждут. У меня сразу же появляется желание сделать всё наоборот.

Это так приятно — плевать на всё.

Мужчине идет, когда он богатый. Сразу внушает доверие.

О времени

Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь.

Мы должны понять, что ни люди, ни их действия не находятся во времени: время, как конкретное свойство истории, созидается людьми на основе их изначального времяполагания.

У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим.

Страх годился в прошлом, когда у нас была надежда.

Я склоняюсь над каждой секундой, стараюсь исчерпать ее до дна, стараюсь вобрать в себя, навеки запечатлеть в себе все, что она содержит — и мимолетную нежность прекрасных глаз, и уличный шум, и обманчивый свет зари, — и, однако, минута истекает, я не удерживаю ее, мне нравится, что она уходит.

О смысле жизни

Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!

Жизнь до того, как мы её проживём - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл.

Мы выдумываем ценности. Априори жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл.

Разгадали всё – за исключением одного: как жить.

В то мгновение, когда вы теряете иллюзию своего бессмертия, жизнь лишается всякого смысла.

Было нечто, чем я, не сознавая этого, дорожил больше всего на свете. Это была не любовь, боже мой, нет, и не слава, не богатство. Это было… В общем, я воображал, что в известные минуты моя жизнь приобретала редкий и драгоценный смысл. И для этого не было нужды в каких-то особых обстоятельствах, нужна была просто некоторая четкость.

О себе

У нас в доме не злословили, у нас с сожалением констатировали недостатки того или иного человека.

За любое счастье приходится расплачиваться, нет такой истории, которая не кончилась бы плохо. Пишу об этом не с какой-то патетичностью, а просто так, хладнокровно, потому что всегда так думаю и потому что надо было об этом здесь сказать. Это ничуть не мешает мне впутываться в истории, но у меня всегда было убеждение, что у них будет мрачный конец.

Моя лучшая книга — та, над которой я работаю.

Об экзистенциализме

Экзистенциализм - это гуманизм.

Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.

О боге

Респектабельные люди верят в Бога, чтобы только не говорить о нем.

Но, кто посмеет сказать, будто Господь нас покинул? Вас хотят заставить усомниться в ангелах. Братья мои, ангелы здесь. Нет, не подымайте ваших глаз. Небеса пусты. Ангелы здесь, на земле.

Я не ощущаю себя продуктом случая, песчинкой во вселенной; я чувствую, что был ожидаем, приготовлен, задуман. В общем, такое существо, как я, могло появиться только волей Творца. Говоря о творящей руке, я имею в виду Бога.

О выборе

Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие.

Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.

Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

О политике

Всякий антикоммунист — сволочь.

Недоверие ведет к войне.

Империалистический геноцид может привести к более тяжким последствиям, поскольку группа, которую американцы пытаются уничтожить, уничтожая вьетнамский народ, — это всё человечество.

О мире

Мир прекрасно обошелся бы без литературы; еще лучше он обошелся бы без человека.

Мир несправедлив; раз ты его приемлешь — значит, становишься сообщником, а захочешь изменить — станешь палачом.

Предметы не должны нас беспокоить: ведь они не живые существа. Ими пользуются, их кладут на место, среди них живут, они полезны - вот и все.

Об ответственности

Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей.

Когда человек ничего не делает, он думает, что отвечает за все.

Человек ответственен за свои страсти.

О словах и молчании

Молчание есть аутентичная форма слова. Молчит лишь тот, кто способен что-то сказать.

Каждое слово имеет последствия. Каждое молчание, тоже.

Слова — это заряженные пистолеты.

О чтении

Читать - значит, ориентируясь по знакам, вступать в контакт с ирреальным миром.

Всем известно, как тихи кладбища. Библиотека – самое веселое из них. Тут уж покойники в полном составе: они не сделали ничего плохого, лишь писали… От книги исходит аромат склепа. Вот тут начинается странный процесс, которую он называет чтением. С одной стороны, это обретение: он передает свое тело мертвым, чтобы они могли ожить. С другой – это общение с потусторонним миром.

О возрасте

В борьбе отцов и детей младенцы и старики нередко действуют заодно: одни прорицают, другие толкуют прорицания. Природа глаголет, опыт комментирует — среднее поколение может заткнуться.

Юность — весьма странная вещь. Внешне она ярко сияет, в то время как внутри не чувствует ничего.

О писательстве

Надо остерегаться литературщины. Надо писать первое, что просится на кончик пера, не выбирая слов.

Пожилым писателям обычно не по вкусу слишком рьяные похвалы их первому произведению.

О пустоте

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.

Я, слава богу, свободен. Ах, до чего же я свободен. Моя душа — великолепная пустота.

О свободе

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.

Я сам своя свобода.

О разном

Одежда играет ту же роль для глаз, что и ложь для ушей; это громогласный, трубный грех, который окутывает и делает невидимым.

Проигранное сражение — это сражение, которое считаешь проигранным.

Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, — и ненависть переходя от соседа к соседу, заражает всё человечество.

Мне кажется, что у каждого из нас есть своё отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.

Как и все мечтатели, я путаю разочарование с истиной.

Заставить силой учить философию - это плохо: это удел плохих людей.

До чего же я прав, если все вы так громко вопите.

Вот этого как раз и надо остерегаться — изображать странным то, в чем ни малейшей странности нет. Дневник, по-моему, тем и опасен: ты все время начеку, все преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду.

Безусловно, Сартр является талантливым и ярким левым интеллектуалом. Но в то же время он везде не вполне профессионал: не вполне философ по оценкам философов, не вполне писатель по оценкам писателей, и т.д. Возможно, спорное утверждение Сартра, что существование предшествует сущности человека является проективным именно для него , регулярно запутывавшимся то в марксизме и маоизме, то в бытии и ничто.

Цитаты про Сартра

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Жан-Поль Сартр Экзистенциализм — это гуманизм

Экзистенциализм — это гуманизм: краткое содержание, описание и аннотация

Жан-Поль Сартр: другие книги автора

Кто написал Экзистенциализм — это гуманизм? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Жан-Поль Сартр: Тошнота

Тошнота

Жан-Поль Сартр: Стена

Стена

Жан-Поль Сартр: Экзистенциализм — это гуманизм

Экзистенциализм — это гуманизм

Жан-Поль Сартр: Фрейд

Фрейд

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Жан-Поль Сартр: Дороги свободы. III.Смерть в душе. IV.Странная дружба

Дороги свободы. III.Смерть в душе. IV.Странная дружба

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Пол Стретерн: Сартр за 90 минут

Сартр за 90 минут

Жан-Поль Сартр: Дороги свободы. I.Возраст зрелости

Дороги свободы. I.Возраст зрелости

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Жан-Поль Сартр: Тошнота

Тошнота

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Экзистенциализм — это гуманизм — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса[2] и исповедующего католицизм Габриэля Марселя[3]; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер[4] и французские экзистенциалисты[5], в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта. Как это, собственно, следует понимать?

Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например книгу или нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой — приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. И это обусловливает наличие здесь, передо мной, данного ножа или данной книги. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола? Ибо мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек — существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек — это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Читайте также: