Экологический проект в детском саду 1 младшая группа огород на подоконнике посадка лука

Обновлено: 18.09.2024

Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Тип Проекта:

По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.

По числу участников : групповой (дети второй младшей группы).

По времени проведения :3 месяца (март-май)

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.

Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)

Проект включает в себя три этапа:

2. Основной (исследовательский).

Значимость проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.

Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.

Предполагаемый результат проекта:

Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

Содержание деятельности воспитателя и детей :

- определение темы Проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный матери-ал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа Проекта.

Работа с родителями :

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;

Ответственные за выполнение : воспитатель, родители.

2. Основной (исследовательский)

Содержание деятельности воспитателя и детей :

• рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).

• посадка : лук коллективно, огурец,

• посев : пшеница, салат, укроп.

• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений :

- знакомство с моделью трудового процесса;

- установка на светлое место;

- оформление огорода на окне;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

Сюжетно- ролевые игры : собери пазлы на тему "Овощи".

1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.

3. Продуктовый магазин.

Пальчиковая гимнастика :

-раскрашивание картинок "Овощи", "Фрукты"; рисование "Мои любимые фрукты и овощи", лепка "Чудо-горошины";

- чтение художественной литературы (русские народные сказки "Репка", "Вершки и корешки", "Пых", "Бобовое зёрнышко", стихотворения С. В. Михалкова "Овощи", стихи об овощах и фруктах, " Однажды с базара хозяйка пришла", загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах.

Работа с родителями :

Ответственные за выполнение : воспитатель, дети, родители.

3. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- анализ полученных результатов;

- фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"

Работа с родителями :

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

Ответственные за выполнение : воспитатель, родители.

Предполагаемые результаты : из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Итоговые результаты :

- Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;

- Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;

- Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;

- Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.





Перспективы дальнейшего развития проекта:

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)

4. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику




Задачи:
1. Расширять знания детей о зеленом витамине.
2. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.
3. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
4. Учить детей бережному отношению к природе.
5. Воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Уметь видеть результат своего труда.
Методы и приемы: наблюдение, беседы.
Актуальность проекта: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растении, о необходимых условиях для роста. Проект направлен на расширение знаний детей об овоще – лук, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Материал : земля, вода, лук, контейнеры для посадки, лейка для полива, палочки для рыхления земли, раскраски.
Проблема: Дети не любят лук. А чтобы полюбить его, нужно узнать, как его выращивать и понять, сколько сил, труда и терпения нужно приложить, чтобы у нас на столе был лук.

Поисково-исследовательская активность это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследования , открытия позволяют детям сделать шаг в неизведанный и непознанный мир.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия познают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.

ВложениеРазмер
проек " Посадка лука" 40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность: 2,5 недели.

Выполнила воспитатель: Потехина М.Е.

Г.о.г Шахунья 2021г.

1. Информационная карта.

Наименование, вид и продолжительность проекта

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность: 2,5 недели.

воспитатель Потехина М.Е..

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе.

  • Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
  • Научить детей готовить землю для посадки лука;
  • Познакомить с инструментами, материалами для посадки;
  • Научить детей с помощью воспитателя сажать лук;
  • Научить поливать лук под руководством воспитателя;
  • Дать представления о выращивании лука;
  • Наблюдать за появлением первых перышек лука;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к луку;
  • Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
  • Формировать у детей познавательный интерес к луку;
  • Организовать художественно – продуктивную творческую деятельность.

Краткая аннотация содержания проекта

Велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста, поэтому важными разделами программы работы нашего МБДОУд\с№41комбинированого вида являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатся видеть красоту природы и любить ее, а так же видеть проблемы и находить способы их решения.
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует это сделать сам.

Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют

представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об

овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке). Дать начальное представление об отличии комнатных цветов, от

Сроки выполнения проекта

С8 по 23 апреля 2021г.

Материально техническая база

Земля, вода, лук по кол-ву детей, контейнер 2 шт. для посадки, лейка для полива, лапотка для рыхления земли, фартуки.
Проект мало затратный, может использоваться в любой группе д\с.

Дети научатся сажать и элементарно ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания; у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях; дети узнают о пользе зелёного витамина.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство вызовет огромный интерес ребенка, если взрослые научат детей наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, какой получает растение уход или нет. Только с помощью взрослых малыши могут понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы и ухода за растением. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать растениям, ухаживать за ними.
Поисково-исследовательская активность это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследования , открытия позволяют детям сделать шаг в неизведанный и непознанный мир.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия познают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы и объема информации, которая может быть воспринята детьми. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта через исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний и навыков в жизни.
Мною был проведен сбор информации и анализ по теме. Была подобрана литература и демонстрационный материал.
Проект был разделен на 3 этапа.

Список использованной литературы:

4. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

5. Интернет ресурсы

Лук репчатый - пряное, культурное, растение - относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того в луке имеются - протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами : С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Применение в медицине.

В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.

Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук широко используется в современной медицине. Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.

Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.

Вид проекта: познавательно – практический, среднесрочный.

Участники проекта: Воспитатели, воспитанники, родители.

Цели:

- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.

- Научить с помощью воспитателя сажать растения;

- Поливать растения под руководством воспитателя;

- Дать представления о выращивании растений;

- Наблюдение за всходами растений;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;

- Формировать у детей познавательный интерес к растениям;

- Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.

Активизация словаря: лук, чеснок, фасоль, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.

Работа над проектом с родителями:

- привлечь родителей к организации и реализации проекта;

- обсуждение темы проекта;

- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.

Работа над проектом с детьми:

Познавательно – исследовательская деятельность:

- рассматривание растений (понятия большой - маленький; один-много);

- наблюдение за посадкой, первыми всходами;

Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);

Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);

Продуктивная деятельность:

- раскрашивание лука, кабачка;

Работа с педагогами:

Предполагаемый результат:

1. Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы проекта:

1 Этап – подготовительный:

2. изучение методических пособий и литературы по теме;

3. подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);

5. составление перспективного плана мероприятий.

2 Этап – основной:

1. познавательно-исследовательская деятельность;

3. рассматривание картин, иллюстраций;

4. чтение литературы;

5. дидактические игры;

6. художественное творчество (лепка, раскрашивание).

3 Этап – заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

4 Этап - презентационный:

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.

Читайте также: