Если бы на горох не мороз он бы тын перерос объяснение

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Слайд 1 - тема

(доска с мозаикой и надписями – части растения)

- Все дети любят собирать мозаику, тоже я предлагаю сделать и вам сейчас. Попрошу выйти к доске 1 человека.

- Что же у вас получилось? (растение)

- Как оно называется? (горох)

- Почему остались части мозаики? Почему их не использовали ? (они лишние и относятся к животным)

- Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о растениях)

Да, сегодня мы расширим свои знания о растениях.

- Растения вы составили из частей, а показать вы эти части можете?

- Соотнесите название частей растения на рисунке (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Комментарий: Опыт показывает, что не все дети знают части растения, поэтому здесь я даю научное название частей растения.

Слайд 2 (страница учебника)

Для первичного закрепления я предлагаю детям выполнить задание в учебнике на с.22

На доске мозаику закрываю – обучающиеся по памяти находят части растений, потом открываю доску – дети выполняют самоконтроль.

- А как вы думаете, зачем растению нужен корень? (чтобы удерживать растение и всасывать питательные вещества)

- А в чем находится растение? (земля)

- Какие части растения расположены над землей? А под землей?

Слад 3 – фото с опытами

Далее дети рассматривают живое растение – предыдущим заданием был опыт по выращиванию гороха и фасоли. Ребята принесли свои работы. Здесь можно предложить детям исследовать на наглядном примере какие части растения находятся над землей.

- А что же спрятано под землей? (прикрепляю землю)

Человек очень давно стал наблюдать за жизнью растений. Свои наблюдения он выразил в народных приметах, чтобы ваш выбор был более верным, обратитесь к приметам, в них зашифрован ответ – какие условия необходимы для жизни растений.

Слайд 4 с приметами

(В зал раздаю 3 народные приметы на листах:

1. Коли в мае дождь, будет и рожь.

2. Если бы на горох не мороз, он бы тын перерос.

3. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

Идет обсуждение. Выслушиваю ответы.)

- Вы правы, для роста и развития растения необходимы природные условия - солнце и вода. Уберите лишнее и объясните свой выбор (убирают лишнее - телевизор, телефон, холодильник, оставляю – солнце, дождь, когда прикрепляю дождь – включают звуковой эффект – капли дождя )

Я думаю, что теперь с такими комфортными условиями наш горох вырастет и даст хороший урожай.

Вы, наверное обратили внимание, что для формирования научных понятий: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, я предлагала детям мозаику, отбрасывая лишние части, опираясь на жизненный опыт детей, конечно на этом этапе могут быть ошибки, но ребята помогают друг другу и исправляются.

На этом этапе урока я формирую регулятивные УУД: здесь дети прогнозируют тему на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД : Дети учатся ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные универсальные учебные действия : В предложенных вариантах ответа, опираясь на жизненный опыт, дети учатся объяснять выбор.

Слайд 6 - картинки растений

2. Для того, чтобы научить ребенка классифицировать растение по существенному признаку я использую игру. И сейчас предлагаю ее вашему вниманию.

- А все ли растения имеют такое строение, как горох? Давайте рассмотрим другие растения. Я попрошу выйти к доске 6 человек - выберите себе по одному растению, которое вам нравится. (взяли в руки, построились в одну линию).

- У него зеленые листья. Что это может быть? (подняли все карточки)

- Какой из этого можно сделать вывод, раз вы все подняли карточки?

Вывод : Значит все растения имеют листья.

- У него есть листья и корень. О чем речь? (Все подняли карточки)

Вывод: Значит у всех ваших растений есть листья и корень

- У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? (подняли 2 карточки) А как называются ваши растения? Как их назвать одним словом? (деревья) ( слайд 7 – слово-деревья)

- А какой же ваш главный признак? (большой ствол, покрытый деревянистой корой) Этот признак называется существенным ( на слайде появился существенный признак деревьев)

- У этих растений от корня отходят несколько стволиков, покрытых корой. Что это может быть? (поднимают карточки с кустарниками) (слайд)

- Как называются ваши растения? Как вы назовете свои растения одним словом? (кустарники)

- А какой существенный признак ваш? ( несколько стволиков, покрытых корой)

- Посмотрите на картинки своих растений и подумайте - к какой группе относятся ваши растения. ( к травам)

- А есть ли у ваших растений ствол?(его называют стебель)

- Какой же ваш существенный признак? ( стебли сочные, зеленые или полые внутри)

Итак, мы выделили по существенному признаку 3 группы растений. Произнесите название своей группы и существенный признак, который отличает вас от других групп растений. (деревья, кустарники, травянистые растения)

Для закрепления материала можно предложить ребятам выполнить задание на с.23 учебника и ( Слайд 9) в рабочей тетради на с.19 дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом-понятием.

(Я вас попрошу присесть за столы, потому что дальше мы будем работать по группам)

Сейчас я вам показала, как в форме непринужденной игры дети учатся классифицировать растения по существенному признаку. (Слайд 10 ) В ходе такой работы у детей формируются познавательные универсальные учебные действия:

Учащиеся учатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, они добывают новые знания: учатся находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

3. Помимо закрепления материала, который предлагает учебник, я учу своих первоклассников применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях в рамках урока, которые приближены к окружающему миру ребенка. И хочу сейчас предложить их вам:

11. Мульт 1 (комментарии)

12. Мульт 2 (комментарии)

13. Мульт 3 (комментарии)

14. Слайд с картинками -загадками

Ø Все дети любят отгадывать загадки, и сейчас, опираясь на зрительный образ (перед вами лежат картинки-отгадки), сопоставляя данные, привлекая свой жизненный опыт, угадайте растение и группу, к которой относится отгадка и поднимите картинку.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (одуванчик) после ответа (Слайд 15.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) после ответа Слайд 17

Сладок, да не пахуч.

Все руки обдерешь. (крыжовник) после ответа Слайд 19

Нарисуйте это растение.

Слайд 21 – поющие дети

Ø Сейчас приглашаю по 1 человеку из группы к доске. Сейчас вы не будете видеть растение, вы не будете слышать название растения – вы будете его ощущать, поэтому мы вам закрываем глаза – попробуйте руками и определите – к какой группе относится это растение.

Вывод – на ощупь определить растение нельзя – его нужно видеть., нужно видеть существенный признак.

- Какое же это растение? К какой группе относится?

Слайд 22 – китайская роза

В результате выполнения таких заданий у детей формируются УУД.

Регулятивные УУД:

Где они учатся высказывать свою версию на основе услышанного, увиденного.

Коммуникативные УУД:

Дети учатся донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне предложения или небольшого текста), также слушать и понимать речь других.

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся получает возможность для формирования:

– интереса к учебному материалу;

– мотивации к успешности учебной деятельности;

В конце урока я детям предлагаю выполнить по желанию домашнее задание – проект – объемная модель растения из различных материалов, с соблюдением частей растений и их существенных признаков.

Я буду рада, если мое выступление стало интересным и полезным для вас. Спасибо за работу.

Возможно, смысл пословицы в том, что если человеку что-то дорого, он должен уметь это защищать.

Кабы не кабы, стала б кобыла мерином

Если бы не мороз, то овес бы до неба дорос

Кабы на дятла да не свой носок, никто бы его не нашел

Дятла бы никто не нашёл, если бы он не высовывался и не шумел.

Кабы ведал, у чужого б не обедал

Кабы Иван Великий был маленький, а карман у меня большой, я б его туда посадил

Как думаете, что означает эта пословица? Пишите свои варианты в комментариях.

Понравилась подборка? Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь , чтобы не пропустить другие наши материалы.

Ср. Небось, не умрет (от наказанья), будет только по умнее. Кабы на горох не мороз, он бы через тын перерос.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое "кабы на горох не мороз, так он бы через тын перерос" в других словарях:

Кабы на горох не мороз, так он бы через тын перерос — Кабы на горохъ не морозъ, такъ онъ бы черезъ тынъ переросъ. Ср. Небось, не умретъ (отъ наказанья), будетъ только по умнѣе. Кабы на горохъ не морозъ, онъ бы черезъ тынъ переросъ. Григоровичъ. Рыбаки. 1, 6. Ср. Боекъ ты, боекъ постой, я тебя… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ГОРОХ — муж. известное повойное, стручковатое растение и плод или семя его, Pisum. У нас более известны породы: горох простой или серый, горох толстый, горох сахарный. Горох не жнут и не косят, а крючат. Перить, оперять горох, утыкать хворостом. Горох да … Толковый словарь Даля

ВОЛЯ - НЕВОЛЯ — Надулся, да не отдулся. Из сил выбился. Не сможешь, не осилишь; а надорвешься, не поможешь. Что с ним заведешь: шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить съемкой шапки). С него шапки не сымешь. С него взятки гладки. Лег верблюд, так… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

В представленной статье проанализированы и описаны русские пословицы, в которых личные имена собственные имеют неточную рифму с именами неодушевленными. Показано, что неточная рифма в русских пословицах с антропонимами обусловлена разными падежными формами имен существительных, включенных в состав пословицы, а также принадлежностью этих существительных к разным лексико-грамматическим разрядам с точки зрения одушевленности - неодушевленности.

Ключевые слова

Текст научной работы

Русские пословицы, являясь единицами устного народного творчества, сохраняют историю и культуру народа.

В качестве устойчивых выражений они относятся к языковому уровню.

Как мы показали на большом иллюстративном материале в работах 8, лингвистическими факторами рифмовки слов в русских пословицах могли стать явления как фонетического, так и морфологического уровней, происходившие в русском языке в предыдущие эпохи.

1. Среди таких фонетических изменений, влиявших на появление рифмовки в русских пословицах, нами были отмечены следующие факторы:

а) процесс падения редуцированных в древнерусском языке, напр., в таких пословицах:

Где цветок (о ък), не прискучит хороший дружок (> ьк).
Кому убыток, а попу доход

Список литературы

Цитировать

Читайте также: