Г мендель скрещивал две чистые линии растений гороха они отличались по двум признакам

Обновлено: 18.09.2024

В чем значение биогенетического закона?

Биогенетический закон, сформулированный Ф. Мюллером и Э. Геккелем, позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода исторического развития вида.

Методика опытов Г. Менделя

Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

Г. Мендель разработал методику проведения опытов над растительными гибридами. Суть этой методики сводилась к следующему. Во-первых, для проведения опытов Г. Мендель удачно выбрал объект исследования — садовый горох, растение самоопыляемое, с коротким периодом созревания, что очень удобно для анализа потомства. Во-вторых, Г. Мендель использовал чистые линии садового гороха, представляющие собой различные сорта, отличающиеся каким-либо признаком и не смешивающиеся в природных условиях. В-третьих, экспериментатор выбирал для наблюдения не множество, а лишь одну пару признаков гороха. В одних случаях он выяснял наследование окраски горошин (желтой или зеленой), в других — их формы (гладкой или морщинистой) и т. д. В-четвертых, для получения большой выборки для анализа результатов опытов Мендель скрещивал одновременно не одну пару растений, а несколько родительских пар. В-пятых, Г. Мендель вел подсчет потомства, которое появлялось в результате каждого скрещивания. Эта математическая обработка результатов опытов позволила ему выявить закономерности наследования признаков.

Горох в опытах Г. Менделя

Почему для опытов Г. Менделя был удачным выбор гороха?

Горох садовый — растение, не требующее каких-то особых условий выращивания, с коротким периодом созревания, позволяющим собирать урожай несколько раз в году. У гороха множество сортов, отличающихся друг от друга хорошо заметными признаками. Кроме того, это растение самоопыляемое, что очень важно для проведения опытов по скрещиванию. Экспериментатор может удалить тычинки у цветка одного растения, а опылить его пыльцой совершенно другого экземпляра.

Аллельные гены

Какие гены называются аллельными?

Гены, отвечающие за проявление одного и того же признака (например, окраски семян) и расположенные в одном и том же локусе (участке) гомологичных хромосом, называют аллельными.

Гомозиготные и гетерозиготные организмы

Чем гомозиготный организм отличается от гетерозиготного?

Гомозиготные организмы содержат в гомологичных хромосомах два одинаковых аллельных гена. У гетерозиготных организмов аллельные гены различны, например, один определяет появление желтой окраски семян, а другой — зеленой.

Гибридологический метод

В чем суть гибридологического метода?

Гибридологический метод, предложенный Грегором Менделем, предусматривает скрещивание родительских пар, отличающихся между собой рядом признаков, и последующий учет соотношений комбинаций этих признаков у потомков.

Закон чистоты гамет

Сформулируйте закон чистоты гамет.

Закон чистоты гамет можно сформулировать следующим образом: при образовании половых клеток (гамет) в каждую из них попадает один ген из пары аллельных генов, так как лишь одна хромосома из пары гомологичных хромосом в процессе мейоза попадает в гамету. Во времена Г. Менделя не были открыты процессы деления клеток, хромосомы и гены, однако гениальность чешского экспериментатора заключалась в том, что гипотезу чистоты гамет он сформулировал на основе анализа своих опытов. Гены Мендель называл элементами наследственности. Он утверждал, что в каждой соматической клетке этих элементов по два (говоря современным научным языком, два аллельных гена), а в половую клетку попадает лишь один наследственный элемент из пары.

Моногибридное скрещивание

Что такое моногибридное скрещивание?

Моногибридным называют скрещивание родительских пар, отличающихся между собой лишь по одному признаку (окраске цветка, форме семян и т. д.).

Доминантные и рецессивные признаки

Какой признак называется доминантным; рецессивным?

Доминантным называют такой признак из пары, который у гибридов подавляет проявление другого. Рецессивный признак — это признак, подавляемый доминантным. Одну пару признаков обозначают какой-либо буквой алфавита: доминантный — прописной (А), а рецессивный — строчной (а).

Расщепление по фенотипу при неполном доминировании

Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?

При неполном доминировании во втором поколении происходит расщепление потомства в отношении 1:2:1 как по генотипу (АА : Аа : Аа : аа), так и фенотипу (х/4 особей несет доминантный признак, для 2/4 характерно неполное проявление доминантного признака и V4 — рецессивный признак).

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 6.

1) 2 – Количество хромосом перед началом мейоза не изменяется. Реплицируется ДНК.

2) 3 – В начале мейоза набор хромосом в ядре 2n4c.

3) 6 – В гаметы попадают однохроматидные хромосомы.

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

3. Белки входят в состав плазматической мембраны.

4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.

6. Молекулы белка входят в состав многих органоидов, но не входят в состав рибосом.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Оплодотворение – процесс слияния яйцеклетки со сперматозоидом. (2) Яйцеклетка – женская гамета – у животных образуется в матке. (3) Она формируется в результате овогенеза и содержит диплоидный набор хромосом. (4) Яйцеклетка открыта К. М. Бэром. (5) Она покрыта наружной клеточной мембраной с многочисленными ворсинками, имеет цитоплазму, ядро и не содержит питательных веществ. (6) Икринка рыбы, яйцо птицы – это крупные яйцеклетки. (7) У большого количества животных яйцеклетки остаются во внутренних половых органов и имеют малый размер.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.

1. 2 – Яйцеклетка у животных образуется не в матке, а в яичниках.

2. 3 – Яйцеклетка содержит не диплоидный, а гаплоидный набор хромосом.

3. 5 – Яйцеклетка содержит запас питательных веществ, что способствует выживанию зародыша.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. (2) Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. (3) Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (4) При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. (5) Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. (6) Популяционно-статистический метод позволяет изучать частоты различных генов в популяции. (7) Этот метод можно использовать для определения частоты встречаемости наследственных болезней среди определённой расы.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.

(1) Выделяют два типа онтогенеза: прямой и непрямой. (2) При прямом развитии новорождённые организмы отличаются от взрослых размерами, недоразвитием ряда органов и пропорциями тела. (3) При непрямом развитии личинка претерпевает метаморфоз. (4) Личинка практически не отличается от взрослой формы. (5) Переход функциональных систем на режим взрослого организма характеризуется интенсивным ростом органов и частей организма. (6) Выделяют три типа роста организма: ограниченный, неограниченный и частичный. (7) Для человека характерен неограниченный рост.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. 2. Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян. 3. В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие только плоды с жёлтыми семенами. 4. Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения, как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. 5. При этом половина гибридов давала жёлтые семена. 6. Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной.

1. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?



2. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.



3. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая – розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти - доминантный (А).

А - розеточная шерсть, а - гладкая.
Самец А_, первая самка аа, вторая – А_
В потомстве от первой самки был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от матери, а вторую – от отца, следовательно, отец Аа, дети от первого скрещивания Аа и аа.
В потомстве от второй самки тоже был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от отца, а вторую от матери, следовательно вторая самка Аа, дети от второго скрещивания АА, Аа и аа.

4. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. Оба родителя гетерозиготны. Определите вероятность рождения шестипалых детей.



5. Ген вьющихся волос доминирует над геном прямых волос. Какова вероятность появления ребенка с прямыми волосами, если известно, что отец мужа и мать жены имели прямые волосы, а мать мужа и отец жены имели вьющиеся волосы, как и все их предки?

А-вьющиеся, а-прямые
отец мужа аа
мать жены аа
мать мужа А_
отец жены А_
поскольку все предки были вьющиеся, то А_ -> АА
родители мужа и жены аа х АА
муж и жена Aa х Аа
дети АА, 2Аа, аа
фенотип 3 вьющиеся, 1 прямые
ответ 1/4

6. У человека не рыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные не рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

1) Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос.
2) Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребёнка (25%).
3) Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все не рыжие или все рыжие, а также любое сочетание рыжие/не рыжие. Однозначный ответ дать нельзя.

7. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери - карие. Какие дети могут родиться в этой семье, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью?



8. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?



9. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.



10. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?



11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (1) В классической генетике широко используется несколько методов: гибридологический, цитогенетический, генеалогический и др. (2) Генеалогический метод, используемый в генетике, разработал Г. Мендель. (3) При скрещивании чистых линий гороха с альтернативными признаками Мендель получал потомство с признаками только одного родителя. (4) Такое потомство называют гомозиготным. (5) На основании полученных результатов Г. Мендель вывел закон единообразия гибридов первого поколения. (6) В целях выявления генотипа особи с доминантными признаками используют анализирующее скрещивание. (7) Если все потомство F1 в анализирующем скрещивании будет иметь доминантный фенотип, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный - Аа.

2 - Г. Мендель разработал гибридологический метод;
4 - такое потомство называют гетерозиготным (гибридным);
7 - генотип исследуемого родителя гомозиготный - АА (в случае гетерозиготного генотипа Аа исследуемого родителя получится расщепление 1:1, а не единообразие)

12. Почему в реальной жизни очень часто встречаются отклонения от законов Г. Менделя?

1) Законы Менделя носят статистический характер, т. е. подтверждаются на большом числе особей (большой статистической выборке). В реальной жизни у организмов, дающих небольшое количество потомков, встречаются отклонения от законов Менделя.
2) Расщепления при неполном доминировании, сцеплении с полом, взаимодействии генов не соответствуют законам Менделя.

13. Для чего проводится анализирующее скрещивание? Приведите пример такого скрещивания.

1) Анализирующее скрещивание проводится для установления генотипа особи с доминантным фенотипом для выявления у неё рецессивного гена.
2) Для этого скрещивают гомозиготную по рецессивному гену особь с особью, генотип которой неизвестен.

14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. (2) Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян. (3) В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие только плоды с жёлтыми семенами. (4) Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. (5) При этом половина гибридов давали жёлтые семена. (6) Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной. (7) По результатам первого скрещивания Г. Менделем было сформулировано правило доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения.

2) В данном случае указан один признак – окраска семени.
5) Жёлтые семена были у трёх четвертей гибридов.
6) Рецессивным был признак зелёной окраски семян.

Г. Мендель, скрещивая растения, отличающиеся по , установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами – . Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется . Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении, называется .

Законы Менделя

Установите соответствие законом наследственности и его формулировкой.

При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление доминантных и рецессивных признаков в соотношении 3:1. Генотипы второго поколения - АА, Аа, Аа, аа, то есть наблюдается соотношение 1:2:1.

При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение гибридов единообразно как по фенотипу, так и по генотипу.

Закон чистоты гамет

II закон Менделя

I закон Менделя

Генетика – наука о наследственности

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.

1. Половые клетки.

2. Организм, полученный вследствие скрещивания генетически различающихся форм.

4. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

5. Преобладание признака.

6. Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака.

Наследственность как свойство организма

Заполните пропуски в тексте.

Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать блондинка. Следовательно, доминирует ген , а рецессивен ген .

Дано: в потомстве кота Васьки и пяти чёрных кошек были чёрные и серые котята, причём серых было в три раза больше. Следовательно, доминирует ген , рецессивен ген , а кот Васька по данному признаку.

Основные понятия генетики

Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой.

Гетерозиготный генотип

Гомозиготный генотип

Генетическая символика

Заполните пропуски в тексте.

Родителей обозначают . Гибридное потомство обозначают . Женская особь обозначаются . Мужская особь обозначаются . Гетерозигота обозначается . Гомозигота обозначается .

Опыты Г. Менделя

Подчеркните в тексте предложения, в которых допущены ошибки.

Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха.

Они отличались по двум признакам: жёлтому и зелёному цвету семян.

В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие плоды только с жёлтыми семенами.

Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения, как с жёлтыми, так и с зелёными семенами.

При этом половина гибридов давала жёлтые семена.

Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной.

Моногибридное скрещивание

Установите правильную последовательность этапов проведения моногибридного скрещивания.

Читайте также: