Какие овощи срывают руками

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Оборудование:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:

Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!

Дети: Овощи!

Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.

Под землёй росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пёс Артошка:
— Гав-гав-гав – привет, …!
(картошка)

Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

2. Основная часть.

Логопед : Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?

Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).

1) Пальчиковая гимнастика

Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.

В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:

Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.

Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.

Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.

Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?

Срывают: (помидор, огурец),
Выдёргивают: (лук, морковь),
Срезают: (кабачок, капуста),
Выкапывают: (картофель).

Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?

Дети: сок, суп, салат…

Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?

Дети: Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор.
Салат: капуста, огурец, овощи.
Суп: помидор, картофель, овощи.

Логопед: Молодцы!

9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.

Дети: Морковь растет под землей и т.д.

Итог занятия.

Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.

— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!

http://www.birzhanova.ru/storage/editor/razvivalki/vegetables.jpg

https://i.ytimg.com/vi/8RvYf4c3b80/maxresdefault.jpg


https://s1.studylib.ru/store/data/004944401_1-46872f90146551dc7433649ff58ddda5.jpg

https://pandia.ru/text/80/020/images/image007_3.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c84/0004a063-ed208278/hello_html_m19aac79f.jpg

Домашнее задание

ОГОРОД. ОВОЩИ.

Родителям рекомендуется:

рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель,

огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. ).

огурец ‒ огурчик помидор ‒ помидорчик перец‒ перчик

лук‒ лучок горох‒ горошек морковь ‒морковка

Перцы ‒ мы наелись перцами Баклажаны ‒ мы наелись баклажанами Бобы ‒ мы наелись бобами Кабачки ‒ мы наелись кабачками

Тыква какая?– оранжевая, круглая, сладкая, большая, ароматная,…

Помидор какой?круглый, мягкий, сочный, кисло-сладкий, витаминный,…

Овощи какие?полезные, вкусные, сочные, спелые, разноцветные,…

баклажан – нет баклажана картофель – нет картофеля луковица – нет луковицы

петрушка – нет петрушки огород – нет огорода земля – нет земли

грядка – нет грядки корень – нет корня стебель – нет стебля

Из моркови – сок морковный Из гороха – суп гороховый

Из кабачков – икра кабачковая Из чеснока – соус чесночный

6. Пересказ рассказа по наводящим вопросам.

КТО КАК ОДЕТ?

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

Когда убирают овощи?

Какие овощи убирали с огородов?

Что осталось в огороде?

У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).

1. Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме.

2. Упражнять в образовании сущ-го: ед. и мн. числа разных падежных конструкций.

3. Упражнять в образовании сущ-го: ед. и мн. числа разных падежных конструкций.

4. Упражнять в образовании прилагательных от сущ-х.

1. Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.

2. Формировать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать памяти, внимания, мышления.

1. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

2. Повышать самооценку ребенка.

3. Способствовать улучшению его эмоционального благополучия

Ход занятия:

II. Основная часть:

- Дети, а откуда берутся овощи на огороде? (их сажают). Давайте и мы посадим огород! – поочередно обращаюсь к детям: Что ты будешь сажать?

- Мы посадили много овощей. За ними надо ухаживать, а как (полоть, поливать, рыхлить землю).

- Мы вырастили хороший урожай, его надо убрать.

Как убирают овощи? Каждый овощ убирают по разному. Морковь растет в земле. Как убирают морковь?

Морковь выдергивают из земли. Как вы думаете, что еще так убирают?

Морковь, свеклу, репу, редис дергают. (Дети повторяют).

Какой из овощей срезают? (тыкву, капусту, кабачки).

Какой из овощей срывают? (огурцы, помидоры, горох).

Какой из овощей выкапывают? (картофель).

Давайте положим на стол овощи, которые: - дергают; на доску повесим овощи которые срезают; срывают; - выкапывают.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

И вернёмся по дорожке. Маршируют

У детей на столах разложены картинки овощей. Прошу детей поднять картинку с изображением того овоща, про который можно сказать: красный, растет над землей.

На грядке вырос большой (красный помидор). А вокруг него растут другие (красные помидоры). Я сделаю салат из этого (красного помидора) и угощу им маму. Мы с вами говорили о (красном помидоре).

Отгадай загадку, разукрась отгадку:

1. Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней…

2. Оранжевый нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи, нам зеленый хвост не нужен, нужен только оранжевый нос.

3. Летом в огороде: свежие, зеленые. А зимою в бочке – крепкие, соленые.

4. Он никогда никого не обижал на свете. Чего же плачут от него и взрослые и дети?

Итог занятия :

Что вы сегодня узнали? Что вам было сложно? Что понравилось?

Как правильно собирать урожай - срывать, срезать, отщипывать?

Казалось бы, что может быть проще, чем сбор урожая. Однако, как и у любого другого дела, у этого тоже есть свои секреты. И известны они далеко не всем. Как и когда собирать ту или иную культуру? Как не навредить ей во время уборки плодов? Как продлить ее плодоношение? Вопросов много, но на них есть ответы!

Земляника

Черную смородину собирают в два, а иногда и в три этапа: когда поспеет большая часть кисти и через 7 — 10 дней после этого. Мятые ягоды не кладут в общий контейнер, так как они быстро теряют свои свойства и становятся причиной неспособности к хранению остального урожая.

Если на участке одновременно созрели разные виды смородины, то в первую очередь необходимо приступать к уборке урожая с кустов с черными и белыми ягодами. Кисти красной смородины могут некоторое время подождать, так как не имеют свойства быстро осыпаться.

Малина

Ягоды малины, и одноразовых, и ремонтантных сортов, созревают постепенно, поэтому их необходимо собирать каждые два — три дня. Лучшим временем для этого является раннее утро или вечер, но обязательно в отсутствие росы.

Если малинка будет съедена немедленно — ее необходимо снимать в состоянии полной зрелости, если ягодам предстоит транспортировка — слегка недозрелыми.

Тарой для малины должны служить корзинки-лубянки или полимерные емкости.

Крыжовник

Тонкошкурые ягоды укладывают в емкости весом не более 3 кг, толстокожие выдерживают давление массы и до 10 — 15 кг. Но, несмотря на такую устойчивость к механическим повреждениям, крыжовник не рекомендуется пересыпать из тары в тару, так как это снижает показатели его качества.

Черешня и вишня

К уборке черешни приступают как только она приобретает визуальные признаки зрелости: ягодка наливается соком, окрашивается в соответствующий сорту цвет, а ее плодоножка, при этом, еще остается сочно-зеленой. Рвать черешню необходимо очень аккуратно, так как выламывая букетные веточки мы лишаем себя будущего урожая, потому что они не восстанавливаются на прежнем месте, но образуются на новом приросте, тем самым удаляя от нас ягоды все дальше и дальше.

Некоторые, чтобы не травмировать цветочную почку, рекомендуют срезать плодоножку черешни ножницами. Вишня требует к себе такого же отношения, как и черешня. Однако, ее можно собирать и без плодоножки. Но такие ягоды необходимо сразу же пускать в переработку.

Яблоки, груши, айва

И яблоки, и груши, и айву снимают с деревьев при помощи всей кисти руки: ухватившись за плод, поворачивают его снизу вверх, нажав указательным пальцем на место соединения плодоножки с плодовой веточкой. Это минимизирует повреждение урожая и максимально сохраняет на плодах слой воскового налета, обеспечивающий их длительное хранение.

Абрикосы, персик, слива

Виноград

Виноград необходимо срезать ножницами или секатором. Так как срок его хранения зависит не только от сортовых особенностей, но и состояния воскового налета на ягодах, укладывая грозди в ящики, нужно быть внимательным, чтобы как можно меньше дотрагиваться до кисти. Лучшим методом хранения урожая данной культуры выступает подвешивание кистей на крючки в прохладном темном помещении.

Картофель

О том, что пришла пора убирать картофель свидетельствует усыхание его ботвы. Если это произошло — медлить не стоит, так как чем дольше остаются клубни в земле, тем больше они теряют в весе. Выкапывать урожай картофеля на легких почвах удобнее вилами, на тяжелых — лопатой. Работать лучше в сухую солнечную погоду — это значительно повышает лежкость клубней.

Прежде чем укладывать собранные клубни на хранение, их необходимо, аккуратно очистить от налипшей земли (лучше это делать руками в тканевых перчатках), отсортировать по размеру и дать им просохнуть в притененном хорошо продуваемом месте.

Томаты

Сбор томатов начинается с отдельных плодов один раз в несколько дней. Однако по мере роста температуры их вызревание ускоряется, и тогда помидорчики приходится собирать ежедневно. Покрасневшие плоды лучше срывать сразу, по мере созревания, так как чем дольше они на кусте, тем скорее созревает остаток кисти, в результате чего оставшиеся на ней томаты не успевают набирать положенную сорту массу.

Собирают помидоры утром, с шапочкой из чашелистиков. Снимают плоды при помощи всей кисти руки, аккуратно отламывая плодоножку в месте сочленения с чашечкой.

Лук репчатый и чеснок

При этом с них нельзя слишком интенсивно счищать землю, постукивать ими друг о друга или бросать — все это отразится на лежкости. Чеснок же, напротив, ни в коем случае не выкладывают на солнце, а просушивают исключительно в тени, в хорошо проветриваемом месте. От прямых солнечных лучей его мякоть стекленеет, и урожай становится непригодным к хранению.

Морковь и свекла

Корнеплоды моркови особенно вкусны в молодом возрасте, поэтому выкапывать их необходимо не дожидаясь полной зрелости. Подкопав вилами, их выдергивают за ботву и, если они предназначены для хранения, обрывают или обрезают ножницами зелень.

Таким же образом убирают и свеклу. Но на хранение ее уносят не сразу, а оставляют несколько подсохнуть и затянуть ранки. Если вы выращиваете на своем участке несколько сортов этого овоща, то знайте, что сорта с плоским корнеплодом имеют удовлетворительную лежкость — их необходимо употребить в пищу в первую очередь, а с круглым и удлиненным — могут полежать и подольше.

Общим правилом уборки всех корнеплодов выступают вечерние часы — именно в это время в них наблюдается наименьший показатель содержания нитратов.

Огурцы и кабачки

Огурцы и кабачки необходимо собирать регулярно, так как если их плоды задерживаются на растениях — это затормаживает развитие остального урожая. При этом сдергивать их с куста нельзя, нельзя наступать на листья и плети, — все это является стрессом для бахчевых и отражается на урожае. Поэтому убирая огурцы и кабачки, лучше пользоваться садовыми ножницами или секатором.

Горох и фасоль

И горох, и фасоль на лопатку так же убирают по мере созревания. Делают это рано утром или вечером, когда они максимально насыщены влагой. В жару же плоды бобовых быстро вянут и теряют сахаристость. Если цель выращивания этих культур — биологическая зрелость, тогда собрать урожай можно будет позже и весь сразу, в один прием.

Тыква

На длительное хранение лучше закладывать крахмалистые сорта: со временем крахмал в них гидролизуется и количество сахаров увеличивается.

Спаржа

Особенным образом собирают и спаржу. Во-первых, для начала ее выбеливают, окучив кустики высокой горкой земли. Во-вторых, по мере прорезания ростков над почвой, постепенно выламывают некоторые из них пальцем или вырезают специальным ножом на глубине 8 см, и в третьих, сбор ростков осуществляют постепенно, в зависимости от возраста растения: в первые три года в целом не более 5 побегов, в последующие — ежегодно 10 — 16 ростков.

Какую бы культуру вы не собирали — запаздывать с уборкой урожая нельзя, так как это напрямую связано с его качеством и количеством. Однако и спешить в данном вопросе — значит нести потери. Следовательно, только своевременность и правильный подход к фруктам, овощам и ягодам могут гарантировать высокий выход продукции и ее достойное качество.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Серия логопедических занятий по лексической теме "Овощи".

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА "ОВОЩИ"
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)


(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)


2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)


3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….


4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка


5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны


6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Подскажи словечко”.
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.


Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:


1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)


2 . Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)


3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….


4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.


5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая


6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

1. Родителям рекомендуется:

• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

Читайте также: