Каким путем эволюции появились клубни у дикого картофеля выберите

Обновлено: 18.09.2024

Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.

Оборудование: презентация на электронных носителях.

Класс рассаживается по группам.

I . Изучение нового материала.

В процессе существования вид может претерпевать…..

1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:

Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Увеличение численности особей

Образование новых видов, популяций

Примеры : рис. заяц и голубь

Уменьшение численности особей

Примеры: рис. бабочка и утконос

Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).

Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.

Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..

Биопрогресс сопровождается: уменьшением……

Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….

Что важнее для эволюции? (биопрогресс)

На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.

Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).

Сейчас их выделяют 3:

Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:

- появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;

-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;

-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.

(слайд с примерами ароморфозов)

возникновение мембранных органелл

появление надцарства эукариоты

появление новых подцарств

возникновение особых систем органов

появление новых типов.

Более мелкими ароморфозами животных были :

§ появление костной ткани

§ появление двух кругов кровообращения

§ появление альвеолярных лёгких

Самыми значимыми ароморфозами у растений были:

v Возникновение эпидермиса (слайд)

v Возникновение устьиц

v Возникновение проводящей и механической систем

v Закономерная смена поколений

v Образование цветков и плодов

Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.

Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.

На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .

А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.

Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)

Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например - у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.

Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.

У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)

В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.

Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,

безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,

безногих амфибий – живущих в толще почвы.

(Слайд с рисунка)

Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.

Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.

Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:

Вариант 1 (1-ая группа)

Основные пути эволюции растительного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение хлорофилла.

2. Возникновение фотосинтеза.

3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.

4. Возникновение ползучего стебля у земляники.

5. Возникновение полового процесса.

6. Появление проводящей ткани.

7. Появление цветка у покрытосеменных.

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

9. Появление плода у покрытосеменных.

10. Появление семян у голосеменных.

11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.

13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.

14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.

18. Появление клубней у дикого картофеля.

Вариант 2 (2-ая группа)

Основные пути эволюции животного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение многоклеточности.

2. Возникновение хорды.

3. Образование позвоночника.

4. Образование пятипалых конечностей.

5. Образование ластов.

6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.

9. Возникновение теплокровности.

10. Усложнение головного мозга.

11. Увеличение массы головного мозга.

12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.

13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.

14. Утрата конечностей у китов.

15. Утрата густого шерстного покрова у слона.

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.

17. Образование хобота у слона.

18. Удлинение шеи у жирафа.

После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.

После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.

А – ароморфоз;
И – идиоадаптация;
Д – дегенерация.
Приспособительные изменения, возникающие в ходе эволюции.
1.Возникновение хлорофилла.
2.Возникновение фотосинтеза.
3.Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень.
4.Возникновение ползучего стебля у земляники.
5.Возникновение полового процесса.
6.Появление проводящей ткани.
7.Появление цветка у покрытосемянных.
8.Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
9.Появление плода у покрытосемянных.
10.Появление семян у голосемянных.
11.Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
12.Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
13.Появление зацепок на плодах лопуха и череды.
14.Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.
15.Утрата листьев развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски.
16.Утрата корней хлорофилла и листьев у повилики.
17.Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
18.Появление клубней у дикого картофеля.

А - 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10.
И - 4, 11, 12, 13, 14, 18.
Д - 8, 15, 16, 17.
В общем и целом:
- ароморфоз - это масштабное приспособительное изменение, затрагивающее структуру организма и приводящее к возникновению новых видов живых организмов;
- идиоадаптация - это приспособления формы живых организмов, направленные на адаптацию к условиям среды обитания и не приводящие к видообразованию;
- дегенерация - это, как правило, утрата ранее имевшихся приспособительных признаков за ненадобностью.

Утверждение 8 "утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)" относится к идиоадаптации

2.Что является исходным материалом для видообразования?

3.Как называется изменение жизненных форм на Земле в течение достаточно длительных промежутков времени?

4.Чем завершается процесс микроэволюции?

а)образованием нового вида

б)образованием нового отряда

в)образованием нового семейства

г)образованием нового класса

5.Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как

б)разные виды могут скрещиваться

в)близкие виды могут занимать один ареал

г)близкие виды могут быть приспособлены к схожим условиям среды

6.На основе какого критерия особи объединяются в одну популяцию?

а)выполняют одинаковые роли в биогеоценозе

б)имеют одинаковую кормовую базу

в)свободно скрещиваются и занимают один ареал

г)соотношение полов составляет 1 : 1

7.К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство гаметогенеза у всех живых организмов?

8.К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся рудименты и атавизмы?

9.Повышение приспособленности организмов к условиям среды является.

а)движущим фактором эволюции

10.Какой отбор направлен на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака?

в)дизруптивный
11.Какие органы возникают в результате конвергенции?
а)гомологичные
б)аналогичные
в)атавистические
г)рудиментарные
12.Каким путем эволюции образовалась сосудистая система у высших растений?
а)дивергенция
б)идиоадаптация
в)ароморфоз
г)общая дегенерация
13.Какие органы возникают в результате дивергенции?
а)гомологичные
б)аналогичные
в)атавистические
г)рудиментарные
14.Какое из перечисленных приспособлений относят к ароморфозам?
а)отсутствие пищеварительной системы у плоских паразитических червей
б)образование ластов у морских котиков
в)трехкамерное сердце у амфибий
г)опыление цветков покрытосеменных насекомыми
15Какое из перечисленных приспособлений относят к дегенерации?
а)утрата органов пищеварения у свиного цепня
б)утрата конечностей у китообразных
в)утрата густого шерстяного покрова у слона
г)утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнуха
16.Каким путем эволюции появились клубни у дикого картофеля?
а)конвергенция
б)ароморфоз
в)общая дегенерация
г)идиоадаптация
17.Систематика объединяет организмы в группы на основе
а)общности их местообитания
б)их практического значения
вв)родства между ними
г)существующих между ними пищевых связей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Школьный тур.Олимпиада по биологии для учащихся 11 класса

1.Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется…

а)наследственность б) изменчивость

в) онтогенез г) филогенез

2.К какому признаку (свойству) живых организмов относится их способность поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов?

а) постоянный химический состав б) обмен веществ и энергозависимость

в) саморегуляция г) самовоспроизведение

3.На каком уровне организации живой материи происходят процессы биосинтеза белка?

а) молекулярном б) клеточном

в) организменном г) биогеоценотическом

4.В чём состоит отличие клеток животных от клеток растений?

а) в способности к делению б) в способе питания

в) в наличие ядра г) в дыхании

5.Какое из перечисленных положений является основным положением клеточной теории?

а) клетка не является самостоятельной биосистемой

б) клетка – универсальная структурная единица живого

в) клетки разных организмов существенно отличаются по химическому составу

г) единицей развития и размножения живых организмов является ген

6.В результате, какого типа деления из одной диплоидной клетки образуются четыре гаплоидные?

а) митоз б) мейоз

в) амитоз г) эндомитоз

7.Какие клетки и в каком количестве образуются в результате митоза?

а) две дочерние клетки с диплоидным набором хромосом

б) две дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом

в) четыре дочерние клетки с диплоидным набором хромосом

г) четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом

8.Какие стадии постэмбрионального развития характерны для майского жука?

а) яйцо→ куколка → личинка → взрослая особь

б) яйцо → личинка → куколка → взрослая особь

в) яйцо → личинка → взрослая особь

г) личинка → куколка → взрослая особь → яйцо

9.Как называется организм, имеющий генотип АА?

а) гомозигота по доминантному признаку б) гомозигота по рецессивному признаку

в) гетерозигота г) гемизигота

10.Совокупность всех генов организма называется…

а) геномом б) генофондом

в) геноцидом г) генотипом

11.Каковы генотипы гетерозиготных родителей при дигибридном скрещивании?

а) Аа, Аа б) ААВВ, аавв в) Вв, Аа г) АаВв, АаВв

12.Какой генотип имеет женщина – носитель гена гемофилии ( h )?

А) Х Н Х Н б) Н h в) Х Н Х h г) Х h У

13.Что является причиной геномных мутаций?

а) изменение нуклеотидной последовательности ДНК одного типа

б) перемещение участков хромосом

в) изменение числа хромосом

14.Какую функцию у рыб выполняет боковая линия?

а) органа чувств б) дыхания в) выделения г) размножения

15.Какой фермент НЕ является пищеварительным?

а) амилаза б) мальтаза в) пепсин г) ДНК-полимераза

16.Артерии – это сосуды, несущие….

а) только артериальную кровь б) только венозную кровь

в) кровь от сердца к органам и тканям г) кровь к сердцу от органов и тканей

17.В каком отделе центральной нервной системы находятся центры дыхания и сердечно – сосудистой деятельности?

а) в мозжечке б) в продолговатом мозге

3) в промежуточном мозге в) в коре больших полушарий

18.Структурной единицей вида является…

а) особь б) популяция в) колония г) стая

19.Прримером внутривидовой борьбы за существование являются отношения…

а) чёрных тараканов между собой б) чёрных и рыжих тараканов

в) чёрных тараканов с ядохимикатами г) чёрных тараканов и чёрных крыс

20.Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях?

а) популяционные волны б) дрейф генов

в) естественный отбор г) мутагенез

21.Какие органы являются гомологичными у животных?

а) крыло у голубя и капустной белянки б) конечности сверчка и тритона

в) конечности льва и слепыша г) крыло летучей мыши и стрекозы

22.Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка, состоящего из 370 аминокислот?

а) 370 б) 1110 в) 740 г) 185

23.Сколько нуклеотидов с цитозином содержит молекула ДНК, если количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа?

а) 20% б) 40% в) 30% г) 60%

24.Какой триплет ДНК соответствует антикодону УУГ на т-РНК?

а) УУЦ б) ТТГ в) ТТЦ г) ААГ

25.Какое органическое вещество является переносчиком электронов и водорода в процессах обмена веществ и энергии?

а) ДНК б) АТФ в) НАДФ г) белок

26.Какое вещество является субстратом для процесса дыхания?

а) глюкоза б) белок в) АТФ г) ДНК или РНК

27.Какие генотипы имеют родители, если у потомков произошло расщепление признаков по фенотипу 1: 1?

а) АА × аа б) Аа ×Аа в) Аа ×АА г) Аа × аа

28.Какое из перечисленных заболеваний является примером генной мутации?

а) болезнь Дауна б) серповидноклеточная анемия в) грипп г) синдром Клайнфельтера

29.У лука неаллельные доминантные гены А и В при совместном действии отвечают за развитие красной окраски луковицы. Эти гены в рецессивном состоянии отвечают за развитие белой окраски луковицы. Какой генотип имеет растение м жёлтой луковицей?

а) ААВВ б) ааВВ или ААвв= в) АаВв г) аавв

30.Как у человека наследуется дальтонизм?

а) как доминантный аутосомный признак

б) как рецессивный признак, сцепленный с полом

в) как доминантный признак, сцепленный с полом

г) как рецессивный аутосомный признак

31.Какой из перечисленных факторов, вызывающий мутации, относится к биологическим?

а) лазерное излучение б) пищевые добавки в) консерванты г) вакцины

32.С помощью какого метода биотехнологии получают человеческий инсулин и гормон роста7

а) иммунотехнологии б) микробиологического синтеза

в) клеточной инженерии г) генной инженерии

33.Какое из перечисленных приспособлений относят к дегенерации?

а) утрата органов пищеварения у свиного цепня

б) утрата конечностей у китообразных

в) утрата густого шёрстного покрова у слона

г) утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника

34.Каким путём эволюции появились клубни у дикого картофеля?

а) конвергенция б) общая дегенерация в) ароморфоз г) идиоадаптация

35.Какой из перечисленных признаков является видовым для человека?

а) живорождение б) наличие млечных желёз

в) наличие диафрагмы г) 23 пары хромосом в соматических клетках

36.Какой из перечисленных признаков НЕ характерен для неандертальца?

а) хорошо развит подбородочный выступ б) речь в форме лепета

в) объём мозга 1200 – 1400см 2 г) хорошо развита мускулатура тела

1.Для животных характерны:

1) автотрофный (фототрофный) тип питвния

2) отсутствие клеточной стенки

3) наличие иммунной системы

4) чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития

5) ограниченный рост

6) рост в течение всей жизни

2.Какие из перечисленных заболеваний имеют бактериальную природу?

6) злокачественные опухоли

3.Выберите рудименты, встречающиеся у человека

4) густой волосяной покров тела

4. Какие из перечисленных таксонов используют в систематике и растений, и животных?

5.Что приводит к ожирению человека?

1) преобладание диссимиляции над ассимиляцией

2) гиперфункция щитовидной железы

3) преобладание ассимиляции над диссимиляцией

4) нарушение деятельности гипоталамуса

5) нарушение функций среднего мозга

6) гиперфункция щитовидной железы

6.Какова роль витамина С в организме человека?

1) участвуют в процессе кроветворения

2) повышает сопротивляемость организма к заболеваниям

3) участвует в обмене кальция и фосфора

4) стимулирует гормональную регуляцию

5) стимулирует процессы развития организма

6) входит в состав ферментов и гормонов

7. К консументам относятся…

1) зелёные растения

3) автотрофные бактерии

4) гетеротрофные растения

5) сапрофитные бактерии и грибы

6) паразитические бактерии и грибы

8.Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

1) сокращение численности вида

2) расширение ареала вида

3) возникновение новых популяций, видов

4) сужение ареала вида

5) упрощение организации, переход к сидячему образу жизни

6) увеличение численности видов

9.Какие примеры иллюстрируют внутривидовую борьбу за существование?

1) синица затаптывает в гнезде своих птенцов при нехватке корма

2) в хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких

3) чёрная крыса вытесняется серой

4) пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов

5) дельфин питается хищной рыбой

6) птицы и млекопитающие распространяют семена

10.Какие из перечисленных мер увеличивают устойчивость биосферы?

1) сохранение видового разнообразия

2) создание искусственных экосистем

3) предотвращение загрязнения окружающей среде

4) борьба с вредителями растений

5) сокращение численности хищников

6) сохранение исчезающих видов

Все организмы обладают наследственность и изменчивостью.

Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.

Изменения, связанные с удвоением какого – либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.

Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.

Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.

Мутации всегда полезны организму.

Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

Белки входят в состав плазматической мембраны

Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.

Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.

Основные классы типа Членистоногих – Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары.

Речной рак имеет простые глаза, а паук – крестовик – сложные.

У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки

17.Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

18.Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.

19.Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.

20.Популяция является структурной единицей вида.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 2 балла за каждое правильное тестовое задание; 1 балл, если допущена одна ошибка)

1.Установите соответствие организмов функциональным группам в экосистемах.

А) зелёные растения

Б) автотрофные бактерии

Г) гетеротрофные растения

Д) паразитические бактерии и грибы

Е) сапрофитные бактерии и грибы

2.Установите соответствие между органоидами и клетками, которым они принадлежат.

А) клеточная стенка

Д) гранулы гликогена

Е) гранулы крахмала

3.Установите соответствие между характеристиками и видами мутаций.

А) удвоение участка хромосомы

Б) кратное увеличение числа хромосом

В) выпадение средней части хромосомы

Г) некратное изменение числа хромосом

Д) поворот участка хромосомы на 180˚

Е) утрата концевого участка хромосомы

4.Установите соответствие между органами животных и доказательствами эволюции.

А) лёгкие ласточки

В) жабры устрицы

Д) трахеи таракана

Е) лёгкие квакши

1.гомологи лёгких человека

2.аналоги лёгких человека

5.Установите соответствие между признаками и видами изменчивости, которым они характерны.

Читайте также: