Какой древний народ использовал репчатый лук при подготовке к погребению мертвых

Обновлено: 18.09.2024

Сведения о греческом погребальном обряде нам дают письменные источники – сочинения греческих и латинских авторов, составляющие так называемую античную традицию. На основании письменных источников, подтверждаемых данными археологии, мы можем реконструировать погребальный ритуал древних греков и, по возможности, религиозно-магические представления, с ним связанные.

«Что до сожжения мертвых, нисколько тому не противлюсь.

Долг – ничего не щадить для окончивших дни человеков,

отвечает Агамемнон на предложение троянского вестника о перемирии.

Умершего необходимо было обязательно оплакать. Это считалось обязанностью родичей, для придания обряду большей пышности приглашали наемных плакальщиц. Они громко стенали, били себя в грудь кулаками, рвали на себе волосы – в общем, выражали крайнюю скорбь по поводу смерти героя. В обряд оплакивания входили похоронные песни или причитания, имевшие религиозное значение как своего рода умилостивление духа умершего. Погребальный плач – френос - был важнейшей частью похоронной церемонии и, возможно, связан с надеждой на возрождение, которую давала людям религия Диониса*. Оплакивание длилось несколько дней. Приам на вопрос Ахилла, сколько дней ему потребуется на погребение сына ответил: «Девять бы дней мне желалось оплакивать Гектора в доме,

Гробу в десятый придать и пир похоронный устроить;

[18; ХХIV, 660-662].

Перед погребением тело покойника омывали, производили очистительные обряды, натирали благовонными маслами, в состав которых входил мирт, розмарин и другие ароматические вещества, для того, чтобы заглушить запах разложения.

В течение этих девяти дней, пока готовились к погребению, свозили в Трою множество леса, на десятый сооружали большой деревянный сруб, на который помещали тело умершего и разжигали костер.

Рано, едва розоперстая вестница утра явилась,

К срубу великого Гектора начал народ собираться.

И, лишь собралися все (великое множество было),

Сруб угасили, багряным вином оросивши пространство

Все, где огонь разливался пылающий; после на пепле

Белые кости героя собрали и братья и други,

Горько рыдая обильные слезы струя по ланитам.

Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили,

Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим.

Так опустили в могилу глубокую и, заложивши,

Сверху огромными частыми камнями плотно устлали;

После курган насыпали.

Скоро насыпав могилу, они разошлись; напоследок

Все собралися вновь в доме великом Приама, любезного Зевсу владыки.

Ахейский обряд погребения Патрокла отличался поистине варварской пышностью. В первый день Патрокла оплакивают Ахилл, дружина, наложницы, даже кони [18;ХХIII.750-759]. На второй день происходил обряд воинского оплакивания с ритуальным обходом убитого и похоронный пир, для которого было зарезано великое множество жертвенных животных. На третий день состоялось сожжение тела Патрокла с принесением в жертву овец, волов, коней, собак и убитых пленных троянских воинов.

Затем костер загасили, оросили вином кострище, и в золотую чашу собрали кости Патрокла, которые лежали в центре костра. По краям же костра лежали кости коней и убитых юношей. Часть погребального праха была собрана, чтобы увезти на родину и там захоронить. Вокруг кострища был сооружен из камня фундамент насыпи и насыпан курган [113;30-31].

Курган, сооружавшийся на могиле, увековечивает славу героя, его великие подвиги и служит символом бессмертия в памяти потомков. Курган, тризна и сам обряд погребения являются залогом посмертного воздаяния в потустороннем мире за подвиги и славную жизнь в этом мире [118;125,143].

Самые грандиозные гробницы – толосы – были открыты в микенской Греции. И в более позднюю эпоху подкурганные монументальные каменные гробницы создавались в Греции, но чаще на периферии античного мира: в Малой Азии, во Фракии [30;273], на территории современной Болгарии [70;64-65], в Северном Причерноморье – везде, где греки жили по соседству с варварскими народами.

Рядом с местом совершения тризны находят каменные жертвенники-эсхары, представляющие собой каменную плиту с прорезью в центре, через которую кровь жертвенных животных проникала в специально вырытую в земле яму-ботрос. Кровавые жертвоприношения – дар подземным богам, к которым приобщался погребенный. Этот обычай известен в Греции в гомеровское время и является непременной частью культа героя, истоки которого коренятся еще в эгейской эпохе. В погребальном культе Греции обычай кровавых жертвоприношений сохраняется вплоть до VIв. до н. э. [31;131-132]. Позднее кровавые жертвоприношения подземным богам и теням умерших были заменены бескровными жертвами: возлиянием вина с медом или молоком и сжиганием на кострах ритуальных лепешек, зерна.

Тотальный переход к обряду трупоположения в Греции, как мы считаем, правомочно связывать с изменением общественного строя у греков. С переходом от патриархально-родового строя к классовому обществу связаны законы Солона о праве наследования имущества вне рода и ограничении роскоши погребений. Обряд кремации был присущ только состоятельным слоям населения и связан с культом героя, характерным для периода военной демократии с поголовным вооружением всего мужского населения. С установлением государственной власти с регулярной армией следует связывать и исчезновение предметов вооружения из погребений греческих некрополей.

Итак, участники похорон в последний раз прощались с погребенным, трижды выкрикивая его имя. На погребальной урне из Клузи, вырезанной из дерева, изображены плачущие родители, стоящие около покойника, который лежит на кровати посреди комнаты. Все простирают руки кверху с жалобными стонами. Им аккомпанирует девушка, играющая на флейте, потому что в античности музыка была повсюду, и кажется, что даже боль не могла обойтись без ритма и такта [62; илл. 74]. Первыми уходили с кладбища женщины, после – мужчины. Затем в доме усопшего устраивали тризну, куда гости приходили с венками на головах [13;315].

Поминальная тризна совершалась и через некоторое время после похорон. Жертвоприношения совершали еще над гробом - на третий день после смерти, а затем после похорон – на девятый день. Отголоски этой традиции сохранились до сегодняшнего дня. Период траура длился в Афинах и Аргосе 30 дней, в других полисах меньше, в Спарте – 19 дней. На время траура греки обряжались в траурные одежды. Во всей Греции цвет траура был черный и лишь в Аргосе – белый. Но и после окончания срока траура память об умершем продолжали чтить, принося богатые жертвы богам в годовщины и дни поминовения мертвых [13;317].

На могиле родственниками умершего устанавливался надгробный памятник. Это могла быть статуя, антропоморфное изваяние, надгробная ваза или стела с рельефным изображением или стихотворной эпитафией [82;104]. Устройство надгробных памятников связано с идеей героизации умершего, приобщения его к сому подземных богов.

Несмотря на все многообразие взглядов античных мыслителей и их последователей на происходящее с человеком после его кончины, все они сходились на том, что смерть неизбежна и что она окутана тайной. Различным философским теориям предшествовала вера в существование у человека души, покидающей тело в момент смерти и переходящей в царство мертвых в виде, схожем с его телесным воплощением.

Похоронные обряды. Греция

Взгляды на смерть менялись, но погребальные обряды, ритуалы и традиции оставались неизменными на протяжение веков, как выражение скорби и дань памяти усопших. Считалось, что лучше не допускать гнева богов, а совершать обряды, издавна установленные предками.

В древности эллины хоронили покойных в местах, подготовленных с этой целью в их собственных домах. Впоследствии же, во избежание вспышек эпидемий, они перенесли места погребения на необитаемые острова либо вне стен городов.

У греков существовали две формы погребального обряда. Одна из них предполагала закапывание тела в землю, другая - сожжение его на костре. В случае кремации прах укладывался в урну, которую либо закапывали в землю, либо помещали в гробницу. Обе формы существовали параллельно, но, если не было возможно похоронить тело, для того, чтобы душа умершего не блуждала неприкаянно, необходимым считалось совершить обряд захоронения хотя бы символически - забросав его землей. Сохранившаяся до наших времен традиция украшать могилу цветами была описана еще Цицероном.

Умершим было принято оставлять все, в чем они могли нуждаться: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам - драгоценности.

Согласно верованиям, после смерти душу человека брал за руку бог Гермес и вел ее к реке Стикс. Перевозчик Харон перевозил души на другой берег Стикса в своей лодке. Ему полагалось заплатить за услугу, поэтому умершему в рот заранее вкладывали монету. В руку умершего вкладывалась медовая лепешка, призванная умилостивить трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых.

В классическую эпоху обряды также соблюдались, но формы изменились. Пышные и дорогостоящие состязания сменились певцами, плакальщицами и умащениями благовониями. В ряде греческих полисов (Афинах, Митилене, Сиракузах) принимались специальные законы, ограничивающие издержки граждан на погребальные обряды. Также, в соответствии с буквой закона, похоронная процессия должна была следовать по улицам города, не создавая шума.
Собственно похороны происходили обычно на следующий день после смерти, тело выносилось из дома и торжественная процессия отправлялась на кладбище или к месту погребального костра. Вынос тела проводили до восхода Солнца, чтобы не оскорбить Аполлона. Интересно, что в комнату покойника до ритуального очищения всего дома не могли заходить женщины моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников.

В современной Греции урна с прахом во время похорон пребывает в открытом состоянии. После завершения церемонии присутствовавшие на похоронах возвращаются в дом усопшего для торжественного поминального обеда. Согласно данным, полученным археологами при раскопках (следам пепла, костям животных, черепкам) в классическую эру такой обед проводился непосредственно на месте захоронения. Однако согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней, обед мог быть подан и в доме усопшего.

На девятый день после похорон родственники и друзья покойного повторно собирались на месте захоронения - этот обычай сохранился до сих пор.

Вдобавок к этому, поминальные службы также принято проводить через 40 дней, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и год после похорон, а в дальнейшем - в день годовщины смерти. Продолжительность траура родственники покойного определяют сами - в этот период в знак скорби женщины носят черные одежды, а мужчины - черные нарукавные повязки.

Египтяне всегда тщательно готовились к погребению , желая непременно обеспечить себя всеми необходимыми в загробной жизни предметами, многие из которых создавались специально для гробницы. К таким предметам относились папирусы, амулеты и прочие ритуальные объекты, на которые наносились выдержки из “ Книги мёртвых ” или другие заупокойные тексты. Именно эти могущественные, по мнению древних египтян, заклинания должны были помочь духу покойного преодолеть все трудности и опасности на пути в загробный мир.

Гробы (обычно из дерева и картонажа ) и/или каменные саркофаги украшались изображениями религиозного характера. На их стенки также наносили и священные письмена. Крышки четырех каменных сосудов-канопов , призванных защищать забальзамированные внутренние органы усопшего, делались в виде голов богов , имевших то или иное отношение к загробному миру. Резные скарабеи помещались на торс мумии в область сердца, чтобы помочь во время церемонии взвешивания сердца, которая, согласно верованиям, проходила в присутствии самого Осириса , судьи мертвых. Фаянсовые или деревянные ушебти должны были работать за своего владельца в загробном мире и исполнять все его пожелания. Также в гробнице могли помещаться предметы, использовавшиеся покойным в течение жизни.

В идеале члены семьи покойного и жрецы должны были до скончания времен приносить в гробницу всё новые и новые дары , тем самым питая дух покойного. Однако мало кто верил в подобную преданность , а потому практичные древние египтяне разработали другие методы , призванные обеспечить им беззаботную загробную жизнь. На стенах гробниц, саркофагах и гробах часто изображались под носители даров , а также списки даров и горы всевозможных предметов. В сами же гробницы помещались каменные, металлические или деревянные модели, которые должны были магическим образом заменить настоящее дары.

Без сосудов-канопов и фигурок ушебти не обходилось ни одно погребение. Церемония взвешивания сердца считалась главным испытанием на пути в подземное царство.

Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальчики вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )

Погребальные обычаи древних народов

Люди из древне хоронили своих мертвых собратьев. Они помещали мертвецов в могилу, гробницу, склеп, специально вырытые или построенные для этих целей. Например, в Месопотамии могилы вырубали в земле. Люди считали, что таким образом душа умершего похороненного в земле легче достигнет загробной жизни. Жители Месопотамии считали, что загробная жизнь существует под землёй.

В древности люди помечали могилы камнями, на которых отмечалось имя человека. Также для знатных мертвецов строили пирамиды и целые города, мегалитические каменные дольмены или холмы-пирамиды из камней. Важность могил и гробниц по-своему подчёркивалось в каждой культуре. У каждого народа были свои собственные погребальные ритуалы.

Месопотамия

Хоронить людей в Месопотамии начали примерно в 5000 году до нашей эры в древнем Шумере. В могилу к мёртвым клали продукты питания и инструменты. У шумеров существовала вера в загробную жизнь подобно грекам, они представляли потусторонний мир в виде тёмной обители блуждающих теней. Туда опускались все мёртвые, без разбора. Обителью мертвецов было подземное царство, поэтому могилы в Месопотамии выкапывали в земле. Это облегчало покойнику путь в подземный мир.

Простолюдинов в Месопотамии хоронили прямо в доме покойного или рядом с ним. Это делалось для того, чтобы легче было ухаживать за могилой. Если во время похорон обычай не был соблюдён, то покойник возвращался в мир живых в виде призрака и начинал преследовать людей.

Это привидение становилось настоящей проблемой в доме. Иногда душа умершего проникала через ухо в тело живого человека, и тот становился одержимым, терял здоровье.

В его личной жизни начинался настоящий хаос. В Месопотамии не существовало кремации, так как дров в этой местности было довольно мало. В царстве мёртвых всем заправляла богиня Эрешкигаль. Также умерших не сжигали из-за того, что шумеры считали, что душа сожжённого вознесётся в небо и не попадёт в мир мёртвых.

Кроме государства шумеров, в Месопотамии была Вавилония. Там считали, что души умерших уходят в тёмное царство и никогда оттуда больше не возвращаются. В Вавилонии мертвецов хоронили в склепах, иногда кремируя их. Археологами наряду с не забальзамированными телами были обнаружены и урны с пеплом. Своих покойников вавилоняне обмывали и профессионально наносили косметику.

Они также окуривали тела умерших благовониями и поливали духами. Мертвецов хоронили в украшениях и нарядной одежде. Рядом с трупом они оставляли смену белья. Такой вид захоронений от вавилонян переняли древние египтяне.

Погребальные обычаи древних народов

Древний Египет

Древние египтяне хоронили умерших в могилах и в пирамидах. Пирамиды были гробницами.

Их разнообразие было от самых примитивных курганов до величественных сложных архитектурных конструкций с лабиринтами внутри. Обычных египтян хоронили в могилах, вырытых в земле.

Туда покойнику клали необходимый инвентарь и кукол шабти, которые помогали хозяину в загробной жизни. Египтяне также с почестями хоронили своих домашних животных, особенно кошек.

Археологами было обнаружено большое количество мумий кошек, собак, бабуинов, газелей, птиц и даже рыб. Все они были похоронены с соблюдением ритуалов. Во время похорон как фараонов, так и простых людей, произносились специальные заклинания, записанные в Египетской книге мёртвых.

Таким образом они отправляли душу в Зал Истины на суд бога Осириса. Для фараонов и членов их семей возводились величественные пирамиды, гробницы и памятники.

На них были записаны все их дела, чтобы живущие никогда не забывали своих правителей. Даже Тутмос III, после того, как публично осквернил статую фараона Хатшепсут, сохранил дальние памятники, посвящённые ей.

Древняя Греция

Древние греки тоже хоронили своих умерших под землёй, так как их жизнь после смерти продолжалась в подземном мире. Они оставляли на могиле камень с именем умершего и списком дел, которые тот совершил. Память об умерших у древних греков было важным гражданским и религиозным делом.

В каждом греческом городе-государстве были свои погребальные обычаи, но все эти обряды объединяло то, что покойных всегда поминали по имени и ставили камень на могилу, где оно было написано. Часто сыновей называли в честь отца, а дочерей – в честь матери, чтобы веками сохранять память о человеке. Греки считали, что мёртвых нужно всё время помнить и уважать. Это обеспечивает вечное существование души в подземном мире, и не важно, где они похоронены, в замысловатом склепе или простой могиле.

Государство Майя

У майя было своё представление о загробном мире, который они представляли очень унылым местом, полном опасностей и кромешной тьмы. Они соблюдали специальные погребальные обряды, сосредоточенные на направлении души на верный путь к свободе от преисподней. Своим покойникам они клали в рот кукурузу, которая считалась символом возрождения души и пищей во время путешествия по закоулкам Шибальбы, которую майя также называли Ментал.

Они, как и многие древние народы, хоронили мёртвых в земле. Могилы были чётко выровнены в сторону рая на север или запад. Майя связывали красный цвет со смертью, поэтому они посыпали тела умерших красной минеральной крошкой киновари, а з0атем обёртывали волокнами для захоронения. Для майя загробная жизнь была ужасным местом, где обитали всевозможные демоны.

Эти чудовища легко могли причинить вред душе человека, но также могли и помочь ей попасть в рай. По одной из версий, майя считали, что киноварь маскирует человека пол одного из демонов. Признав его за своего, подземные духи помогают ему в путешествии в своём царстве. Все умершие майя спускались в мир Шибальды. Исключением были умершие при родах, погибшие в битве, принесённые в жертву во время божественной игры в мяч и самоубийцы. Правителей и знать хоронили особым способом.

Индия

В древней Индии похоронные обряды значительно отличались от обрядов других древних народов. Жители Индии с древних времён практиковали кремацию. Раньше зороастрийцы выставляли труп на съедение хищным птицам, а тела знатных граждан сжигали на костре. Их прах хоронили под вершиной или ступой, мемориальной святыней. Позднее сжигать стали тела всех умерших мужчин. Почти каждую ночь в разных местах горели погребальные костры. Но это было не единственным способом захоронения в Индии. Нередко трупы пожилых людей отправляли в следующее царство на лодке по реке Ганг, так как её воды считались священными. Согласно индуизму, душа может принимать столько тел, сколько жизней ей необходимо для прохождения цикла возрождения и смерти.

Римляне подобно индусам и майя считали самоубийство лучшим способом избавления от позора и бесчестия, поэтому в дохристианском Риме не было разницы в похоронах простых умерших и самоубийц. Похоронные процессии всегда проходили по улицам города и заканчивались на кладбище. Римляне никогда не хоронили своих умерших в пределах города из-за соображений санитарной безопасности. Покойников римляне сжигали, а прах собирали в специальные урны. Затем сосуды с пеплом хоронили в гробнице. Погребальные традиции были очень важны для римлян. Своих сограждан они хоронили в соответствии их статусу. Если ритуал не соблюдался, то душа умершего могла вернуться к живым в виде призрака. Поэтому они соблюдали все сопутствующие обряды, чтобы мертвецы оставались на своём месте и не тревожили живых

Китай

Китайские практики захоронений с древних времён сопровождались ритуальными церемониями. В могилу вместе с телом умершего китайцы клали и некоторое его имущество. Китайская вера в загробную жизнь была очень похожа на древнеегипетскую. Считалось, что в загробной жизни умершему понадобится много полезных и ценных вещей. В Китае для умерших строились гробницы, и проводились церемонии почитания усопшего. Родственники в храмы несли различные жертвоприношения.

Император Китая Цинь Ши Хуанди был похоронен в гробнице, представлявшей собой целый город, напоминающий его царство. С ним была похоронена целая терракотовая армия из 8000 глиняных воинов. Похоронные обряды соблюдались по всему Китаю. Первые известные китайские захоронения относятся к 4500 году до нашей эры. У китайцев тоже было своё собственное представление о загробной жизни. Чтобы душе человека хорошо жилось после смерти, родственники читали специальные молитвы. Это было важно, чтобы умерший покоился с миром.

Шотландия и Ирландия

На самом раннем этапе шотландцы и ирландцы хоронили умерших одинаково. Они на могилах собирали пирамиды их камней, дольмены и проходные могилы. Однако письменных источников об их похоронных ритуалах не сохранилось. Самые древние их каменные захоронения относятся к 4000 годам до нашей эры. Хоронить умерших в могилах шотландцы и ирландцы начали только с 2000 года до нашей эры. Тогда же они стали использовать и деревянные гробы.

Вместе с умершим в могилу клались его любимые вещи. До наших дней дошло довольно мало каменных захоронений, так как многие их них были разграблены расхитителями. Каждая обнаруженная такая могила считается важным настоящим археологическим открытием. Зато хорошо сохранились простые могилы в земле, которые игнорировали мародёры. Шотландцы и ирландцы тоже верили в жизнь души после смерти. Они читали молитвы и посылали мольбы к высшим силам, об этом можно судить по пирамидам из камней, дольменам и могилам в земле.

Читайте также: