Какой овощ созревает летом

Обновлено: 18.09.2024

Цель: познакомить с народными обычаями летних старинных праздников.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека, разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда, перечислять летние дары природы своего края, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, фотография поля с озимыми культурами, изображение старинных орудий труда, свежий хлеб на красивом полотенце, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (якуты).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания. Тест

— Прочитайте. По аналогии составьте и запишите названия летних природных явлений.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.

Ответ. Солнце восходит рано, заходит поздно, сильно греет. Ночи теплые. Жарко. Небо голубое. Белые легкие облака. Вода в водоемах теплая.

— Прочитайте стихи В. Степанова, угадайте и напишите название летнего месяца.

В золотых цветах опушки Пчелы водят хоровод.

В камышах кричит лягушка,

Из-за речки дождь идет. (Июль.)

До утра в лесу тепло

От смолистых сосен.

Белка гриб несет в дупло,

Приближает осень. (Август.)

Солнце в небе светит ярко,

Но в густой тени не жарко.

Тут и там поют птенцы —

Леса новые жильцы. (Июнь.)

1. Укажите летние месяцы.

а) сентябрь, октябрь, ноябрь

б) январь, декабрь, февраль

в) март, апрель, май

г) июнь, июль, август +

2. Какой овощ созревает летом?

а) редька в) редис +

б) картофель г) свекла

3. Какая дневная температура преобладает летом?

а) выше 0° в) выше +20° +

б) ниже 0° г) ниже —20°

4. Что летом делают животные?

а) впадают в спячку в) выводят потомство

б) строят жилища г) заботятся о потомстве +

5. Какие ягоды собирают в лесу летом?

а) бруснику в) клюкву

б) землянику + г) рябину

6. Какие приметы говорят о дожде?

а) муравьи прячутся в муравейник +

б) закат накануне был красный

в) утром на траве большая роса

г) сильно пахнет жимолость

3. Фронтальный опрос

— Приведите примеры народных названий летних месяцев.

— Когда наступает день летнего солнцестояния?

— Чем примечателен день 12 июля?

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает пословицы, записанные на доске.)

• Летний день — за зимнюю неделю.

• Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

• Лето припасиха, а зима подбериха.

— Объясните смысл пословиц.

— Что их объединяет? (Летний труд.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, сколько раз мы на наших уроках вместе с народами нашей страны праздновали наступление Нового года? Зимой праздновали? А осенью? (У еврейского народа.)

— А весной? (У древних римлян, у наших предков.)

— Какой праздник вам больше всего запомнился?

— Какое дерево было главным на празднике Троицы?

— Какие легенды и песни сложены про березу?

— Как хорошо, когда много друзей! Сколько друзей — столько и праздников. А сегодня у нас новое и последнее празднование Нового года вместе с народом Якутии. Послушайте рассказ о якутских обычаях новогоднего праздника.

2. Работа по учебнику

(Учитель включает запись якутской народной музыки, показывает кукол в национальных костюмах, показывает на карте России расположение Республики Саха (Якутия), отмечает заметным значком столицу республики город Якутск, обсуждает с учениками, каким видом транспорта можно доехать до республики. Учащиеся читают текст на с. 114 учебника.)

— В старинном календаре какого народа России начало нового года приходится на лето?

— Постарайтесь вспомнить, с какими событиями в природе совпадает по времени празднование Нового года у якутского народа. (Дни летнего солнцестояния и солнцеворота.)

— Почему люди в разных краях нашей страны в разное время встречали новый год? (Для некоторых народов новый год, а значит, и новая жизнь начинались вместе с пробуждением природы и возможностью заняться своим промыслом; для других — новый год начинался после завершения годовых сельскохозяйственных работ.)

— Можем ли мы сказать, что какой-то из этих праздников лучше или хуже? (Мы можем сказать только то, что какие-то праздники для нас непривычны. Необходимо не только самим сохранять свои традиции, но и уважать традиции соседей.)

Странички народного календаря. На прошлом уроке мы говорили о летних месяцах. Много сказали об июне и его праздниках, об июле. А про август почти ничего не сказали. Сегодня мы познакомимся с последним летним месяцем подробнее.

— Ребята, кто может сказать, какой у августа порядковый номер среди летних месяцев?

— А каким по счету он идет в году?

(Учитель дает ученикам время на самостоятельную работу. При необходимости помогает, используя как наглядное пособие настенный календарь.)

(Вызвавшиеся ученики отмечают наклейками на настенном календаре даты, о которых идет речь в тексте.)

— С какими дарами природы связаны три праздника в августе по народному календарю?

— Какие из угощений этих праздников показались вам самыми вкусными? (Ответы учеников.)

— Ребята, рассмотрите фотографии кукол на с. 114—115 учебника.

— Как вы думаете, на какой из праздников они нарядились?

— Какие к ним подходят названия: барыня, барышня, сударыня, молодушка, хозяйка?

— Попробуйте дать им имена. (Ответы учеников.)

— Я буду загадывать народные загадки, а вы ищите отгадку на рисунках.

• Зубастые, а не кусаются. (Грабли.)

• Бились кругом, перебились кругом, в клеть пошли, перевешались. (Цеп.)

• Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой — на крючку. (Коса.)

• Зубастый крокодил все поле выбороздил. (Борона.)

• Согнут в дугу — траву стегает на лугу. (Серп.)

(Каждую из отгадок учитель сопровождает показом характерных движений при работе с ними. Например, борону можно изобразить движением расставленных пальцев рук на парте, цеп — согнутой в локте рукой, расслабленная кисть которой свободно движется в суставе, производя энергичные колотящие движения по другой руке или в воздухе.)

— Какие из орудий труда вам знакомы?

— Где вы их видели?

— Какие орудия используются и сейчас?

— Какими орудиями вам приходилось работать?

— Работая в паре, прочитайте загадки на с. 117, найдите отгадку среди орудий труда, изображенных нас. 116.

— Для каких полевых работ прежде всего использовали эти орудия? (Для возделывания хлебов и сенокоса.)

— Как вы думаете, в каком порядке они использовались землепашцем?

— Что он должен был сделать прежде всего для того, чтобы посеять и вырастить хлеб?

— Какое для этого требовалось орудие? Что нужно было сделать потом? (Вспахать, взборонить, сжать, обмолотить; плуг, борона, серп, цеп.)

— А что делал крестьянин на сенокосе? Что нужно сделать сначала: собрать сено или скосить траву? Значит, вначале нужна была . а потом .

— Ребята, когда сеют хлеб? Можно ли посеять его осенью? (Можно.)

У таких осенних хлебов есть особое название. Внимательно послушайте, и вы узнаете это название.

— Как называют хлеба, которые сеют осенью? (Озимые.) (Учитель показывает фотографию поля с озимыми культурами. После этого учитель кладет на красивое полотенце или салфетку буханку свежего хлеба и обносит детей, дает понюхать, обращает внимание на золотистую корочку каравая, на его ровные края.)

— Как вы думаете, сколько человек помогло этому караваю появиться у нас в классе? (Агрономы, трактористы, комбайнеры, работники элеватора, водители грузовых машин, мукомолы и пекари, продавцы в магазине.)

(Затем учитель ставит хлеб на почетное место в классе.)

— Прочитайте стихотворение Людмилы Харитоновой на с. 116 учебника.

— Кто обратил внимание на то, как назван хлеб в стихотворении? На что похоже это обращение? (На обращение к ребенку или любимому человеку — Иванушка, Аленушка; похоже и на обращение к господину — хозяюшко.)

(Учащиеся разучивают стихотворение наизусть.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте, выполните задание.

— Как называли в старину начало жатвы?

— Какими чертами характера должна была обладать лучшая жница?

— Какими орудиями труда жали зерновые культуры?

Задания 3, 4 (с. 67)

— Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

— Что вам понравилось на уроке?

— Какая работа показалась сложной?

VIII. Подведение итогов урока

— Кто прочитает вывод нас. 117 учебника? Внимательно послушайте, а потом скажите: где в выводе спрятана пословица? В каком предложении? (Летний день год кормит.)

(В конце урока учитель раздает ученикам кукол из классной коллекции, а также кукол-помощников и волшебный клубочек, которые были постоянными спутниками второклассников на уроках. Учащиеся прощаются с ними до следующего года.)

Домашнее задание


Люди, которые ведут здоровый образ жизни и заботятся о своем организме, прекрасно знают, что овощи, фрукты, ягоды и зелень являются основными составляющими правильного питания. В своем составе эти растительные продукты содержат множество полезных для организма человека витаминов, микро- и макроэлементов, кислот и других веществ. Дефицит этих полезных веществ негативно влияет на организм и вызывает сбои в работе многих систем.

Практически в любом супермаркете круглый год можно отыскать овощи, фрукты, ягоды и зелень на любой вкус. Они аккуратными и ровными горками выложены на охлажденных полках. Красивые, гладкие и ровные продукты растительного происхождения, которые мы можем без проблем приобрести в любой момент, заставляют нас забывать о таком важном понятии, как сезонность.

Эксперты утверждают, что овощи и фрукты полезны только в свой сезон. Несезонные продукты не только не приносят организму никакой пользы, но и могут негативно повлиять на общее состояние нашего здоровья. Сегодня поговорим о сезонности овощей, фруктов, ягод и зелени.

Сезонные овощи и фрукты в России: таблица

Сезонность растительных продуктов: почему это важно?

С самого раннего детства родители твердили нам, что кушать свежие овощи и фрукты очень полезно, ведь они насыщают организм витаминами и минералами. Данное утверждение соответствует истине, но мало кто знает о том, что полезны свежие овощи, ягоды, зелень и фрукты только в свой сезон.

Сезонные плоды, которые созрели точно в срок и согласно своему природному циклу, принесут организму максимальную пользу. Такие овощи и фрукты можно смело есть в необработанном виде и не бояться, что организм от них пострадает. А выращенные не по сезону и в искусственных условиях продукты, которые современные агротехнологии предлагают покупателям, не только не накапливают необходимого количества витаминов и минералов, но и содержат в своем составе различные вредные добавки.

Чтобы несезонные овощи и фрукты имели красивый внешний вид и хорошо покупались, в них добавляют пестициды, стимулирующие ранее созревание и рост добавки, нитратные удобрения и т.д. Все эти вредные вещества из-за слишком короткого цикла не успевают разложиться и наносят непоправимый вред нашему организму. От несезонных овощей и фруктов больше всего страдают маленькие дети и пожилые люди.

Несезонные фрукты, ягоды и овощи перед употреблением в пищу необходимо тщательно обрабатывать. Специалисты рекомендуют замачивать их в слабом уксусном растворе или холодной воде, чистить кожуру и удалять плодоножки. Но следует помнить, что такие овощи, ягоды и фрукты никакой пользы вашему организму не принесут.

Сезонные фрукты и овощи: детальная таблица

В рекомендациях Всемирной организации здравоохранения указано, что взрослый среднестатистический человек в сутки должен съедать не менее 400 г овощей, ягод и фруктов. Это могут быть как свежие, так и приготовленные растительные продукты, за исключением картофеля и других корнеплодов, содержащих в своем составе крахмал.

Если вы введете в свой каждодневный рацион несколько сезонных фруктов или овощей, то риск возникновения и развития ожирения, сахарного диабета второго типа, злокачественных опухолей и заболеваний сердечно-сосудистой системы снизится в несколько раз!

Чтобы каждый день без проблем составлять полезное и вкусное меню и легко ориентироваться в сезонах, воспользуйтесь нашей детальной таблицей.


Всему свое время. Сложно представить что-то, к чему подходит это выражение больше, чем к кулинарии. Это не только искусство составления пропорций, но и умение поймать момент.

Когда созревают летние овощи и фрукты

когда покупать овощи летом

Когда наступает сбор урожая, можно убить двух зайцев одним выстрелом: и деньги сэкономить, и получить высококачественный продукт. Первые овощи и фрукты хороши своим составом, и, поскольку мы не существуем отдельно от природного баланса, наш организм по-настоящему нуждается в них именно тогда, когда они доспевают.

Фрукты и овощи в июне

когда покупать фрукты летом

Июньская черешня

С точки зрения получения полезных веществ июнь — самый богатый летний месяц. Его открывает первая черешня, богатая медью. Медь участвует при выработке организмом коллагена, и первые красавицы знают, что это означает: прощай, старение кожи.

Июньское солнце очень обманчиво, и всё еще прохладный ветерок никак не влияет на то, что оно сжигает не привыкшую к свету кожу. Ягода способствует выработке меланина, и кожные покровы легче переносят влияние солнечных лучей. На примере черешни легко убедиться, что у каждого продукта есть свое место в календаре.

когда покупать черешню

Июньский салат

Зелень, зелень и еще раз зелень. С первых месяцев весны сезон не прекращается, но в июне это уже не шпинат. Запасайтесь петрушкой, укропом, луком. Самое время нарубить зелень на зиму и засунуть в морозилку.

Июньская морковь

Сладкая молодая морковь очень богата витамином А, при этом сок из нее заряжает энергией и прекрасно утоляет жажду.

когда покупать зелень

Июньская клубника

Многие ждут этого момента начиная с осени: когда клубника перестает продаваться по цене тропических фруктов, когда она становится мягкой, сладкой, ароматной и, что самое главное, своей. Ягода очень полезна для памяти и укрепления иммунитета. Также клубника богата на антиоксиданты — то что нужно для домашней косметики!

Июньский редис

Тем, кто хочет побыстрее избавиться от набранных за зиму килограммов, будет приятно узнать, что редис станет верным союзником в борьбе с лишним весом. Он выводит шлаки из организма, препятствует образованию отеков и стимулирует организм на расход жировых запасов, а не на их отложение.

польза редиса

Июньская репа

Салатики из репы — одни из самых полезных и низкокалорийных. В ней много витамина С, больше, чем в цитрусовых, поэтому июнь – подходящее время, чтобы повысить иммунитет.

Также ищите на прилавках землянику, огурцы, малину, яблоки, смородину и зеленый перец.

Фрукты и овощи в июле


Июльская кукуруза

Часть фруктов и овощей июня доступны и вкусны в июле не меньше, но список расширяется. Появляется первая кукуруза — лучший завтрак, ужин или гарнир. Намного менее калорийно, чем зимние макароны и картошка.

Июльские грибы

Лисички! Не пропустите их. Самое время засолить пару баночек лисичек на зиму, пожарить их или добавить в салат.

сезон лисичек

Июльские абрикосы и персики

Их ждут не меньше, чем первую клубнику. Лучший сорт абрикосов — Шалах, рекомендуем. А вот нектарины и плоские абрикосы лучше подождать еще недели две-три.

Продолжайте следить за прилавками, вот-вот должны появиться дыни и арбузы! Уже красуются на прилавках кабачки. Продолжайте добавлять в салаты зелень и репу.

Если июнь — самый богатый на витамины месяц, то август бесконечно щедр. Если попробовать все овощи и фрукты из списка ниже, этого хватит на всю зиму! И не нужны никакие комплексы витаминов.

Фрукты и овощи в августе

фрукты и овощи в августе

Августовские баклажаны

Кукуруза, дыня и персики по-прежнему в почете, а вот сезон баклажанов только начинается. Этот малокалорийный, вкусный и очень сытный овощ хочется добавлять в каждое блюдо! Калорийность составляет всего 25 ккал, а рассказу об их пользе не жалко посвятить целую статью.

Августовские арбузы

Прекрасная пора, когда арбузы продают на каждом углу. Этой сочной ягодой лучше всего наслаждаться, съедая просто так или добавляя во фруктовые салаты.

Августовкий виноград

Для фигуры, конечно, не слишком полезная ягода. В нём содержится много сахара, больше, чем в остальных фруктах. И, тем не менее, съесть горсть винограда лучше, чем кусок торта. Особенно полезен красный виноград. Для виноделов август — особый месяц.

виноград в августе

Августовская стручковая фасоль

Добавлять ее в салаты можно начиная с августа, а на зиму лучше всего будет ее заморозить или замариновать.

И хоть персики и абрикосы начинаются в июле, в августе они на пике популярности. Продолжается сезон малины, в большом количестве появляется слива, инжир, летняя тыква, брокколи и красный перец.

овощи в августе

За лето нужно обязательно наесться свежими фруктами и овощами. В этот период наше тело рассчитывает на витаминную подпитку. Замените салатами большую часть гарниров, совмещайте зелень с белковой пищей в соотношении 50 на 50 или даже 70 на 30. Сохраните нашу шпаргалку на будущее!

Таблица овощей и фруктов весенне-летнего сезона

Летом овощи и фрукты – главное на нашем столе. В это время появляется масса налитых солнцем плодов, и нам остаётся лишь наслаждаться их свежей энергией. Разобраться в сезонности всех даров лета поможет наша таблица овощей и фруктов.

В июне на огороде и в лесу поспевают ранние персики, малина, душистая смородина и другие дары природы. В июле они уступят место не менее аппетитным яблокам и грушам, чернике и ежевике. Август богат на жёлтые сливы, клюкву и сладкие сорта винограда.

Настоящее гастрономическое раздолье ждёт также любителей овощей, зелени и их миксования в различных салатах. В первый месяц лета во главу стола стоит поставить шпинат и салат айсберг. Они великолепно сочетаются с помидорами, сладость которых в эту пору сравнима с сахарной глазурью.

Подробная таблица овощей и фруктов для весны и лета

Таблица овощей и фруктов весенне-летнего сезона
Таблица овощей и фруктов весенне-летнего сезона

Эта таблица овощей и фруктов поможет вам ориентироваться в их разнообразии в течение всего весенне-летнего сезона.

Комментарии к таблице:
* Лето обозначено жёлтым цветом, весна – зелёным.
* Сроки хранения обозначены серым, чтобы легко было понять, когда магазины выставят те или иные фрукты.

Списки ни в коем случае не претендуют на полноту. Если вы предложите несколько новых фруктов и овощей летнего сезона, мы будем рады дополнить наши таблицы.

В садах, лесах и огородах нашего региона так много чудесных полезных продуктов, что мы специально не включаем в эти списки экзотические фрукты, импортируемые из других стран.


Читайте также: