Описание овощей для детей

Обновлено: 18.09.2024

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.


Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Развивающие : развивать внимательность, мелкую моторику пальцев. Развивать тактильное восприятие, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, создать положительный эмоциональный фон.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения, выражает положительные эмоции, с интересом участвует в подвижно-речевых играх.

Словарная работа: активный словарь – овощи.

Индивидуальная работа: упражнять в образовании прилагательных от сущ-х- Ясирия, Марсель.

Демонстрационный материал: мешочек с овощами: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, картофель, сырая морковь и капуста, вареная свекла картофель, схема описания овощей, мяч.

Предварительная работа : наблюдение за работой в огороде д/с, рассматривание овощей, описание овощей по схеме Ткаченко.

I. Организационный момент.

(Дети стоят в полукруге около стола, на котором лежит мешочек с овощами).

Воспитатель:ребята посмотрите какой необычный мешочек. Хотите узнать что там внутри.

Сейчас сядет тот, кто назовет что достал из мешочка.

Дети, называя овощ, садятся на стулья.

II. Основная часть.

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описание. На доске вывешивается схема. Дети по схеме описывают овощи

Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что у нас лежит на блюде?

Воспитатель: Что это?

Воспитатель: Какого он цвета?

Воспитатель: Какой он по форме?

Воспитатель: Какой еще огурец?

Дети: Сочный, хрустящий.

Воспитатель: Огурец большой или маленький?

Воспитатель: Что из него можно приготовить?

Воспитатель: Это огурец зеленый, продолговатый, сочный,хрустящий, маленький. Из огурца можно приготовить салат, засолить.

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем солить капусту.

Мы капусту рубим, рубим ( Движения прямыми ладонями по столу )

Мы морковку трем, трем ( Движения кулаков к себе и от себя )

Мы капусту солим, солим, ( Имитация посыпки солью пальцами )

Мы капусту жмем, жмем. ( Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок )

Воспитатель: Ребята, что мы сделали с капустой и морковкой?

Дети: Капусту и морковку мы засоли.

Дети встают в круг воспитатель бросает мяч называет овощь, ребёнок называет ласково и бросает мяч обратно

Воспитатель называет один овощь, а дети много овощей

Воспитатель зовет к себе 1 ребенка. Ребенок закрывает глаза, и воспитатель дает кусочек моркови. Ребенок ест, а воспитатель уточняет что это, свойства моркови: твердая, хрустящая, сладкая. Зовет 2-го ребенка, предлагает угадать на вкус вареную свеклу, воспитатель уточняет что это, свойства свеклы: свекла мягкая, сладкая.

Воспитатель: А теперь послушайте чистоговорки про овощи и назовите недостающее слово .( Дети проговаривают чистоговорки )

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Ход занятия:

Приветствие

- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся

- Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

- Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.

- Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.

- Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Овощи в банке - игра с пуговицами

- Посмотрите, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.

Рисование - Салат

В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.

- Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.

На заготовленном фоне дети рисуют морковкам горизонтальные полосочки коричневым карандашом.


(Проводится вместе с родителями).

Сначала посадили в землю маленькое зернышко.
(Дети садятся на корточки)

Солнышко капусту согревало, дождик поливал и морковка стала подрастать.
(Дети медленно встают на ножки)

Выросли у морковки зеленые листочки.
(Поднять руки вверх)

Пора срывать морковку.
(Родители обнимают детей и берут на руки — срывают морковку с грядки)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)

На магнитную доску воспитатель выкладывает картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает детям по одной.

- У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? Много.

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много. перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.

- Положите сверху на изображение банки большой и маленький огурец, большой и маленький помидор. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банку.


Огурцы и помидоры, рисунок

Мы лопатки взяли
(движения, изображающие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два -
Вот как раскопали
(движения в соответствии с текстом)

Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два -
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два -
Вот как мы сажали
(движения в соответствии с текстом)

Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два -
Вот как поливали
(изображать полив грядок из лейки)

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два -
Вот как собирали
(наклоны)

Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два -
Вот как затевали.
(хлопки в ладоши)

- Покажите на рисунке козла Мефодия. Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.

Огород козла Мефодия, картинка

- Зайчик снова проголодался. Давайте накормим его горохом. Берите горох ложечкой из кастрюли и перекладывайте в тарелку.

Дети лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины.

Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.

- Кто там бродит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю.
- Почему ж капусту вдруг,
А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
- Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный -
Лист капустный!

Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночек.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.

Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Цель: продолжить формирование понятия “овощи” на основе знакомства с особенностями строения и произрастания моркови, свеклы, баклажана.

  • Активизация словаря, отработка умения составлять простые предложения и составлять описательный рассказ;
  • Коррекция внимания на основе упражнения в узнавании и различении;
  • Воспитание мотивации к общению.

Оборудование: презентация “овощи”, овощи, муляжи овощей, пластилин.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Коррекционно-развивающее упражнение в узнавании и различении.

Слайд 1. (Черно-белое изображение овощей и фрукта, частично наложенных друг на друга.)

– Посмотри, подумай, назови все предметы. (Груша, картофель, свекла, морковь, помидор.)

(Если дети затрудняются ответить, показать цветное изображение.)

2. Введение в тему.

Слайд 2. (Цветное изображение фрукта и овощей, частично наложенных друг на друга.)

– Посмотри, подумай, назови лишний предмет. (Груша.)
– Как можно назвать все остальные предметы одним словом? (Овощи.)
– Почему груша лишний предмет? (Это фрукт.)
– Кто назовет тему нашего урока?

Слайд 3. (Тема урока.)

– Тема нашего урока “овощи”.
– Послушайте стихотворение и скажите, где растут овощи?

– В этом месте много гряд.
Есть и репа и салат.
Тут и свекла и морковь, помидор, горох, фасоль.
А картофель разве плох?
Нас прокормит целый год.
Наш зеленый ……. (огород).

– Итак, где растут овощи? (в огороде)

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Что такое овощи?
– Овощи это продукты питания. Их человек выращивает сам, а потом употребляет в пищу.
– Для чего они нужны человеку?
– Овощи очень полезны для организма человека. В них содержится много витамин и полезных веществ, которые помогают человеку быть сильным и здоровым.
– Когда человек садит овощи на огороде? (Весной.)
– Когда собирает урожай овощей? (Осенью.)
– Как человек их использует в пищу?
– Многие овощи можно есть сырыми (морковь, капуста, редис, лук). Из овощей люди готовят разные блюда (салаты, соки, супы)
– Какие овощи можно консервировать? (Помидоры, огурцы, капусту и т.д.)

Слайд 5. (Овощи в корзине.)

– Какие овощи вы знаете? (Дети перечисляют.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить не о всех перечисленных овощах, а поближе познакомимся только с несколькими.
– Чтобы узнать о каких овощах пойдет речь на уроке, надо отгадать загадки.
– А загадки вам загадают герои из сказки “ Чиполлино”.

Слайд 6. (Герои Чиполлино.)

Загадка. (За кадром.)

– Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.)

Слайд 7. (Морковь.)

(Детям раздается морковь.)

– Посмотрите, какого она цвета? (Морковь оранжевого цвета.)
– Какой она формы? (Форма у нее продолговатая.)
– Потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь мягкая или твердая? (Морковь твердая.)
– Ее можно есть сырой? (Да.)
– Попробуйте и скажите, какая она на вкус? (Сладкая.)
– Послушайте, что говорит морковь про себя.

Стихотворение за кадром.

– Про меня рассказ недлинный, кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок, крепким сильным, ловким.

– Чем полезна морковь? Кто любит морковь?
– Послушайте следующую загадку.

Слайд 8. (Герои Чиполлино.)

Загадка. (За кадром.)

– Над землей трава, под землей бордовая голова.
– Что это за овощ с бордовой головой? (Свекла.)

(Детям раздается свекла.)

– Посмотрите, скажите какого она цвета? (Свекла бордового цвета.)

(Детям показывается свекла разрезанная пополам.)

– Какого она цвета внутри? (Тоже бордового цвета.)
– Какая она по форме? (Свекла круглая.)
– Если ее потрогать, какая она на ощупь? (Твердая.)
– Ее можно есть сырой? (Да.)
– Какая она на вкус? (Сладкая.)
– Послушайте, как свекла себя расхваливает.

Стихотворение за кадром.

– Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Надо свеклу для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету.

– Какие блюда их свеклы нам часто дают в столовой?
– Как свекла и морковь растут? Под землей или на земле? (Под землей, корешки в земле , а вершки над землей.)

Слайд 10. (Огород со свеклой и морковкой.)

– Какой же еще овощ к вам сегодня придет на урок?
– Слушайте следующую загадку?

Слайд 11. (Герои сказок.)

Загадка (за кадром).

Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал.
И лоснится от похвал очень важный …….(баклажан).

Слайд 12. (Баклажан.)

(Детям раздается баклажан.)

– Какого он цвета? (Баклажан фиолетового цвета.)
– Какой он по форме? (Он овальный.)
– Какой он цветом внутри? (Белый.)

(Детям предлагается посмотреть разрезанный пополам баклажан.)

– Какой он на ощупь, если сравнить его с предыдущими овощами? (Мягкий.)
– Кто из вас ел баклажан?
– Можно ли его есть сырым ? (Нет.)
– Его есть сырым нельзя , но можно готовить разные вкусные блюда?
– Какой он на вкус после приготовления? (Вкусный.)
– Сравним поверхность у баклажана и других овощей.
– Баклажан гладкий и блестящий.
– Послушайте, баклажан просит слово.

Стихотворение за кадром.

– Мое имя – баклажан фиолетовый кафтан.
Ты сырым мня не жуй, для икры я пригожусь.

– Чья мама дома готовит баклажановую икру?
– Какая она на вкус?
– Как растет баклажан? На земле или под землей? (На земле.)

Слайд 13. (Огород с баклажаном.)

Слайд 14. (Дети в огороде.)

В огород пойдем, (Маршируют на месте.)
Урожай соберем. (Идут, взявшись за руки.)
Мы морковку натаскаем (“Таскают”.)
И картошки накопаем (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты (“Срезают”.)
Круглый, сочный, очень вкусный (Показываем.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”.)
И вернемся по дорожке. (Идут, взявшись за руки.)

5. Закрепление изученного.

– С какими овощами мы сегодня познакомились? (Морковь, свекла, баклажан.)
– Ребята, нам пришло письмо с грядки.
– Нам предлагается игра “ Узнай меня”.
– По описанию узнать овощ.
– Я овощ оранжевого цвета, продолговатой формы, сладкий на вкус
– Как меня зовут? (Морковь.)

Слайд 15. (Описание моркови.)

– По символическим значкам составить описание.
– Морковь – Это овощ.
– Он оранжевого цвета.
– Она продолговатой формы.
– Сладкая на вкус.
– Морковь твердая на ощупь.

(Дети повторяют описание под руководством учителя.)

– Следующее описание.
– Я овощ, расту в земле, бордового цвета, круглой формы.
– Назови мое имя? (Свекла.)

Слайд 16. (Описание свеклы.)

– Составьте описание свеклы по символическим значкам.
– Свекла – это овощ.
– Она бордового цвета.
– Круглой формы.
– Свекла сладкая на вкус.
– Она твердая на ощупь.

(Дети повторяют описание.)

– А это, про кого говориться?
– Я фиолетовый овощ, овальной формы, блестящий и гладкий.
– Как меня зовут? (Баклажан.)

Слайд 17. (Описание баклажана.)

– По символическим значкам составить описание.
– Баклажан – это овощ.
– Фиолетового цвета.
– Овальной формы.
– Баклажан вкусный.
– На ощупь он гладкий и мягкий.

* – Сегодня на уроке, мы с вами рассматривали овощи, сравнивали их друг с другом , говорили о их полезных качествах.
Каждый из вас знает, что некоторые овощи можно есть сырыми, но также их овощей человек готовит разные вкусные блюда.

Игра “Маленький повар”.

– Сегодня мы с вами будет готовить блюдо под название борщ.
– Вам предлагается из нескольких овощей выбрать только те, которые нам нужны будут для приготовления борща.

(Дети по очереди выбирают овощи и кладут их в кастрюлю называя свой выбранный овощ.)

Слайд 19. (Составление описания приготовления борща.)

– Скажи, что нужно для приготовления борща?
– В борще есть картошка, капуста, морковь, лук, свекла. (Сильные дети названия овощей называют сами.)

Слайд 20. (Составление описания приготовления борща.)

(Для слабых детей на доске для составления ответа даются картинки.)

– У нас остался неиспользованный овощ. (Баклажан.)
– Почему мы его не взяли для приготовления борща. (Из него готовят другие блюда?)

Слайд 21. (Заготовки на зиму.)

– Многие овощи заготавливают на зиму.
– Кто из вас видел как мама солит капусту?
– Сейчас мы с вами тоже будем солить капусту.

Мы капусту рубим, рубим. (Движения прямыми ладонями по столу.)
Мы морковку трем, трем (Движения кулаком к себе и от себя.)
Мы капусту солим, солим (Имитация посыпки солью пальцами.)
Мы капусту жмем, жмем (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок.)

*Слайд 22. (Овощи и геометрические фигуры.)

– Посмотри, подумай, скажи, на какую фигуру похожи морковь, свекла , баклажан.

– Морковь – это треугольник.
– Свекла – это круг.
– Баклажан – это овал.
– Я предлагаю слепить 3 треугольника , 3 шара, 3 овала. (Дети переходят за парты Базарного, где все приготовлено для лепки и приступают к работе.)

Слайд 24. (Дети сажают огород.)

– Посмотрите, что делают дети.
– Сажают огород.
– Я вам предлагаю каждому посадить свой огород.
– Овощи для посадки вы уже вылепили.

Cлайд 25. (Огород.)

– Перед посадкой подумайте, а все ли овощи растут одинаково.
– Каждому из вас я раздаю землю. Обратите внимание , каждому овощу отведено свое место.

(Дети высаживают свои овощи.)

6. Подведение итогов. Оценки.

Слайд 26. (Тема урока.)

– О чем мы с вами сегодня говорили?
– С какими овощами познакомились поближе?
– Что нового узнали об овощах?
– Чем они полезны?
– Где они растут?
– У каждого из вас теперь есть свой огород.
– Кто мне расскажет о своем огороде?

Слайд 27. (Описательный рассказ.)

– Это огород. Я посадил морковь, свеклу, баклажан, Урожай будет большой.

(В рассказе можно указать количество посаженного.)

(Дети рассказывают под руководством учителя и рассматривают огороды своих одноклассников.)

Читайте также: