Опытный тракторист студент колледжа механизации сельского хозяйства при обработке посевов кукурузы

Обновлено: 18.09.2024

Студенты изучают технологические процессы ремонтного производства — проведение техобслуживания и профилактического обслуживания машин, а также оборудования животноводческих ферм. Они знакомятся с классификацией и принципами работы двигателей сельхозмашин, технологиями механизированных работ в животноводстве и растениеводстве, получают опыт выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ, учатся определять неисправности и устранять их. Окончив колледж, студенты получают водительские права.

Одна из популярных профессий будущих специалистов – тракторист. Он работает на тракторах и сельскохозяйственных машинах, на зерноуборочных и специальных комбайнах. Тракторист выявляет и устраняет неисправности в работе техники, участвует во всех видах ремонта обслуживаемых тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин. Кроме того, тракторист вспахивает и засевает землю, убирает урожай и перевозит его к месту хранения. Этот специалист часто отвечает за заготовку кормов и расчистку снега, рытье траншей и уборку территории.

Обучение: на базе 9 классов (срок обучения 3 г.10 мес.), на базе 11 классов (срок обучения 2 г.10 мес.)


  1. участия в планировании и анализе производственных показателей организации;

  2. участия в управлении первичным трудовым коллективом;

  3. ведения документации установленного образца;

  1. рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели в области растениеводства;

  2. планировать работу исполнителей;

  3. инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;

  4. подбирать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала;

  5. оценивать качество выполняемых работ;

  1. основы организации производства сельскохозяйственной продукции ;

  2. структуру организации и руководимого подразделения;

  3. характер взаимодействия с другими подразделениями;

  4. функциональные обязанности работников и руководителей;

  5. основные производственные показатели работы организации отрасли и его структурных подразделений;

  6. методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;

  7. виды, формы и методы мотивации персонала, в т.ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;

  8. методы оценивания качества выполняемых работ;

  9. правила первичного документооборота, учета и отчетности.

Контрольная работа выполняется в печатном или письменном виде.


  • Титульный лист; (приложение Г)

  • Задание 1

  • Задание 2

  • Задание 3

  • Задание 4

  • Задание 5

  • Список литературы

Задание 3. Описать структуру действующего предприятия (можно использовать структуру вашего предприятия). Примеры оформления структур управления представлены в приложении В.

 Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.

Опишите эффективность использования данной структуры, её положительные и отрицательные стороны. Предложите и опишите рекомендации по корректированию вашей структуры управления. Обоснуйте ответ.

Задание 4. Составьте должностную инструкцию по вашей должности (если вы не работаете на предприятии, составьте должностную инструкцию по должности техник).
J Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.
Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции на должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. На другие должности инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника.
Задание 5. Решение ситуаций и задач.

Теоретические вопросы к заданию 1
0. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места

1 Цели и задачи управления организациями различных организационно- правовых форм. Понятие менеджмента. Менеджмент как особый ВИД профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями.

2. Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) основы управленческой деятельности, Характеристика функций цикла

3. Внутренняя и вешняя сфера организации. Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого и косвенного воздействия

4. Основы теории принятия управленческих решений. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений.

5. Стратегический менеджмент. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования

6. Система мотивации труда. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей

7. Управление рисками. Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта.

8. Управление конфликтами. Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте.

1.Какие необходимо принять меры с целью привлечения кадров и избежание конфликтов в коллективе?


  1. Почему трактористы не выполнили норму?

  2. Кто в этом виноват?

  3. Как бы Вы поступили на месте директора и главного агронома?

Вариант 7.Напишите объективную характеристику на себя или работника вашей организации для предоставления в вышестоящую организацию.

Рассчитать, стоит ли покупать укрывной материал.
Вариант 9. Рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где наблюдается устоявшийся темп деятельности, порядок и дисциплина.

Какой стиль руководства соответствует данной ситуации? Решение обоснуйте.

Эксплуатация и обслуживание холодильного оборудования на предприятиях АПК, Трухачев В. И., Атанов И. В., Капустин И. В., Грицай Д. И., Издательство Лань.

Освещены вопросы эксплуатации и обслуживания холодильного оборудования на предприятиях агропромышленного комплекса страны. Приведена краткая характеристика систем хладоснабжения на предприятиях АПК, а также применяемых хладагентов и хладоносителей. Приведены основные неисправности применяемого оборудования, методы их обнаружения и устранения.

Современные почвообрабатывающие машины: регулировка, настройка и эксплуатация, Валиев А. Р., Зиганшин Б. Г., Мухамадьяров Ф.Ф., Яруллин Ф. Ф., Халиуллин Д. Т., Яхин С.М., Издательство Лань.

В книге приведены сведения по регулировкам и подготовке к работе широко применяемых в сельскохозяйственном производстве машин для обработки почвы. Изложены основные правила проверки технического состояния машин, их настройки, регулировки и указания по безопасной работе в полевых условиях.

Машины для заготовки кормов: регулировка, настройка и эксплуатация, Зиганшин Б. Г., Дмитриев А. В., Валиев А. Р., Яхин С.М., Халиуллин Д. Т., Кашапов И.И., Лукманов Р. Р., Семушкин Н.И., Издательство Лань.

В учебном пособии приведены сведения по регулировке и подготовке к работе широко применяемых в сельскохозяйственном производстве машин для заготовки кормов. Изложены основные правила проверки технического состояния машин, их настройки, регулировки и указания по безопасной работе в полевых условиях.

Авторы: Зиганшин Б. Г., Дмитриев А. В., Валиев А. Р., Яхин С.М., Халиуллин Д. Т., Кашапов И.И., Лукманов Р. Р., Семушкин Н.И.

Тенденции развития инженерного обеспечения в сельском хозяйстве, Завражнов А. И., Бобрович Л. В., Ведищев С. М., Гордеев А. С., Завражнов А. А., Ланцев В. Ю., Манаенков К. А., Михеев Н. В., Соловьев С. В., Федоренко В. Ф., Издательство Лань.

Большое внимание уделено машинно-технологической модернизации сельскохозяйственного производства, применению информационных технологий и роботизации технологических процессов в агропромышленном комплексе, вопросам инженерно-технического обеспечения и экологическим проблемам.

Авторы: Завражнов А. И., Бобрович Л. В., Ведищев С. М., Гордеев А. С., Завражнов А. А., Ланцев В. Ю., Манаенков К. А., Михеев Н. В., Соловьев С. В., Федоренко В. Ф.

Машины для заготовки кормов: регулировка, настройка и эксплуатация, Зиганшин Б. Г., Дмитриев А. В., Валиев А. Р., Яхин С.М., Халиуллин Д. Т., Кашапов И.И., Лукманов Р. Р., Семушкин Н.И., Издательство Лань.

В учебном пособии приведены сведения по регулировке и подготовке к работе широко применяемых в сельскохозяйственном производстве, машин для заготовки кормов. Изложены основные правила проверки технического состояния машин, их настройки, регулировки и указания по безопасной работе в полевых условиях.

Книга предназначена для студентов аграрных вузов, обучающихся по направлениям подготовки в области агроинженерии, а также может быть полезна широкому кругу механизаторов, фермеров, руководителей и специалистов.

Авторы: Зиганшин Б. Г., Дмитриев А. В., Валиев А. Р., Яхин С.М., Халиуллин Д. Т., Кашапов И.И., Лукманов Р. Р., Семушкин Н.И.

Сельскохозяйственные машины. Краткий курс, Гуляев В. П., Издательство Лань.

Учебное пособие предназначено для студентов сельскохозяйственных вузов. Книга может быть полезна инженерам, бакалаврам, магистрам, работающим на сельскохозяйственных, машиностроительных предприятиях, НИИ и ОКБ.

Автотракторные двигатели: конструкция, основы теории и расчета, Баширов Р. М., Издательство Лань.

В учебнике рассмотрены особенности конструкции основных деталей, систем и в целом автотракторных двигателей и основы их теории и расчета.

Технология механизированных работ в сельском хозяйстве, Высочкина Л. И., Данилов М. В., Капустин И. В., Грицай Д. И., Издательство Лань.

Сельскохозяйственные машины, Гуляев В.П., Гаврильева Т.Ф. , Издательство Лань.

Главный человек на селе – вот кто такой механизатор сельского хозяйства. Его золотые руки приводят в порядок всю технику, которая работает на полях и на фермах.

Механизатор сельского хозяйства – это квалифицированный рабочий, обслуживающий различные механизмы и машины, использующиеся в сельскохозяйственном производстве.

История профессии

Сельское хозяйство, которое служило основой развития человечества, тысячелетиями было изнурительным трудом. Посев, обработка и уборка урожая проводились вручную, в помощь была только тягловая сила лошадей. Ситуация начала меняться в XIX веке, когда на полях появились первые трактора, работавшие на паровой тяге.

В XX веке произошел масштабный переход сельского хозяйства на использование механизмов. Урожай зерновых стали убирать комбайны, для тракторов было разработано множество прицепных и навесных устройств (молотилки, сеялки, погрузчики, прицепы и т.д.). Для обслуживания всей этой техники и потребовалась профессия "механизатор".

Описание и характеристика профессии

Механизатор сельского хозяйства – это человек, который умеет работать на разных видах сельхозтехники, обслуживать ее и ремонтировать. Фактически это универсальный рабочий на селе, от которого зависит очень многое. Опытный механизатор может совмещать сразу несколько специальностей: тракториста, тракториста-машиниста, комбайнера, водителя, механика, слесаря.

Особенность труда механизатора заключается в неравномерном распределении обязанностей в зависимости от сезона. В период с марта по ноябрь необходимо проводить подготовку полей к посеву, непосредственно посев, уборку урожая и снова обработку почвы.

В зимнее время механизаторы занимаются в основном ремонтом техники, ее модернизацией и подготовкой к весенне-полевым работам.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать механизатором на селе, нужно учиться в колледже или техникуме по направлениям "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования" и "Механизация сельского хозяйства". Также можно окончить техническое училище по специальности "тракторист" или "тракторист-машинист". Остальные практические знания и необходимый опыт приобретаются непосредственно на рабочем месте.

Учитывая особую важность сельского хозяйства для экономики страны, в России функционирует большое количество ссузов, которые готовят специалистов по механизации для сельскохозяйственного производства. Среди них:

  • Брюховецкий аграрный колледж (Краснодарский край);
  • Троицкий аграрный техникум Южно-Уральского государственного аграрного университета (Челябинская область);
  • Тулунский аграрный техникум (Иркутская область);
  • Камызякский сельскохозяйственный техникум (Астраханская область);
  • Яхромский колледж (Московская область;
  • Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления (Ставропольский край).

Обучение обычно длится 4 года 10 месяцев после 9 класса школы и 3 года 10 месяцев после 11 класса. Выпускники получают квалификацию "техник-механик".

Во время учебы студенты приобретают не только теоретические, но и практические знания. Система профессионального образования основана на неразрывной связи с производством, поэтому учебную и преддипломную практику учащиеся проходят на действующих предприятиях отрасли.

Профессиональные обязанности

Перечень обязанностей механизатора в аграрном секторе очень широк и требует соответствующих знаний и умений. На своем рабочем месте сотрудник обязан:

  • профессионально управлять разными типами сельскохозяйственной техники;
  • проводить с ее применением полевые работы: вспахивание, культивацию, посев, подкормку, межрядную обработку, уборку, полив;
  • производить погрузочно-разгрузочные работы на объектах сельского хозяйства;
  • проводить профилактические мероприятия, плановое обслуживание вверенной техники;
  • выявлять неисправности и устранять их по мере возможности, при необходимости крупного ремонта сообщать руководству;
  • своевременно заправлять технику горючим и вести строгий учет использования горюче-смазочных материалов;
  • правильно заполнять документацию о проведенных работах.

Профессиональный механизатор должен уметь:

  • регулировать основные системы, механизмы и узлы техники (двигатель, ходовую часть, электрооборудование) и готовить ее к работе в поле или на птицеводческих, животноводческих фермах;
  • подготавливать вспомогательные механизмы, которые будут присоединены к тракторам (сеялки, бороны, прицепы, погрузчики и др.) и определять подходящие для каждого вида работ;
  • комплектовать агрегат и рационально осуществлять на нем плановые работы;
  • ремонтировать разные узлы трактора или комбайна;
  • ставить технику на хранение и консервацию в холодное время года и снимать с консервации перед началом сезона.

Кроме того, хороший механизатор должен в деталях владеть технологией проведения разных видов сельскохозяйственных работ, а также знать основы агрономии и зоотехнии.

Кому подходит

Данная профессия подходит физически крепким мужчинам, которые разбираются в технике и любят ее. Чтобы быть профессионалом своего дела, работнику нужно обладать такими качествами, как:

  • ответственность и трудолюбие;
  • физическая выносливость и терпеливость;
  • внимательность, самообладание и быстрая реакция;
  • способность переключаться между разными задачами;
  • умение работать в коллективе;
  • техническое мышление.

Также для механизатора очень важна способность постоянно обучаться, изучать новые механизмы, способы работы с ними, новые технологии диагностики неисправностей и ремонта.

К положительным сторонам профессии можно отнести ее важность на селе, механизатор там очень уважаемый человек. Кроме того, это одна из немногих специальностей, доступных в сельской местности, и она довольно неплохо оплачивается во время проведения полевых работ. Хозяева сельхозпредприятий высоко ценят профессионалов и нередко дополнительно вознаграждают их, если был собран высокий урожай.

Минусы профессии – это физически тяжелый труд в самых разных погодных условиях. Поскольку на селе "неделя год кормит", нередко приходится работать и под дождем, и в зной. В сезон приходится забывать о выходных днях и праздниках. Работа на механизмах сидячая, она связана с постоянным шумом, вибрацией, физическими нагрузками, перепадами температур. Все это не лучшим образом влияет на здоровье рабочего.

Заработная плата

По среднегодовому показателю зарплата механизатора аграрного сектора в России невысока, приблизительно 20 тысяч рублей в месяц. Во время посевной и уборочной кампаний оплата труда может быть вдвое большей, а если работнику доверили комбайн, то он может заработать до 50-60 тысяч рублей. Зимой механизаторам платят мало, около 10 тысяч рублей, поскольку у хозяев сельхозпредприятий в этот период практически нет дохода. Также уровень заработка механизатора зависит от региона, условий труда, опыта сотрудника.

Как построить карьеру

Больших карьерных перспектив профессия механизатора перед ее обладателем не открывает. Это рабочая профессия, которая ориентирована на выполнение конкретного круга задач. Максимум, на что можно рассчитывать – это стать бригадиром. Для того чтобы пойти на повышение, придется осваивать дополнительную специальность, например, менеджерскую.

Перспективы профессии

Численность населения планеты стремительно растет, поэтому продовольственный вопрос становится все более актуальным. Сельское хозяйство приносит неплохой доход и развивается очень активно. Руководители сельхозпредприятий и фермеры вкладывают часть прибыли в обновление и модернизацию технического парка. Для управления дорогостоящими современными тракторами или комбайнами, им постоянно нужны квалифицированные механизаторы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия механизатор сельского хозяйства подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также: