Почему среди приведенных культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля

Обновлено: 18.09.2024

Контрольная работа в виде теста с различными типами заданий. Тест составлен из заданий ФИПИ, удобен для подготовки к ОГЭ по биологии.

ВложениеРазмер
ekosistemy_6_var_fipi.docx 68.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль температуры в развитии культурных растений

*Сумма активных температур, необходимых для развития, °С

* Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.

1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать
при низких температурах?

2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?

3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800 °С?

На рисунке представлен график зависимости численности полевых мышей от времени. Чем объясняется такой вид кривой?

http://85.142.162.117/os/docs/0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90/questions/BIO.2012.VII.9.A22.02(copy1)/innerimg0.jpg

низкой численностью хищников

высокой влажностью в поле

ограниченностью среды обитания

БИОЦЕНОЗ И БИОГЕОЦЕНОЗ

Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоёма, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворёнными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.

1) Что такое биогеоценоз?

2) Что из объектов природы служит примером биоценоза?

3) Какое преимущество для животных имеет их распределение в пространстве?

Как получают энергию продуценты (производители)?

Они питаются растущими растениями.

Они потребляют воду из почвы.

Они питаются мёртвыми организмами.

Они используют энергию солнца.

Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

выборочная вырубка леса

солёность грунтовых вод

многообразие птиц в лесу

образование торфяных болот

Верны ли следующие суждения о цепях питания?

При переходе с одного уровня на другой количество энергии уменьшается.

Цепи питания могут начинаться с однолетних и многолетних растений.

верны оба суждения

оба суждения неверны

богатое видовое разнообразие

источник энергии – только Солнце

действие искусственного отбора

Выберите правильно составленную пищевую цепь.

листья укропа > личинка майского жука > землеройка > обыкновенный ёж

листья укропа > обыкновенный ёж > ястреб

листья укропа > гусеница бабочки махаон > большая синица > ястреб

листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб

Влияние абиотических факторов на смертность куколки яблоневой плодожорки

1) От каких абиотических факторов зависит смертность куколки яблоневой плодожорки?

2) Какие условия окружающей среды наиболее оптимальны для развития куколки яблоневой плодожорки?

3) Что такое куколка?

Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)).

Какой процент от общего количества семян прорастёт в 11-й день?

Прочитайте текст и выполните задание 29.

СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D .

Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.

Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.

Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы.

1) Каково значение инфракрасных лучей в жизни животных?

2) Каково значение видимых лучей в жизни растений?

3) Какое значение имеет поглощение солнечного света для существования организмов?

Какое из следующих утверждений справедливо для консументов (потребителей)?

Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

Они разлагают органические вещества до неорганических.

Они извлекают энергию из неорганических веществ.

Они извлекают энергию из поедаемых ими растений и животных.

Все формы взаимоотношений живых организмов в экосистеме относят к фактору

Взаимоотношения между организмами, при которых группы особей (бактерии, грибы, растения, животные) связаны друг с другом отношениями пища − потребитель, − это

РОЛЬ В СООБЩЕСТВЕ

бабочка берёзовая пяденица

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

лисица → крот → дождевой червь → листовой опад

листовой опад → дождевой червь → крот → лисица

листовой опад → крот → лисица → дождевой червь

дождевой червь → листовой опад → крот → лисица

Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости

Объём поглощённого углекислого газа

1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько различаются?

2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?

3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см 3 ).

В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см 3 составит 24?

Прочитайте текст и выполните задание 29.

Организмы существуют в среде обитания. К ней относят все условия живой и неживой природы, с которыми организмы взаимосвязаны и находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные условия среды обитания, оказывающие влияние на организмы, называются экологическими факторами.

По компонентам среды обитания различают абиотические и биотические экологические факторы. Абиотические факторы – все условия неживой природы: климатические (свет, температура, влажность, давление, солёность воды), почвенные (механическая структура почвы, её минеральный состав), орографические (рельеф местности).

Биотические факторы – все многообразие форм взаимодействия организмов друг с другом (влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных).

Среди биотических факторов учёные в последнее время выделяют антропогенные факторы – разнообразные виды человеческой деятельности, приводящие к изменениям природы как среды обитания других видов организмов и непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение среды обитания отходами, вырубка лесов, распашка степей, осушение болот). Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено масштабностью воздействия человека на окружающую среду. Так, в ходе промышленной деятельности человека в среду поступают тысячи разных химических соединений, со многими из которых природа ранее не сталкивалась. Это воздействие можно приравнять к абиотическим факторам.

Для нужд сельскохозяйственного производства человек уничтожает на больших территориях природные сообщества и создаёт агроценозы, состоящие из одного или немногих видов сельскохозяйственных растений и сопутствующих им сорняков и вредителей. Среди используемых растений и животных человек ведет искусственный отбор, который по последствиям отличается от естественного.

1) Частью какой среды являются биотические факторы?

2) Какая группа экологических факторов выделена в последнее время учёными как отдельная?

3) Чем это обусловлено?

Факторы, выходящие за границы выносливости максимума или минимума, называют


Задания Д № 576

Роль температуры в развитии культурных растений

* Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.

1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать при низких температурах?

2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?

3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800°С?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Ячмень (или лён, горох, пшеница).

2) В практике сельского хозяйства картофель размножают клубнями, а не семенами.

3) Кукурузу и рис.

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.


1) Какое из при­ведённого пе­реч­ня куль­тур­ных рас­те­ний можно вы­се­вать при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах?

2) По­че­му среди при­ведённых куль­тур­ных рас­те­ний от­сут­ству­ют дан­ные по про­рас­та­нию семян у кар­то­фе­ля?

3) Какие из при­ведённых куль­тур­ных рас­те­ний нель­зя вы­ра­щи­вать в рай­о­не Санкт-Пе­тер­бур­га, если сумма ак­тив­ных тем­пе­ра­тур в этом ре­ги­о­не со­став­ля­ет 1800°С?

ОГЭ по биологии Вариант 3329


За­да­ние 1. За­ко­ны на­сле­до­ва­ния при­зна­ков ор­га­низ­ма уста­но­вил

За­да­ние 2. Чем от­ли­ча­ет­ся клет­ка, по­ка­зан­ная на ри­сун­ке, от кле­ток гри­бов, рас­те­ний и жи­вот­ных?


1) на­ли­чи­ем кле­точ­ной стен­ки

2) от­сут­стви­ем ри­бо­сом

3) на­ли­чи­ем ци­то­плаз­мы

4) от­сут­стви­ем оформ­лен­но­го ядра

За­да­ние 3. К ос­нов­ной ткани в цвет­ко­вом рас­те­нии от­но­сят

2) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щую ткань

3) об­ра­зо­ва­тель­ную ткань

За­да­ние 4 . Орган цвет­ко­во­го рас­те­ния, пред­на­зна­чен­ный для за­щи­ты его семян, — это

2) за­вязь пе­сти­ка

4) пыль­ни­ки ты­чи­нок

За­да­ние 5. На каком ри­сун­ке про­де­мон­стри­ро­ван при­знак, ха­рак­тер­ный для клас­са Од­но­доль­ные рас­те­ния?


За­да­ние 6. К на­се­ко­мым с пол­ным пре­вра­ще­ни­ем от­но­сит­ся


За­да­ние 7. Какой пищей могут пи­тать­ся жи­вот­ные, име­ю­щие такой же­лу­док?

1) зелёными по­бе­га­ми

2) твёрдыми пло­да­ми

3) мел­ки­ми по­зво­ноч­ны­ми

4) раз­но­об­раз­ны­ми бес­по­зво­ноч­ны­ми

За­да­ние 8. Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?

1) есте­ствен­ный отбор

2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

3) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

4) тру­до­вая де­я­тель­ность

За­да­ние 9. Какую из пе­ре­чис­лен­ных функ­ций НЕ вы­пол­ня­ет спин­ной мозг?

1) про­ве­де­ние им­пуль­сов от го­лов­но­го мозга к ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ре

2) осу­ществ­ле­ние про­стей­ших дви­га­тель­ных ре­флек­сов

3) про­ве­де­ние им­пуль­сов от ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ры к го­лов­но­му мозгу

4) управ­ле­ние про­из­воль­ны­ми дви­же­ни­я­ми ске­лет­ных мышц


За­да­ние 10. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен би­цепс?

За­да­ние 11. Пас­сив­ный ис­кус­ствен­ный им­му­ни­тет у че­ло­ве­ка

1) воз­ни­ка­ет как ре­зуль­тат дей­ствия ле­чеб­ной сы­во­рот­ки

2) вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся после пе­ре­несённого ин­фек­ци­он­но­го за­бо­ле­ва­ния

3) фор­ми­ру­ет­ся после вве­де­ния вак­ци­ны

4) яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ным

За­да­ние 12. В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка пре­вра­ще­ние ве­ноз­ной крови

в ар­те­ри­аль­ную про­ис­хо­дит в

1) же­лу­доч­ках серд­ца

2) венах ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния

3) ка­пил­ля­рах ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния

4) ар­те­ри­ях боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния

За­да­ние 13. За счёт чего про­ис­хо­дит уве­ли­че­ние пло­ща­ди ки­шеч­ни­ка?

За­да­ние 14. Ге­мо­гло­бин — ве­ще­ство, об­ра­зу­ю­ще­е­ся в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка в ре­зуль­та­те об­ме­на

За­да­ние 15. Что рас­по­ло­же­но в ухе че­ло­ве­ка не­по­сред­ствен­но перед ба­ра­бан­ной пе­ре­пон­кой?

1) на­руж­ный слу­хо­вой про­ход

2) слу­хо­вая труба


За­да­ние 16. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема услов­но­го ре­флек­са у со­ба­ки. Какой циф­рой на ней обо­зна­чен слю­но­от­де­ли­тель­ный центр про­дол­го­ва­то­го мозга?

За­да­ние 17. На­ру­ше­ние це­лост­но­сти кож­ных по­кро­вов

при ра­бо­те на ого­ро­де опас­но, по­то­му что

1) может пре­кра­тить­ся до­ступ воз­ду­ха к тка­ням

2) в рану могут про­ник­нуть яйца гли­стов

3) на­ру­ша­ет­ся про­цесс свёрты­ва­ния крови

4) могут про­ник­нуть воз­бу­ди­те­ли столб­ня­ка

За­да­ние 18. С каким из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов у дуба могут сло­жить­ся сим­био­ти­че­ские от­но­ше­ния?

3) ду­бо­вый дол­го­но­сик

4) ба­боч­ка ду­бо­вый шел­ко­пряд

За­да­ние 19. В пи­ще­вой цепи:

2) обык­но­вен­ный стриж

3) обык­но­вен­ный ёж

4) яст­реб пе­ре­пе­лят­ник


За­да­ние 20. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти воз­раст­но­го сни­же­ния фер­мен­та лак­то­зы у людей (по оси x от­ло­жен воз­раст (годы), а на оси у — вы­ра­бот­ка фер­мен­та ор­га­низ­мом (в %)).

Какое из пред­ло­жен­ных опи­са­ний наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость в воз­расте от не­сколь­ких ме­ся­цев до де­вя­ти лет?

1) резко сни­жа­ет­ся

2) сна­ча­ла не из­ме­ня­ет­ся, а потом резко сни­жа­ет­ся

3) остаётся по­сто­ян­но вы­со­ким

4) не­мно­го растёт, а потом резко сни­жа­ет­ся

За­да­ние 21. Между объ­ек­та­ми и про­цес­са­ми, ука­зан­ны­ми в столб­цах при­ведённой ниже таб­ли­цы, име­ет­ся опре­делённая связь:

Объ­ект Про­цесс
Гор­тань Зву­ко­об­ра­зо­ва­ние
. Умень­ше­ние тре­ния при ды­ха­нии

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

4) плев­раль­ная по­лость

За­да­ние 22. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­сах жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний?

А. Все ор­га­ны рас­те­ний дышат.

Б. Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в про­цес­се ды­ха­ния син­те­зи­ру­ют­ся с по­гло­ще­ни­ем све­то­вой энер­гии.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 23. Какие струк­ту­ры от­но­сят к фор­мен­ным эле­мен­там крови че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

За­да­ние 24. Какие при­ме­ры ре­флек­сов жи­вот­ных и че­ло­ве­ка сле­ду­ет от­не­сти к услов­ным ре­флек­сам? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рез­кий по­во­рот го­ло­вы и тела кошки в на­прав­ле­нии рас­ка­тов грома

2) по­крас­не­ние по­кро­вов лица че­ло­ве­ка при вос­по­ми­на­нии о не­при­ят­ных со­бы­ти­ях

3) обиль­ное вы­де­ле­ние слюны у ли­си­цы, за­брав­шей­ся в ку­рят­ник

4) чи­ха­ние че­ло­ве­ка при убор­ке по­ме­ще­ния

5) силь­ное слю­но­от­де­ле­ние у со­ба­ки при по­па­да­ние пищи в ро­то­вую по­лость

6) лай со­ба­ки на че­ло­ве­ка в чёрном плаще

За­да­ние 25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и сре­дой, в ко­то­рой он оби­та­ет. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ОР­ГА­НИЗМ СРЕДА
A) ли­чин­ка май­ско­го жука 1) вод­ная
Б) ли­чин­ка ко­ма­ра 2) поч­вен­ная
В) дож­де­вой червь
Г) крот
Д) дель­фин
Е) гидра

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 26. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) зёрна пше­ни­цы

3) клоп вред­ная че­ре­паш­ка

5) обык­но­вен­ный пе­ре­пел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию от­вод­ка­ми куста кры­жов­ни­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) Вни­ма­тель­но осмот­ри­те куст и най­ди­те од­но­лет­ние по­бе­ги.

2) Вы­бе­ри­те од­но­лет­ние по­бе­ги, рас­ту­щие близ­ко к по­верх­но­сти почвы.

3) За­кре­пи­те побег де­ре­вян­ны­ми шпиль­ка­ми.

4) Ло­па­той от­де­ли­те уко­ре­нив­ший­ся побег от куста.

5) При­гни­те по­бе­ги к почве и при­сыпь­те землёй.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, вы­зы­ва­ю­щие ли­сто­пад. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) от­де­ле­ние че­реш­ка листа от по­бе­га

2) по­жел­те­ние ли­стьев

3) об­ра­зо­ва­ние проб­ко­во­го слоя у ос­но­ва­ния че­реш­ка листа

4) умень­ше­ние длины све­то­во­го дня

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию при­вив­кой, после от­бо­ра нуж­но­го под­воя. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) Возь­ми­те при­вой — од­но­лет­ний побег с двумя-тремя поч­ка­ми или одну почку с ча­стью дре­ве­си­ны.

2) Плот­но об­вя­жи­те место при­вив­ки.

3) Под­бе­ри­те под­хо­дя­щий под­вой — взрос­лое рас­те­ние-се­я­нец.

4) При­кре­пи­те при­вой к под­вою.

5) Сде­лай­те над­рез на под­вое до кам­бия.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие при про­рас­та­нии фа­со­ли. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) по­яв­ле­ние се­мя­до­лей

2) по­яв­ле­ние зелёных ли­сточ­ков

3) раз­ру­ше­ние се­мен­ной ко­жу­ры

4) на­бу­ха­ние се­ме­ни

5) по­яв­ле­ние ко­реш­ка

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) зёрна пше­ни­цы

3) клоп вред­ная че­ре­паш­ка

5) обык­но­вен­ный пе­ре­пел

Как на­зы­ва­ют науку, изу­ча­ю­щую за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия ор­га­ни­че­ско­го мира?

2) эво­лю­ци­он­ное уче­ние

7. Какой хи­ми­че­ский эле­мент вхо­дит в со­став жиз­нен­но важ­ных ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний клет­ки?

Какой ор­га­но­ид обес­пе­чи­ва­ет син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских в рас­ти­тель­ной клет­ке?

Какой ор­га­но­ид обес­пе­чи­ва­ет на­коп­ле­ние про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти в рас­ти­тель­ной клет­ке?


На ри­сун­ке изоб­ра­же­на рас­ти­тель­ная клет­ка. Какую функ­цию вы­пол­ня­ет ор­га­но­ид клет­ки, обо­зна­чен­ный бук­вой А?

1) по­гло­ща­ет энер­гию сол­неч­но­го света

2) за­па­са­ет воду

3) кон­тро­ли­ру­ет жиз­не­де­я­тель­ность

4) про­из­во­дит пи­та­тель­ные ве­ще­ства


На ри­сун­ке изоб­ра­же­на рас­ти­тель­ная клет­ка. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют ор­га­но­и­ды клет­ки, обо­зна­чен­ные бук­вой А?

1) про­из­во­дят ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских

2) за­па­са­ют воду

3) син­те­зи­ру­ют мо­ле­ку­лы АТФ

4) кон­тро­ли­ру­ют жиз­не­де­я­тель­ность

Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря

Высота над уровнем моря,
тыс. м

Количество эритроцитов
в 1 мм 3 крови,
млн.

Содержание гемоглобина,
%

Овца домашняя в горах

Овца домашняя на равнине

Коза домашняя в горах

Коза домашняя на равнине

Собака домашняя на равнине

1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 4,1 км?

2) Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и количеством эритроцитов?

3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организме млекопитающих?

Роль температуры в развитии культурных растений

Температура, °С

*Сумма активных температур, необходимых для развития, °С

Прорастание семян

Появление всходов

* Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.

1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать
при низких температурах?

2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?

3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800 °С?


(по Швердпфегеру, с упрощениями)

Количество особей

Смертность, %

Доля самок в популяции

живых к началу возраста

погибших в данном возрасте

1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.


Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино

Название растения

Покрытие площади в 1м 2 , %

Характер распределения

Процент цветущих растений по отношению к встреченным

Гусиный лук жёлтый

1) Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?

2) Какие виды находятся под угрозой исчезновения?

3) Укажите две меры, которые необходимо принять для охраны исчезающих видов.


16

Установите последовательность звеньев пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.


17 Какие струк­ту­ры от­но­сят к пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) спин­но-моз­го­вые нервы

2) пе­ред­ний мозг

5) че­реп­но-моз­го­вые нервы

6) про­дол­го­ва­тый мозг

Какие струк­ту­ры от­но­сят к цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кора боль­ших по­лу­ша­рий

3) дви­га­тель­ные нервы

4) чув­стви­тель­ные нервы

5) про­дол­го­ва­тый мозг

19. Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для пред­ста­ви­те­лей клас­са Хря­ще­вые рыбы? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) от­сут­ствие жа­бер­ных кры­шек

2) осе­вой ске­лет кост­ный или кост­но-хря­ще­вой

3) от­сут­ствие пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря

4) толь­ко на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние

5) оби­та­ют в реках, озёрах, пру­дах

6) оби­та­ют в морях и оке­а­нах

20. Какие осо­бен­но­сти стро­е­ния от­ли­ча­ют зем­но­вод­ных от рыб? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ор­га­ны ды­ха­ния пред­став­ле­ны лёгкими и кожей

2) име­ет­ся внут­рен­нее ухо и сред­нее ухо

3) го­лов­ной мозг раз­делён на пять от­де­лов

4) име­ет­ся пла­ва­тель­ный пу­зырь

5) серд­це трёхка­мер­ное

6) один круг кро­во­об­ра­ще­ния

21. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и слоем кожи, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) рас­по­ло­же­ны ре­цеп­то­ры

Б) рас­по­ло­же­ны саль­ные и по­то­вые же­ле­зы

В) при уль­тра­фи­о­ле­то­вом об­лу­че­нии в клет­ках син­те­зи­ру­ет­ся ме­ла­нин

Г) клет­ки по­сто­ян­но слу­щи­ва­ют­ся и об­нов­ля­ют­ся

Д) слой про­ни­зан мно­го­чис­лен­ны­ми кро­ве­нос­ны­ми и лим­фа­ти­че­ски­ми

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом ави­та­ми­но­за, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) сни­же­ние им­му­ни­те­та

1) не­до­ста­ток ви­та­ми­на С

Б) вы­па­де­ние зубов

2) не­до­ста­ток ви­та­ми­на D

В) раз­мяг­че­ние и де­фор­ма­ция ко­стей че­ре­па и ко­неч­но­стей

Г) кро­во­то­чи­вость дёсен

Д) на­ру­ше­ние мы­шеч­ной и нерв­ной де­я­тель­но­сти

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между рас­те­ни­ем и спо­со­бом опы­ле­ния его цвет­ков. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

СПО­СОБ ОПЫ­ЛЕ­НИЯ ЦВЕТ­КОВ

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и сре­дой, в ко­то­рой он оби­та­ет. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) ли­чин­ка май­ско­го жука

Б) ли­чин­ка ко­ма­ра

В) дож­де­вой червь

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ным и типом его по­ст­эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) ис­по­лин­ский кен­гу­ру

Б) тра­вя­ная ля­гуш­ка

В) гре­бен­ча­тый три­тон

Г) прыт­кая яще­ри­ца

Д) сре­ди­зем­но­мор­ская че­ре­па­ха

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром эко­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра и груп­пой, к ко­то­рой его от­но­сят. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­МЕР ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКО­ГО ФАК­ТО­РА

A) вирус ге­па­ти­та

1) абио­ти­че­ский фак­тор

Б) хи­ми­че­ский со­став почвы

2) био­ти­че­ский фак­тор

В) длина све­то­во­го дня

Г) пыль­ца рас­те­ний

27. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком обык­но­вен­ной без­зу­б­ки и кри­те­ри­ем вида, для ко­то­ро­го этот при­знак ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде

Б) ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створ­ка­ми

В) тело по­кры­то ман­ти­ей

Г) пи­та­ет­ся вод­ны­ми ор­га­низ­ма­ми

Д) кро­ве­нос­ная си­сте­ма не­за­мкну­тая

Е) взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в прес­ных водоёмах

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­ру­ше­ни­ем зре­ния и за­бо­ле­ва­ни­ем, для ко­то­ро­го оно ха­рак­тер­но. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) глаз­ное яб­ло­ко удлинённой формы

Б) чёткое изоб­ра­же­ние фо­ку­си­ру­ет­ся перед сет­чат­кой

В) рес­нич­ные мышцы ослаб­ле­ны и не спо­соб­ны ме­нять кри­виз­ну хру­ста­ли­ка

Г) удалённые пред­ме­ты ви­дят­ся рас­плыв­ча­то

Д) близ­ко рас­по­ло­жен­ные пред­ме­ты ви­дят­ся рас­плыв­ча­ты­ми

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

29. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом раз­мно­же­ния, ко­то­рый он ил­лю­стри­ру­ет. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) поч­ко­ва­ние дрож­жей

Б) об­ра­зо­ва­ние спор у па­по­рот­ни­ка

В) вы­ра­щи­ва­ние тра­де­скан­ции из че­рен­ков

Г) об­ра­зо­ва­ние деток у лука

Д) об­ра­зо­ва­ние пло­дов и семян у вишни

Е) по­яв­ле­ние от­прыс­ков у сливы

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и цар­ством ор­га­низ­мов, для ко­то­ро­го этот при­знак ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

A) ре­гу­ли­ру­ют свою де­я­тель­ность ре­флек­тор­но

Б) об­ра­зу­ют кис­ло­род на свету

В) по­гло­ща­ют уг­ле­кис­лый газ и воду в про­цес­се пи­та­ния

Г) пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми

Д) ак­тив­но пе­ре­дви­га­ют­ся в по­ис­ках пищи

Е) об­ра­зу­ют уг­ле­во­ды на свету

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

31. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ным и типом его по­ст­эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

Б) озёрная ля­гуш­ка

В) ба­боч­ка ка­пуст­ни­ца

Г) до­мо­вый во­ро­бей

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кле­ток крови, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ТИП КЛЕ­ТОК КРОВИ

A) не имеют по­сто­ян­ной формы тела

Б) в их со­став вхо­дит бел­ко­вое ве­ще­ство ге­мо­гло­бин

В) пе­ре­но­сят кис­ло­род от ор­га­нов ды­ха­ния ко всем клет­кам тела

Г) обес­пе­чи­ва­ют им­му­ни­тет

Д) в зре­лом со­сто­я­нии имеют ядро

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

33. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми при­зна­ка­ми жи­вот­ных и жи­вот­ны­ми, к ко­то­рым эти при­зна­ки от­но­сят­ся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

А) кро­ве­нос­ная си­сте­ма не за­мкну­та

Б) дышит через по­верх­ность кожи

В) имеет внеш­ний ске­лет

Г) имеет фа­се­точ­ные глаза

Е) тело раз­де­ле­но на оди­на­ко­вые сег­мен­ты

1) пчела ме­до­нос­ная

2) дож­де­вой червь

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

34. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми жи­вот­ных и жи­вот­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

А) серд­це двух­ка­мер­ное

Б) ды­ха­ние лёгоч­ное

В) для раз­мно­же­ния не тре­бу­ет­ся вода

Г) тело по­кры­то чешуёй

Д) есть бо­ко­вая линия

Е) два круга кро­во­об­ра­ще­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

35. Пётр и Ва­си­ли­са ре­ши­ли со­вер­шить ве­ло­си­пед­ную про­гул­ку до по­лян­ки в лесу, на ко­то­рой они со­бра­лись устро­ить пик­ник. Ехать на ве­ло­си­пе­де они со­бра­лись не спеша, так что до­ро­га до по­лян­ки и об­рат­но долж­на за­нять у них около 3 часов. Сколь­ко и каких про­дук­тов Вы по­ре­ко­мен­ду­е­те им взять с собой, чтобы вер­нуть­ся об­рат­но не го­лод­ны­ми? Рас­пи­ши­те меню пик­ни­ка и свои расчёты.

Таб­ли­ца энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­тов пи­та­ния,

на 100 г про­дук­та


Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти


36. Ни­ки­та и Ан­дрей два часа ка­та­лись на лыжах по пар­кам Пе­тер­го­фа. После про­беж­ки дру­зья ре­ши­ли за­гля­нуть в кафе и хо­ро­шень­ко по­обе­дать. Какое меню Вы им пред­ло­жи­те, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты? При вы­бо­ре блюд учти­те, что Ни­кита — страст­ный лю­би­тель мяса и рол­лов, а Ан­дрей пред­по­чи­та­ет ве­ге­та­ри­ан­скую пищу (не ест мясо и рыбу, но мо­лоч­ные про­дук­ты и яйца можно). В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью.

Читайте также: