Рассмотрите рисунок подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли обозначенные цифрами

Обновлено: 18.09.2024

Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — Кожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша. Вывод: Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.

35. Дайте определение

Орган - это обособленная часть тела, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции

36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами


37. Заполните таблицу "Органы цветкового растения"

Название органаФункции
Цветок размножение
Стебель вынос листоев к свету, опора, транспорт веществ
Плод защита и распространение
Лист дыхание и фотосинтез, у некоторых: защита и опора
Корень укрепление растения в почве, минеральное питание, поглощение воды, запас веществ

38. Выполните задания

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют

2) Нарисуйте схему этой системы


3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют

4) Нарисуйте схему этой системы


39. Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система

б) мочковатая корневая система

40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами


41. Заполните таблицу "Особенности строения корня растения"

Зоны корняОсобенности строенияЗначение для растения
Проведения древесина и луб транспорт минеральных веществ из корня в листья и органических веществ обратно
Всасывания клетки образуют корневые волоски всасывание минеральных веществ
Роста клетки способны делиться образование новых клеток
Зона деления клетки способны вытягиваться рост корня
Корневой чехлик окружает зону деления

защищает зону деления от механического воздействия

42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу


Видоизмененный кореньФункцииРастения
1. корнеплод запасание питательных веществ редис, морковь, свекла
2. корневый клубни запасание питательных веществ георгины
3. корни-прицепки поднимает растения со слабым стеблем плющ
4. дыхательные корни снабжают кислородом подземные части растения болотный киппарис
5. ходульные корни снабжают кислородом подземные части растения баньян

43. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, ообзначенные цифрами


44. Рассмотрите рисунок. Подпиите части стебля, обозначенные цифрами


45. Заполните таблицу "Строение стебля"

Часть стебляТип тканиФункции
пробка покровная защита, опора
луб образовательная транспорт органических веществ
камбий проводящая образование новых клеток
древесина проводящая транспорт минеральных веществ
сердцевина основная запасающая

46. Дайте определение

47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части


48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке. Подпишите части листа, обозначенные цифрами


49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки


Простые листья: 1, 2, 4, 6, 7, 8,

Сложные листья: 3, 5, 9, 10

50. Дополните предложения

В листе происходят сложные процессы дыхания , образования питательных веществ и испарения воды . У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса - защиту , усики гороха - опору

51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части


52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами


1. Рыльце

2. Столбик

3. Завязь

4. Цветоножка

5. Цветолистик

6. лепесток

7. Тычиночная нить

8. Пыльник

9. Тычинка

53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки зеленым, венчики - желтым, и т.д.)


54. Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков


55. Дайте определение

Соцветие - это группа мелких цветков

56. В чем заключается биологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. то повышает вероятность опыления насекомыми

57. Заполните таблицу "Типы соцветий"

СоцветиеСхемаРастения
зонтик
вишня
кисть
черемуха
корзинка
ромашка
колос
подорожник
головка
клевер

58. Заполните схему "Классификация плодов"

Плоды
Сухие Сочные
Односемянные Односемянные

Примеры:

ясень, одуванчик, подсолнечник

Примеры:

персик, вишня, малина

Многосемянные Многосемянные

Примеры:

горох, арахис, дурман

Примеры:

томат, крыжовник, арбуз

59. Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами


60. Напишите, какие растения относят к однодольным, а какие - к двудольным

Однодольные: кукуруза, пшеница, лук

Двудольные: капуста, горох, одуванчик

Орган- это обособленная часть теля, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции.

36) Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами.

Название органов Функции
Цветок Размножение
Стебель Вынос листьев к свету, опора, транспорт веществ
Плод Защита и распространение
Лист Дыхание и фотосинтез, у некоторых: защита и опора
Корень Укрепление растения в почве, минеральное питание, поглощение воды, запас

38) Выполните задания.

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют

* 2) Нарисуйте схему этой системы.


* 3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют

* 4) Нарисуйте схему этой системы.


39) Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система – двудольных (горох, дуб, абрикос).

б) мочковатая корневая система – -----------------

40) Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами.

42) Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней,
изображённые на рисунке. Заполните таблицу.

Видоизмененный корень Функции Растения
1. Корнеплод Запасание питательных веществ редис, морковь, свекла
2. Корнеые клубни Запасание питательных веществ георгины
3. Корни - прицепки Поднимает растение со слабым стеблем плющ
4. Дыхательные корни Снабжают кислородом подземные части растения болотный киппарис
5. Ходульные корни Снабжают кислородом подземне части растения баньян

43) Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, обозначенные цифрами.

44) Рассмотрите рисунок. Подпишите части стебля, обозначенные цифрами.

Часть стебля Тип ткани Функции
Пробка покровная защита, опора
Луб проводящая транспорт органических веществ
Камбий образовательная образование новых клеток
Древесина проводящая транспорт минеральных веществ
Сердцевина основная запасающая

46) Дайте определение.

47) Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части.


48) Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке?

* Подпишите части листа, обозначенные

49) Рассмотрите рисунок. Каким цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки.

Простые листья 1,2,4,6,7,8

Сложные листья 3,5,9,10

50) Дополните предложения.

В листе происходят сложные процессы дыхания образования питательных веществ и испарение воды. У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса защиту, усики гороха - опору.

51) Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части.


52) Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами.

1) Рыльце

2) Столбик

3) Завязь

4) Цветоножка

5) Цветолистик

6) Лепесток

7) Тычиночная нить

8) Пыльни

9) Тычинка

53) Рассмотрите рисунки цветков найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики, (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки – зеленым, венчики – желтым и т.д.).


54) Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков.


55) Дайте определение.

56) В чем заключается биологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. Это повышает вероятность опыления насекомыми.



59) Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами.

1) - Почечка

2) - Стебелек

3) – Корешок

4) – Семядоли

5) – Эндосперм

60) Напишите какие растения относят к однодольным, а какие – к двудольным.

Однодольные: кукуруза, пшеница, лук.

Двудольные: капуста, горох, одуванчик.

Биология 6 класс Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудования и материалы:

1. Лупа ручная, препаровальная игла.

2. Боб фасоли с семенами.

3. Набухшие семена фасоли.

Ход работы:

Рассматриваем плоды фасоли – бобы. Раскрываем их аккуратно. Рассматриваем, как прикреплены в бобе семена – фасолины.

Рассматриваем внешний вид семени фасоли, отмечаем его форму и окраску.

Находим на фасолине рубчик и семявход.

Снимаем с набухшего семени с помощью препаровальной иглы кожуру.

Находим зародыш семени. Изучаем его строение: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку.

Определяем, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

Зарисовываем семя и подписываем его части.

Вывод: Изучив внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения, мы можем сделать вывод, что семя фасолины имеет округлую и слегка изогнутую форму. Оно белого цвета, очень плотное и твердое, на ощупь гладкое и с кожурой. Рубчик и семявход расположены в изогнутой части фасолинки.

Фасолина состоит из двух семядолей. Внутри имеется зародыш семени. У него есть корешок, стебелек и почечка. Корешок коричневого цвета, почечка – зеленого. Питательные вещества находятся в эндосперме, который расположен вокруг зародышевого побега.

Читайте также: