Размер колес мотоблока для окучивания картофеля

Обновлено: 18.09.2024

Дисковый окучник для мотоблока характеризуется индивидуальными особенностями. Конструкция проста для самостоятельного изготовления. Огородники проявляют интерес к самоделкам, так как они способны упростить тяжелый сельскохозяйственный труд, связанный с обработкой некоторых культур.

Описание

Сегодня средства малой механизации получили широкое распространение. Для сельскохозяйственных работ чаще используется дисковый окучник для мотоблока. Внешне он выглядит рамой на двух колесах с закрепленными на ней дисками. Устройство позволяет культивировать почву как перед посевом, так и после уборки урожая.

В период роста рассады этим прибором обрабатывают междурядья с растениями. Дисковые окучники подходят для садовой техники с двумя передними передачами. Агрегат компилируется как с мотоблоком, так и с культиватором. Еще бывают ручные варианты этого садового инвентаря.

Сложность с дисковым окучником заключается в необходимости установки промежутка нужного размера. Между нижним основанием дисков он равен ширине междурядий. При этом ширина колеи колес мототехники должна соответствовать этому же расстоянию. Для создания борозд диски устанавливаются с наклоном по отношению к вертикали. Дисковые окучники справляются с:

  • устранением сорной растительности;
  • обустройством гряды из земли, которая защищает клубни от солнечных лучей (известно, что из-за близкого расположения овоща к поверхности затормаживается его развитие);
  • улучшением воздухообмена почв, что исключает испарение влаги.



Устройство

Основные составные части устройства – это:

  • ось Т-образного вида;
  • винтовые соединения, регулирующие угол наклона дисков;
  • стойки в количестве двух штук;
  • диски в количестве двух штук.

Парные диски должны оказаться в земле на заданной глубине практически без сопротивления. В земле они крутятся, исключая усилие со стороны человека. Благодаря отрегулированному углу наклона и углу разбега детали создают гребень. Диски принято выставлять на величину, соответствующую ширине междурядий. Пары дисков должны быть одинакового диаметра и массы. Только так можно добиться ровности гребня и плавности хода устройства. Нужный профиль выравнивается системой регулирования углов.



Навесной окучник не входит в стандартную комплектацию с мотоблоками и культиваторами. Изделия продаются отдельно или изготавливаются самостоятельно. К самостоятельному изготовлению людей подталкивает дороговизна окучников. При покупке стоит обращать внимание на соответствие окучника мощностям основного агрегата. Стоимость окучника связана с разновидностью применяемых в его изготовлении материалов.

Окучник можно установить на мотоблок с двухскоростным двигателем с реверсом и обязательным наличием отборного вала мощности. Подразумевается, что две скорости коробки передач регулируют движение вперед. Спрашивая у продавцов их наличие, обязательно учитывайте этот фактор.




Разновидности

На рынке можно встретить два вида дисковых окучников. Наибольшее распространение получили изделия с изменяемой шириной обрабатываемой полосы. Устройство удобно не только для обработки картофеля, но и других культур, например, клубники или фасоли. Благодаря раздвижной конструкции расстояние между дисками меняется под требуемую ширину борозд. Такое оборудование чаще применяется в сцепке с тяжелыми мотоблоками.

Простые агрегаты отличаются постоянной шириной захвата, которая стандартно равна 20-30 см. Устройство окучника состоит из креплений с расположенными на них дисками. Благодаря упрощению, конструкции дешевле по стоимости. Еще они легче, а потому могут навешиваться на легкие мотоблоки и культиваторы.



Приспособление можно усовершенствовать для обработки нескольких рядов одновременно. Комплект оборудования будет называться многорядным и вряд ли подойдет для небольших площадей. Устройства пользуются успехом у огородников, имеющих засаженные поля размером в гектар и более.

Кроме навесных устройств, существуют ручные дисковые окучники. Они тоже эффективны в работе, а по стоимости недорогие. Ручной инструмент отличается прочностью и надежностью, компактными размерами, легкостью в управлении. Инструмент можно использовать как на небольших огородах, так и на полях. Если на устройстве будет предусмотрен утяжелитель и руль, то управление будет доступно одному оператору. Стандартная ручная конструкция предполагает обслуживание двумя людьми, один из которых толкает орудие труда, а другой тянет.

Как сделать своими руками?

Любое оборудование проще изготовить, если есть соответствующий чертеж с заданными размерами. Алгоритм изготовления инструмента требуется сначала:

  • нарисовать чертежи на бумаге;
  • сделать шаблон в полном размере, по которому потом будут выкраиваться стальные детали;
  • выгнуть заготовки дисков по уровню, пока не будет достигнуто параллельных линий радиуса;
  • организовать сварочные работы, аппаратом с соответствующей мощностью для используемого металла;
  • сварочные края зачистить наждаком;
  • стойки и талрепы скрепить болтами;
  • элементы конструкции сварить;
  • расположение дисков отрегулировать.

Необходимая толщина стали для дисков – 2-3 мм. Расстояние между элементами может варьироваться от 35 до 70 см. Стойки и кронштейны выполняются из обычных водопроводных труб диаметром до 20 мм, толщиной стали около 2 мм.

Необходимые материалы и инструменты

В качестве дисков допускается использовать обычные крышки от кухонной посуды диаметром от 40 до 60 см. Эти параметры выбираются экспериментальным путем и связаны с силовой тягой мотоблока. Слишком тяжелое устройство агрегат может просто не потянуть. Элементы соединителей заменит полая труба диаметром не менее дюйма, с метровой величиной.

Назначение тяговой силы выполнит полая труба сечением 3⁄4 дюйма. Для поводка нужно выбрать стальные изделия Т-образного вида. Для сцепления дисковых элементов пригодятся регулируемые переходники. Роль крепежных элементов будут играть болты. Элементы скрепляются сварными швами, выгибаются турбогибом или при помощи газовой лампы. Если конструкция изготавливается для мотоблока, следует предусмотреть кронштейн. Ручному инструменту нужны удобные ручки.



Изготовление



Элементы присоединяются к оси буквой Т. Собранная конструкция устанавливается к мотоблоку при помощи кронштейна. Стопор можно вставить внутрь профильной трубы и плотно прижать. Доработка окучника производится перед посадкой картофеля. Это позволить своевременно устранить недочеты и не испортить урожай.

Пробные работы желательно провести на пустом участке. Так удобнее проверить профиль получаемой гряды, оценить ширину захвата, параметры заглубления механизмов.

В процессе работы вы сможете выставить оптимальную скорость, которая будет соответствовать мощности вашего мотоблока. Механизмы, сделанные своими руками, позволяют не только сэкономить на навесном оборудовании для мотоблока, но и облегчить ручной труд. Даже если агрегата с силовым устройством в хозяйстве нет. Самодельный ручной дисковый окучник окажется неплохим помощником, к тому же сэкономит средства на покупке оборудования.

Сборка

Основные элементы ручного дискового окучника остаются теми же. Сборка изделия проще, так как два диска окучивателя соединяются между собой обычной втулкой или сваркой через трубу, которая будет играть роль перемычки. Ручные модели не предполагают регулирования угла соединения, поэтому работа с ними возможна по междурядьям со стандартным расстоянием. Свободному вращению дисков вокруг оси будут способствовать ступицы. За счет вращения инструмент будет легко входить даже в тяжелый плотный грунт.

Элементы с дисками соединяются с балкой, для соединения которой пригодится сварочный аппарат. В качестве соединителей можно выбрать анкерные болты. Такие крепежи позволяют легко разобрать садовый инструмент.



Для управления аппаратом пригодится ручка. В качестве которой можно выбрать руль от старого велосипеда или другой подобный инвентарь. Она закрепляется на балке и выравнивается по росту человека, который будет управлять окучником.

Кстати, на ручной окучиватель можно приспособить и колеса от старого велосипеда. Если их прикрепить к раме впереди, это значительно снизит нагрузку на оператора. Некоторые умельцы применяют в сборке и велосипедную раму, устанавливая вместо педалей диски окучника. В конструкции остается руль и одно колесо.

Рекомендации по эксплуатации

Порядок работ, закрепленный в техническом паспорте заводского устройства, предполагает обязательную проверку соединений крутящихся элементов и фиксацию осей. На обрабатываемой территории не должно быть посторонних предметов. При маневрировании с агрегатом важно соблюдать осторожность. Чтобы избежать травм, которые можно получить об острые углы, важно соблюдать безопасное расстояние. В защите рук от случайных порезов помогут специальные перчатки.

Настройка окучника производится в зависимости от свойств грунта. Если она сухая, величину между дисками рекомендуется немного увеличить. Если грунт увлажненный, расстояние уменьшается. При неверно выставленных параметрах есть риск повреждения ботвы и клубней.




Окучивание рекомендуется проводить в утренние или вечерние часы. Сорная трава, которую срезали диски, как правило, оставляют в междурядьях. Она защитит почву от пересыхания в жару, сохранит оптимальный микроклимат.

Для использования навесного оборудования в сочетании с мотоблоком тоже потребуются некоторые навыки. Например, чтобы установить самодельный окучник, к аппарату нужно использовать кронштейн в сцепке, но без грядиля. Ручное самодельное устройство может оказаться слишком тяжелым для мотоблока, поэтому колеса в процессе окучивания необходимо спарить, иначе агрегат будет буксовать. Для лучшей эффективности инструмента необходима высадка картофеля правильными рядами, с равными расстояниями.

О том, как смастерить дисковый окучник для мотоблока своими руками, смотрите в следующем видео.

Типы оснастки для тяжелых культиваторов и мотоблоков

Мало кого из современных садоводов можно удивить мотоблоком или культиватором, скорее недоумение вызовет человек, решивший обычной лопатой перекопать пяток-другой соток. Другое дело, что не все владельцы техники знают о существовании дополнительной оснастки, способной механизировать не только перекапывание земли, но и другие виды работ.

Обработка картофеля

Наверняка для многих владельцев загородных участков будет новостью, что мотоблок способен полностью механизировать весь цикл выращивания и сбора картофеля. Так, для посадки используют картофелесажалки. Существуют модели с приводом от колес, их можно установить практически на любой мотоблок.

Вам нужно лишь прикрепить дополнительную оснастку к штатной скобе, загрузить её семенным картофелем — и можно выезжать в поле. Мотоблок сам выроет канавку, разместит клубни через равные промежутки, а затем засыпет их землей.

Для окучивания картофеля предлагается несколько видов окучников. Их используют вместе с резиновыми или металлическими колесами.


Распашные окучники способны и нарезать гряды, и окучивать их. Они могут быть двурядными и однорядными. Различие заключается в том, что двурядный окучник формирует сразу два ряда, поэтому его производительность вдвое выше.

Важно, чтобы ряды были строго параллельными, а расстояние между ними — одним и тем же. Впрочем, если гряды нарезаны самим окучником, никаких сложностей здесь не будет. С двурядным окучником следует использовать высокие грунтозацепы. Оси культиватора, скорее всего, придется нарастить удлинителями.

Однорядный распашной окучник можно использовать с колесами минимальной ширины — вполне подойдут и штатные колеса.


В ином случае придется дополнительно купить узкие металлические грунтозацепы. Все это можно приобрести как по отдельности, так и комплектом.

Дисковый окучник создает гряды, имеющие большую, чем при использовании распашных моделей, высоту и более аккуратную форму. Но грунт для них должен быть мягким и рыхлым, да и нарезать гряду дисковым окучником не получится.


Чтобы удалить сорняки и насытить почву кислородом, можно установить полольники и рыхлители. Для сбора урожая предусмотрены картофелевыкапыватели, их выпускают в нескольких видах. Самые простые модели представляют собой небольшой плужок с закрепленными сзади прутьями. Клубни вместе с землей движутся по прутьям. Под действием вибрации земля с них осыпается, в итоге клубни остаются на поверхности. Такие картофелевыкапыватели недороги, но достают далеко не все клубни, часть урожая останется в земле.


Увы, для работы всех видов картофелевыкапывателей необходима сухая рыхлая земля.

Уборка снега

Если у вас уже есть мотоблок, не спешите покупать снегоуборщик: вполне возможно, что для вашей модели предлагают специальную оснастку для уборки снега. К сожалению, здесь не приходится рассчитывать на универсальность навесного оборудования: снегоуборщику нужен привод от двигателя, который должен быть предусмотрен конструкцией мотоблока.


Как правило, оснастка крепится на посадочные места, предусмотренные производителем, а для подсоединения к двигателю используется дополнительный ремень. При этом иногда на мотоблоке потребуется заменить шкив.

Если вам нужен снегоуборщик, но вы еще не купили мотоблок, имеет смысл выбирать из тех моделей, которые изначально укомплектованы соответствующей оснасткой.

Такой мотоблок может оказаться весьма выгодным приобретением, поскольку его стоимость вместе с оснасткой будет сравнима с ценой отдельной снегоуборочной машины, а возможности окажутся куда шире.

Колеса

Мотокультиватор или мотоблок можно с минимальными усилиями превратить в минитрактор. Потребуются лишь пневматические колеса (если нет штатных), сцепка и какое-то решение для задней оси: либо прицеп, либо просто пара тех же колес на оси. Такую технику можно использовать с различным навесным оборудованием, включая картофелесажалку, культиватор, борону, косилку, окучники, фрезу. Пригодится минитрактор и для перевозки грузов, например, с его помощью можно транспортировать деревья или кусты к месту посадки, а урожай — к месту хранения.

Следует учитывать, что мотоблок позволяет использовать больше навесного оборудования, чем культиватор. Если основная цель — вспашка земли, то следует выбирать тяжелые модели, которые более качественно обработают участок. Культиватор предпочтителен для небольших участков, работы в теплице или на клумбе. С его помощью также можно подготовить участок перед засеиванием газона.


Прочие виды оснастки

Возможности мотоблоков не исчерпываются перечисленными оснастками. При желании можно найти также косилку, грабли-ворошилки для сена, сеялку, роторную щетку для уборки мусора и снега, лебедку, мульчер и даже дровокол.

Прежде, чем покупать какую-то новую технику для сада, проверьте, не существует ли соответствующей оснастки к вашему мотоблоку. Благодаря этому вы сможете не только сэкономить средства и место для хранения садовой техники, но и расширить функциональность уже имеющейся техники для выполнения различных сельскохозяйственных работ.

Мотоблоки Нева имеют широкий спектр применения. Однако вне зависимости от того, с каким именно навесным оборудованием они будут работать, для их приведения в действия нужны колёса. Это основная рабочая единица. И к их выбору необходимо подходить с пониманием. Давайте разберёмся, какие именно виды колёс имеются в продаже для мотоблока Нева.

Комплект тяговых колес 16х6,50-8

Эти колёса устанавливаются при проведении тяговых работ с мотоблоком Нева. Их характеристики максимально адаптированы для этого.

Шины выполнены в бескамерном варианте, что позволяет исключить выхождение из строя колёс из-за того, что камера перекачана и лопнула. Рабочее давление внутри составляет 2 атмосферы. Максимальная нагрузка на одну шину не должна превышать 280 кгс. Масса комплекта колёс не превышает 13 кг.

Внешний диаметр шины составляет 16 дюймов, а ширина – 6,5 дюйма.

Транспортные колеса 4,0х8

Эти колёса имеют меньший диаметр и меньшее давление в шинах. Потому-что они предназначены в первую очередь для транспортировки грузов и устанавливаются на прицеп.

Их ширина всего 4 дюйма, а ширина – 8. Они не большие в высоту, но широкие. Поэтому имеют большую площадь сцепления с землёй. Благодаря чему идеально подходят для транспортировки грузов.

Комплект для расширения колеи колес

Иногда возникает необходимость удлинить ось мотоблока или прицепа для работы с каким-либо навесным оборудованием или для установки колёс (на которых не предусмотрена втулка). И менять ось полностью долго и затратно. Намного проще купить специальные расширители.

Они делают колею больше. Тем самым предоставляя возможность для установки более широких колёс или прицепа.

В комплекте поставки идут два удлинителя и два стопора. Это простая, но эффективна конструкция.

Какие сторонние колёса подойдут для мотоблока Нева?

Наилучшим образом для установки на мотоблок Нева подходят колёсаот москвичей и жигулей. В них нет необходимости что-либо менять, поскольку их диаметр идеально подходит для установки на мотоблок. Их необходимо лишь немного модернизировать при помощи сварки.

Жигулевские колеса на мотоблоке Нева

Заводские варианты будут стоять намного дороже.

Главной задачей при модернизации жигулёвских колёс является их утяжеление, поскольку в заводской комплектации они очень лёгкие.

Ниже перечислены основные этапы изготовления колёс для мотоблока из автомобильных шин:

  • Внутри колёс устанавливается полуось;
  • Для удобства в смене колёс на ось устанавливаются квадратные пластины, в них делаются отверстия. А затем на эти пластины крепятся колёса от Жигуей;
  • На наружную сторону одевается колпак для защиты от внешних факторов;
  • Камеры следует удалить, а оставить лишь покрышки (для улучшения качества сцепки следует применять зимние модели шин).

Использовать шины от других автомобилей проблематично, поскольку они имеют больший диаметр или ширину, поэтому их необходимо дополнительно подгонять при помощи удлинителя оси или каким-то другим способом, а это получается далеко не у всех и не всегда.

Для улучшения грунтозацепляющих свойств некоторые люди дополнительно обтягивают колёса цепью. При езде цепь впивается в грунт и даёт дополнительное сцепление. Особо ощутим эффект от неё при езде после дождя или снега.

На видео продемонстрирован способ установки жигулевских колес на мотоблок Нева:

Грунтозацепы

Это модификация колёс. В них нет ни шин, ни камеры. Поскольку они предназначены для непосредственной работы в поле. Здесь не важна скорость, а важно сцепление с грунтом, поскольку обычные колёса часто буксуют и застряют в земле.

Грунтозацепы представляют собой стальной диск со специальными вставками по внешнему диаметру. При езде они значительно углубляются в землю и помогают в передвижении. Однако и они подразделяются по своему предназначению.

Колеса КУМ 680 для окучивания

Из названия понятно, для чего они предназначаются. Их особенностью является сплошной обод и на 7 см выступающие шипы. Плюс шипы установлены не прямо, а под углом. И при езде они также переворачивают верхний слой земли.

  • Диаметр колеса по шипам составляет 43 см, а по ободу 35 см.
  • Ширина такого грунтозацепа 20 см.
  • Устанавливается непосредственно на вал редуктора без дополнительных соединений.
  • Общий вес конструкции 16,5 кг.

Колеса универсальные КУМ 540 для окучивания

Эти колёса отличаются от 680 модели тем, что обод у них не сплошной, а имеет только стороны, внутри он полый.

Плюс шипы не наклонены в одну сторону, а имеют V-образную форму.

При движении колеса не только шипы углубляются в почву, но и сам обод, за счёт этого происходит более глубокое погружение в землю, и улучшаются сцепные свойства.

  • Диаметр колеса по внешним шипам составляет 54 см, а по обручу 46 см.
  • Ширина КУМ 540 составляет 9 см.

К ним необходимо отдельно покупать удлинители, поскольку никаких креплений в стандартном виде не предусмотрено, только отверстия для соединения стандартным диаметром 10, 5 мм. Он оставляет колею диаметром от 60 до 65 см.

Вес двух грунтозацепов составляет около 13 кг.

Колеса универсальные КУМ 540 с длинной втулкой

Это по сути колёса КУМ 540 для окучивания, но с уже установленной втулкой.

Они подсоединяются напрямую к валу редуктора.

Ещё одним отличием является ширина колеи. Она может варьироваться от 64 до 68 см.

  • Количество обручей — 2 шт.
  • Диаметр колеса по шипам/ по обручу — 540/460 мм
  • Ширина колеса по шипам — 90 мм
  • Посадочный диаметр втулки — 30 мм
  • Диаметр крепежных отверстий во втулке — 10,5 мм
  • Установка — на вал редуктора
  • Колея — 640 … 680 мм
  • Вес пары — 13,55 кг

Грунтозацепы Н для пахоты

Эти колёса имеют большой диаметр и ширину. Они предназначены для работы с целинными землями или с земельным участком после зимнего периода, когда поверхность земли твёрдая и не подготовленная.

Их ширина 20 см. Диаметр по шипам составляет 43 см, а по обручу 35. То есть высота шипов – 8 см.

Можно устанавливать на вал редуктора или на специальные удлинители.

В случае прямой установки на вал ширина колеи составляет фиксировано 40 см. А при установке на удлинители может варьироваться от 65 до 70 см.

Грунтозацепы Н для пахоты с длинной втулкой

Грунтозацепы Н для пахоты с длинной втулкой

Это тот же самый вариант грунтозацепов Н для пахоты, но с уже установленными втулками. В этом случае размер колеи фиксированный – 65 см.

Грунтозацепы МИНИ Н для пахоты

Грунтозацепы МИНИ Н для пахоты

Эти грунтозацепы похожи на модель КУМ. Они полые по ширине.

  • Диаметр такого колеса составляет 32 см, а ширина 16 см.
  • Вес пары колёс составляет 8 кг.

Эти параметры позволяют с успехом проводить пахотные работы на мотоблоке Нева.

Грунтозацепы МИНИ Н для окучивания

Грунтозацепы МИНИ Н для окучивания

Это облегчённая версия МИНИ Н для пахоты. При окучивании почва уже подготовленная и мягкая. Поэтому нет необходимости в столь массивных моделях.

  • Диаметр этого колеса по обручу составляет 24 см. А по шипам всего 28 см.
  • Ширина МИНИН для окучивания составляет 9 см. А вес всего 4, 85 кг.

Так же грунтозацепы находят применение не только в летний период, но и в зимний:

Грунтозацепы своими руками

Многие люди тщательно изучают варианты конструкцию грунтозацепов для того, чтобы понять принцип их работы и собрать самостоятельно.

На различных форумах есть подробное описание, как сделать грунтозацепы для мотоблока Нева самостоятельно. Давайте разберем некоторые из них.

Вариант № 1 из старых дисков

Самым простым вариантом будет способ взять за основу обычные старые автомобильные диски. Найти не нужную (но рабочую) ось и к её краю приварить стальные пластины. Их размер должен хорошо подходить к дискам, поскольку на эти пластины в дальнейшем будет крепиться наш грунтозацеп. Соединение происходит при помощи болтов, при этом края пластин не должны соприкасаться с ободом.

Главный элемент во всей конструкции – грунтозацепляющие пластины. Проще всего их сделать из старых уголков. Всё что необходимо, это нарезать болгаркой на нужные части. Затем следует приварить их к ободу через каждые 15 см.
На видео наглядно продемонстрировано, как это делается:

Вариант № 2 из баллона

Здесь всё просто. Следует найти старый газовый баллон и вырезать из него окружностидиаметром около 30 см и6 см в ширину.

А дальше принцип такой же, как и в варианте № 1.

Отзывы владельцев

На этих же форумах можно встретить обсуждения самых различных вопросов по нашей теме, а так же спросить советы по нюансам при выборе от других людей, которые уже покупали колёса для мотоблока Нева и имеют опыт их применения. Вот несколько из них.


Сергей пишет:


Иван:



При покупке мотоблока для дачи или ведения фермерского хозяйства пользователи обращают внимание на мощность мотора, от которого напрямую зависит работоспособность и функциональность техники. Но такой подход к приобретению агрегата является не совсем правильным. Ведь в процессе интенсивного использования при повышенных нагрузках техника рано или поздно дает сбой. В такой ситуации для восстановления ее функциональности потребуется не только приобрести запчасти для мотоблока МТЗ, но и, как показывает практика, установить новые колеса. Последние относятся к ходовой и обеспечивают перемещение техники по приусадебному участку. Поэтому при выборе мотоблока важно обращать внимание на тип и размер колес. Если ходовая будет укомплектована элементами низкого качества, возрастает вероятность их поломки из-за повышенных нагрузок. В результате фермер рискует не довезти груз к пункту назначения или сорвать дедлайны при подготовке поля к посевной кампании.

Основные разновидности


Решая вопрос, как выбрать колеса на мотоблок, важно прежде всего выяснить, какие существуют их виды. Согласно классификации, выделяют три разновидности:

  • пневматические. В их конструкции выделяют резиновую покрышку и камеру;
  • металлические с грунтозацепами. Особенность такой колесной базы — повышенная проходимость;
  • резиновые. Это цельнолитая конструкция, состоящая из обода и резины.

Какому варианту отдать предпочтение? Выбор следует делать исходя из условий эксплуатации мотоблока. Например, пахать слишком влажную почву или глинистый участок будет довольно затруднительно, если не использовать технику, оснащенную металлическими колесами с грунтозацепами. Их зубья входят глубоко в землю, благодаря чему создается дополнительное усилие, обеспечивающее продвижение мотоблока в нужном направлении.

Если агрегат применяется для проведения уборки урожая или посадки, например, картофеля, на участке с нормальной почвой, можно отдать предпочтение пневматической модели колес. Если грунт характеризуется наличием большого процента камней, то для пахоты поля идеально подойдет техника, оснащенная литой колесной базой. Такие элементы ходовой части демонстрируют хорошую устойчивость к механическим повреждениям. Основной минус литых колес — большой вес. Поэтому последними, как правило, оснащают среднюю и тяжелую технику.

Совет! Чтобы повысить работоспособность техники при разных погодных условиях, рекомендовано приобрести две разновидности колес, к примеру, пневматический и металлический вариант с грунтозацепами. Это быстросменные элементы ходовой части, поэтому с их установкой не возникнет каких-либо проблем.

Популярностью на рынке пользуются как универсальные образцы (подходят под мотоблоки всех моделей и брендов), так и специальные варианты (предназначены под конкретную модификацию техники). Первым отдают предпочтение те пользователи, которые ценят каждую копейку и не хотят платить дважды. Специальные колеса представлены в широком ценовом диапазоне, а заказать их можно, если у используемого мотоблока популярная модель.

Железные колеса на мотоблок своими руками

Помимо спаренных вариантов также самостоятельно можно изготовить и железные грунтозацепы.

По сути, это металлические колеса с приваренными шипами, обрабатывающими слой почвы и обеспечивающими сцепление с ней. В первую очередь нужно определиться с диаметром и размерами шипов, составить чертеж будущих колес. Помимо этого нужно определиться с весом будущих колес, учитывая, что для сцепления с почвой он должен быть большой, а у мотокультиватора его может просто не хватать.



Самодельные грунтозацепы

Минимальный вес колес должен быть не менее 20 кг.

За основу можно взять диски от автомобильных колес. К ним приваривается полуось, на которую одеваются подшипники. К дискам с помощью сварки прикрепляются металлические пластины квадратной формы. Необходимо, чтобы они касались краями обода. Далее пластины прикручиваются к ободу болтами. Затем делаются зубья — зацепы, которые будут входить в почву. Их можно изготовить из уголков. Они привариваются на обод колеса примерно на 15 см друг от друга.

Основные критерии выбора быстросъемных элементов ходовой части

Итак, какие колеса лучше приобрести для мотоблока? Критерии выбора быстросъемных элементов таковы:

  • вид (пневматические — для работы на нормальной почве, литые — для обработки целины, металлические с грунтозацепами — для улучшения проходимости на глинистых или слишком влажных участках);
  • диаметр. Размер универсальных моделей камерного типа, которые могут устанавливаться на мотоблоки всех брендов — 4–10 дюймов. С тяжелой техникой применяют камерные колеса, имеющие металлические ободки, с радиусом 6–12 дюймов. Дополнительно они комплектуются удлинителями и крепежами. Такие элементы ходовой позволяют не только обрабатывать большие территории, но и перевозить грузы. Комплектовать тяжелые агрегаты шинами низкого давления не стоит. Выбирать размер колес следует исходя из целей эксплуатации техники. Например, для пропашки почвы, выкапывания картошки хорошо подходят широкие модели (с диаметром не менее 40 см и шириной в 20 см). Для обработки посеянной культуры от сорняков выбирают более узкую колесную базу, чтобы не повредить растения при проезде;
  • наличие удлинителей. Такие элементы входят в комплект колесной пары, используемой для оснащения техники, работающей на сложных участках. Удлинители представлены в широком ассортименте размеров — от 20 до 37,5 см. Главная задача этого приспособления — повышение маневренности агрегата.

Важно! При выборе колесной базы для мотоблока важно обратить внимание на ее маркировку. Последняя включает данные (наносятся в виде буквенно-цифрового кода, расшифровываются с помощью специальной таблицы) о типе конструкции шины, показателе возможной грузоподъемности и индексе максимально допустимой скорости.

Для чего самостоятельно устанавливают колеса на мотоблок

Модели в заводской комплектации, как правило, бывают оснащены стандартной колёсной парой. Так как основная нагрузка приходится на нее в процессе работы, ходовая часто выходит из строя.

Кроме того, заводской комплект не всегда соответствует поставленным на культиватор задачам, рельефу, типу почв. Заводские комплекты порой трудно приобрести, особенно в сельской местности. Поэтому владельцам техники приходится самостоятельно устанавливать альтернативные замены, совершенствуя их и дорабатывая под свои потребности.

Все зависит от выбора владельца — колеса на мотоблоки можно сделать как самостоятельно, так и купить или заказать готовые заводские.

Нюансы установки

Модернизацию ходовой части производят в случае, когда:

  • колесная база изнашивается и выходит из рабочего состояния;
  • необходимо повысить проходимость мотоблока;
  • нужно улучшить маневренность агрегата.


Установка новых колес выполняется по следующему алгоритму. На первом этапе откручиваются болты и снимаются изношенные элементы (с диском). А вот перед тем, как поставить новые колеса на мотоблок, важно обратить внимание на стрелку, нанесенную на боковину шины. По ней определяется направление вращения колеса.

Колеса на мотоблок своими руками

Все больше и больше садоводов-владельцев мотоблоков делают собственными руками изменения в ходовой части своих агрегатов. Это позволяет повысить проходимость культиватора, приспособить его под все самые разнообразные типы почв, успешно расширять колею и все многое другое, то, что не всегда бывает заложено в возможностях заводской комплектации.

Колеса для мотоблоков бывают следующих видов:

Как собрать колеса на мотоблок в домашних условиях

В домашних условиях чаще всего собирают грунтозацепы. Заводские модели стоят недешево, поэтому приобретать их для обработки небольших участков нерентабельно. Выход из ситуации — самостоятельное изготовление. Все, что для этого потребуется — это обод от старых автодисков, металлические пластины, болты и терпение. Алгоритм сборки грунтозацепов таковой:

  1. Подбираются старые автодиски нужного диаметра исходя из мощности мотоблока, так как вес готовой конструкции будет внушительным (она полностью изготавливается из металла).
  2. По всему внешнему радиусу обода привариваются пластины. С целью повышения прочности конструкции их можно дополнительно зафиксировать болтами.
  3. К металлопластинам привариваются зубья. Их делают из стального уголка, который предварительно нарезают на заготовки нужной длины. Между зубьями должно быть расстояние — не менее 15–20 см.
  4. В диск ввариваются полуоси, конструкция дополняется подшипниками и монтируется на ходовую мотоблока.

Зубья обеспечивают надежное сцепление колес с глинистой почвой при работе в любых погодных условиях. Для уменьшения пробуксовки, упрощения управления техникой в сложных условиях эксплуатации за счет увеличения недостающей массы агрегата к внешней стороне грунтозацепов (с внутренней стороны колес или на кронштейн мотоблока) с помощью болтов ступицы крепятся грузы. Посредством применения этого навесного оборудования утяжеление усиливается на 20%.


Как сделать колеса для мотоблока своими руками?

Необходимо понимать, что своими руками сделать колеса с нуля невозможно. Необходимо отыскать основу и только после можно приступать к формированию усовершенствованных и полезных приспособлений.

В качестве этой самой базы следует использовать колеса от мотоцикла или от автомобиля. Самодельно можно создать только вариант с грунтозацепом, ведь в том случае, если утяжелители колёс используются не так часто, нет смысла приобретать новые дорогостоящие изделия. На нашем сайте можно найти специализированную статью, где детально рассмотрены все особенности создания грунтозацепов своими руками.

Для расширения колесной базы рекомендуется использование удлинителей для колес мотоблока, ведь необходимо грамотно приспособить устройство под индивидуальные потребности фермера. Более того, для расширения возможностей можно создать железные спаренные колеса, имеющие внутри полость для размещения какого-либо утяжелителя.

  • уменьшение пробуксировки, и, как результат, повышение уровня производительности;
  • возможность оперативного снятия колес наружного плана;
  • легкость создания в домашних условиях;
  • максимальный контакт с поверхностью.

Сдвоенные колеса постепенно становятся все более популярными, ведь на их самостоятельное создание можно потратить немного времени.

Удлинители колес для мотоблока – изготовление в домашних условиях

Удлинители колес для мотоблока


Для того чтобы расширить колесную базу мотоблока, и сделать его более устойчивым на неровной местности, лучше всего установить на агрегат удлинители колес. Эти простые приспособление достаточно просто изготовить в домашних условиях, имея под руками определенные инструменты и материалы. Алгоритм изготовления удлинителей выглядит следующим образом:

  1. Возьмите две металлические трубы, диаметр которых должен быть на 1–2 мм больше диаметра оси мотоблока;
  2. В той части, где изделия будут устанавливаться на ось, необходимо проделать резьбу, которая позволит вкрутить удлинители на мотоблок;
  3. Другая сторона труб должна быть на 1–2 мм меньше отверстий в дисках колес. При необходимости, трубы нужно спилить, чтобы получились изделия нужных размеров;
  4. Для фиксации колес на удлинителях нужно сделать стальные пластины, которые будут крепиться к диску при помощи болтов.

Очень важно, чтобы разница между диаметром трубы и диаметром отверстия в колесе была как можно меньше. В противном случае внутрь резьбы будет регулярно забиваться растительность и почва.
Используя все перечисленные советы, можно изготовить качественные колеса для мотоблоков Агро, Нева, Крот и агрегатов других отечественных и импортных марок.

Виды колес для мотоблока

Колеса на мотоблок

В зависимости от своих особенностей, колеса на мотоблок могут быть таких типов:

  • Тяговыми;
  • Цельнолитыми резиновыми;
  • Металлическими, оборудованными грунтозацепами;
  • Опорными;
  • Спаренными.

Каждый вид колес для мотоблоков подходит для решения различных задач. Используя те или иные элементы передвижения сельскохозяйственного агрегата, его владелец получает возможность увеличить производительность машины и сделать ее более устойчивой.

Тяговые колеса

Колеса для мотоблока

Предназначены для эксплуатации мотоблока в разных условиях. Отлично справятся с нагрузкой при транспортировке тяжестей, пригодятся просто для езды по дорогам и ровным поверхностям.

Обычно этот тип колес имеет достаточно широкие шины (более 20 см) и большой диаметр дисков (40 см и более).

Особыми разновидностями тяговых колес к мотоблоку являются цельнолитные и грунтозацепы.

Цельнолитные колеса отличаются повышенной прочностью и более мощным протектором.

Грунтозацепы для мотоблока

Как выбрать резиновые колеса

Но о них позже. Сперва, если вы надумали выбрать себе дополнительную резину в магазине, учтите то, каким целям они будут служить. Для пропашки почвы всегда покупайте широкие колеса. Такие же нужны при выкапывании посаженного картофеля. Выбирайте колеса диаметром 400 мм и не меньше. В ширине они должны быть 200 мм. Колеса важны при высадке в землю той же картошки или овощей.

Здесь важно соблюдать дистанцию между рядами. Она должна быть от 50 до 70 см, чтобы не мешать проезду мотоблока с учетом стандартного расположения колес. Для обработки посеянной культуры нужны более узкие колеса, которые не стопчат посадку при проезде.

Давайте покажем вам некоторые варианты.

Например, универсальные колеса, которые могут быть надеты на мотоблоки всех марок и моделей, также могут агрегатироваться на мотокультиваторы и прицепы. Лучше покупать такие, ведь вы не хотите заплатить дважды, если у вас появится другой агрегат, а туда эти шины уже не подойдут.

Если у вас мотоблок ZIRKA, посмотрите специальные для этой марки колеса с диаметром 4,0-8 дюймов. Изготовители покрасили их в фирменный армейский цвет хаки. Так же, как и предыдущий вариант, они камерные, к ним в комплект прилагаются покрышки, диски и болты крепления к мотоблоку.

Ступицы вам нужно потом купить самому — они разные к каждой модели ZIRKA. Эти колеса вы уже не закрепите на любой другой мотоблок, но они будут достаточно эффективны на тяжелых моделях ZIRKA Lx4061G и Lx4062G. На технике попроще они будут пахать еще лучше.

Еще один вариант — камерные колеса размером 5,0-12 дюймов. Их вы можете заиметь автоматически в комплекте, если купите мотоблок Аврора, Кентавр, Зубр. Если у вас одна из этих марок, сможете сохранить и переставить колеса на другую. Кстати, они также отлично крепятся на уже упомянутую ZIRKA.

Кроме описанных, вы сможете отыскать колеса с размерами 6,0-12 дюймов. Но их используют только с тяжелой техникой. Такие колеса идут в комплект при покупке с мотоблоками Зубр, Кентавр, Зирка, Добрыня, Аврора, Форте. Все эти мотоблоки весят не меньше 8 кг имеют водную систему охлаждения.

Если купите резину такого типа, в комплекте получите болты для крепления к агрегату, диски, скаты и камеры. Кроме мотоблоков, вы можете использовать колеса на небольших прицепах к ним. На рынке колеса к тяжелым моторным блокам стоят около 130-140 долларов.

Читайте также: