Скрещивали растения тыквы отличающиеся по двум парам признаков

Обновлено: 18.09.2024

Дано: А- белый цвет - доминантный признак, а- желтый цвет - рецессивный признак. В - круглая форма - доминантный признак, в - овальная форма - рецессивный признак. Имеем две гомозиготных особей. Первая тыква белая с овальными плодами. Ее генотип ААвв. Вторая тыква желтая с круглыми плодами. Ее генотип ааВВ. Первая тыква образует 2 вида гамет Ав и Ав. Вторая тыква образует 2 вида гамет аВ и аВ. После скрещивания двух гомозиготных собей образуются гибриды первого поколения со следующими генотипами АаВв и АаВв. Таким образом, соотношение генотипа гибридов после скрещивания 1:1.

\u041b\u0430\u0434\u043d\u043e, \u044f \u0440\u0435\u0448\u0438\u043b \u043d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c\u00a0\u0441 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0438\u0431\u043e \u043a\u0440\u043e\u043c\u0435 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0443 \u043d\u0430\u0441 \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0435\u0442. 9:6:1, \u0430 \u0432 \u0441\u0443\u043c\u043c\u0435 16, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043f\u043e\u0445\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0430 \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435\u00a0\u041c\u0435\u043d\u0434\u0435\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435\u00a0\u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 9:3:3:1

(\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0438\u043c \u0440\u0435\u0448\u0435\u0442\u043a\u0443 \u041f\u0435\u043d\u043d\u0435\u0442\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u043f\u0440\u0438\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0430
9 \u0441\u0438\u043d\u0438\u0445 (\u0410-\u0412-):3 \u0437\u0435\u043b\u0435\u043d\u044b\u0445 (\u0410-bb):3 \u043e\u0440\u0430\u043d\u0436\u0435\u0432\u044b\u0445(\u0430\u0430\u0412-):1 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439(\u0430\u0430bb))

\u0412 \u043d\u0430\u0448\u0435\u043c \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0440\u0435\u0437\u043e\u043d\u043d\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0443 \u043d\u0430\u0441 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0438\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e\u00a0\u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f\u00a0\u0438 9 \u0434\u0438\u0441\u043a\u043e\u0432\u0438\u0434\u043d\u044b\u0445 \u0442\u044b\u043a\u0432 \u044d\u0442\u043e \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u00a0\u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f\u00a0\u0434\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u043d\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0430\u043b\u043b\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0410 \u0438 \u0412, \u0441\u0444\u0435\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 - \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442 \u043e\u0442\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0434\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u043d\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0430\u043b\u043b\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c \u0438\u0437 \u0433\u0435\u043d\u043e\u0432, \u0430 \u0443\u0434\u043b\u0438\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 - \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442 \u043e\u0442\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0434\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u043d\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0430\u043b\u043b\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u043e\u0431\u043e\u0438\u0445 \u0433\u0435\u043d\u0430\u0445.
\u0422\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0449\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u043e\u0433\u043b\u043e \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u0440\u0438 \u0441\u043a\u0440\u0435\u0449\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0434\u0432\u0443\u0445 \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u0439 \u0432\u0438\u0434\u0430 \u0410\u0430Bb (\u0434\u0438\u0441\u043a\u043e\u0432\u0438\u0434\u043d\u0430\u044f) \u0445\u00a0\u0410\u0430Bb (\u0434\u0438\u0441\u043a\u043e\u0432\u0438\u0434\u043d\u0430\u044f), \u0447\u0442\u043e \u0441\u043e\u0432\u043f\u0430\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0441 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f\u043c\u0438 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438.
\u0414\u0430\u043b\u0435\u0435 \u0442.\u043a. \u0432 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043a\u043e\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f\u00a0\u043d\u0435 \u043d\u0430\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c\u00a0\u0440\u0430\u0441\u0449\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f\u00a0 \u0442\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0432\u044b\u0432\u043e\u0434, \u0447\u0442\u043e \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0438\u043c\u0435\u043b\u0438 \u0433\u0435\u043d\u043e\u0442\u0438\u043f\u044b \u0447\u0438\u0441\u0442\u044b\u0445 \u043b\u0438\u043d\u0438\u0439 \u043f\u043e \u0434\u0432\u0443\u043c \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0430\u043c, \u043d\u043e \u0442.\u043a. \u043e\u0431\u0430 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0448\u0430\u0440\u043e\u0432\u0438\u0434\u043d\u044b, \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0432\u044b\u0432\u043e\u0434, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u043d\u0438\u0445 \u0431\u044b\u043b \u0432\u0438\u0434\u0430 \u0410\u0410bb, \u0430 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0430\u0430\u0412\u0412.
\u041a\u0430\u043a-\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a.">]" data-testid="answer_box_list">

Kesarius

Так, объяснить решение этой задачи мне будет сложно, ибо я сам не до конца понял как решил её. Видимо интуитивно.
Ладно, я решил начать с распределения, ибо кроме него у нас информации нет. 9:6:1, а в сумме 16, очень похоже на классическое Менделевское распределение 9:3:3:1

(смотрим решетку Пеннета, которая прикреплена
9 синих (А-В-):3 зеленых (А-bb):3 оранжевых(ааВ-):1 красный(ааbb))

В нашем случае резонно предположить, что у нас пример комплиментарного взаимодействия и 9 дисковидных тыкв это результат взаимодействия доминантных аллелей А и В, сферические - результат отсутствия доминантных аллелей в одном из генов, а удлиненные - результат отсутствия доминантных аллелей в обоих генах.
Такое расщепление могло получится только при скрещивании двух особей вида АаBb (дисковидная) х АаBb (дисковидная), что совпадает с условиями задачи.
Далее т.к. в потомстве первого поколения не наблюдалось расщепления то можно сделать вывод, что родители имели генотипы чистых линий по двум признакам, но т.к. оба родителя были шаровидны, можно сделать вывод, что один из них был вида ААbb, а другой ааВВ.
Как-то так.

Дано: А- белый цвет - доминантный признак, а- желтый цвет - рецессивный признак. В - круглая форма - доминантный признак, в - овальная форма - рецессивный признак. Имеем две гомозиготных особей. Первая тыква белая с овальными плодами. Ее генотип ААвв. Вторая тыква желтая с круглыми плодами. Ее генотип ааВВ. Первая тыква образует 2 вида гамет Ав и Ав. Вторая тыква образует 2 вида гамет аВ и аВ. После скрещивания двух гомозиготных собей образуются гибриды первого поколения со следующими генотипами АаВв и АаВв. Таким образом, соотношение генотипа гибридов после скрещивания 1:1.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

Образовательные : повторить механизм дигибридного скрещивания как метода изучения наследственности; повторить цитологические основы дигибридного скрещивания; формировать монологическую речь естественнонаучного характера.

Развивающие : продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета; продолжить развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики; продолжить развитие общеучебных компетенций лицеистов – навыки работы с текстом, анализ и синтез информации, составление плана ответа.

Воспитательные : Воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.

Тип урока : урок-исследование

Методы : исследовательская работа, практикум по решению задач

Задание 1 . Выйти к доске и заполнить пропуски в таблице (то, что заполнено курсивом ученики дописывают на доске):

гетерозигота

дигетерозигота

женский организм

мужской организм

- Какой объект был взят Менделем для изучения? Горох (объясните почему?). Но, вы знаете, что объектом генетики может стать любой организм.

Задание 2. Решите задачу устно: "В семье Ивановых двое детей: кареглазая дочь и голубоглазый сын. Мама этих детей голубоглазая, но ее родители имели карие глаза. Как наследуется окраска глаз у человека? Каковы генотипы всех членов семьи? Окраска глаз - моногенный аутосомный признак".

Признак окраски глаз контролируется одним геном (по условию). Мама этих детей голубоглазая, а ее родители имели карие глаза. Это возможно только в ТОМ случае, если оба родителя были гетерозиготны, следовательно, карие глаза доминируют над голубыми. Таким образом, бабушка, дедушка, папа и дочь имели генотип (Аа), а мама и сын - аа.

АНАЛИЗ РОДОСЛОВНОЙ ОЧЕНЬ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ, КОТОРАЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИВОДИТ К ПОСТРОЕНИЮ РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА. (Д/З)

Вспомните, открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак - цвет горошины (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), при дигибридном скрещивании - еще один признак - форма горошины (гладкая - доминантный, морщинистая - рецессивный).

- Какие ещё пары альтернативных признаков для растений, животных и человека вам известны?

Задание 3. Дополните пары:

Низкий рост – высокий рост

Белые цветки – красные цветки

Гладкие семена – морщинистые семена

Гладкая шерсть – мохнатая шерсть

Темная окраска – светлая окраска

Карие глаза – голубые глаза

Темные волосы – светлые волосы

Прямые волосы – кудрявые и т.д.

- Предложите свои примеры альтернативных признаков, сравните их с данными таблицы лежащей перед Вами (работа в парах).

- Выступление учащихся (решение задачи на дигибридное скрещивание, работа в группах) Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы –дигомозиготны, определите фенотип и генотип детей.

- Какие выводы можно сделать на основании данной задачи? (учащиеся формулируют законы Менделя)

Вывод 1. При скрещивании особей отличающихся по двум парам альтернативных признаков наследование по каждой паре идет независимо от других пар признаков.

Т.Е. Дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.

- На основании выполненных заданий мы сформулировали закон …. (независимого наследования) для дигибридного скрещивания.

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) — при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании). мендель взял горох который отличался по двум парам признаков, это цвет и признак желтый зеленый морщинистый гладкий горох напомним еще раз что он самоопыляемые

Запишим условие задачи буквенным выражением показывают на одном примере дальше записывают сами проверяют

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

-Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

-Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

-Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия.или первый закон менделя Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор¬щинистой.

Не забываем о составлении написании ген таблице

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

задача будет на слайде показать запись и объяснить своими словами

Записываем условие задачи при скрещивании гибридов 2 поколения

Попробуйте 1 и 3 группа сами записать гаметы ………..

Задаете вопрос : А вы можете сейчас определить гибриды и как вы думаете, сколько вариантов должно получиться

Вы правы получается

Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были желтыми горошинами морщинистыми , 3:16 с желтыми гладкими горошинами, 3:16 с и зелёными морщинистыми горошинами, 1:16 с и зелёными гладкими горошинами

А вот как решить эту задачу и не запутаться в правильности определения гибридов нам поможет 3 группа

- Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (просмотр анимационного видео по теме).

Вывод 2 : Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе 1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания

Подведение итогов занятия и рефлексия . Исходя из проделанной сегодня работы, какие выводы вы можете сделать? Принимая во внимание то, что мы готовимся к практической работе по этой теме, я предлагаю вам оценить свои знания и записать вопросы, вызывающие у вас затруднения (листочки с самооценкой вывешиваются на доске в соответствующих секторах:

  • Хорошо знаю тему, могу решить задачи и объяснить одноклассникам (ЗРО)
  • Знаю тему и могу решить задачи (ЗР)
  • Знаю материал темы, но не всегда могу решить задачи (ЗР?)
  • Не до конца понял тему и не могу решить задачи (З?Р?)
  1. Домашнее задание (Составить родословную своей семьи (папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки) по любому из внешних признаков.

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Задача 1. "Петух с розовидным гребнем скрещен с двумя курицами, тоже имеющими розовидный гребень. Первая дала 14 цыплят, все с розовидным гребнем, а вторая - 9 цыплят, из них 7 с розовидным и 2 с листовидным гребнем. Форма гребня - моногенный аутосомный признак. Каковы генотипы всех трех родителей?"

До определения генотипов родителей необходимо выяснить характер наследования формы гребня у кур. При скрещивании петуха со второй курицей появились 2 цыпленка с листовидным гребнем. Это возможно при гетерозиготности родителей, следовательно, можно предположить, что розовидный гребень у кур доминирует над листовидным. Таким образом, генотипы петуха и второй курицы - Аа. При скрещивании этого же петуха с первой курицей расщепления не наблюдалось, следовательно, первая курица была гомозиготной - АА.

Задача 2. "В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?"

Рождение у кареглазых родителей голубоглазого ребенка свидетельствует о рецессивности голубой окраски глаз, соответственно рождение у праворуких родителей леворукого ребенка указывает на рецессивность лучшего владения левой рукой по сравнению с правой. Введем обозначения аллелей: А - карие глаза, а - голубые глаза, В - правша, в - левша. Определим генотипы родителей и детей:

Читайте также: