Святой лука картина хальса где хранится

Обновлено: 18.09.2024


О Хальсе

В пантеоне великих художников Золотого века Голландии знаменитый портретист и живописец Франс Хальс уступил свой пьедестал только Рембрандту и Вермееру. Его талант блестяще раскрылся в жанровых сценах и религиозных сюжетах. Франс Хальс – истинный сын звенящей молодой Голландии. Биографы изображают его удалым, всегда готовым на выходки мастером, весельчаком и даже собутыльником. Франс Хальс родился в Антверпене, но большую часть жизни проработал в Харлеме.

Хальс не оставил дневников о своей жизни или своих работах. Известно, что он был сыном суконщика из Малина (Мехелен). В1591 году семья переехала из контролируемой испанцами Фландрии в Харлем (в записях мэрии Харлема указана дата крестин младшего брата Франса, Дирка, который также стал художником). За исключением краткого визита в Антверпен в 1616 году, Франс Хальс всю свою жизнь прожил в Харлеме. За двести лет до Мане в творчестве Хальса зарождались проблески импрессионизма. Свет в его работах моделирует формы, заставляет отступать назад несущественное и выводит вперед самое значительное. Восхитительны своей одухотворенностью и мастерством четыре работы с евангелистами, которые Франс Хальс написал в 1620-е годы.

Инфографика: о художнике

Легенда


Согласно легенде, один из четырех евангелистов Святой Лука написал портрет Марии и младенца Иисуса. Именно поэтому Святой Лука считается покровителем ассоциации профессиональных художников, гильдии Святого Луки. Интересно, что героем для образа Святого Луки был пекарь из Харлема. Посыл художника этой картины в том, что в искусстве живописи вдохновение играет более важную роль, нежели непосредственно труд. В евангельских сюжетах Святого Луку можно узнать по его личному атрибуту - быку. Евангелие начинается с жертвы Захарии, а бык часто использовался для этой цели.

Сюжет

На картине Хальс изобразил Святого Луку, сидящим за столом. Перед ним тетрадь, но он не смотрит на нее. Взгляд Святого направлен в пустоту. Вполне вероятно, зрители являются свидетелями самого пика вдохновения Святого. Он сосредоточенно занят своими мыслями, возможно, у него зарождается новый образ.

После публикации результатов Линник два полотна были включены в экспозицию Музея Франса Хальса в 1962 году. Об этом событии узнал весь мир искусства. Неудивительно, что арт-детективы с воодушевлением принялись за поиски двух других работ с евангелистами Хальса. В конечном итоге, они тоже были обнаружены.

Портреты четырех евангелистов (Ф. Хальс)

Сама министр культуры оказалась в крайне неблагоприятной ситуации из-за своего заявления. Что уж говорить, кража едва не стоила Фурцевой занимаемой должности. Неудивительно, что дело находилось на контроле в Прокуратуре СССР, куда назначенного главного следователя Сергея Дерковского каждый день приглашали для докладов.

Фильм


История картины "Святой Лука" кисти голландского художника Франса Хальса похожа на настоящий блокбастер. Конечно, Хальс был одним из крупнейших мастеров своего времени, но этот небольшой по размеру холст не было каким-то уникальным: сюжет – один из четырех библейских евангелистов со своим символом, тельцом. Хальс изобразил его очень задумчивым, по традиции – за написанием евангелического текста. Скорее всего, художник написал его портрет с какого-нибудь старика-простолюдина: крупные черты лица, руки, взлохмаченные волосы, залысины – все это говорит о том, что модель точно никак не могла принадлежать к аристократическому кругу. И на самом деле, это очень важно: среди портретов Хальса встречаются шуты, веселые пьяницы, простые голландские бюргеры, группы регентов и офицеров, но никогда – представители высшего общества.

В ГМИИ "Святой Лука" попал вместе с "Евангелистом Матфеем" в рамках выставки, на которой были представлены работы из собрания Одесского художественного музея. Когда-то в смутные годы революции они пропали из Эрмитажного собрания, а потом появились на знаменитом одесском Привозе, где куратор музея купил их за 9 рублей. Тогда никто даже не знал, что картины принадлежат киста Хальса. Распознать это удалось сотруднице Эрмитажа Ирине Линник, узнавшей руку великого мастера по иллюстрации в каталоге. Так удивительные находки отправились прямиком на демонстрацию в Москву, где им предстояло стать легендой.


Франс Хальс. Святой Лука. 1625

Франс Хальс считается основоположником голландской реалистической школы. Всю жизнь прожив в Харлеме, он написал огромное количество портретов. Модели нравились ему такими, какие они есть – он не пытался их приукрасить. А вот характер модели он передать действительно пытался. Особенно удачно у него выходило это в тех случаях, когда он пытался иронизировать над разбогатевшими бюргерскими задаваками. Что-то вроде Мольера от живописи: он изображал их утрировано напыщенными и глупыми, символически намекая на бренность и кратковременность их успеха.



Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина с 1961 по 2013 год


Цикл евангелистов Франса Хальса: Лука, Матфей, Марк, Иоанн


Екатерина Фурцева, министр культуры СССР с 1960 по 1974 год

Фурцева чуть ли не ежедневно призывала к ответу министра охраны общественного порядка РСФСР Вадима Тикунова. Начальник московского УГРО генерал Сергей Бурцев вызывал на ковер подчиненных с Петровки, 38. Дело находилось на контроле в ЦК партии. Руководивший следствием полковник лично опросил каждого из двух с половиной сотен сотрудников, входивших в штат музея.

Почему покусились именно на Хальса, когда рядом висели более ценные полотна? На Волхонке считали, что похититель действовал по заказу коллекционера, помешанного на фламандце. В СССР сбыть такую картину было невозможно, другое дело — на Западе. МУР отправил ориентировку в КГБ с просьбой проконтролировать таможни: в те годы вывезти за границу предметы антиквариата, которые ценились совсем не так, как сегодня, практически не возбранялось. Чтобы работы не могли спрятать под новейшей живописью, на таможнях дежурили реставраторы.

После одесского фиаско милиционеров Фурцева лично обратилась за содействием к председателю КГБ Владимиру Семичастному.


Владимир Семичастный, председатель КГБ СССР с 1961 по 1967 год


Так было установлено, что подозреваемый — 27-летний Валерий Волков, сотрудник реставрационных мастерских Пушкинского музея. Как милиционеры его проглядели, почему не заподозрили? А ведь один из реставраторов вспоминал: в злополучный день похищения Волков выходил куда-то из музея минут на тридцать. Его вроде как специально проверили, но даже тот факт, что Волков ранее судим, удивительным образом прошляпили.


Валерий Волков

Тут на сцене появляется некий Валерий Алексеев, недоучившийся филолог, числящийся слесарем комбината бытовых услуг и известный в кругу перекупщиков и фарцовщиков как Искусствовед.


Валерий Алексеев

Суд состоялся в феврале 1966-го. Алексеев причастность к краже всячески отрицал. Да, он коллекционер и любит живопись, но разве за это в СССР сажают? А впоследствии известный сегодня под несколько измененной фамилией собиратель икон утверждал, что считает обвинения против себя провокацией КГБ, направленной против советских коллекционеров. Две экспертизы в институте Сербского, проведенные во время следствия, признали Алексеева недееспособным. Его вина не была доказана.

Волков получил десять лет. К тому же с него взыскали 91 рубль за реставрацию. Честно говоря, больше всех в этой ситуации жаль картину. Ее нашли за теплой печкой, свернутой в трубочку живописью вовнутрь. Поверхности холста, грунта и красочного слоя были так изломаны, что по деформациям произошли осыпи авторской живописи. Но главный реставратор ГМИИ Степан Чураков, в подчинении которого работал Волков, был случившимся так потрясен (по словам дочери, он даже потерял голос), что посчитал спасение картины делом чести. Реставрация заняла два с половиной года, после чего картина вернулась в Одессу.


Об этом и множестве других фактов рассказываем мы в статье, которую нужно прочитать, перед тем как повести девушку (подругу, жену) на самую интересную выставку Москвы. И тогда вы вызовете у нее больший интерес, чем полотна на миллиарды рублей.

В жизни - как в кино. Но в кино - не так.

Кражу расследовал МУР. Курировал КГБ. Интерес к полотнам на мировом рынке был огромный. В фильме прямо указано, что некий миллионер Лонгвуд скупает Хальса на всех аукционах мира.


Но я почти уверена, что 26-летний мебельщик Валерий Волков ни о каком Лонгвуде ни сном ни духом. Университетов он не кончал, зато успел отмотать строк за хищение имущества. А после устроился в Пушкинский музей реставратором по дереву. Уж очень хотелось соприкоснуться (как оказалось, в прямом смысле) с шедеврами мирового искусства. В кино вор Карабанов появляется в черных очках и Хальса ворует под покровом ночи. В жизни Волков без всякой конспирации вырезал полотно из рамы среди бела дня (в этот момент смотрительницу отвлек телефонный звонок), спокойно вынес его из музея и спрятал за печкой (бесценную картину ХVII века!) в доме своей любовницы.

Хау, как говорится, матч ис зис Хальс?

Франс Хальс лишь однажды обратился к религиозной теме, написав портреты четырех авторов Евангелия. В 1771 году они попали в Россию, чудом избежав гибели в кораблекрушении. Вначале хранились в кладовых Зимнего дворца, а затем в католических храмах Крыма.

- Евангелисты Иоанн и Марк пропали, полагаю, еще во время Крымской войны, - считает заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. Пушкина Вадим Садков. - Портреты Луки и Матфея после революции оказались в одесском музее. Состояние было плачевным. Музейщики полагали, что оба полотна написал неизвестный русский художник XIX века, поскольку эрмитажные каталожные номера приняли за дату написания картин.

КОГДА: до 9 сентября, с 10.00 до 19.00

Цена: до 300 руб.

Возрастная категория сайта 18 +

Frans Hals 086 WGA version.jpg

Содержание

Описание

Картина изображает Евангелиста Луку в традиционной иконографии — старик, сидящий за столом за написанием Евангелия, за спиной которого находится соответствующий символ евангелиста — телец. Поясной срез фигуры и небольшой размер работы свидетельствуют о её камерном предназначении. Пространство комнаты едва обозначено, равно как и атрибуты, зато внимание фокусируется на лице и руках персонажа, которые резко характеризованы.





История


Изначально картина являлась циклом изображений четырёх Евангелистов. Серединой 1620-х годов она датируется искусствоведами Сеймуром Слайвом [2] и Клаусом Гриммом [1] [3] .

Об обстоятельствах, приведших к заказу картин, ничего не известно. 4 картины, возможно, были написаны для католической или лютеранской церкви, хотя небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предполагать, что они были сделаны для небольшой частной капеллы, или возможно для нелегальной католической церкви (schuilkerk) в Гарлеме, или даже для частного дома. В Гарлеме католические службы были разрешены в апреле 1581 года, но домашние капеллы были и раньше [1] . Хотя, возможно, заказчик был протестантом, либо же Хальс написал их вообще для себя — как это сделал Тербрюгген с аналогичным циклом и Рембрандт с апостолами. Гримм и Слайв соглашаются, что скорей всего, заказ был частным, а не секулярным. До XVIII века полотна находились на родине. Первое письменное упоминание о цикле картин относится к 1760 года, когда они упоминаются в числе наследства художника Герарда Хоета Мл. [4] [5] .

Цикл евангелистов Хальса:





Картина после расчистки,
демонстрирующая яркие краски

Картина была идентифицирована как работа Хальса, известная по источникам. Это единственное обращение Хальса к религиозным сюжетам, причём о существовании цикла долгое время было известно лишь по упоминаниям, которые считались потенциально недостоверными в некоторых каталогах [7] . Сам цикл считался утраченным.

Вскоре картина была отправлена на выставку в Москву, откуда была похищена (см. ниже). После возвращения картине понадобилась реставрация (см. ниже). В настоящий момент картина экспонируется в Одесском музее.

Кража

Розыск поручили оперативникам МУРа. Руководителем группы назначен следователь Сергей Дерковский. Дело находилось на контроле в Прокуратуре СССР, куда Дерковского приглашали для докладов практически ежедневно [13] .

Поиски



Результата всё нет. Фурцева обращается к председателю КГБ Владимиру Семичастному, который передает дело КГБ. Также Фурцева постоянно давила на министра охраны общественного порядка Вадима Тикунова.

Однако в итоге дело зашло в тупик.

Разгадка



Личность молодого человека была установлена: Валерий Волков, 27 лет, по образованию — столяр-мебельщик, в 1957 году осуждён за кражу личного имущества, освобожден досрочно, в 1963 году был принят на работу реставратором по дереву в Музей изобразительных искусств имени Пушкина по рекомендации одного из сотрудников [13] .



Позже выяснилось, что Волков, мечтавший поступить в Суриковское училище, не смог этого сделать из-за судимости, однако продолжал испытывать тягу к прекрасному и устроился в ГМИИ. Для этого требовалось высшее образование, и ему понадобился фальшивый диплом. Личная жизнь и ухаживание за девушкой повлекли за собой долги; именно тогда с Волковым, предположительно, познакомился коллекционер Валерий Алексеев [13] . Алексеев, предположительно, обещал ему помочь с дипломом за 1000 рублей [15] .

Волков получил 10 лет лишения свободы (суд состоялся 21-22 февраля 1966 года). С осуждённого взыскали 901 рубль за реставрацию полотна, которое приглашённый эксперт оценил в 120 тыс. рублей [15] . Вина Алексеева была не доказана.



Реставрация

Холст был сильно повреждён из-за плохих условий хранения. Картина была свернута в трубку, отчего по всему красочному слою пошли мощные горизонтальные трещины. Бесценное полотно почти полгода пролежало в сухости и тепле — его засунули за печь в деревянном доме, — и, согласно выводу специалистов, фактически было утеряно безвозвратно.

Однако через 2,5 года его отреставрировали и вернули на Украину. Реставрация была выполнена одним из лучших реставраторов страны Степаном Чураковым, имевшим опыт реставрации полотен в Дрезденской галерее [13] . После этого картину отправили из Москвы в Одессу.

История, изложенная в фильме, являлась не правдивой, а правдоподобной.



Согласно фильму, вор был опытным уголовником, которого нанял подпольный советский антиквар, в свою очередь, получивший заказ от западного арт-дилера в Москве. Антиквар дает ему карту музея. Полковник Зорин раскрывает преступление, изучив подпольный художественный мир в Москве. В реальности, хотя подпольный рынок искусства был основательно перетряхнут, результата это не принесло.

Реализация этого фильма привела к далеко идущим последствиям для советского кинематографа и, в частности, для советского детективного жанра. Тема кражи произведений искусства, которая ранее отсутствовала в советской массовой культуре, была легитимизирована в качестве полноправной составляющей жанра.

Читайте также: