Святой лука рисующий мадонну описание

Обновлено: 18.09.2024

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

-Всегда под рукой

-Метки

-Рубрики

  • ЖИВОПИСЬ (295)
  • художник (82)
  • импрессионисты (12)
  • иллюстраторы (10)
  • история картины (92)
  • прерафаэлиты (60)
  • ИСТОРИЯ (65)
  • личность (52)
  • ВИДЕО (61)
  • АУДИО (49)
  • ЛИТЕРАТУРА (46)
  • ИСТОРИЯ МОДЫ (44)
  • ЛЮБОПЫТНО (17)
  • МУЗЫКА (16)
  • КОШКИ (10)
  • РЕТРООТКРЫТКИ (9)
  • ССЫЛКИ (5)
  • ПОЛЕЗНОЕ (1)
  • ПОЛЕЗНОЕ (1)

-Поиск по дневнику

-Статистика


Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) (около 1400-1464)

Предполагаемый автопортрет в облике св. Луки, создающего икону.

Ранние картины и алтари Ван дер Вейдена обнаруживают влияние Яна ван Эйка и Робера Кампена. Для творчества Рогира ван дер Вейдена, одного из крупнейших мастеров раннего северного Возрождения, характерна своеобразная переработка художественных приемов Яна ван Эйка. В своих религиозных композициях, персонажи которых располагаются в интерьерах с видами, открывающимися на дальние планы, или на условных фонах, Рогир ван дер Вейден сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придавая большого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки.

Впрочем, Рогир ван дер Вейден был вполне самостоятельным учеником. Он брал у Яна ван Эйка лишь то, что было созвучно его собственным представлениям о живописи. В частности, необходимо указать на отказ Рогира от излишней детализации, свойственной стилю Яна ван Эйка, а также и на эмоциональность (порою - почти экзальтированность) его манеры, совершенно чуждую ван Эйку. Эрвин Панофский (1892-1968), один из замечательнейших искусствоведов XX столетия, писал: "Мир Рогира ван дер Вейдена был физически более обнаженным, но одновременно более глубоким духовно, чем мир Яна ван Эйка. Ван Эйк умел подмечать вещи, ускользавшие от внимания других художников, а Рогир, как никто другой, умел увидеть и выразить чувства и эмоции".

Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Именно поэтому св. Лука считался покровителем художников. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Украшающие трон скульптурные фигурки Адама и Евы — напоминание о первородном грехе, искупленном Иисусом Христом. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. За спиной св. Луки, в просвете приоткрытой двери, виднеются бык и книга — традиционные атрибуты евангелиста.

А это картина Ян ван Эйка (1385 или 1390—1441)


Мадонна канцлера Ролена. Дерево, 66 x 62 cm, 1435. Лувр, Париж


Сюжет заимствован из легенды греческого происхождения (VI в.), согласно которой св. Лука был первым, кто написал портрет Богоматери. На этом основании художники считали его своим покровителем. В картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии.

Слева у подножия трона сидит Мадонна, которая кормит грудью младенца Христа. Трон, напоминающий о ее будущей роли Царицы Небесной, украшен скульптурными фигурками Адама и Евы, что должно напомнить о первородном грехе, который искупили Христос и Мария.

Ван дер Вейден сумел передать лицо Мадонны очень естественным и одновременно идеальным. Она смотрит любящим материнским взглядом на Младенца, аккуратно поддерживая его. После реставрации стала видна капелька молока, проступившая на ее груди, скрытая раньше темным разложившимся лаком.

Напротив Мадонны, почтительно преклонив колени, запечатлевает ее облик св. Лука. Художник сумел показать внутреннее состояние человека, связанное с конкретной ситуацией: трепетное благоговение и сосредоточенность художника в момент творческого процесса.

В руках Святого Луки – серебряный карандаш – типичный инструмент художника того времени. Он держит карандаш почти под прямым углом к листу, отнеся от него кисть, чтобы не стереть руками уже нарисованное на бумаге. Это чудесный пример техники рисования, которую надо думать, Рогир ван дер Вейден знал в совершенстве.

Святой Лука изображен в розовато-красном плаще с меховыми отворотами рукавов и воротника, на голове коричневая шапочка. На поясе у него висит чернильница. Есть предположения, что это костюм врача, который был в употреблении в XIV веке. Однако более правильным видеть в нем мантию и шапочку, связанную с католической традицией, возможно, это аббатские или кардинальские одежды.

За спиной св. Луки через приоткрытую дверь видны бык и книга - его традиционные атрибуты как одного из авторов Четвероевангелия. Два персонажа, стоящие около зубцов стены в созерцании пейзажа, возможно, Иоаким и Анна, родители Марии.

История эрмитажной картины очень интересна и одновременно трудна. Еще в начале XIX века она находилась в монастыре в Испании, который был разорен в ходе Наполеоновских вторжений. Затем она была разделена: правая часть произведения оказалась в Нидерландах в коллекции короля Виллема II, а после его смерти была приобретена Императорским Эрмитажем во время продажи его коллекции.

Левая часть картины в это время находилась сначала в коллекции испанской королевы Изабеллы, затем попала в Париж в собрание барона Бернонвиля. В 1883 году на распродаже этой коллекции ее приобрел парижский торговец А. Бер и привез из Парижа в Санкт-Петербург. В 1884 году картину купили в собрание Императорского Эрмитажа.

У меня кода-то уже был рассказ о Рогире ван дер Вейдене, но он был обзорный и не очень удачный. Думаю, есть смысл подробнее остановиться на некоторых его работах, ведь его значимость в Ранней Нидерландской живописи практически равнозначно Яну ван Эйку, он разве что несколько уступает в живописной технике.

Также подобный рассказ есть в моей книге, но не все же кинулись ее скачивать и читать, так что здесь можно с некоторыми фрагментами повествования ознакомиться. Кроме того, если вы думаете, что я просто взяла кусок из книги и тупо вставила его в блог, то вы меня плохо знаете - простых путей мы не ищем!



"Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы". Русская икона XVI века


Фрагмент картины и рисунок Рогира ван дер Вейдена из Лувра (все картинки в посте кликабельны)



Четыре варианта картины (слева направо): Бостонский музей, Эрмитаж, Мюнхенская пинакотека, Музей Брюгге

В годы гонений изображение якобы бережно сохранялось ранними христианами и использовалось как тайный объект поклонения. Из Иерусалима его переправили в Константинополь, где после принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи икону явили миру и с нее было сделано несколько списков. С тех пор существует довольно много икон, которые приписываются кисти Луки (в православии более десятка). Речь, разумеется, идет о списках (копиях) с них; к таким иконам относится, например, знаменитая икона Владимирской Богоматери.

Мне не известно, часто ли изображали ли Луку-живописца до создания ван дер Вейденом свой картины, в манускриптах, например. Чаще Луку на картинах и иконах мы все-таки видим с письменными принадлежностями, в образе евангелиста, но после картины ван дер Вейдена Лука-живописец стал тиражироваться очень широко, причем не только в Нидерландах. Да что говорить, с работы ван дер Вейдена позднее будет написаны еще три практически точные копии!



Вероятные "списки" с первой иконы Луки:
-Владимирская икона Богоматери,XII век, Византия (тип илеуса)
-Мадонна Камбрейская, 1340, Италия (тип илеуса)
-Ченстоховская Богоматерь, Византия, IX—XI (тип одигитрия)

Если говорить о иконографическом типе изображения, то православные "иконы Луки" обычно илеусы ("Умиление") или одигитрии), Рогир ван дер Вейден применил здесь тип "Млекопитательница", если можно в подобной живописи вообще говорить о каком-то типе иконографии - канонов-то особо строгих в Северной Европе не существовало.

Кормящей Богоматери особенно истово поклонялись в годы эпидемий и голода. Напомню, что в самом начале XV века по Европе прокатилась вторая по количеству жертв эпидемия чумы (вторая после катастрофического поветрия середины XIV), возможно это было причиной широкого распространения изображений такого типа и укрепления культа Марии вообще.



Неизвестный автор, "Святой Лука". Копия створки алтаря Хуго ван дер Гуса , 1475-80



Святой Лука ван дер Гуса и фрагмент его "Снятия с креста", вероятный автопортрет

Позднее Дирк Баутс, которого считают учеником ван дер Вейдена, тоже обратился к этому сюжету, созданная им картина – практически реплика вейденовской. Такой спрос объясним: картина признавалась современниками очень удачной, поэтому такую же могли заказать члены гильдии художников и в других городах.

Первая же, оригинальная работа предназначалась для часовни гильдии живописцев в соборе Святого Михаила и святой Гудулы в Брюсселе. К слову, когда пришло время, в этом самом соборе погребли и самого ван дер Вейдена.
Сейчас эта картина находится в Бостонском музее живописи, первенство признали за ней, так как при исследовании в инфракрасных лучах обнаружена масса изменений и переписок: автор явно мучился в творческом поиске, как когда-то и сам небесный покровитель художников. Остальные три копии находятся в российском Эрмитаже, в Старой пинакотеке в Мюнхене и в музее Грунинге в Брюгге.



Сравнение размеров бостонской и эрмитажной версии картины.



Нынешнее состояние копии из Эрмитажа ( фото отсюда )

На холст их перенесли, так как реставраторы опасались, что дерево при ненадлежащих условиях хранения с переменной влажностью может менять свой объем, и это может безвозвратно повредить красочный слой.



Ян ван Эйк "Мадонна канцлера Николя Ролена", 1435



Еще один неизвестный последователь воспользовался композицией "Ролена", 1475



Портрет Рогира ван дер Вейдена. Предполагается, что рисунок сделан с натуры современником Рогира

По многочисленным правкам, видимым в инфракрасном свете, можно определить, что над композицией проводилась кропотливая работа: река изначально была уже, тело младенца было больше наклонено в столону Луки, а над головой Марии изначально планировалось написать ангела, и т.п.

Очевидно, что Дева писалась не с натуры – если сравнивать лицо Марии с Лукой, видно, что ее черты все-таки несколько формальные, уплощенные. Чего не скажешь о святом Луке – здесь явно выражены индивидуальные черты, взятые с натуры. На Эрмитажной копии хорошо видна седоватая щетина на подбородке. Так что очень даже может быть, что ван дер Вейден писал Луку с себя.



"Акт вандализма" у городской стены слева

Выяснилось, что Мюнхенская версия была написана значительно позднее, примерно в 1480 году, т.е. уже после смерти художника. Панель из Брюгге сделана еще позже – примерно в 1490-1500 году. Что касается картины из Вернисажа, мы теперь, похоже, никогда не узнаем, когда точно ее написали, и мог ли сделать эту копию сам Рогир ван дер Вейден – ведь ее перенесли на холст, а сами деревянные панели не сохранились.

Мой канал в YouTube. Мою книгу "Фламандские примитивы" можно заказать в печатном варианте или скачать на Ридеро, электронные версии на "Озоне", "Амазоне" и "Гугл-книгах".

Экспонаты

Относится к теме


Искусство Нидерландов XV–XVI веков

1 курс, 4 видеоматериала, 1 статья

Связанные материалы

Нидерландская живопись XV–XVI веков в Эрмитаже

Городской живописец Брюсселя. Рогир ван дер Вейден

Тайна потемневшей доски. Последователь Иеронима Босха. Сад земных наслаждений

Святой Лука, рисующий Мадонну. Рогир ван дер Вейден. Рассказывает художник-реставратор

На сайте используются материалы образовательных ресурсов Государственного Эрмитажа:



Для сравнения до реставрации


Промежуточный этап

Рогир ван дер Вейден (ок.1400-1464) – один из выдающихся художников XV столетия ‒ золотого века нидерландской живописи, ученик знаменитого мастера северного возрождения – Робера Кампена, работал в Брюсселе. В нидерландскую живопись он внес тему раскрытия человеческих переживаний, оказав значительное воздействие на своих современников и последователей.

За время нахождения в Эрмитаже картина прошла несколько реставраций – в 1854 году часть со святым Лукой была паркетирована (усиление основы картины с задней стороны, препятствующее ее деформированию) Федором Табунцовым. Затем, в 1867 году, эта половина была переведена с дерева на холст эрмитажным реставратором Александром Сидоровым. В 1884 году он же после приобретения второй половины картины перевел ее с дерева на холст и соединил в единое целое с первой частью.

Эта работа – характерное произведение нидерландского искусства. На переднем плане изображена Мадонна с Младенцем и евангелист Лука, рисующий ее лик; в глубине виден пейзаж, наполненный жизнью.

Сюжет евангелиста Луки, рисующего Мадонну, идет от византийского искусства VIII века. Около XII века он проникает в западноевропейскую живопись. Согласно преданию, Святой Лука долго пытался написать портрет Мадонны, но никак не мог вспомнить ее черты. Тогда Мария явилась ему, и евангелист запечатлел ее образ. Святой Лука считался в Европе покровителем художников и его изображения украшали помещения гильдий живописцев в различных городах. В нидерландской живописи к образу Cвятого Луки, рисующего Мадонну, обращались такие выдающиеся художники, как Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус и многие другие. Мастера часто отождествляли себя со Святым Лукой, поэтому многие видят в изображенном Рогиром ван дер Вейденом евангелисте возможное портретное сходство с самим живописцем.

Святой Лука представлен в момент творчества. В отличие от художников итальянского Возрождения, уделявших особое внимание человеку и изображавших его обычно в центре композиции, нидерландских мастеров интересует и человек, и его окружение. Поместив фигуры Марии с Младенцем слева и Луки – справа, всю среднюю часть картины Рогир ван дер Вейден занял пейзажем, открыв взору зрителя перспективу уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах.

В руках Святого Луки – серебряный карандаш – типичный инструмент художника того времени. Он держит карандаш почти под прямым углом к листу, отнеся от него кисть, чтобы не стереть руками уже нарисованное на бумаге. Это чудесный пример техники рисования, которую надо думать, Рогир ван дер Вейден знал в совершенстве.

Святой Лука изображен в розовато-красном плаще с меховыми отворотами рукавов и воротника, на голове коричневая шапочка. На поясе у него висит чернильница. Есть предположения, что это костюм врача, который был в употреблении в XIV веке. Однако более правильным видеть в нем мантию и шапочку, связанную с католической традицией, возможно, это аббатские или кардинальские одежды.

Позади Святого лежит раскрытая книга. Это евангелие, которое святой Лука только что перестал писать. Теперь, после раскрытия записей, рядом с книгой стала видна открытая чернильница.

Ниже изображена голова быка – символ святого Луки. На подлокотнике трона Мадонны изображена сцена искушения Адама и Евы змием, предлагающим им яблоко. Трон Богоматери украшен дорогим ковром, который должен был нависать над ней балдахином, изображенным в утраченной верхней части картины.

Напротив Святого Луки, присев на ступеньку своего трона в красивых богато украшенных одеждах, Мадонна кормит Младенца Христа. Ван дер Вейден сумел передать лицо Мадонны очень естественным и одновременно идеальным. Она смотрит любящим материнским взглядом на Младенца, аккуратно поддерживая его. После реставрации стала видна капелька молока, проступившая на ее груди, скрытая раньше темным разложившимся лаком. Этот нюанс дает еще одну трактовку сюжета этой картины как Мадонны-Млекопитательницы. Спустя столетие в середине XVI века такие изображения будут запрещены, и в западноевропейской традиции они постепенно исчезнут.

Если дополнить картину недостающей сверху частью, то строго в центре на пересечении диагоналей, на втором плане композиции изображены две фигуры, стоящие у каменной ограды моста. Их считают фигурами святых Иоакима и Анны, родителей Мадонны. Проведенная реставрация вновь дала нам возможность увидеть левую руку святого Иоакима, считавшуюся утраченной под записями, которой он указывает на что-то происходящее вдали. По ступенькам на площадь поднимается женщина с ведрами воды, какой-то горожанин стоит у входа в лавку. Есть предположения, что это лавка художественных предметов. Над ней у окон второго этажа развевается сохнущее белье. В отдалении, на правом берегу, скачут всадники. Легкость, с которой изображены эти маленькие фигуры, отсутствие механичности в их движениях показывает руку большого художника.

В начале 2013 года, после исследования памятника в ИК- и УФ-лучах, проведения рентгеноскопии, изучения состава материалов живописи, как авторских, так и реставрационных, была начата работа по реставрации картины. Для исследований использовались: сканирующий электронный микроскоп с рентгеновским микроанализатором (SEM-EDX), газхроматомас-спектрометр (GC-MS), поляризационный микроскоп (PLM).

В конце 2015 реставрация картины была закончена. Было проведено раскрытие от многослойного сильно потемневшего лака, удалены старые реставрационные записи и мастиковки, заходящие на авторскую живопись, тонированы утраты авторской живописи. На реставрационных приставках XIX века проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции.

Реставрация картины проведена Валерием Юрьевичем Бровкиным, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий Виктор Анатольевич Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Татьяна Александровна Баранова).

Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков Отдела западноевропейского изо




Читайте также: