Урожай овощей поднялся до 157 центнер с гектара

Обновлено: 18.09.2024

1. Укажите значения заимствованных слов. Подберите к ним синонимы русского происхождения.

1. Адаптация, ажиотаж, аккредитив, аксессуар, альтернатива, альтруизм, аномалия, антагонизм, антипатия, апелляция, апогей, апологет, арбитраж, аспект, атеизм, атрибут, аудиенция, базис, баланс, бюджет, валюта, вето, виза, гегемон, генеалогия, генезис, гриф, девальвация, демагогия, диапазон, дилемма, дилетант, дискриминация, дислокация, диспропорция, диссонанс, доктрина, досье, идиллия, иллюзия, импульс, индекс, инкогнито, интуиция, инфляция, кампания, камуфляж, кворум, коалиция, коллектор, коммюнике, контекст, концепция, конъюнктура, корпорация, лейтмотив, лимит, лицензия, локаут, меморандум, мемуары, меценат, нюанс, обструкция, оппозиция, паллиатив, параметр, пацифизм, приоритет, протекция, профилактика, проформа, регресс, резюме, референдум, ритуал, симпозиум, статус-кво, стереотип, суверенитет, тезис, фактор, филантропия, экспозиция, юрисдикция.

Абстрактный, адекватный, актуальный, аналогичный, вакантный, гипертрофированный, диаметральный, импозантный, иррациональный, канонический, капитальный, коллегиальный, корректный, курьезный, лаконичный, лояльный, минимальный, монолитный, номинальный, одиозный, оптимальный, педантичный, полярный, потенциальный, продуктивный, пунктуальный, радикальный, спонтанный, стационарный, схоластичный, тотальный, тривиальный, уникальный, утилитарный, фатальный, филигранный, формальный, эквивалентный, экстравагантный, эксцентричный, эпизодичный, эффективный.

Амнистировать, аннексировать, аргументировать, ассимилировать, ассоциировать, баллотироваться, бравировать, брошюровать, деградировать, дезавуировать, дезинформировать, денонсировать, дискутировать, доминировать, дублировать, зондировать, идеализировать, имитировать, интерпретировать, компенсировать, конкурировать, констатировать, координировать, корректировать, котироваться, курировать, лимитировать, манкировать, мигрировать, монополизировать, нивелировать, ориентировать, постулировать, провоцировать, санкционировать, тарифицировать, фальсифицировать, фиксировать, функционировать, экспроприировать.

2. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов. Замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребитель ными словами. Исправьте предложения.

1. Нечеткое поступление комплектующих узлов лимитирует работу в совхозных ремонтных мастерских. 2. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 3. Принятое решение следует квалифицировать по крайней мере как несвоевременное. 4. Дефекты в подготовке кадров лекторов и агитаторов вскроются немедленно, как только они встретятся с избирателями. 5. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы смесовых машин. 6. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 7. Самоходное шасси — в том или ином амплуа — может работать весь год.

3. С данными словами составьте словосочетания .

Образец: одержать победу, верх.

4. Укажите наиболее вероятные варианты сочетаемости данных глаголов с существительными.

Образец: разрешить спор, вопрос .

Вынести, высказать, достичь, заслушать, затребовать, избежать, наладить, наметить, нанести, обеспечить, объявить, предоставить, предупредить, признать, принести, принизить, присудить, продлить, реализовать, сдерживать, составить, удержать, удовлетворить.

5. С какими глаголами обычно сочетаются данные слова (в их терминологическом значении)?

Образец: акт — составить, предъявить. ; апелляция — на писать, подать.

6. Укажите значения фразеологических оборотов. Определите их стилистическую окраску Уместно ли они использованы в данных предложениях?

1. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, сев зерновых по хозяйствам области будет завершен вовремя. 2. Добиться рационального использования минеральных и местных удобрений — вот ключ к успеху в борьбе за урожай. 3. Страхование в области в настоящий момент находится ниже всякой критики. 4. Опубликованные документы проливают свет на действия английского правительства накануне второй мировой войны.

7. Укажите ошибки, связанные с лексической несочетаемостью и лексическими подменами. Исправьте предложения.

8. Найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи непра вильного употребления фразеологизмов; определите характер допущенных ошибок. Исправьте предложения.

9. Укажите род несклоняемых существительных. На основании каких признаков он определяется? Употребите имена существи тельные в сочетании с именами прилагательными или глаголами в форме прошедшего времени.

Алиби, жюри, дзюдо, самбо, кофе, пальто, трио, сальдо, фиаско, досье, пресс-атташе, резюме.

10. Раскройте скобки: выберите нужную форму; обоснуйте свой выбор.

1. Инженерам удалось подобрать (проводники, проводников), которым не были страшны условия тысячеградусной температуры и интенсивного облучения. 2. Дирекция была вынуждена наложить взыскание на (проводники, проводников), которыми не были вовремя сданы денежные отчеты. 3. Радарные установки засекли (истребитель, истребителя) на высоте двенадцати километров. 4. Следует призвать к ответственности (лица, лиц), которые нарушают общественный порядок. 5. На фотографии нетрудно узнать (лица, лиц) друзей и знакомых. 6. Режиссерам, отказавшимся от услуг кинокомпаний, связанных с Голливудом, не следует рассчитывать на (звезды, звезд) американского экрана. 7. Изучать (звезды, звезд) минимального уровня светимости помогает электронная радиоаппаратура.

11. Дайте стилистическую оценку употреблению выделенных слов; обоснуйте свое мнение. Исправьте предложения.

12. Раскройте скобки: выберите нужную форму.

13. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправ данного употребления падежных форм имен существительных. Исправьте предложения.

1. В заводском ясли-детсаду сейчас до двухсот детей. 2. В районе открыто шесть ясель и восемь детских садов. 3. На центральном участке фронта совместно действовали все рода войск. 4. В цехах мех-комбината соболи занимают особо почетное место. 5. Первые модели самолета вызвали претензии: обзор недостаточный, выхлопа слепят, вооружение только пулеметное. 6. Трюма судов переполнены рыбой. 7. Из-за шторма танкера не могли перекачивать нефть. 8. Подготовлено помещение для хранения инвентаря — лопат, совков, грабель.

14. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления наименований лиц. Исправьте предложения .

1. Докладчик остановилась на основных задачах строителей района. 2. Заявление о переводе подала рабочая фабрики Серегина. 3. Письмо пришло на имя управляющей отделением совхоза т. Николаевой. 4. Главная бухгалтер отказалась подписать акт. 5. Директор дал указания перевести на другую работу лаборанток кафедры Иванову и Сидорову. 6. Кассирша секции обуви несвоевременно подсчитывала дневную выручку. 7. Среди конькобежек особой популярностью пользовалась наша Титова. 8. Петрова безусловно лучшая лыжебежка области. 9. В соревнованиях пятиборок победила Куранова. 10. Работа студенток-географинь была признана среди лучших. 11. Опытная работница, она охотно помогает своей молоденькой коллеге и советом, и практическим показом.

15. Укажите значения выделенных слов — наименований лиц. От метьте особенности их образования. Охарактеризуйте их сти листическую окраску. Подберите вариантные наименования лиц.

1. На воскресник шли двумя группами: заводчане отдельно от строителей. 2. Не раз высказывалось мнение о необходимости премировать станционщиков, деповцев и вагонщиков. 3. Если лектор, докладчик или беседчик говорит интересно, вокруг него всегда многолюдно. 4. Селяне с утра потянулись на торжественное открытие электростанции. 5. Сельчане сейчас ни в чем не отстают от горожан. 6. В эти годы писатели-деревенщики вышли на новые рубежи. 7. К сожалению, система оплаты повременщиков никем не планируется.

16. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Дайте стилисти ческую характеристику возможных вариантов.

1. Данная задача при сложившемся положении (неразрешима, неразрешимая). 2. Данная задача при сложившемся положении оказывается (неразрешима, неразрешимая). 3. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 4. Предложенные поправки и дополнения были (существенны, сущест венные). 5. Требования к работникам снабжения завода (своевременны, своевременные). 6. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные). 7. Изменение графика отпусков работников цеха (нежелательно, нежелательное). 8. Изменение графика отпусков было (нежелательно, нежелательное). 9. Проведение консультаций со специалистами совершенно (необходимо, необходимое). 10. Проведение консультаций со специалистами сделалось совершенно (необходимо, необходимое). 11. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 12. Учитель был (добр, добрый) к ученикам. 13. Работа (несвободна, несвободная) от некоторых неточностей. 14. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 15. Артист еще мало (известен, известный) широкой публике. 16. Окончательный результат (тождествен, тож дественен) предварительным расчетам. 17. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 18. Строй бойцов молчаливо (торжествен, торжественен). 19. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой, поистине (величествен, величественен). 20. Каждый гражданин (от ветствен, отвественен) за соблюдение норм социалистического общежития.

17. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправдан ного употребления полных или кратких форм прилагательных; объясните ошибки. Исправьте предложения.

1. Кадры рабочих в леспромхозе недоукомплектованы, в значительной степени временные. 2. Сейчас темпы вывозки зерна на элеваторы явно замедленные. 3. Сигнал прожектористов своевременный, но излишне резок в выводах. 4. Выступление главного агронома совхоза было немногословно, сдержанно, одно из самых продуманных. 5. Водоем отравлен промышленными стоками, практически он безжизненен. 6. План напряженный, но вполне выполним при условии бесперебойного снабжения стройки. 7. Станки, выпускаемые заводом, самые современные, превосходящие по многим показателям продукцию западноевропейских фирм. 8. Чем для хлебопекарной промышленности был характерным этот год? 9. Успех харьковчанок в турнире был неожидан для многих. 10. Фильм суров, мужественен, трагичен. 11. Естествен вопрос: кто должен быть ответственен за правильное использование станочного парка?

18. От данных прилагательных образуйте простые и составные формы степеней сравнения.

Крупный, ловкий, тонкий, гибкий, сухой, влажный, отличный, злой, дорогой, бойкий, драматический, искусный, искусственный, главный, ломкий, деловитый, деловой, плавкий, хороший, плохой, горький.

19. Укажите особенности в образовании и употреблении форм сте пеней сравнения прилагательных. Дайте их стилистическую ха рактеристику. Исправьте предложения.

1. Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее. 2. Самыми крупнейшими речными дорогами Сибири становятся Обь и Енисей. 3. Чем менее закален организм ребенка, тем более опаснее становится для него переохлаждение. 4. Ракетная техника дает самые безграничные возможности в изучении космического пространства. 5. Современная экспериментальная биология имеет довольно точные представления о механизме генетических воздействий. 6. Все отчетливей становятся наши знания о влиянии космического излучения на живые организмы. 7. Все более шире проникают в быт синтетические материалы. 8. Самые крупнейшие достижения развивающихся стран замалчиваются реакционной печатью Запада. 9. Работа подверглась наиболее интенсивнейшей критике. 10. Выпускаемые заводом уникальнейшие двадцатисемитонные и больше грузовики-самосвалы отлично зарекомендовали себя на строительствах гидростанций. 11. Вдумчиво подходить к подбору членов профкома — это весьма серьезный вопрос и, пожалуй, один из самых решающих. 12. Завод должен довести производство машин более чем до десяти тысяч штук. 13. Подготовленная к выпуску модель показала себя намного более экономичнее, чем все предыдущие. 14. Следует тщательно изучить опыт бригад, получивших самый наивысший в этом году урожай овощей.

20. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления притяжательных прилагательных. Исправьте предложения.

1. Планы работы фабричного комитета обсуждались на цеховых собраниях. 2. Агрессоры попирают элементарные человеческие права и законы. 3. На эскадрильских стоянках построен летный состав полка. 4. На агитпунктах уже составлены и проверены избирательские списки. 5. Часть лабораторского имущества была незаконно списана. 6. Профкомовская проверка помогла вскрыть ряд недочетов. 7. На ферме допущены случаи норкового падежа. 8. На лесосеках организованы места лосиных подкормок. 9. В совхозе проведено несколько отделенческих собраний. 10. Инспекторские работники роно недостаточно часто выезжают в школы.

2 1 . Раскройте скобки. Числа пишите словами.

1. К 15 мая в совхозе вспахано более 1750 (гектары). 2. В газете сообщается о 2975 станках, выпущенных заводом сверх плана. 3. Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 4. В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 5. За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову. 6. Каждому члену бригады было выплачено дополнительно по 78 (рубли). 7. От каждой свиноматки получено в среднем по 11 (поросята). 8. Для школьных мастерских куплено (тиски — 22, клещи — 33, кусачки — 44). 9. Сдано в ремонт (часы — 24). 10. Было уничтожено до (полторы роты) противника. 11. В полк пришло до 150 бойцов пополнения. 12. Лейтенант ушел в разведку с 8 (автоматчики). 13. Ответ пришел только через (52 — сутки, день).

22 . Раскройте скобки: выберите нужную форму. Укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных.

1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек). 2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор). 3. Медалей удостоены (три, трое; советский спортсмен). 4. (Два, двое; итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди. 5. (Обоим, обеим) советским спортсменкам достались трудные соперницы. 6. В бригаду пришли (три, трое; новая работница). 7. Результат охоты — (четыре, четверо; волк) и (три, трое; лисица). 8. В этот день было продано (четыре, четверо; мото цикл). 9. Потребовалось (шесть, шестеро; носилки), чтобы вынести строительный мусор. 10. Мальчишки (четыре, четверо) да сестренок (две, двое); покупаешь ботинки, бери сразу (шесть, шестеро; пара, штука). 11. Шли без отдыха (три, трое; сутки). 12. Окруженный город продержался (шесть, шестеро; сутки). 13. Были взяты в плен (три, трое; немецкий генерал).

23. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправдан ного употребления собирательных числительных; объясните ошибки. Исправьте предложения.

1. Три неразлучных друга пришли служить после окончания летного училища в одно и то же подразделение. 2. Среди лучших работников цеха много спортсменов. Расскажем о двух из них. 3. Четверым нарушителям дисциплины пришлось в разное время уйти из бригады. 4. Три советских судьи будут проводить матчи первенства мира. 5. Ярко светились четверо окон клуба, выходящих на центральную площадь поселка. 6. Четверо аспиранток направляются в распоряжение института. 7. Чтобы доставить грузы на станцию, нужна лишь пара машин. 8. Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в две смены.

2 4 . Раскройте скобки; выберите нужную форму. Числа пишите словами .

1. Урожай овощей в среднем по району поднялся до (157, центнер) с гектара. 2. На место происшествия инспектор выехал с (4, помощник). 3. Перед (750, курсант училища) выступил командующий округом. 4. Участникам конкурса было выдано по (10, заготовка) деталей. 5. На площади в (25, гектар) было получено по (14, центнер) гречихи. 6. От (5000, кури ца-несушка) за год было получено по (230 — 250, яйцо). 7. Прирост производительности труда составляет (четыре и более, процент). 8. В городе открыты (дву-, двух-) годичные курсы по подготовке секретарей-машинисток. 9. В салоне автобуса удобные (дву-, двух-) местные сидения. 10. Для детей, остающихся в группе продленного дня, организовано (дву-, двух-) разовое питание. 11. Мотор завелся сразу с (пол-оборота, полуоборота). 12. В нашем распоряжении до (полчаса, получаса).

25. Укажите ошибки в употреблении числительных. Исправьте предложения.

Прибыль артели поднялась до четыре миллиона триста тысяч рублей в год. 2. Расстояние до цели измеряется примерно семьсот метрами. 3. Расстояние от Москвы до Ленинграда равняется примерно шестьсот пятидесяти километров. 4. На личном счету заслуженного летчика больше миллиона триста пятидесяти тысяч километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 5. Велогонка прошла по дорогам трех стран дистанцию, равную две тысячи сто пятьдесят километров. 6. Четкий график позволил поднять выпуск поточных деталей на четыре с половиной процента. 7. На верфи спущено на воду очередное судно водоизмещением пятнадцать тысяч тонн. 8. Просим выделить швеллер количеством пятьсот пятьдесят килограммов. 9. Каждый округ организует летние спортивные лагеря, в которых собираются от трех до пяти тысяч молодежи. 10. Двадцатипятитысячный стадион открыт спартаковцами Белогорска.

26. Объясните ошибки в употреблении местоимений. Ис правьте предложения.

Похожие документы:

Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс

. или разговорное Слова по происхождению Заимствованное или исконно русское По времени появления . слов: резиденция, период, изобразить — Определите лексическое значение данных слов. — Подберите к ним однокоренные слова. — Запишите первые два слова .

А. К. Хизрибекова сборник упражнений по практическому курсу русского языка

. а р ю. Таких слов в русском языке много. Это исконно русские и заимствованные слова: государство, интеллигенция, . значение выделенных слов. ●Подберите к ним однокоренные слова различных частей речи. Укажите части речи. ●Подберите антонимы к слову .

. значение для русского языка имеют заимствованные слова? – Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов? – Какие слова .

. значение для русского языка имеют заимствованные слова? – Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов? – Какие слова . словаря объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения. – Укажите числительные в .

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

. их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы. Речеведческий разбор текста • Прочитайте выразительно текст, укажите .

Тема: Особенности употребления имен числительных и местоимений.

1.Употребление собирательных числительных.

2. Склонение имен числительных.

3. Правописание имен числительных.

4. Местоимения и ошибки, связанные с их употреблением.

5. Правописание местоимений.

Упражнение № 1 . Определите, в каких случаях собирательные чис­лительные уместны, в каких следует заменить их количествен­ными и наоборот. Объясните почему.

1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройот­ряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди сту­дентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не ути­хала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков. 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Восемь детей было у матери Димитрова. 11 . Меж дорических колонн и массивных декораций - Девять муз и трое граций, Аполлон.

1. Пять девушек из нашей группы летом работали в стройот­ряде. 2. Ракета уносила ввысь трёх посланцев Земли. 3. Среди сту­дентов нашей группы четверо были отличниками. 4. Метель не ути­хала в течение трёх суток. 5. На скотном дворе застрелили двух волков. 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и три девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверых зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы две новые героини. 10. Восьмеро детей было у матери Димитрова. 11 . Меж дорических колонн и массивных декораций -Девять муз и три граций, Аполлон.

Упражнение № 2 . Найдите ошибки в употреблении числительных оба — обе,

устраните и другие речевые ошибки.

1. Обои девочки были очень хорошенькие. 2. На обеих коле­нях были царапины. 3. Небольшой старинный город расположен по обеим сторонам самой красивейшей реки во Владимирской об­ласти. 4. Я обеими руками голосую за нее. 5. Синтаксическая связь может выражаться формой одного или обоих компонентов. 6. Те­перь сыновья работают на манеже со своими женами. Обоих их зовут Коти (по-вашему, значит Катя). 7. Если обращение находит­ся в середине предложения, оно с обоих сторон выделяется запя­тыми. 8. У обоих претенденток на медаль равные шансы. 9. Декан недоволен обоими студентами. 10. Критики долго еще спорили об обеих книгах. 11. Оба стола выкрасили в наиголубейший цвет. 12. Речь шла об обоих письмах.

1. Обе девочки были очень хорошенькие. 2. На обоих коле­нях были царапины. 3. Небольшой старинный город расположен по обеим сторонам самой красивейшей реки во Владимирской об­ласти. 4. Я обеими руками голосую за нее. 5. Синтаксическая связь может выражаться формой одного или обоих компонентов. 6. Те­перь сыновья работают на манеже со своими женами. Обоих их зовут Коти (по-вашему, значит Катя). 7. Если обращение находит­ся в середине предложения, оно с обеих сторон выделяется запя­тыми. 8. У обеих претенденток на медаль равные шансы. 9. Декан недоволен обоими студентами. 10. Критики долго еще спорили об обеих книгах. 11. Оба стола выкрасили в наиголубейший цвет. 12. Речь шла об обоих письмах.

Упражнение № 3. Перепишите, заменяя числа словами .

11(апельсины, мандарины и лимоны);10(яблоки);6 пар(сапоги, валенки и ботинки);500(граммы) вермишели;15(килограммы, помидоры);8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5(амперы); напряжение в 127 и 220 (вольты); 16(спортсмены- рузины); 60(студенты- татары, башкиры, чуваши, туркмены); 300(туристы- болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гектары); расстояние в 480 (километры).

Одиннадцать апельсинов, одиннадцать мандаринов, одиннадцать лимонов.

Шесть пар сапог, шесть пар валенок, шесть пар ботинок.

Пятьсот граммов вермишели.

Пятьсот грамм вермишели.

Пятнадцать килограмм помидоров.

Пятнадцать килограммов помидоров.

Восемь банок томатов.

Сила тока в пять ампер.

Напряжение в сто двадцать семь вольт.

Напряжение в двести двадцать вольт.

Шестнадцать спортсмен- Грузинов.

Шестьдесят студентов- татар.

Шестьдесят студентов- чувашей.

Шестьдесят студентов- туркменов.

Триста туристов- болгар.

Триста туристов- венгров.

Площадь в восемьсот девяносто гектаров.

Расстояние в четыреста восемьдесят километров.

Упражнение № 4. Выберите нужный вариант, запишите цифры сло­вами.

1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на 92,3(процента, процентов) 2. С каждой делянки собрали по 38,4 (килограмма, килограммов; помидор, помидоров). 3. Погру­зили за час 17,2 (центнера, центнеров) пшеницы. 4. Анне необхо­димо было проехать (километра, километров). 5. По предва­рительным подсчетам, 15,6(гектара, гектаров) были съедены са­ранчой. 6. Стометровку Олег пробежал за 14,2(секунд, секунды). 7. Ему не хватало 7495 рублей. 8. Ребята расплатились 500 рублями. 9. Вышла новая серия пособий с 360 рисунками.

1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на девяносто два целых три десятых процента. 2. С каждой делянки собрали по тридцать восемь целых четыре десятых килограмма помидоров. 3. Погру­зили за час семнадцать целых две десятых центнера пшеницы. 4. Анне необхо­димо было проехать сорок восемь целых три десятых километра. 5. По предва­рительным подсчетам, пятнадцать целых шесть десятых гектара были съедены са­ранчой. 6. Стометровку Олег пробежал за четырнадцать целых две десятых секунды. 7. Ему не хватало семи тысяч четырёхсот девяноста пяти рублей. 8. Ребята расплатились пятьюстами рублями. 9. Вышла новая серия пособий с трестами шестьюдесятью рисунками.

Упражнение № 5. Перепишите предложения, записав имена числительные словами.

1Государственная казна пополнилась 678000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 1552(студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). 4. Учитель проэкзаменовал 22(ученик). 5. Мне пришлось пожертвовать еще 16(доллар). 6. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименова­ния.) 7. В трех зрительных залах — по 70(место). 8. Потери состави­ли более 843 (килограмм). 9. Ответ пришел только через 52(сутки,день). 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до 157(центнер) с гектара. 11. В газете сообщается о 2975(станки), выпущен­ных заводом сверх плана.

1. Государственная казна пополнилась еще шестьюстами семидесятью восемью тысячами рублей. 2. Стипендии были выплачены тысяче пятистам пятидесяти двум студентам. 3. Наши охотники за один сезон уничтожили пятьдесят четыре волка. 4. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика. 5. Мне пришлось пожертвовать еще шестнадцатью долларами. 6. К двум тысячам пятистам шестидесяти семи наименованиям в список приписали еще тысячу тридцать три наименова­ния. 7. В трех зрительных залах — по семьдесят мест. 8. Потери состави­ли более восьмиста сорока трёх килограмм. 9. Ответ пришел только через пятьдесят два дня. 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до ста пятидесяти семи центнеров с гектара. 11. В газете сообщается о двух тысячах двухстах семидесяти пяти станках, выпущен­ных заводом сверх плана.

Упражнение № 6. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления местоимений, исправьте ошибки.

Упражнение № 7. Перепишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицатель­ных местоимений.

I . 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)нибудь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутст­вием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое) что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на) чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..) кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..) (в) какое время и (н..) (под) каким ви­дом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за) что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.). 11) Он (н..) (о) чём не думал, но какая (то) тоска волновала его и мучи­ла. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..) (с) кем было погово­рить, и (н..)кому доверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были уве­рены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) 14) Предполагаемая статья есть (н..) что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 15) В стремительный пляс пустился (н..) кто иной, как наш элект­рик. (Н. О.)

II . 1) В комнате раздались чьи (то) шаги. (В. Аж.) 2) Что(то) случилось. (Кое) кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.)

3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..) кто это сделал, (н..) что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята.5) Я не знаю,(н..) кем это помещение снято,(н..)чем занимаются занявшие его люди.

I . 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого - нибудь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся ничьим присутст­вием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё кое - что. (Ч.) 4) На его зов никто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд ни на чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел не кто Одинцов. (Т.) 7) Никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать ни в какое время и ни под каким ви­дом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились ни за что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] никто не заметил, и навстречу ему никто не попался. (Дост.). 11) Он ни о чём не думал, но какая – то тоска волновала его и мучи­ла. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве не с кем было погово­рить, и некому доверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были уве­рены, что он [Дубровский], а никто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) 14) Предполагаемая статья есть не что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 15) В стремительный пляс пустился не кто иной, как наш элект­рик. (Н. О.)

II . 1) В комнате раздались чьи – то шаги. (В. Аж.) 2) Что – то случилось. Кое - кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.)

3) Никто в классе не знает пока, ни кто это сделал, ни что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока никем не занята. 5) Я не знаю, ни кем это помещение снято, ни чем занимаются занявшие его люди.

Упражнение № 8. Вставьте в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была…. как река.

2)…., кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места.

Вошедший в вагон пассажир оказался…. как нашим старым знакомым.

Это село славится…, как искусными костяными изделиями.

5)…, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос.

6) Домик в лесу оказался…., как жилищем лесника.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была не что иное, как река.

2) Никто иной, кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места.

Вошедший в вагон пассажир оказался не кем иным, как нашим старым знакомым.

Это село славится не чем иным, как искусными костяными изделиями.

5) Никто иной, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Практическое занятие 8

Нормативные формы прилагательных, числительных

1. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

1. Данная задача при сложившемся положении (неразрешима, неразрешимая). 2. Данная задача при сложившемся положении оказывается (неразрешима, неразрешимая). 3. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 4. Предложенные поправки и дополнения были (существенны, существенные). 5. Требования к работникам снабжения завода (своевременны, своевременные). 6. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные). 7. Изменение графика отпусков работников цеха (нежелательно, нежелательное). 8. Изменение графика отпусков было (нежелательно, нежелательное). 9. Проведение консультаций со специалистами совершенно (необходимо, необходимое). 10. Проведение консультаций со специалистами сделалось совершенно (необходимо, необходимое).

II . 1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Учитель был (добр, добрый) к ученикам.

Работа (несвободна, несвободная) от некоторых неточностей.

Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 5. Артист еще мало (известен, известный) широкой публике.

III . 1. Окончательный результат (тождествен, тождественен) Предварительным расчетам. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Строй бойцов молчаливо (торжествен,

торжественен). 4. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой, поистине (величествен, величественен). 5. Каждый гражданин (ответствен, ответственен) за соблюдение правил общежития.

2. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления полных или кратких форм прилагательных; объясните ошибки. Исправьте предложения.

1. Кадры рабочих в леспромхозе недоукомплектованы, в значительной степени временные. 2. Сейчас темпы вывозки зерна на элеваторы явно замедленные. 3. Вывод своевременный, но излишне резок в формулировках. 4. Выступление главного агронома было немногословно, сдержанно, одно из самых продуманных. 5. Водоем отравлен промышленными стоками, практически он безжизненен. 6. План напряженный, но вполне выполним при условии бесперебойного снабжения стройки. 7, Станки, выпускаемые заводом, самые современные, превосходящие по многим показателям продукцию западноевропейских фирм. 8, Чем для хлебопекарной промышленности был характерным этот год? 9. Успех харьковчанок в турнире был неожидан для многих. 10. Фильм суров, мужественен, трагичен. 11. Естествен вопрос: кто должен быть ответственен за правильное использование станочного парка?

3. От данных прилагательных образуйте простые и составные формы степеней сравнения.

Крупный, ловкий, тонкий, гибкий, сухой, влажный, отличный, злой, дорогой, бойкий, драматический, искусный, искусственный, главный, ломкий, деловитый, деловой, плавкий, хороший, плохой, горький.

4. Укажите особенности в образовании и употреблении форм степеней сравнения прилагательных. Дайте их стилистическую характеристику. Исправьте предложения.

1. Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее. 2. Самыми крупнейшими речными дорогами Сибири становятся Обь и Енисей. 3. Чем менее закален организм ребенка, тем более опаснее становится для него переохлаждение. 4. Ракетная техника дает самые безграничные возможности в изучении космического пространства. 5. Современная экспериментальная биология имеет довольно точные представления о механизме генетических воздействий. 6. Все отчетливей становятся наши знания о влиянии космического излучения на живые организмы. 7. Все более шире проникают в быт синтетические материалы. 8. Самые крупнейшие достижения нашей науки освещаются периодической печатью. 9. Работа прибористов подверглась наиболее интенсивнейшей критике. 10. Выпускаемые заводом уникальнейшие двадцатисемитонные и больше грузовики-самосвалы отлично зарекомендовали себя на строительствах гидростанций. 11. Вдумчиво подходить к подбору материала — это весьма серьезный вопрос и, пожалуй, один из самых решающих. 12. Завод должен довести производство машин более чем до десяти тысяч штук. 13. Подготовленная к выпуску модель показала себя намного более экономичнее, чем все предыдущие. 14. Следует тщательно изучить опыт бригад, получивших самый наивысший в этом году урожай овощей,

5. Раскройте скобки. Числа пишите словами .

1. К 15 мая в хозяйстве вспахано более 1750 (гектары), 2. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом уже сегодня. 3. Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 4. В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 5. За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову . 6. Для школьных мастерских куплено (тиски — 22, клещи — 33, кусачки — 44). 7. Сдано в ремонт (часы— 24). 8. Было уничтожено до (полторы роты) противника. 9. В полк пришло до 150 (бойцы) пополнения. 10. Лейтенант ушел в разведку с 8 (автоматчики). 11. Ответ пришел только через (52 — сутки, день).

6. Раскройте скобки: выберите нужную форму. Укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных .

1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек). 2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор). 3. Медалей удостоены (три, трое; российский спортсмен). 4. (Два, двое; итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди. 5. (Обоим, обеим) нашим спортсменкам достались трудные соперницы. 6. В бригаду пришли (три, трое; новая работница). 1, Результат охоты— (четыре, четверо; волк) и (три, трое; лисица). 8. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоцикл). 9. Потребовалось (шесть, шестеро; носилки), чтобы вынести строительный мусор. 10. Мальчишки (четыре, четверо) да сестренок (две, двое); покупаешь ботинки, бери сразу (шесть, шестеро; пара, штука). П. Шли без отдыха (три, трое; сутки). 12. Окруженный город продержался (шесть, шестеро; сутки).

7. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления собирательных числительных; объясните ошибки. Исправьте предложения.

1. Три неразлучных друга пришли служить после окончания летного училища в одно и то же подразделение. 2. Среди лучших работников цеха много спортсменов. Расскажем о двух из них. 3. Четверым нарушителям дисциплины пришлось в разное время уйти из бригады. 4. Три квалифицированных судьи будут проводить матчи первенства мира. 5. Для раненых удалось достать пятеро саней. 6- Ярко светились четверо окон клуба, выходящих на центральную площадь поселка. 7. Четверо аспиранток направляются в распоряжение института. 8. Чтобы доставить грузы на станцию, нужна лишь пара машин. 9, Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работай в две смены.

8. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Числа пишите словами.

1. Урожай овощей поднялся до (157, центнер) с гектара. 2. На место происшествия инспектор выехал с (4, помощник). 3. Перед (750, курсант училища) выступил командующий округом.

Участникам конкурса было выдано по (10, заготовка) деталей.

На площади в (25, гектар) было получено по (14, центнер) гречихи. 6. От (5000, курица-несушка) за год было получено по (230--250, яйцо), 7. Прирост производительности труда составляет (четыре и более, процент). 8. В городе открыты (дву-, двух) годичные курсы по подготовке секретарей-машинисток. 9. В салоне автобуса удобные (дву-, двух-) местные сидения. 10. Для детей, остающихся в группе продленного дня, организовано (дву-, двух-) разовое питание. 11. Мотор завелся сразу с (пол-оборота, полуоборота). 12. В нашем распоряжении до (полчаса, получаса).

  1. Укажите ошибки в употреблении числительных. Исправьте предложения ,

1. Прибыль поднялась до четыре миллиона триста тысяч рублей в год. 2. Расстояние до цели измеряется примерно семьсот метрами. 3. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно шестьсот пятидесяти километров. 4. На личном счету заслуженного летчика больше миллиона триста пятидесяти тысяч километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 5. Велогонка прошла по дорогам трех стран дистанцию, равную две тысячи сто пятьдесят километров. 6.Четкий график позволил поднять выпуск поточных деталей на четыре с половиной процента. 7. Более полтысячи часов налетал уже штурман Рыбаков, 8. На верфи спущено на воду очередное судно водоизмещением пятнадцать тысяч тонн. 9. Водохранилище с зеркалом поверхности семьдесят два квадратных километра сооружено менее чем за два года. 10. Просим выделить швеллер количеством пятьсот пятьдесят килограммов. П. Каждый округ организует летние спортивные лагеря, в которых собираются от трех до пяти тысяч молодежи. 12. Двадцатипятитысячный стадион открыт спартаковцами Белогорска.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными:

Ø простое числительное – это слово с одним корнем;

Пять, десять, сорок, сто, пятый, сотый.

Ø сложное числительное – слово с несколькими корнями;

Ø составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным.

Сто пять, сто пятый, шестьсот восемьдесят, шестьсот восемьдесят первый.

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Имена числительные обозначают отвлеченные числа и количество предме-тов: четыре, две третьих, сорок восемь, двое и т. д. Во избежание ошибок в употреблении форм числительных нужно помнить:

1. В русском языке существует две формы числительного ноль и нуль. В терминологическом значении обычно используется вторая форма (равняется ну-лю), от неё чаще всего образуются и прилагательные (нулевой меридиан, нулевая отметка).

2. Числительное один изменяется по родам, числам и падежам подобно при-лагательным с основой на заднеязычный согласный:

И. п. один (одно, одна, одни)

Р. п. одного (одного, одной, одних)

Д. п. одному (одному, одной, одним)

В. п. одного, один (одно, одну, одних)

Т. п. одним (одним, одной (одною), одними)

П. п. об одном (об одном, об одной, об одних).

3. Числительные два, которое изменяетсяпо родам, три, четыре имеют следующие падежные формы:

И. п. два – две три четыре

Р. п. двух трех четырех

Д. п. двум трем четырем

В. п. двух – два (две) трех (три) четырех (четыре)

Т. п. двумя тремя четырьмя

П. п. о двух о трех о четырех

4. Числительные от пяти до двадцати, двадцать, тридцать склоняются по типу существительных 3-го склонения:

И. п. пять одиннадцать двадцать

Р. п. пяти одиннадцати двадцати

Д. п. пяти одиннадцати двадцати

В. п. пять одиннадцать двадцать

Т. п. пятью одиннадцатью двадцатью

П. п. о пяти об одиннадцати о двадцати

Примечание. Равноправными являются вариантные формы Т. п. восьмью — восемью, а также производные от них: восьмьюдесятью — восемьюдесятью, восьмьюстами — восемьюстами.

5. У числительных сорок, девяносто, сто есть только две падежные формы: с окончанием в И. п. и В. п. и окончанием в остальных падежных формах:

И. п. сорок коней девяносто слов сто дней

Р. п. сорока коней девяноста слов ста дней

Д. п. сорока коням девяноста словам ста дням

В. п. сорок коней девяносто слов сто дней

Т. п. сорока конями девяноста словами ста днями

П. п. о сорока конях о девяноста словах о ста днях

6. Числительное тысяча склоняется как существительное туча (исключе-ние составляет форма Т. п. ед. ч. тысячью (Ср. с сущ.: тысячей):

И. п. тысяча И. п. тысячи

Р. п. тысячи Р. п. тысяч

Д. п. тысяче Д. п. тысячам

В. п. тысячу В. п. тысячи

Т. п. тысячью Т. п. тысячами

П. п. о тысяче П. п. о тысячах.

7. В сложных числительных, оканчивающихся на -десят, склоняются обе части:

И. п. пятьдесят шестьдесят семьдесят восемьдесят

Р. п. пятидесяти шестидесяти семидесяти восьмидесяти

Д. п. пятидесяти шестидесяти семидесяти восьмидесяти

В. п. пятьдесят шестьдесят семьдесят восемьдесят

Т. п. пятьюдесятью шестьюдесятью семьюдесятью восемьюдесятью

П. п. о пятидесяти о шестидесяти о семидесяти о восьмидесяти

8. В числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на -сот (от пятисот до девятисот) склоняются обе части:

И. п. двести триста четыреста

Р. п. двухсот трёхсот четырёхсот

Д. п. двумстам трёмстам четырёмстам

В. п. двести триста четыреста

Т. п. двумястами тремястами четырьмястами

П. п. о двухстах о трёхстах о четырёхстах

И. п. пятьсот шестьсот семьсот восемьсот

Р. п. пятисот шестисот семисот восьмисот

Д. п. пятистам шестистам семистам восьмистам

В. п. пятьсот шестьсот семьсот восемьсот

Т. п. пятьюстами шестьюстами семьюстами восьмьюстами

П. п. о пятистах о шестистах о семистах о восьмистах

9. Изменяются по падежам все части составных количественных числитель-ных, например:

И. п. тысяча двести шестьдесят семь

Р. п. тысячи двухсот шестидесяти семи

Д. п. тысяче двумстам шестидесяти семи

В. п. тысячу двести шестьдесят семь

Т. п. тысячью двумястами шестьюдесятью семью

П. п. о тысяче двухстах шестидесяти семи

10. Дробные числительные во всех падежных формах, кроме И. п. и В. п., имеют знаменатель, согласуемый с числителем:

И. п. три четвертых

Р. п. трех четвертых

Д. п. трем четвертым

В. п. три четвертых

Т. п. тремя четвертыми

П. п. (о) трех четвертых.

11. Собирательные числительные(их в современном русском языке толь-ко девять: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, де-сятеро) обозначают количество лиц или предметов как совокупность, склоняются подобно качественным прилагательным: двоих, четверых, двумя, четырьмя и т. д. Они сочетаются только

а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, четверо сирот;

в) с существительными, обозначающими детенышей животных: четверо зайчат, семеро козлят;

г) с неодушевленными существительными, употребляемыми только во мно-жественном числе: двое суток, четверо брюк. С ними сочетаются лишь собира-тельные числительные двое, трое, четверо, пятеро (суток) в формах И. п. и В. п. При указании на большее количество предпочитают использовать количественные числительные: шесть, семь, восемь, девять, десять (суток);

д) с существительными, которые обычно считаются парами: двое сапог, четверо носков;

е) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающи-ми лиц: трое дежурных, двое неизвестных;

ж) с личными местоимениями мы, вы, они: двое вас, трое нас, четверо их.

Примечания:

а) С неодушевленными существительными могут сочетаться только собира-тельные числительные двое, трое, четверо, пятеро (суток) в формах И. п. и В. п. При указании на большее количество предпочитают использовать количественные числительные: шесть, семь, восемь, девять, десять (суток);

б) Сочетания собирательных числительных с существительными могут за-меняться синонимичными сочетаниями с количественными числительными: двое малышей — два малыша, трое котят — три котенка.

12. Собирательные числительные склоняются подобно качественным прилагательным: двое, трое — как прилагательные с мягкой основой, а все остальные — как прилагательные с твердой основой: двоих, четверых, двумя, четырьмя и т. д.

13. При склонении составных числительных в сочетании с прилагательны-ми количественного значения изменяется только последний компонент: из 235 (двести тридцать пятой) квартиры.

14. При обозначении даты числом и месяцем по падежам изменяется числи-тельное, а название месяца всегда ставится только в Р. п.: Пришли к первому сен-тября. Поздравили с Восьмым марта.

15. При нумерации годов в составных числовых наименованиях склоняется только последнее слово: до 2090 (две тысячи девяностого) года; к 2014 (две ты-сячи четырнадцатому) году.; с тысяча девятьсот семьдесят девятого года, две тысячи седьмым годом, о две тысячи десятом годе.

16. Cочетания собирательных числительных с существительными, свой-ственные лишь разговорному стилю, могут заменяться синонимичными сочета-ниями с количественными числительными, которые более предпочтительны в книжных стилях: двое малышей — два малыша, трое котят — три котенка.

ОФОРМЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ЧИСЕЛ И ЗНАКОВ В ДОКУМЕНТАХ

В документах встречаются многозначные целые числа, простые и десятич-ные дробные числа, буквенно-цифровые и словесно-цифровые сочетания, исполь-зуются порядковые числительные, приводятся обозначения диапазона величин

При написании многозначных целых чисел производится группировка их справа налево по три цифры: 14 287 624; 12 841. Точку в пробелах между группа-ми цифр многозначного числа ставить не допускается.

Номера телефонов принято писать без знака номера, отделяя дефисом или пробелом по две цифры справа налево, напр.: 2-99-85-90; 2-95; 2 99 85 90. Если в первой группе цифр телефонного номера одна цифра, ее допустимо объединять в одну группу со следующими двумя цифрами. Напр.: 299-85-90, 299 85 90, 295.

Буквенная форма многозначных целых чисел рекомендуется при стечении двух чисел в цифровой форме и в случаях, когда предложение начинается числом. Если буквенная форма числа нежелательна, необходимо перестроить фразу так, чтобы развести два числа или чтобы не начинать фразу числом. Следует писать: 10 кранов грузоподъемностью 20 т, но не 10 20-тонных кранов.

Цифровая форма однозначных целых чисел используется, если однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, поскольку при восприятии ряда чисел не требуется мысленно переводить их в буквенную форму в нужном падеже. Рекомендуется писать: вслед за поставкой изделий из 5, 8, 12 наименований. Не рекомендуется: вслед за поставкой изделий из пяти, восьми, 12 наименований. Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физических величин, денежными единицами и т. п., рекомендуется писать: при массе до 10 кг, и не рекомендуется при массе до десяти кг.

Буквенная форма однозначных целых чисел используется, если одно-значные числа стоят в косвенных падежах (не при единицах физических величин, денежных единицах). Рекомендуется писать: офис укомплектован тремя персо-нальными компьютерами и не рекомендуется: укомплектован 3 персональными компьютерами.

Буквенно-цифровая форма чисел рекомендуется для обозначения круп-ных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сок-ращением тыс., млн, млрд: 10 млрд, 12 млн. Это правило распространяется и на сочетание крупных круглых чисел с обозначениями единиц физических величин, денежных единиц: 20 млн км; 200 млрд кВт-ч.

Простые дроби пишутся через косую черту: 1/2; 3/4 или цифрами, уста-навливаемыми на верхнюю и нижнюю линии шрифта: 3 /4. Простую дробь наби-рают без отбивки от целого числа. Например: 5 1 /2.

В десятичных дробях после запятой цифры группируются по три, начиная слева направо: 1,094 03; 5,530 021; 3,141 592 65. После простых дробных чисел слова часть, доля, как правило, не употребляются. Рекомендуется писать: 1/8 площади; 1/2 квадрата. Не следует писать: 1/8 доля площади, 1/2 часть квадрата.

Существительное после дробного числа согласуется с его дробной частью и по-этому ставится в родительном падеже единственного числа: 1/3 метра; 0,75 лит-ра; 0,5 тысячи.

Номинальный размер и предельные отклонения от него должны быть даны в одних и тех же единицах величины. Примеры оформления предельных отклонений: (100 ± 0,3 мм); 100 +0,2 мм; 100 -0,2 мм.

Порядковые числительные в тексте могут иметь следующую форму написания:

· буквенную (сто пятый),

· буквенно-цифровую (арабскими цифрами с наращиванием падежного

окончания, присоединенного через дефис: 35-й);

· цифровую — римскими цифрами без наращивания падежного окончания

(XI конгресс, XXI век).

Традиционно римскими цифрами обозначают:

1) номера съездов, конференций, конгрессов и т. п. (XX съезд);

2) века (XXI век);

3) номера международных объединений (III Интернационал);

4) номера выборных органов (IV Государственная дума);

5) номера продолжающихся спортивных состязаний (XX Олимпийские игры);

6) номера в имени императора, короля (Петр I, Николай II, Карл V, Людовик XIV);

7) обозначения кварталов года (IV квартал).

Могут обозначаться римскими цифрами квадранты, части или разделы книг и т. п.

Падежные окончания в порядковых числительных, обозначенных арабски-ми цифрами, должны быть:

· однобуквенными, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), но не 5-ый, 5-ой;

· двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми, но не 5-ого, 5-ому, 30-ыми.

Написание порядковых числительных с наращиванием падежного оконча-ния при нескольких порядковых числительных подряд различается в зависимости от их числа и формы разделения (соединения).
Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенных запя-той или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й ряды, 70-е и 80-е годы.
Если одно за другим идут более двух порядковых числительных, разделен-ных запятой (точкой с запятой) или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 60, 70, 80-е годы.
Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:

· только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных:

· у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или

когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым: в начале 80-х—90-е годы.

Падежное окончание не наращивается при использовании порядковых чис-лительных в виде арабских цифр, обозначающих:

· номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п.

элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, глава и т. д.) предшествует номеру. Напр.: в томе 6; главе 5; на с. 85; на рис. 8; в табл. 11; в прил. 6. Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице.

· даты (годы и числа месяца), если слово год или название месяца следует

за числом. Напр.: в 1997 году; 12 декабря 1997 года. Неправильно: в 1972-м году; 12-го декабря 1997-го года. Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Например: в мае, числа 20-го; год 1920-й; Грянул 1917-й; Концерт перенесли с 15 мая на 22-е.

Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся следующим образом: 150-летие, 3-месячный срок, 1-, 2-, 3-секционный шкаф.

· в изданиях деловой и научной литературы принята форма из числитель-

ного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный, -ного, -ному и т. д. Например: 10 %-ный раствор, 20 %-ный сбор.

Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окон-чания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами. Напри-мер: 15 %-й раствор, 20 %-го раствора, 25 %-му раствору и т. д.;

· в узкоспециализированных изданиях для подготовленного читателя

допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований: в 5% растворе.

Знаки №, %, §, ° в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30°. При числах, записанных прописью, их принято заменять словами. Между знаками №, % и § и цифрами ставится пробел. Знаки градуса, минуты и секунды пишутся без пробела.
Знаки более (>), менее (

Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .

Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

Читайте также: