Вышел сеятель сеять евангелие от луки

Обновлено: 18.09.2024

Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат Его слова. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, – узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек – кто слышит это и постигает.

Люди в большинстве своем находятся в духовной слепоте и глухоте: они видят только поверхность. Они могут читать Библию, Евангелие, и воспринимать то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им духовные тайны жизни, пока не увидит, что они изо всех сил стараются жить по правде и совести.

Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце – это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве – чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное с нашей жизнью.

А враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Его главная задача – не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. В недавние времена очень трудно было достать Евангелие. Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было для человека действительно счастье – Божий подарок. Все делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы не было его.

Сатана никогда не сдается, хотя он всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Как мы видели в этой притче, диавол, прежде всего, стремится похитить слово Божие у тех, кто невнимательно слушает его. Похитить слово Божие из их сердец, с тем чтобы они не могли уверовать и спастись.

Если дорога мира сего проходит через наше сердце, это значит, что оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слушание слова Божия – неблагоговейное, небрежное – названо в Евангелии грехом поругания святыни, потому что это – семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Идет попрание драгоценнейшей святыни – люди топчут то, что предлагает им Господь – тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы – бесы, которые налетая, из самого сердца склевывают семя, оттого что человек не хранит его, не дорожит даром Господним.

Одно семя упало при дороге, другое – на каменистую почву, а третье – среди терния. Господь Сам объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия – это скорби, а скорби страшат людей. Многие радостно, вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша это слово. Но Господь предлагает им ту глубину, где это слово возрастает. Предлагает им крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом и приобщение этой глубине – и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые – те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть – думают они – можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно устроиться, чтобы не слишком уж рисковать собою, и от слова Христова не отречься?

Господь говорит сегодня в Евангелии о том, что каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Он прекращает жизнь человека тогда, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Но даже младенец или отрок, который еще не постиг всю внешнюю мудрость, может приобщиться всей полноте жизни, которая заключена в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может научаться от него. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны быть к ней всецело устремлены.

Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть – говорит Господь. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.

Притча о сеятеле и другие притчи, изложенные в 13-ой главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах Евангелий от Марка и Луки, были произнесены Христом при таком большом стечении народа, что из-за чрезмерной людской тесноты Спаситель был вынужден проповедовать народу, стоявшему на берегу Галилейского озера, из лодки. Притча о сеятеле, первая по времени притча Христа, является пророчеством о принятии человечеством Евангельского благовествования. В ней повествуется о том, как люди по-разному принимают Слово Божие и как это слово по-разному воздействует на людей в зависимости от их душевного настроя. Евангелист Матфей так излагает эту притчу:

Евангелие не есть какая-то книжка, которую читают или изучают внешне. Евангелие есть жизнь в Боге, к которой мы приобщены уже с самого зачатия нашего силой Духа Святого, силой, делающей нас сообразными Богу, богоподобными. В Евангелии человеческая душа узнаёт не какие-то сведения о каких-то странных и чуждых нам событиях, записанных апостолами, но в Слове Божием человеческая душа узнаёт себя, своё родство и свою причастность Богу. В Евангелии человеческая душа узнаёт голос своего Творца, своего Отца Небесного, звучащего в сердце. На языке философии это называется, что Слово Божие нам имманентно, то есть оно в нас, с нами, а не вне нас и нам вовсе не чуждо (хотя и превышает наше разумение). Оно выше нашего разумения.

Притча о сеятеле указывает на то, что Бог спасает человека не без участия самого человека. Господь-Сеятель влагает в сердце человека Своё животворящее слово, человек же должен открыть своё сердце, принять в него слово и плод принести.


Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

В Евангелии не так много притч, которые истолкованы самим Спасителем. Это значительно облегчает нашу задачу понимания того, какой же смысл хотел донести Христос в этих притчах.

Притча о сеятеле рассказывает нам о том, что бывают разные пути принятия Слова Божьего. Мы видим четыре варианта. Первый – когда человек, услышав Слово Божие, проходит мимо. Ему кажется, что это Слово не имеет какого-то особого исключительного значения. В притче Спасителя это первый пример, где говорится о дьяволе, который тотчас приходит в душу человека и похищает это Слово, чтобы не дать ему не то что вырасти в большой полезный плод, но даже прорасти.

Второй образ, который предлагает нам Спаситель, – это семя, которое падает на землю. Этот образ вполне понятный для жителей Палесины. Оно быстро прорастает, поскольку земля неглубока и достаточно влажна и тепла. Но не имея глубокого корня, быстро увядает и погибает. Это образ тех людей, которые с легкостью принимают Слово Божие, но, не имея в своей душе глубокого корня, который есть самоотвержение, – готовность не жалея самого себя, следователь за Христом-Спасителем, на уровне эмоциональном следуют за Христом, но как только что-то происходит не по их воле, они тотчас отворачиваются и забывают о самом главном.

Третий образ, который предлагает нам Спаситель в этой притче, – это семя, упавшее в кустарник, в тернии. Оно прорастает, но в какой-то момент появляется конкуренция между окружающим тернием и молодым, еще не набравшим силы ростком. Под тернием Спаситель подразумевает различные житейские попечения, заботы – все то, что окружает каждого из нас и неминуемо вступает в определенную борьбу с нашими высокими духовными устремлениями. И тут, конечно же, все зависит от воли самого человека. Либо человек расставляет акценты в своей жизни таким образом, что сперва все житейское, а Божественное, духовное – по остаточному принципу, потом, – именно о таком случае и говорит Спаситель в этой притче, – либо, напротив, человек старается прежде всего заботиться о стяжании Царства Небесного, а житейские попечения оставляет на второй план.

И последний образ, о котором говорится в этой притче, – это образ семени, которое падает в добрую ухоженную землю, прорастает, укореняется и в итоге дает огромный плод.

Каждый из нас хотел бы услышать ответ: как сделать наше сердце подобным доброй плодоносной почве? Ответ нам дает сам Спаситель в притче. Он говорит, что эти люди, услышав Слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце. Что значит – доброе и чистое сердце? Это сердце, которое уже исполняет заповеди Божии, и поэтому с радостью, услышав это Слово, люди делают его делом всей своей жизни. От нас зависит, насколько Слово Божие будет живым и действенным в нашем сердце.

Святитель Феофан Затворник, говоря о правилах чтения для духовного назидания, подчеркивал, что надо взять себе за правило читать до тех пор, пока не согреется сердце. Но как только что-то нас зацепило, та или иная мысль, – необходимо прекратить чтение и постараться как можно дольше сохранить фокус внимания на этих словах Священного Писания. Таким образом мы создаем благоприятные условия для прорастания Слова Божьего внутрь нашего сердца. Мы переводим как бы формальное рациональное знание в область сердечного знания, откуда естественным путем оно потом начнет реализовывать себя в нашей жизни.

Да поможет нам Господь помнить об этой притче всякий раз, когда мы открываем страницы Священной Книги.

08 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

09 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Притчи, которые рассказывал в течение земной жизни Христос Спаситель, тоже, на самом деле, являются примером криптографии. Господь Иисус умышленно прятал глубокое духовное содержание за бытовыми образами. Взять хотя бы сегодняшний евангельский отрывок. Спаситель в нем рассказывает ученикам и собравшемуся вокруг народу притчу о сеятеле. Перед глазами слушателей предстает привычная картина — по полю идет крестьянин и разбрасывает семена пшеницы или какого-то другого злакового растения. Но прикоснувшись к образам, присутствующим в этой истории, мы начинаем чувствовать глубочайший смысл.

Сеятель есть Сам Сын Божий. Он разбрасывает по полю, сердцам человеческим, семена Евангельской вести. Судьба посеянного Слова — разная. В одном случае человек мгновенно теряет полученный дар из-за того, что слишком привык служить делам греха, а потому становится легкой добычей для злых духов. Другой также терпит поражение — семя Слова Божия не может пустить корни в его сердце, так как оно стало черствым и окаменевшим. Росток веры вроде бы пробивается, но быстро погибает при наступлении неблагоприятных обстоятельств жизни.

Судьба третьего слушателя Евангелия также является незавидной. Он настолько очарован благами мира, что готов Благую весть принести в жертву житейскому комфорту. И лишь у немногих людей сердца становятся благодатной почвой, попав в которую, Евангельское семя произрастает и приносит добрые плоды — большие и малые. В зависимости от стараний человека и его желания стать соработником Божиим.

Возникает вопрос — зачем Сыну Божьему необходимо было духовное содержание Евангелия маскировать и тем самым превращать проповедь в самый настоящий криптографический опыт? Спаситель видел, что большинство Его слушателей пока не готовы принять новое учение во всей полноте, поэтому и использовал притчи при общении. Истории Христа внимательно слушали, запоминали и, что важно, пересказывали в точности другим — даже в том случае, если глубинное содержание было понятно отчасти и непонятно вообще. Притча о сеятеле, как и другие притчи, довольно быстро распространились по Палестине и за её пределами. А потом, когда апостолы направились с проповедью по миру, их ждала уже подготовленная для миссии среда.

Господь Иисус, вознесясь на Небо, не перестал общаться с нами. И подчас Он всё также говорит с людьми притчами. Только они уже не являются рассказами в чистом виде. Притчами становятся те жизненные ситуации, в которых мы на практике понимаем, что значит быть христианином и как важно оставаться им не только на словах. В нашу задачу входит распознать послание Божие и оправдать доверие Господа, посеявшего семена веры в наших сердцах.

Читайте также: