А в кольцов урожай урок

Обновлено: 05.10.2024

Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.

Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;

Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася

Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.

И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;

На поля, сады,
На зеленые
Люди сельские
Не насмотрятся.

Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;

Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.

Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;

А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.

Третью думушку
Как задумали,—
Богу-господу
Помолилися.

Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,

Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,

Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.

Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:

Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,

Словно божий гость,
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.

Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.

В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.

На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.

Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;

Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.

А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.

Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.

Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).

Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, всё творчество которого проникнуто глубокой любовью к природе, к земле, к людям труда. Это – Алексей Васильевич Кольцов.

- Алексей Васильевич Кольцов родился в городе Воронеже в зажиточной семье. Отец его был торговцем скота и слыл в округе честным партнёром и строгим домохозяином.

Кроме торговли скотом, он занимался садоводством, арендовал земли для посева хлебов. С детских лет Алексей помогал отцу в делах, а отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам.

Воронежская природа, где лесной север переходил в южную степь, щедро наделила будущего поэта полнотою впечатлений, остротою восприятий. Он вникал изнутри и в самые разные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одарённой натуре мальчика формировалась широта души и интересов, знание народной жизни.

С 9 лет Алексей изучал грамоту на дому и проявил при этом незаурядные способности. В мальчике проснулась страсть к чтению. В возрасте 16 лет он купил на базаре сборник стихов И.И.Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с русскими песнями. Он убежал в сад и стал распевать эти стихи в одиночестве, убеждённый в том, что все стихи – песни, что все они поются, а не читаются. Возникло желание самому писать стихи.

Но жизни и творческой деятельности поэта не суждено было продлиться долго: в возрасте 33 лет он умирает от чахотки.

Физминутка

Мы лопаты взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

- Что хотите сказать?

- Что понравилось, запомнилось?

- Какие думы их волнуют?

- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

- С каким чувством поэт пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?

Далее учитель вместе с ребятами читает стихотворение вслух, отрабатывая выразительность чтения.

- Прочитайте отрывок из стихотворения, содержание которого произвело на вас наибольшее впечатление.

- Ребята, кто прочитает выразительно стихотворение?

- Ребята, возьмите альбомные листы и цветные карандаши и нарисуйте рисунок к стихотворению.

IV. Итог урока

- Ребята, с каким русским поэтом XIX века мы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о жизни творчестве А.В.Кольцова? Что запомнили?

- С каким стихотворением А.В.Кольцова мы познакомились?

- Как он пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?

- Как надо читать стихотворение?

- Что понравилось, запомнилось?

Цель: Ознакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к природе, повторить правила дорожного движения.

-Давайте, ребята, поможем шофёру завести автобус. (чтение таблицы)

2.-Загудел мотор исправный, улыбается шофёр:

-Ну, садись, теперь по Горной прокачу во весь опор.

-Итак, нужно преодолеть горную извилистую дорогу

-Удачно преодолели горную дорогу. Но впереди на светофоре красный свет. Можно ехать?

3.Тогда прочитаем орфографическим чтением:

Правил дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из правил движенья знать, как таблицу должны умноженья.

Красный свет – проезда нет. Жёлтый будь готов к пути, а зелёный свет- кати.

(все вместе, затем отдельно, кто выучил наизусть)

4.-Едем, смотрим в окно, любуемся природой. Какое время года сейчас?

-Назовите осенние месяцы. Какой месяц идёт сейчас?

-Какие стихи, пословицы, поговорки, загадки об осени вы знаете?

-По каким приметам мы узнаём, что наступила осень?

-Каким трудом занимаются люди осенью на огородах и на полях?

Вот мраморная арка ведёт в аллею парка. Идёт аллея до ворот, а у ворот автобус ждёт.

Внимательно рассмотрите, какого цвета небо?

-Что вы можете сказать о дороге?

Вывод: Эта картина писалась по этюду, сделанному во Владимирской губернии близ станции Болдино. На ней изображена дорога, которая тянется от переднего плана в глубину, среди полей и перелесков теряется далеко в синих далях. Низкие и серые облака передают грусть наступающего серого дня.

6. –Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, счастливые друзья

-Подъезжаем к переулку Сочиняйкиных. Рассмотрите на столах красные, жёлтые листья деревьев и составьте рассказ об осени, используя в нём слова:

жаркое лето, цветы завяли, трава пожухла, сухие листья, серые тучи, мелкий дождь.

-Продолжаем наше путешествие: В час, когда на небе синем утром солнышко встаёт, интересная машина выезжает из ворот.

-Подъезжаем к полю. Что собирают осенью с полей и огородов?

-Расскажите, кто видел, как убирают урожай на полях в нашем селе.

8.Чтение стихотворения учителем.

-Чем понравилось стихотворение?

9.Чтение стихотворения про себя с заданием: найти непонятные слова.

Полымя закрома гужом темя

-Назовите имя, отчество, фамилию произведения.

-Что в этом стихотворении вам показалось удивительным? Скажите, какого оно цвета? Почему?

-Прочитайте, как меняются краски в описании картины зари.

-Прочитайте описание дня.

-Прочитайте описание тучи и грозы.

-Как выглядит земля под дождём?

-Какие эпитеты вам встретились в стихотворении? С чем сравнивает поэт землю?

-Как поэт описывает рожь?

-Обычно в конце стихотворных строк находятся слова- рифмы, например, в стихотворении Пушкина это слова: туманы – поляны, родное- удалое. Такие слова придают музыкальность стихотворению. Вы тоже, когда дома сочиняли стихи, использовали слова-рифмы.

-Тем не менее стихотворения Кольцова очень музыкальны. Известные композиторы Доргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков сочиняли к ним музыку.

-Прочитайте стихотворение ещё раз шёпотом и подготовьтесь к выразительному чтению.

10.Выразительное чтение стихотворения учениками

Я зашёл в красивый дом и недолго пробыл в нём, оказался этот дом быстро в городе другом.

12.Мы ехали, мы пели, и с песенкой смешной все вместе, как сумели приехали домой.

_Вот и приехали мы в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Вы очень хорошо потрудились во время урока, и волшебница Грамота приглашает вас прочитать книги об осени, об уборке урожая, об отлёте птиц.

-Закончилось наше путешествие. Где мы были во время путешествия?

-Мне было интересно путешествовать с хорошими читателями и сочинителями….

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чтение вступительной статьи. С. 16

Справка для учителя.

Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с помощью слов как, словно, будто, точно и др.

Например: Лес, точно терем расписной

Например: Хрустальный день

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например: Звезда с звездою говорит

Эпитет — это художественное определение , образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события

3. - Какие картины возникли?

4. Анализ стихотворения

В стихотворение описываются сменяющие друг друга картины природы: заря, туман, день, гроза, радуга, небо и земля после дождя.

- Прочитайте строки, в которых рассказывается о туче как живом существе, со слов туча черная понахмурилась.

- Почему хмурится туча?

Туча захотела вернуться обратно на родину, где стелилась она туманом по лицу земли, пролиться на нее

-Чего она боится? (Что ветры буйные унесут ее далеко от родины.)

Ветер мог разнести тучу, и тогда бы вода пролилась не на родную землю.

Туча опасается, что:

Понесут ее Ветры буйные

Во все стороны Света белого.

-Где родина тучи? (Там, где она стелилась туманом по земле.)

-Что сделала туча, чтобы вернуться на свою родину? (Пролилась на нее проливным дождем.)

Суровая туча сделала по-своему:

На земную грудь

- Какая часть речи помогает поэту передать стремительность действий тучи? (Глаголы.)

Благодаря использованию глаголов (вспыхнула, стелется, разгорелся, подобрал, нагустил, понахмурилась, понесут, ополчилася, расширилась, ударила, пролилася) вся эта строфа полна движения, динамики, жизни. Это кульминация стихотворения.

-Как называется природное явление, которое поэт изобразил в своем стихотворении? (Круговорот воды в природе.)

Поэт изображает круговорот воды в природе: испарение воды — туман, образование облаков и туч, проливной дождь.

Основная мысль текста.

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Точные факты, научные слова, термины

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения в стихотворении.

- Чем же объясняется такой успех произведения? (Ответы)

Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину

Земля в строках Кольцова – не материал, а организм, у которого есть лицо, грудь, она дышит и пьёт:
Напилась воды
Земля досыта…

- Какой прием? (олицетворение)

Такое одушевление природных объектов не случайно. Тонкий знаток крестьянской души, автор не мог не заметить, с каким почтением простые люди относятся к этим явлениям. Именно от земли, неба, дождя зависело благополучие крестьян, потому-то эти силы и наделялись душой.

Важное качество, на которое обратил внимание поэт, – духовность русских людей. Бог присутствует в каждой сфере деятельности крестьянина:

Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою…
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.

О том, что поэта, несомненно, вдохновлял фольклор, напоминают и приёмы, использованные в тексте произведения. Вот как изображены мысли крестьян: Дума первая:

Хлеб из закрома…
А вторая их
Была думушка…

Третью думушку
Как задумали…

Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается в сказках и преданиях.

Обратите внимание на фольклорное повторение предлогов: НА земную грудь НА широкую, НА поля, сады НА зеленые.

5. Чтение учащимися.

6. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, знать определения приемов с. 16

Урок литературного чтения

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока литературного чтения Тема урока: "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай" 4 "Б" класс УМК "Планета знаний" Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к природе и родному краю, произвести сравнительный анализ художественного и научно-популярного текста.Конспект урока литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Читайте также: