Базарный владимир филиппович здоровьесберегающие технологии в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема проекта: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе

Актуальность. Условия возникновения опыта:

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними.

В нашем учреждении 12 групп, из них функционируют две группы с нарушением зрения ( c амблиопией и косоглазием), которые посещают 30 детей. На одной из групп я работаю с детьми с нарушением зрения.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществляемое лечебно – восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в группах с нарушением зрения детей является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического видения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности заставляют искать условия, улучшающие формирование измерительных навыков, основывающихся на глазомерных действиях у детей с нарушением зрения. В работе с детьми применяем программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Л. И. Плаксиной. А также элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук Базарного В.Ф. по оздоровлению детей. Элементы здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного идеально подходят для снятия физической и умственной нагрузки, дают возможность реализовать программу ДОУ.

Мне хочется поделиться опытом работы. О методике Базарного В. Ф. знают уже многие педагоги, но вот оценить ее могут лишь те, кто использовал ее в своей работе с детьми. Дети дома перегружены компьютерными играми, смотрят очень долго телевизор, а это сказывается на здоровье ребенка. Применение технологий Базарного В. Ф.позволяет устранять многие причины.

Цель проекта: Формирование физически здоровой личности.

Задачи: - совершенствовать воспитательно - образовательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;

- развитие сохранных зрительных функций, зрительного восприятия,

- развитие зрительно-моторной реакции, чувства локализации в пространстве, различительно-цветовой функции глаз,

- развитие стереоскопического зрения, внимания, памяти, мышления,

- обеспечить благоприятные условия для профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов; раннего остеохондроза и атеросклероза и другой патологии.

- повышение педагогического мастерства педагогов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка в условиях сенсорной недостаточности, способствующих социальной адаптации в общество.

-обогащение знаний, установок, умений родителей, необходимых для гармоничного развития ребенка с нарушением зрения в семье.

Тип проекта: Познавательно – игровой; по содержанию: детско – взрослый, внутригрупповой; долгосрочный.

Методы и средства реализации проекта:

Содержание данного проекта позволяет реализовать принцип личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, базирующегося на выявлении возможностей и потребностей каждого ребенка с нарушением зрения.

А также направленно на решение не только образовательных и воспитательных задач, но и на восполнение недостатков развития детей с нарушением зрения, оказание им коррекционной помощи. Имеющиеся особенности в развитии зрительно – двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приемов, обеспечивающих успешность овладения зрительно – двигательными действиями.

Перечень оборудования для профилактики нарушения зрения:

Оборудование, обеспечивающее системный подход предотвращения зрительного утомления и зрительных расстройств у дошкольников, основанное на принципах постоянного поддержания у детей вестибулярно-телесной основанный активности в учебном процессе:

- Сенсорно-дидактические кресты; - Держатели В.Ф. Базарного разной длины для дидактического материала;

- Подставки для книг;

- Светильники в центрах художественно-эстетической деятельности;

- Конторки доктора В.Ф.Базарного;

- Индивидуальные массажные коврики для ног;

-Потолочные, настенные офтальмотренажеры.

Этапы реализации проекта:

1 этап аналито-диагностический: сбор информации по проблеме,

проведение диагностики, изучение и анализ работ д.м. наук В.Ф.Базарного.

2 этап практический: реализация здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного, разработка и проведение НОД, методическая работа с педагогами ДОУ, индивидуальная работы с детьми и родителями , создание предметно - развивающей, материально-технической и экологической среды

пребывания ребенка в ДОУ.

3 этап аналитический: Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы: - организация и проведение итоговой диагностики воспитанников; -презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

Участники проекта: дети старшей группы с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием); Махлова В.Н., воспитатель высшей квалификационной категории; Гаврилова Н.И. медсестра ортоптистка; родители дошкольников.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

1 этап аналито-диагностический

Тщательно изучив работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. пересмотрев процессы обучения, воспитания, коррекции, внесла изменения в коррекционно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья.
Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т.к. приходилось пересматривать, изменять, находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Технология В.Ф.Базарного мне понравилась: простая, доступная, интересная, ее можно использовать во всех видах деятельности без ущерба здоровью детей, не требующих особых материальных затрат. Технология В.Ф.Базарного полюбили и дети, в конце года увидели реальные результаты.

2 этап –практический: реализация элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Режим динамической смены поз

Настольные конторки

В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей.

Планирую, занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения, сидя в положение стоя. При этом каждый ребенок во время занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом ежемесячно по результатам обследования на предмет остроты зрения. Наблюдая за детьми, сделала вывод, что без ущерба образовательному процессу дети 3-4 раза переходят из одного положения в другое.

Поддержание физической, психической активности умственной сферы;

повышается иммунная система;

улучшаются ростовые процессы;

развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

снижается степень низкой склоняемости головы.

Массажные коврики

Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Главным здесь оказалось не время пребывания в таком положении, а сам факт смены позы. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. У меня в группе для детей такая поза стала привычной быстро, они легко переключаются от одной деятельности к другой. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Использую максимальную подвижность ребенка во время занятий; может встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом.

Физкультминутки для глаз

Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную работу на ближнем расстоянии.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Использую зрительно-пространственную активность в режиме образовательного процесса, достигается это за счет максимального удаления от глаз детей дидактического материала. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в предметно-развивающую среду. То тучки набежали, выглянуло солнышко, прилетели снежинки, а в них задания, отгадки; то животные (дикие, домашние, птицы) в гостях и т.д.

Развивается зрительно-моторная и телесная координация.

Сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты") .

Для повышения активности детей в ыручают сенсорно-дидактическая подвеска или крест, деревянные планки, фабричные подвески (бабочки, птички, мишки, колокольчики и т. д.) и располагается на них дидактический материал (на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять) в центре группы и в углах, с помощью которого дети считают, составляют слова, упражняются в классификации предметов и т. д. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее. Можно придумать огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам.

Повышается активность детей, лучше и легче усваивают материал.

Упражнения на зрительную координацию.

Меняющие сенсорно-координаторные тренажеры

Дети получают зрительную информацию не только в близи, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах группы, ярких картинок (по теме, по сезонным изменениям и т.д.), цветных схем по экологии, таблиц по мнемотехнике, и других подвижных дидактических материалов. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение упражнений для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда. На стенах поместила силуэтное изображение предметов, животных, героев сказок, цифры и т. д. Размер 15-30 см. На занятии дети по просьбе встают и отыскивают глазами нужную картинку – ответ на вопрос педагога или на загадку. Карточки с заданиями и ответами по желанию воспитателя могут находиться где угодно: на стене, на кресте, на занавеске, в природном уголке и т.д. Поэтому дети постоянно находятся в движении.

Данные тренажеры оказывают благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-моторная и телесная координация.

Зрительно-координаторные тренажи , с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.

Развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве.

Большие настенные тренажеры .

Дети любят работать с такими тренажерами. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Разместила тренажеры (спирали, зигзаги..) и на уровне глаз детей. Дети по желанию подходят и выполняют движение глазами, руками, туловищем, головой, поочередно обводят указательными пальчиками траектории и одновременно следят за ними глазами.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Индивидуальные тренажеры.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-

Природно-экологическое панно

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и зрительного восприятия, ориентировки в пространстве используется природно-экологическое панно расположенное на металлической доске на колесиках, которую я могу передвигать в нужную часть групповой комнаты. На металлическое панно наносятся на магнитах изображения птиц, животных, карточки с буквами, цифрами и другой материал по теме. Природно-экологическое панно используется на каждом занятии и является основой, вокруг которого решаются все задачи

Повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, мышления, памяти развитие личности в целом.

Предметно-развивающая среда

Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому развивающая среда в группе детей с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием ) подобранна в желтых теплых тонах. Желтый - цвет радости, оптимизма.

Поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Пальчиковая гимнастика.

Рисование пальчиком

Использую цветные прищепки, сосновые шишки, мячи с шипами с целью развития тонкой моторики, регулярно провожу пальчиковую гимнастику обязательно с речевым сопровождением. Одновременно дети получают массаж кистей и пальцев рук.

Рисование пальчиком красками, рисование пальчиком на песке, на манке; игры с крупой, любыми мелкими предметами. Такие упражнения являются эффективным занятием, развивают мелкую моторику

Развитие тонкой моторики и ручного творчества детей решаю не только на занятиях, но и во время специально организованной деятельности посредством техники оригами.

Они способствуют развитию памяти, тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук, что способствует легкому овладению нашими выпускниками письмом в школе.

У детей развивается тонкая моторика, появился художественный вкус, усидчивость

Гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Закаливающий массаж стоп

гимнастика позволяет увеличивать жизненную емкость легких и укрепляет дыхательные органы.

Беседы по валеологии о здоровье, о гигиене зрения

В.Ф.Базарный за раздельное обучение мальчиков и девочек . П ри проведении праздников, развлечений трудовой деятельности использую гендерный подход. Разделила игровые зоны, которые отличаются друг от друга по содержанию и форме. У девочек все игры и игрушки, которые формируют женское начало, у мальчиков – мужское.

Мальчиков – учат мужеству, храбрости.

нежности, добру, скромности.

Хоровое пение.

Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение. Поем не только во время музыкальных занятий, но на прогулке в теплое время года, поем

гласные звуки, любые песни и т.д.

Гармонизирование нервной системы и психики, залог хорошего настроения

Работа с семьями воспитанников

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции зрения и здоровья детей.

3 этап аналитический: Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

-презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

Мне интересно и легко работать по данной технологии, дает простор для педагогического творчества, а детям интересно заниматься. Отношения между детьми, родителями становятся более заинтересованными, доброжелательными, делающих одно общее дело. А так как дети с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием), то комплексная интеграция элементов технологии Владимира Филипповича Базарного в коррекционно образовательном процессе позволила нам получить положительные результаты в восстановлении зрения и воспитании детей: значительно улучшается состояние здоровья в целом, осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют.На перспективу ставлю дальнейшее изучение и внедрение инновационных, здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного.

Здоровьесберегающие технологии для школ и детских садов

Здоровое детство - здоровая страна

Здоровьесберегающие технологии для школ и детских садов

Здоровое детство - здоровая страна

Обездвиженность - болезнь цивилизации

Решение массовой проблемы обездвиженности

Единственная в России законная система обучения

2016 Watch: Chris Christie Won't Commit to Full Term in New Jersey

Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur excepteur sint occaecat cupidatat non proident sunt culpa qui officia .

Technology


One Stat that Explains Why Instagram Is Adding Ads

Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur excepteur sint occaecat cupidatat non proident sunt culpa qui officia .

Видео-канал

Краткая справка


Базарный Владимир Филиппович

Русский учёный, врач и педагог-новатор

Базарный Владимир Филиппович

Русский учёный, врач и педагог-новатор

Базарный Владимир Филиппович (родился 4 мая 1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

В нашем детском саду используется целенаправленная программа по оздоровлению детей.

Нам очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с развитием детей дадут прекрасные результаты.

ВложениеРазмер
opyt_raboty_po_ispolzovaniyu_zst_bazarnogo.docx 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сохранение здоровья дошкольников – приоритетное направление образования. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, дифференцированный подход к детям с разными.

Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ МЕТОДИК И ОБОРУДОВАНИЯ В.Ф. БАЗАРНОГО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Здоровье – это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика. (В.Ф. Базарный).


Методическая разработка "Здоровьесберегающие методики В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста "

Здоровые дети- здоровая нация. Вырастить наших детей здоровыми главная задача для педагогов. Как сохранить их здоровье в образовательной деятельности с помощью методик В.Ф. Базарного расскажет этот ма.

Проект "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м.н. В.Ф.Базарного в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель проекта - это формирование здоровой личности через здоровьесберегающие технологии.

гимнастика для глаз по технологии В.Ф. Базарного.


Использование здоровьесберегающих технологий (Смирнов Н.К.) в работе с детьми дошкольного возраста

Цель: формирование физически здоровой личности.
Задачи:
• совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья дошкольника.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является воспитание здорового дошкольника, так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось. Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому придать оздоровительную направленность УВП в группе своих воспитанников стало моей первоочередной задачей.


Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.
Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.


Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло.





Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.



На специальную палку-указку прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка, за которой дети следят глазами.




Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра)
Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу офтальмотренажёра )
Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске офтальмотренажёра )
Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу).






Экологический букварь - это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.
Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.

Читайте также: