Белый ест ананас спелый черный гнилью моченый

Обновлено: 08.09.2024

Текст песни "Евгений Гузеев — Блэк энд Уайт (В. Маяковский)"

Если
Гавану
окинуть мигом —
рай-страна,
страна что надо.
Под пальмой
на ножке
стоят фламинго.
Цветет
коларио
по всей Ведадо.
В Гаване
все
разграничено четко.
у белых доллары,
у чёрных — нет.
Поэтому
Вилли
стоит со щёткой
у "Энри Клей энд Бок, лимитед".
Много
за жизнь
повымел Вилли —
одних пылинок
целый лес, —
поэтому
волос у Вилли
вылез,
поэтому
живот у Вилли
влез.
Мал его радостей тусклый спектр:
шесть часов поспать на боку,
да разве что
вор,
портовой инспектор,
кинет
негру
цент на бегу.
От этой грязи скроешься разве?
Разве что
стали б
ходить на голове.
И то
намели бы
больше грязи:
волосьев тыщи,
а ног —
две.
Рядом
шла
нарядная Прадо.
То звякнет,
то вспыхнет
трехвёрстый джаз.
Дурню покажется,
что и взаправду
бывший рай
в Гаване как раз.
В мозгу у Вилли
мало извилин,
мало всходов,
мало посева.
Одно-
единственное
вызубрил Вилли
твёрже,
чем камень
памятника Масео:
"Белый
ест
ананас спелый,
чёрный —
гнилью мочёный.
Белую работу
делает белый,
чёрную работу —
чёрный".
Мало вопросов Вилли сверлили.
Но один был
закорюка из закорюк.
И когда
вопрос этот
влезал в Вилли,
щётка
падала
из Виллиных рук.
И надо же случиться,
чтоб как раз тогда
к королю сигарному
Энри Клей
пришёл,
белей, чем облаков стада,
величественнейший из сахарных королей.
Негр
подходит
к туше дебелой:
"Ай бэг ёр пардон, мистер Брэгг!
Почему и сахар,
белый-белый,
должен делать
черный негр?
Чёрная сигара
не идет в усах вам —
она для негра
с чёрными усами.
А если вы
любите
кофий с сахаром,
то сахар
извольте
делать сами.
Такой вопрос
не проходит даром.
Король
из белого
становится жёлт.
Вывернулся
король
сообразно с ударом,
выбросил обе перчатки
и ушёл.
Цвели
кругом
чудеса ботаники.
Бананы
сплетали
сплошной кров.
Вытер
негр
о белые подштанники
руку,
с носа утершую кровь.
Негр
посопел подбитым носом,
поднял щётку,
держась за скулу.
Откуда знать ему,
что с таким вопросом
надо обращаться
в Коминтерн,
в Москву?

Стихотворения Маяковского “Блэк энд Уайт” и “Бруклинский мост” были созданы в 1925 году, во время поездки поэта по США. Оба стихотворения вошли в цикл “Стихи об Америке” и были прочитаны Маяковским в Москве в качестве отчета о своем путешествии.
“Блэк энд Уйат” – типичная сатира на капиталистический “образ жизни” – была написана поэтом после его поездки в Гавану. Контраст, заявленный уже в названии произведения, является здесь ведущим художественным приемом. Автор показывает, что в Гаване, прекрасной солнечной

стране (“Если Гавану окинуть мигом – рай-страна, страна что надо”), существует четкое разделение жителей по цвету кожи и, в связи с этим, по уровню жизни: “В Гаване все разграничено четко. у белых доллары, у черных – нет”.

Именно поэтому “Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный”.
Чем объясняется такая несправедливость? Абсолютно ничем, убежден автор. Он не находит объяснения тому, почему негр Вилли – главный герой стихотворения – должен всю жизнь стоять со щеткой в руках “у “Энри Клей энд Бок, лимитед”. И

важно, что такая участь – “Мал его радостей тусклый спектр: шесть часов поспать на боку, да разве что вор, портовой инспектор, кинет негру цент на бегу” – уготована герою была еще до рождения, и изменить ее он не может: “От этой грязи скроешься разве?”
Если приглядеться попристальнее, утверждает автор, Гавана оказывается вовсе не такой уж райской страной. Здесь царят зверские законы и дикая, противоестественная, несправедливость. Именно поэтому даже Вилли, которого “мало вопросов сверлили”, мучает одна “закорюка”: если все в Гаване распределяется по цвету – черному или белому, тогда в этом нужно идти до конца: “Почему и сахар, белый-белый, должен делать черный негр?

Черная сигара не идет в усах вам – она для негра с черными усами”.
Мы видим, что в забитом Вилли просыпается протест. Однако в Гаване он никогда не сможет принести никаких плодов – слишком сильна в этой капиталистической стране власть “белых”: “Вытер негр о белые подштанники руку, с носа утершую кровь”.
Автор противопоставляет Гавану советской России, где, по его утверждению, смогли решить проблему классовой несправедливости. Поэт убежден, что Вилли (а, в общем смысле, всему угнетенному народу Гаваны) нужно обратиться за помощью к СССР: “в Коминтерн, в Москву”.
Стихотворение “Бруклинский мост” наполнен, казалось бы, другим пафосом:
Издай, Кули? дж,
радостный клич!
На хорошее
и мне не жалко слов.
Поэт не может не восхищаться Бруклинским мостом – этим масштабным сооружением человеческих рук, соединившим два острова в Нью-Йорке, открывшим дорогу всем видам транспорта, расширившим горизонты человеческих возможностей.
Маяковский-максималист, не устающий воспевать величие человека, отдает должное плоду технического прогресса, рядом с которым чувствуешь себя маленьким и слабым: “вхожу, смиренный, на Бру? клинский мост”; но, в то же время, причастным к великому: “влезаю, гордый, на Бруклинский мост”.
А мост, действительно, огромен, величествен, прекрасен. Он практически не “ощущает” колебанья многотонных поездов (“поезда? с дребезжаньем ползут, как будто в буфет убирают посуду”), а мачты кораблей представляются отсюда булавочными головками.
Герою стихотворения близок дух технического прогресса, идея, которую воплощает Бруклинский мост: “борьба за конструкции вместо стилей, расчет суровый гаек и стали”. Больше того, поэт убежден, что по этому мосту можно будет судить о том времени, в которое он живет.
А это время – грандиозное, время прогресса и невероятных достижений человечества. Но это – с одной стороны. С другой же – это эпоха дикости и первобытности, потому что эпоха колоссальной несправедливости:
Здесь
жизнь
была
одним – беззаботная,
другим –
голодный
протяжный вой.
Таким образом, и в этом стихотворении проявляется контраст бедности и богатства, счастья и горя. Мы понимаем, что это противопоставление – главное впечатление поэта от поездки по Америке. И в контексте его “социальных” размышлений Бруклинский мост из символа человеческой мощи превращается в символ “капитализма со звериным лицом”, за красотой скрывающий свое уродство. И совсем неоднозначно звучат финальные строки стихотворения:
Бру? клинский мост –
да…
Это вещь!
Таким образом, стихотворения “Блэк энд Уйат” и “Бруклинский мост”, отражающие впечатления Маяковского от поездки по Гаване и от созерцания Бруклинского моста в Нью-Йорке, объединены единой мыслью. Несмотря на все технические достижения Америки, несмотря на ее мощь и потенциал, жизнь здесь в корне неверна. Американцы нарушают главный постулат, считает Маяковский, – улучшают жизнь одних за счет миллионов жизней других. И это, по мнению поэта, перечеркивает всю “прекрасность” “райской” Америки.

В связи с этим, подспудно, выражается мысль о “правильности” пути советской России, где не все гладко в социальном плане, но верен основной принцип – равенства всех людей.
Были ли это истинные мысли Маяковского, или ему приходилось писать в угоду советской власти? Мы помним, что через пять лет поэт трагически уйдет из жизни, разочаровавшись в том, во что искренне верил и на что положил свою жизнь. Но, в любом случае, впечатления от путешествия по Америке сильно повлияли на Маяковского и подтолкнули его к созданию талантливого цикла “Стихи об Америке”.

Анализ стихотворений В. Маяковского Блэк энд Уайт и Бруклинский мост

Мы изучаем - Анализ стихотворений В. Маяковского Блэк энд Уайт и Бруклинский мост. Подсказки школьнику

Стихотворения Маяковского Блэк энд Уайт и Бруклинский мост были созданы в 1925 году, во время поездки поэта по США. Оба стихотворения вошли в цикл Стихи об Америке и были прочитаны Маяковским в Москве в качестве отчета о своем путешествии.
Блэк энд Уйат типичная сатира на капиталистический образ жизни была написана поэтом после его поездки в Гавану. Контраст, заявленный уже в названии произведения, является здесь ведущим художественным приемом. Автор показывает, что в Гаване, прекрасной солнечной стране (Если Гавану окинуть мигом рай-страна, страна что надо), существует четкое разделение жителей по цвету кожи и, в связи с этим, по уровню жизни: В Гаване все разграничено четко. у белых доллары, у черных нет.

Именно поэтому Белый ест ананас спелый, черный гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу черный.
Чем объясняется такая несправедливость? Абсолютно ничем, убежден автор. Он не находит объяснения тому, почему негр Вилли главный герой стихотворения должен всю жизнь стоять со щеткой в руках у Энри Клей энд Бок, лимитед. И важно, что такая участь Мал его радостей тусклый спектр: шесть часов поспать на боку, да разве что вор, портовой инспектор, кинет негру цент на бегу уготована герою была еще до рождения, и изменить ее он не может: От этой грязи скроешься разве?
Если приглядеться попристальнее, утверждает автор, Гавана оказывается вовсе не такой уж райской страной. Здесь царят зверские законы и дикая, противоестественная, несправедливость. Именно поэтому даже Вилли, которого мало вопросов сверлили, мучает одна закорюка: если все в Гаване распределяется по цвету черному или белому, тогда в этом нужно идти до конца: Почему и сахар, белый-белый, должен делать черный негр?

Черная сигара не идет в усах вам она для негра с черными усами.
Мы видим, что в забитом Вилли просыпается протест. Однако в Гаване он никогда не сможет принести никаких плодов слишком сильна в этой капиталистической стране власть белых: Вытер негр о белые подштанники руку, с носа утершую кровь.
Автор противопоставляет Гавану советской России, где, по его утверждению, смогли решить проблему классовой несправедливости. Поэт убежден, что Вилли (а, в общем смысле, всему угнетенному народу Гаваны) нужно обратиться за помощью к СССР: в Коминтерн, в Москву.
Стихотворение Бруклинский мост наполнен, казалось бы, другим пафосом:
Издай, Кули? дж,
радостный клич!
На хорошее
и мне не жалко слов.
Поэт не может не восхищаться Бруклинским мостом этим масштабным сооружением человеческих рук, соединившим два острова в Нью-Йорке, открывшим дорогу всем видам транспорта, расширившим горизонты человеческих возможностей.
Маяковский-максималист, не устающий воспевать величие человека, отдает должное плоду технического прогресса, рядом с которым чувствуешь себя маленьким и слабым: вхожу, смиренный, на Бру? клинский мост; но, в то же время, причастным к великому: влезаю, гордый, на Бруклинский мост.
А мост, действительно, огромен, величествен, прекрасен. Он практически не ощущает колебанья многотонных поездов (поезда? с дребезжаньем ползут, как будто в буфет убирают посуду), а мачты кораблей представляются отсюда булавочными головками.
Герою стихотворения близок дух технического прогресса, идея, которую воплощает Бруклинский мост: борьба за конструкции вместо стилей, расчет суровый гаек и стали. Больше того, поэт убежден, что по этому мосту можно будет судить о том времени, в которое он живет.
А это время грандиозное, время прогресса и невероятных достижений человечества. Но это с одной стороны. С другой же это эпоха дикости и первобытности, потому что эпоха колоссальной несправедливости:
Здесь
жизнь
была
одним беззаботная,
другим
голодный
протяжный вой.
Таким образом, и в этом стихотворении проявляется контраст бедности и богатства, счастья и горя. Мы понимаем, что это противопоставление главное впечатление поэта от поездки по Америке. И в контексте его социальных размышлений Бруклинский мост из символа человеческой мощи превращается в символ капитализма со звериным лицом, за красотой скрывающий свое уродство. И совсем неоднозначно звучат финальные строки стихотворения:
Бру? клинский мост
да…
Это вещь!
Таким образом, стихотворения Блэк энд Уйат и Бруклинский мост, отражающие впечатления Маяковского от поездки по Гаване и от созерцания Бруклинского моста в Нью-Йорке, объединены единой мыслью. Несмотря на все технические достижения Америки, несмотря на ее мощь и потенциал, жизнь здесь в корне неверна. Американцы нарушают главный постулат, считает Маяковский, улучшают жизнь одних за счет миллионов жизней других. И это, по мнению поэта, перечеркивает всю прекрасность райской Америки.

В связи с этим, подспудно, выражается мысль о правильности пути советской России, где не все гладко в социальном плане, но верен основной принцип равенства всех людей.
Были ли это истинные мысли Маяковского, или ему приходилось писать в угоду советской власти? Мы помним, что через пять лет поэт трагически уйдет из жизни, разочаровавшись в том, во что искренне верил и на что положил свою жизнь. Но, в любом случае, впечатления от путешествия по Америке сильно повлияли на Маяковского и подтолкнули его к созданию талантливого цикла Стихи об Америке.

Стихотворение написано 5 июля 1925 года, когда французкий пароход "Espagne" остановился на один день в порту Гаваны по пути в Мексику.


В. Маяковский. 1922

Black and White


БЛЭК ЭНД УАЙТ

Гавана, 5 июля 1925 г.

Читайте также: