Береза осенью зимой весной летом

Обновлено: 05.10.2024

Представлены наблюдения за деревом "береза" в средней и подготовительной к школе группе по сезонам; и все возможные проводимые эксперементы по теме.

ВложениеРазмер
belaya_bereza_srednyaya_i_podgotovitelnaya_gruppa.docx 38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Средний дошкольный возраст

Что есть у березы?

Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.

Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться еестройностьюикрасотой .

Программное содержание . Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.

Программное содержание . Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.

Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.

Чем питается береза?

Как береза готовится к зиме?

Программное содержание .Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Из истории использования березы

Программное содержани е. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.

Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?

Надо бережно относиться к книгам.

Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.

Программное содержание . Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом заметить, как изменилась береза.

Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.

После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.

Программное содержание . Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.

Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.

Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).

Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.

Ясная, солнечная погода

Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.

В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).

Почему нет листьев зимой?

Программное содержание. Рассказать детям, что зимой, когда холодно, мало света и влаги, листьев на деревьях не может быть.

Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).

Программное содержание Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку, утепляет ствол березы.После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

Что нужно нашему дереву?

Программное содержание. Углубить представление о том, без чего береза не может жить.Hа панно, где изображено дерево, на рисоватьсолнце ( деревунуженсвет и тепло - вмартесолнцегреетсиль нее, воду ( капелькуводыилиоблако ), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

Программное содержание . Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.

Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми , листочки проснутся. Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.

Программное содержание . Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.

Ранней весной многие люди собирают березовый сок: делают надрез на коре - и сок стекает.

Программное содержание. Показать, как цветет береза.

В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.

Лист зеленеет молодой

Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.

Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают). Вот какая красавица Беляпочка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток.

Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?

Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.

Какие животные и насекомые живут рядом с березой?

Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.

Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.

Какие грибы растут под березой?

Программное содержание. Дать представление о грибах.

Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб).

Развитие семейных традиций

Программное содержание. Провести совместное с родителями наблюдение.

Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.

Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.

К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы их разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Листья начинают желтеть.

Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.

Скоро осень: дни становятся короче, шла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.

Подготовительная к школе группа.

Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

Повторить наблюдение для детей младшего возраста. Старшим дошкольникам можно задать следующие вопросы.

• Чем деревья отличаются от других растений?

• Какие деревья вы знаете?

• Деревья - живые? Почему вы так считаете?

• Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?

• Кто сажает деревья в городе (поселке)? Для чего?

• Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?

• Где деревьям лучше - в лесу или в городе? Почему?

• Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?

• Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

• Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашей деревне? Возле детского сада? У вашего дома? В нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.

Программное содержание. Учить определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора осекается.) А отчего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья.

Программное содержание. Показать связь деревьев с окружающей средой.

Осенью дни становятся короче и холоднее - происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез).

Чем питается береза?

Программное содержание. Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

Как береза готовится к зиме?

(Дети по аналогии сочиняют сказку).

Из истории использования березы

Программное содержание. Познакомить с тем, как березу использовали в древности. Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больны х, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них нос или воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Сейчас березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.

Программное содержание. Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.

Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения - березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков. Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом словно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы.

Программное содержание. Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

Ясная, солнечная погода

Программное содержание. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

Почему нет листьев зимой?

Программное содержание. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными и птицами.

Зимой деревья не питаются, не растут, они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Программное содержание. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.

После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу и метель.

Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? (корни). Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

Что нужно нашему дереву?

Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

В беседах с детьми уточнить следующее. Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затемненном месте? Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, пьет ее из земли - почвы.

Программное содержание. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.

В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом: лопату, лейку, грабли.

Программное содержание. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.

Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.У одних деревьев они круглые, у других - продолговатые; у одних - мелкие, у других - крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).

Программное содержание. Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови - это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.

Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.

Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. ( Несколько минут дети активно двигаются - сердцебиение учащается.) Так же быстро течет и кровь по венам.

Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди - одежду. Солнышко греет все меньше и меньше - сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.

Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 -2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно -сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.

Программное содержание. Дать представление о том, что такое семена; и показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.

В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена, Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Лист зеленеет молодой

Программное содержание. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы. Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?

В коре березы есть особое вещество - бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.

Какие животные и насекомые живут рядом с березой?

Программное содержание. Обсудить с детьми, кто живет под и на березе.

Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.

Какие грибы растут под березой?

Программное содержание. Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется этот гриб? (Подберезовик) Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.

Развитие семейных традиций

Программное содержание. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и роди гелей.

Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий. Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

Программное содержание. Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

Листья начинают желтеть.

Программное содержание. Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть).

Составьте текст, в котором основная мысль будет выражена предложением:

Во все времена года береза хороша!

Какими предложениями-доказа­ тельствами вы будете дополнять текст? Сколько в нем должно быть частей?

Береза - очень красивое дерево. Оно стройное, с белым стволом и мягкими спадающими ветками.

Во все времена года береза хороша.

Весной на березе появляются нежно-зеленые листья и длинные, очень красивые сережки. Летом береза дарит нам легкую тень, а листья летней березы шуршат на ветру, как нежная музика. Осенью береза одевает ярко-желтый наряд. Листья постепено опадают, мягко кружась на ветру. Зимой дерево отдыхает. Особенно прекрасна береза, покрытая инеем или снегом.

Мы все очень любим березу за ее особенную красоту, нежность и неповторимость. Удивительное дерево.

Составляем текст на тему "Во все времена года береза хороша".

Текст будет состоять из шести частей-абзацев. В первом краткое предположение-утверж­ дение. Четыре следующих абзаца содержать описание березы по временам года, последний - заключение.

Пример текста на тему "Во все времена года береза хороша"

Береза - самое чудесное, самое красивое дерево на свете, которое хороша во все сезоны.

Летом береза стоит зеленая и белоствольная. Она радует глаз своей широкой и густой листвой, она шумит на ветру и словно что-то шепчет усталому путнику. Она кудрявая и нарядная.

Осенью листья березы желтеют и она словно одевается в роскошное золотое платье, а ее веточки трогательно дрожат под струями осенних дождей.

Зимой березка также прекрасна, когда снег укрывает ее густые ветки пышным платьем. Особенно красива береза в мороз.

И весной береза очень хороша, когда молодые листочки распускается на ее ветках и зеленеют сережки, как самое драгоценное украшение.

Береза действительно великолепно смотрится в любое время года.


Когда я бываю где-то на юге, или просто вижу изображения южных стран, всегда завидую обилию там вечнозеленых растений. Ведь это так просто: посадил дерево, и круглый год оно красиво выглядит! А вот в России в большинстве регионов зимой зелеными остаются только хвойные. Остальные деревья сбрасывают листву, и пугают голыми черными или серыми ветвями, выглядят неопрятно. Но береза тут стоит особняком.

Береза особенно любима на севере за то, что даже зимой, с голыми ветвями, она остается очень красивой! Гармоничная, аккуратная крона, тонкие ветви, белые ровные стволы - редкий случай, когда на дерево без листьев приятно взглянуть! А когда эти веточки еще и покрываются инеем или снегом, то то просто волшебство! Недаром поэты и художники при описании снежной зимы часто показывают именно березку!

Весной береза становится еще красивее, когда пробуждаются первые робкие листочки. И радует деревце людей не только красотой, но и вкусным и полезным березовым соком! Только собирать его надо правильно, так, чтобы дерево не повредить.

Летом белоствольные красавицы дают тень, и не мучают людей пухом, как тополя. А осенью их листва превращается, кажется, в настоящее золото, помогая людям не только не хандрить, но даже радоваться осенним дням!

Воспитатель МБДОУ детский сад№6 г. Донецка – Шершенко Е. В. Область: познавательное и художественно-эстетическое развитие. Цель: Формировать духовно-нравственные качества средствами художественно - продуктивной деятельности; воспитывать любовь к Родине, родной природе; формировать эмоциональное восприятие образа русской березы.

Задачи: - Создать условия для духовно – нравственного развития детей через художественно-продуктивную деятельность; - Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, получать новые знания; - Воспитывать любовь и интерес к культуре своего народа и родного края; - Закреплять навыки нетрадиционного рисования; - Расширить и пополнить словарный запас детей. – Закрепить знания о последовательности времен года.

Береза - очень красивое дерево во все времена года. Весной она привлекает нежными зелеными листьями и длинными мягкими сережками. Красота березы проявляется летом в струящихся ветках, колышущихся от легкого дуновения ветра. Осенью береза просто восхитительна в своем ярко-желтом убранстве.

А зимой береза умиротворенно торжественна. Особенно она величава, когда ниспадающие ветки укрываются серебристым инеем. В лучах солнца этот иней сверкает и переливается, и невозможро оторвать глаза от такого великолепия.

Не случайно зимняя береза стала одним из любимых сюжетов поэтов и художников.

К сожалению в русскоязычных источниках очень мало информации о школах кунг-фу в Китае но меня спасли знание китайского языка, и умение находить. Итак в школах кунг-фу учатся разное количество учеников, Ну судя по тому сколько вообще людей в Китае то речь идет о тысячах. Обучение в школах к анвар Да и вообще в китайских школах следующим образом. Дети приходят в школу и с 8:00 утра до 5:00 вечера они только учатся в школе включаю зарядку и всё такое потом дети идут домой и до 10:00 вечера делают бесконечные домашние задания и причём в Китае вообще учёба это престижно, Попробуй ты не сдать экзамен после окончания начальной школы так тебе вообще путь в университет закроют родители давить на тебя будут. Ну а теперь он в школах кунг-фу в школу конфу отдают либо слишком непослушных ленивых детей которые не желают учиться. Либо детей со слабым здоровьем. Почему? И те и другие во-первых научиться быть дисциплинированными, трудиться, не лениться и так далее. А во-вторых И те и другие укрепят свое здоровье и обретут престижную профессию тренера кунг-фу. В школах кунг-фу Да как вообще во многих китайских школах не исключены физические расправы, особенности в школах кунг-фу. Провинился не послушался, не выучил на на на тебе! И супер так что мать родная не узнает. Так и в обычных школах, попробуй не выучить хотя бы одно английское слово, точно также получишь. В китайских государственных и частных обычных школах и школах кунг-фу очень строгая образование всё очень серьёзно и строго дети с первого класса привыкли к тяжёлому труду иногда дети засыпают прямо на уроках, но учителя безжалостно толкают их и будет. Родители давят на детей за то что они плохо учится или не слушается Ну они хотят тем самым для своих Чад только лучшего поэтому детки вырастают трудолюбивыми, привыкшие к тяжелым условиям. Также во многих китайских школах конфу и в обычных школах нет отопления и ему и педагоги и студенты то есть учащиеся вынуждены не снимать верхнюю одежду на севере Китая Конечно есть центральное отопление но на юге, центре и западе страны всё-таки расчитана более на тёплый климат Однако Зимой когда температура спадает даже ниже 0 обогреваться приходится климат-контролем. В школах комфу также есть пансион чтобы дети могли там и жить под присмотром злых учителей.

Дерево берёза

Вот и пришла осень. Деревья примеряют жёлтые одежды и преображаются. Вот и изящная белоствольная берёзка, растущая возле нашей школы, приоделась в золотой наряд. Она стоит стройная и грациозная, красуясь и торжествуя. Жёлтая крона берёзки напоминает пышную золотистую голову с кудрявыми волосами. Когда дует прохладный осенний ветерок, ветви деревца раскачиваются из стороны в сторону. Кажется, будто длинные волосы рыжеволосой красавицы развеваются, переливаясь на солнце. И нет милее и прекраснее создания в мире деревьев, чем берёза осенью. Она выглядит робкой и застенчивой, словно невеста перед свадьбой. Только вот вместо свадьбы её ждёт другое событие — осенний листопад.

Берёза — одно из самых распространённых и красивых деревьев в нашей стране. Его милый образ необычайно притягателен своей искренней естественностью и щемящей душу нежностью.

Хотите увидеть величие природной красы в деревенской простоте? Обратите свой взор на берёзу. С одной стороны, это вполне обычное, а с другой — удивительно трогательное, необычайно притягательное деревце. Сверху кора берёзы белая, да тонкая, а снизу — чёрная, да корявая. Чёрные полоски на белой коре нужны для того, чтобы дерево могло через них дышать.

Творческие люди видят в берёзе неисчерпаемый источник вдохновения. Созерцание этого скромного деревца придает сил, энергии, способствует раскрытию писательского и художественного дара. На свет появляются талантливые музыкальные произведения, творения изобразительного искусства и художественной литературы. Пожалуй, самым известным является стихотворение Сергея Есенина:

Чем же объяснить такую большую всенародную любовь к этому скромному дереву? Наверное, тем, что оно напоминает хрупкую юную девушку, одетую в белый наряд с тёмными полосками, который облегает её гибкий стан и подчёркивает изящность тоненькой фигуры.

Описание берёзы в разное время года: весной, летом, осенью, зимой

В тёплое время года стройная красавица накидывает сверху зелёный плащ, вытканный из сердцеподобных листочков. А чтобы подчеркнуть свой непревзойдённый образ, модница украшает себя длинными серёжками. Их она меняет в зависимости от сезона: весной предпочитает зелёные, летом — коричневые. Осенью берёзка наряжается в праздничный золотой убор. Но с наступлением холодов приходит пора торжественный наряд отдавать. Белоствольная красавица не хочет с ним расставаться, но злой ветер не щадит девичью красу. Он безжалостно срывает золотую одежду, оставляя прекрасную девицу нагой. И стоит она, сконфуженная и стыдливая, с грустью вспоминая погожие летние деньки. Тогда и ветерок был ласковым, и солнышко не только светило, но и грело. До самой весны деревце будет мечтать о тёплом времени года, надеясь, что её краса воскреснет вновь.

Вот такая наша берёза: беззащитная, милая, до боли в сердце родная. А как хорош берёзовый лес! Стоят красавицы-сестрички рядом, контастно выделяясь своими белыми стволами на фоне тёмной земли. Они очаровательны и прелестны, в них невольно влюбляешься с первого взгляда и на всю жизнь. Любование видом молодой берёзовой рощи затрагивает тончайшие струны души, делая человека мягче, добрее, милосерднее. Берегите эти прекрасные деревья!

Берёза — исконно русское дерево, которое отличается стойкостью и скромной красотой. Сами названия берёзы звучат как вызов природе: каменная, железная, шерстистая… Сильный характер! Как говорится, голыми руками не возьмёшь. Не случайно именно это дерево символизирует собой Россию.

Берёза удивительно неприхотлива к почвам. Она способна укорениться даже в условиях солёных малоплодородных почв, при недостатке влаги и сильных морозах. Ей всё впору, всё стерпит и будет расти. Такая железная воля к жизни достойна восхищения.

Часто берёзу называют деревом-пионером. На пустыре, на вырубке стройная белоствольная красавица появляется первой, украшая собой унылое пространство. Сама природа поставила это дерево в первые ряды атакующих гари, выбитые пастбища, заброшенные земли. Мало того, берёза помогает другим деревьям, прокладывая дорогу хвойным и широколиственным.

Ни одно дерево не может сравниться с берёзой по обилию семян. Каждое семечко лёгенькое, крошечное, почти невесомое. Именно в таких свойствах семян заключается тайна стремительного распространения берёзы, её умения шагать по земле впереди всех других деревьев.

Испокон веков берёзе воздавали должные почести. В праздник весны девушки шли в лес, завивали берёзу венками и водили вокруг неё хоровод, как бы принимая берёзу в сёстры… Славный обычай! Это прекрасное дерево достойно таких почестей.

Стойкость духа, несокрушимая воля к победе, а также чистота и скромность — те качества, которые присущи русскому человеку. Вот почему берёза по праву считается одним из главных символов России.

Ещё в древние времена славяне верили, что берёза обладает особенной жизненной силой. И дерево щедро делится целительной энергией со всеми желающими. Если подойти к берёзке, прислониться и обнять её, все печали уходят, а на душе становится светло и радостно.

Берёза — не только красивое, но и полезное дерево, которое славится своим целебным ароматным соком. Его начинают собирать весной, в конце марта. Использовать топор нельзя, так как это может привести к гибели дерева. Чтобы отверстия для сбора сока не превратились в открытые раны, их необходимо замазывать краской и затыкать мхом. Берегите берёзы! Не калечьте наших зелёных друзей!

Посетите берёзовый лес, полюбуйтесь стройными белоствольными красавицами. Подумайте, что в них вам нравится больше всего, и тогда ваше сочинение о берёзе будет искренним и содержательным. Прочитайте также рассказы об этом всенародно любимом дереве.

Рассказ о берёзе № 1

Дом Димки стоит около леса. От него до деревни дорога по полю идёт. Деревьев там нет. Только в одном месте около дороги стоит белая берёза.

Идёт Димка из школы, песню про космонавтов поёт. Сегодня он рад. Пять по географии получил. Смотрит: на дороге около берёзки остановилась машина. Шофёр вышел из машины, стоит и думает, что делать. Не может машина ехать, потому что на дороге яма.

Взял шофёр топор и пошёл к берёзке. Димка всё понял и крикнул:

— Дядя, подождите, не рубите берёзу!

Но шофёр не слышит. Поднял топор. Димка побежал к нему.

— Дядя! Дядя! — кричит.

Шофёр смотрит на Димку.

— Что тебе, мальчик? — спрашивает.

— Дядя, не рубите берёзку. Она маленькая.

— Сам вижу, что маленькая, — говорит шофёр. — А что делать? Видишь — яма. Надо что-нибудь под колёса положить.

— Я в деревню за трактором побегу, — говорит Димка.

— Ну нет! У меня времени мало. Я опаздываю…

— Тогда я камней принесу, — сказал Димка и побежал. Принёс камни. Глаза весёлые. — Куда бросать?

Шофёр ничего не ответил и тоже пошёл за камнями. Вместе они носили камни, бросали их под колёса. И вот можно ехать. Сел шофёр в машину.

— Тебе куда? — спрашивает он у Димки.

Быстро бежит машина. Вот и лес. Машина остановилась.

— До свидания, — сказал шофёр и улыбнулся. — Спасибо тебе, мальчик.

Рассказ про берёзу № 2

Выросла берёзка стройная и кудрявая. На лесной опушке разметала она свои зелёные ветки. А в гуще ветвей поселились птицы.

С каждым днём хорошеет берёзка. Точно зимний снег, белеет стройный, прямой ствол. Теперь не пригнёт его к земле ветер.

Но пришли на опушку ребятишки. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.

Приделали к раме ребятишки желобок, и полился прозрачный душистый сок.

Прошла весна, наступило лето, а берёзка стояла грустная. До осени было далеко, а на берёзке уже показались жёлтые листья.

На пригорке росла одинокая корявая берёза. Осенний ветер больно хлестал её, срывая молодые ветки.

Пришли на пригорок однажды ребята, выкопали ямы, посадили по склону яблони. А кругом, чтобы защитить яблони от ветра, насадили рябины, берёзы, ёлки.

Часто приходили ребята в молодой сад. То побелят стволы известью, то зажгут дымные костры.

Выросли деревья. Зацвели яблони. Люди проходили мимо, любовались садом. Осенью из сада шёл густой аромат спелых яблок.

Пошёл топор по дрова. Постукивает по пням, посмеивается.

Испугалась берёзка, золотыми слёзками заплакала, веточки спустила. Захохотал топор, наскочил на берёзку — только белые щепки полетели.

Не пожалел спины, крякнул и сломался калиновый мост. Топор шлёпнулся в воду и потонул. А берёзка поплыла по реке в море.

Читайте также: