Биология растения подготовка к впр

Обновлено: 16.07.2024

Обучающие презентации с тестовой подготовкой с ответами по ботанике.

ВложениеРазмер
Микроскоп. Лупа. Создатели микроскопа 15.96 КБ
Строение и функции органов с выбором ответа 90.85 КБ
Задания по проведению опытов с растениями 305 КБ
Строение органов растения с рисунками органов растения 1.53 МБ
Проблемные вопросы по физиологии растений 66.44 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 2.1. – 2.2. 2.4.

Какую роль играет эта часть микроскопа

Собирает свет и направляет его на объект

Через него видим изображение объекта

Нужен чтобы класть на него препарат. Посередине него есть круглое отверстие, через которое проходит свет и освещает обект

Винт регулировки резкости

Позволяет быстро поднять и опускать тубус микроскопа и настроить резкость изображения

Позволяют закрепить микропрепарат на предметном столике

Соединяет объектив и окуляр в одно целое и служит для проведения света от объектива к окуляру

Подошва или подставка микроскопа

Ручка или держатель микроскопа

Ручка микроскопа соединяет части микроскопа воедино. Ножка- основание микроскопа. Их используют при переноске

Настроить резкость, когда рассматриваете под большим увеличением

Резкость, сперва пользуются им

Что обозначает цифра, указанная на объективе?

Объектив дает увеличение в 40 раз

Как проверить правильно ли повернули и сориентировали зеркальце перед рассматриванием объекта в микроскоп?

При правильной установке зеркала поле зрения микроскопа должно выглядеть хорошо и равномерно освященным кругом

Что обозначает цифра, указанная на окуляре, WF 16?

Цифра на окуляре показывает, что окуляр увеличивает в 16 раз

В микроскопе три объектива с увеличением х40, х20, х8. В каком порядке нужно менять объективы, чтобы быстро найти объект в поле зрения и хорошо его рассмотреть?

За какую часть нужно держать микроскоп, чтобы избежать его повреждения при переноске

Микроскоп при переноске нужно держать двумя руками, за ручку и ножку штатива

Какое сочетание объектива и окуляра дает большее увеличение, а) х7х10; б) х15х4?

Какое сочетание объектива и окуляра дает большее увеличение, а) х7х20; б) х15х8?

Какое сочетание объектива и окуляра дает большее увеличение, а) х15х20; б) х14х20?

Какое сочетание объектива и окуляра дает большее увеличение, а) х7х40; б) х15х20?

Какое сочетание объектива и окуляра дает большее увеличение, а) х16х8; б) х7х40?

Какое максимальное увеличение может дать микроскоп с увеличением окуляра а) х7 и объективов х8, х20, х40?

Какое максимальное увеличение может дать микроскоп с увеличением окуляра а) х15 и объективов х4, х20, х40?

Какое максимальное увеличение может дать микроскоп с увеличением окуляра а) х7 и объективов х8, х20, х40?

Помогите ученику выбрать окуляр и объектив, чтобы получить увеличение микроскопа в 280 раз, если можно выбрать окуляры с увеличением х5, х7, х10, х12, х15 и объективы с увеличением х4, х20, х40?

Увеличение окуляра – х7,

Увеличение объектива – х40

Помогите ученику выбрать окуляр и объектив, чтобы получить увеличение микроскопа в 100 раз, если можно выбрать окуляры с увеличением х5, х7, х10, х12, х15 и объективы с увеличением х4, х20, х40?

Увеличение окуляра – х5,

Увеличение объектива – х20

Помогите ученику выбрать окуляр и объектив, чтобы получить увеличение микроскопа в 200 раз, если можно выбрать окуляры с увеличением х7, х10, х12, х15 и объективы с увеличением х4, х20, х40?

Увеличение окуляра – х10

Увеличение объектива – х20

Помогите ученику выбрать окуляр и объектив, чтобы получить увеличение микроскопа в 20 раз, если можно выбрать окуляры с увеличением х5, х7, х10, х12 х15 и объективы с увеличением х4, х20, х40?

Увеличение окуляра – х5

Увеличение объектива – х4

Помогите ученику выбрать окуляр и объектив, чтобы получить увеличение микроскопа в 240 раз, если можно выбрать окуляры с увеличением х5, х7, х10, х12, х15 и объективы с увеличением х4, х20, х40?

Увеличение окуляра – х12

Увеличение объектива – х20

Какое значение увеличения х4, х20 или х40 нужно установить на объективе, чтобы настроить освещение в поле зрения микроскопа?

Максимальное увеличение светового микроскопа составляет 1800. Можно ли достичь такого увеличения, если значения окуляра составляют х7 и объектива х90?

Максимальное увеличение светового микроскопа составляет 1800. Можно ли достичь такого увеличения, если значения окуляра составляют х15 и объектива х90?

Максимальное увеличение светового микроскопа составляет 1800. Можно ли достичь такого увеличения, если значения окуляра составляют х15 и объектива х100?

Максимальное увеличение светового микроскопа составляет 1800. Можно ли достичь такого увеличения, если значения окуляра составляют х15 и объектива х120?

При каком увеличении объектива можно снимать препарат с предметного столика: х20, х10, х40?

При наименьшем х10

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Размножение растений Жизнь на Земле существует благодаря размножению организмов. При _________(А) размножении потомство имеет наследственность сходную с родительской. Бесполое размножение происходит с помощью ________(Б) или вегетативных органов. Половое размножение сопровождается образованием __________(В) и оплодотворением. Потомство, полученное при половом размножении, обладает более разнообразной наследственной информацией в сравнении с наследственностью каждого из родителей. Список слов: 1) спора 2) гамета 3) корень 4) бесполое 5) половое 6) вегетативное. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2.Строение грибов . Большинство грибов — многоклеточные организмы, но есть и одноклеточные. Клеточная оболочка грибов содержит _______(А). Тело многоклеточного гриба состоит из тонких белых нитей, формирующих грибницу. Она также называется ______(Б), который может представлять собой одну большую клетку со множеством _______(В) или совокупность отдельных клеток. Список слов: 1 ) Целлюлоза. 2) Хитин. 3) Ядра. 4) Вакуоли. 5) Мицелий. 6) Шляпочный гриб

Бактерии играют важную роль в природе и жизни человека. Например, в корнях _______(А) растений поселяются _______(Б) или клубеньковые бактерии. Они обеспечивают растения соединениями азота, а растения в свою очередь поставляют питательные вещества и минеральные соли бактериям. Данное взаимодействие является одним из примеров _______(В). Список слов: 1) Симбиоз2) Молочнокислые3) Бобовые4) Азотофиксирующие5) Конкуренция 6) Покрытосеменные

Строение растения К вегетативным органам растений относятся: _________(А), листья и ________(Б). Цветки . п лоды и семена называют органами размножения растения, или генеративными органами. Название покрытосеменных растений связано с тем, что их семена находятся внутри __________(В), то есть покрыты ими. Список слов: 1) семена 2) корень 3) стебель 4) цветки 5) листья 6) плод.

Строение растения К вегетативным органам растений относятся: стебель, _________(А ) и корни. ________( Б) , плоды и семена называют органами размножения растения, или генеративными органами. Название покрытосеменных растений связано с тем, что их семена находятся внутри __________(В), то есть покрыты ими. Список слов: 1) семена 2) корень 3) стебель 4) цветки 5) листья 6) плод.

Строение цветка 6,8. Цветок вишни очень красив. Самая заметная его часть – это _________(А), который образован 5 лепестками молочно-белого цвета. Под венчиком располагается чашечка, состоящая из 5 ________(Б), в центре расположены органы размножения – один ________(В), и около 30 тычинок. Все части цветка расположены на расширенной оси – цветоложе. Список слов: 1) цветоложе 2) лепестки 3)пестик 4) венчик 5) чашелистики 6) тычинки.

Строение цветка 7. Цветок вишни очень красив. Самая заметная его часть – это венчик, который образован 5 _________(А) молочно-белого цвета. Под венчиком располагается чашечка, состоящая из 5 чашелистиков. В центре расположены органы размножения – один пестик и около 30 ________(Б ). Все части цветка расположены на расширенной оси – ________(В),. Список слов: 1) цветоложе 2) лепестки 3)пестик 4) венчик 5) чашелистики 6) тычинки.

Видоизмененные корни 11. У некоторых растений корни помимо основной функции могут выполнять запасающую, дыхательную и другую роль. Например, у моркови в основание главного корня и основании побега откладываются запасные органические вещества, что приводит к утолщению этих частей растения, и это называется _________(А). ________(Б) характерны для тропического астения баньяна и напоминают по форме столбы. Побеги плюща цепляются к стволам деревьев при помощи корней-зацепок. У некоторых орхидей имеются ________(В), которые помогают поглощать влагу и мелкие частицы, находящиеся в воздухе. Список слов: 1) воздушные корни 2) корни-зацепки 3) корнеплод 4) корни присоски 5) опорные корни 6) корневые шишки

Видоизмененные корни 12. У некоторых растений корни помимо основной функции могут выполнять запасающую, дыхательную и другую роль. Есть растения, у которых питательные вещества откладываются в придаточных корнях, которые принимают округлую форму и называются _________(А). Побеги плюща цепляются к стволам деревьев при помощи ________(Б). У некоторых орхидей имеются воздушные корни, которые помогают поглощать влагу и мелкие частицы, находящиеся в воздухе. Есть ________(В), которые помогают одним растениям внедряться в ткани и органы других растений. Список слов: 1) воздушные корни 2) корни-зацепки 3) корнеплод 4) корни присоски 5) опорные корни 6) корневые шишки

Видоизмененные корни 13. У некоторых растений корни помимо основной функции могут выполнять запасающую, дыхательную и другую роль. Например, у моркови в основание главного корня и основании е побега откладываются запасные органические вещества, что приводит к утолщению этих частей растения, и это называется _________(А). У других растений питательные вещества откладываются в придаточных корнях, которые принимают округлую форму и называются ________(Б). Опорные корни характерны для тропического растения баньяна и напоминают по форме столбы. Есть ________(В), которые помогают растениям внедряться в ткани и органы других растений. Список слов: 1) воздушные корни 2) корни-зацепки 3) корнеплод 4) корни присоски 5) опорные корни 6) корневые шишки

Видоизмененные корни 14. У некоторых растений корни помимо основной функции могут выполнять запасающую, дыхательную и другую роль. Например, у моркови в основание главного корня и основание побега откладываются запасные органические вещества, что приводит к утолщению этих частей растения, и это называется корнеплодом. У других растений питательные вещества откладываются в придаточных корнях, которые принимают округлую форму и называются _________(А). ________(Б) характерны для тропического растения баньяна и напоминают по форме столбы. У некоторых орхидей имеются ________(В), которые помогают поглощать влагу и мелкие частицы, находящиеся в воздухе.

Видоизмененные корни 15. У некоторых растений корни помимо основной функции могут выполнять запасающую, дыхательную и другую роль. Например, у моркови в основание главного корня и основании е побега откладываются запасные органические вещества, что приводит к утолщению этих частей растения, и это называется _________(А). У других растений питательные вещества откладываются в придаточных корнях, которые принимают округлую форму и называются ________(Б). Побеги плюща цепляются к стволам деревьев при помощи ________(В).. У некоторых орхидей имеются воздушные корни, которые помогают поглощать влагу и мелкие частицы, находящиеся в воздухе. Список слов: 1) воздушные корни 2) корни-зацепки 3) корнеплод 4) корни присоски 5) опорные корни 6) корневые шишки

Побег и его строение 16. Побег – это вегетативный орган растения, состоящий из _________(А), листьев и почек. ________(Б) расположены на стебле над листом. Участок стебля, на котором находятся лист и пазушная почка, называют ________(В). Он обычно толще междоузлия – участка стебля между двумя узлами. Список слов: 1) стебель 2) междоузлие 3) верхушечная почка 4) пазуха листа 5) боковая почка 6) узел

Побег и его строение 17. Побег – это вегетативный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. На верхушке стебля расположена _________(А). Угол, образованный листом и вышерасположенным участком стебля, называют ________(Б). Узел стебля обычно несколько толще ________(В) – участка стебля между двумя узлами. Список слов: 1) стебель 2) междоузлие 3) верхушечная почка 4) пазуха листа 5) боковая почка 6) узел

Побег и его строение 18. Побег – это вегетативный орган растения, состоящий из _________(А), листьев и почек. Угол, образованный листом и вышерасположенным участком стебля, называют ________(Б). Участок стебля, на котором находятся лист и пазушная почка, называют ________(В). Он обычно толще междоузлия – участка стебля между двумя узлами. Список слов: 1) стебель 2) междоузлие 3) верхушечная почка 4) пазуха листа 5) боковая почка 6) узел

19 . Побег – это вегетативный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. На верхушке стебля расположена _________(А). ________(Б) расположены на стебле над листом. Участок стебля, на котором находятся лист и пазушная почка, называют узлом. Он обычно толще ________(В) – участка стебля между двумя узлами. Список слов: 1) стебель 2) междоузлие 3) верхушечная почка 4) пазуха листа 5) боковая почка 6) узел

Побег и его строение 20. Побег – это вегетативный орган растения, состоящий из _________(А), листьев и почек. На верхушке стебля расположена _________(Б). Угол, образованный листом и вышерасположенным участком стебля, называют ________(В). Участок стебля, на котором находятся лист и пазушная почка, называют узлом. Список слов: 1) стебель 2) междоузлие 3) верхушечная почка 4) пазуха листа 5) боковая почка 6) узел

Лист и его строение 21. У _________(А) крапивы широкая поверхность. ________(Б) – обязательная часть листа. Здесь находится сочленение листа с узлом стебля. У пшеницы основания листа сильно разрастаются и охватывают часть стебля, расположенного выше узла. Поэтому такое основание листа называют ________(В). Список слов: 1) влагалище 2) листовая пластинка 3) стебель 4)почка 5)прилистники 6) основание

Лист и его строение 22. _________( А) – это суженная стеблевидная часть листа. Основание – обязательная часть листа. Здесь находится сочленение листа с узлом стебля. ________(Б) – это выросты основания листа. Они могут быть свободными или сросшимися с черешком. У пшеницы основания листа сильно разрастаются и охватывают часть ________(В), расположенного выше узла. Список слов: 1. черешок. 2. стебель. 3. прилистники. 4. почка. 5. листовая пластинка. 6. междоузлие.

Лист и его строение 23. У _________(А) крапивы широкая поверхность. Черешок – это суженная стеблевидная часть листа. ________(Б) – обязательная часть листа. Здесь находится сочленение листа с узлом стебля. ________(Б) – это выросты основания листа. Они могут быть свободными или сросшимися с черешком. Список слов: 1) влагалище 2) листовая пластинка 3) стебель 4)почка 5)прилистники 6) основание

Лист и его строение 24 . ________(А) – обязательная часть листа. Здесь находится сочленение листа с узлом стебля. Прилистники – это выросты основания листа. Они могут быть свободными или приросшими к ________(Б). У пшеницы основания листа сильно разрастаются и охватывают часть ________(В), расположенного выше узла. Поэтому такое основание листа называют влагалищем. Список слов: 1) влагалище 2) листовая пластинка 3) стебель 4)почка 5)прилистники 6) основание

Органы растений 25. К вегетативным органам растений относятся: _________(А), листья и ________(Б). цветки, плоды, семена называют органами размножения, или генеративными органами. Название покрытосеменных растений связано с тем, что семена находятся внутри ________(В), то есть покрыты ими. Список слов: 1) плод 2) листовая пластинка 3)побег 4) почка 5) прилистники 6) основание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1.Экспериментатор поставил побег растения в воду подкрашенную чернилами. 4.1. Какое изменение произошло внутри побега? 4.2. Какое свойство организмов иллюстрирует этот опыт? 4.3.Какие ткани растения обеспечивают данное свойство?

Задание 1. Вариант 1. 4.1.Растение окрасилось. 4.2. Проводимость 4.3.Проводящие ткани.

8. Взяли 2 побега традесканции и поместил в прозрачные банки с водой. В одну из банок налил растительного масла поверх воды. Через неделю в банке с водой без растительного масла начали развиваться придаточные корни. 8.1.Влияние какого фактора иллюстрирует этот опыт? 8.2 . С какой целью налили растительное масло? 8.3.Какие дополнительные условия необходимы для развития корней?

Ответ: 8.1 . наличие кислорода в воде. 8.2. с целью исключить поступление воздуха или кислорода в воду. 8.3.Наличие питательных веществ, образующихся в листе на свету Наличие минеральных солей.

2вариант. 8 задание. Целлофановый мешочек наполненный сахарным песком и крахмалом поместили в подкрашенную воду. В ходе опыта подкрашенная вода поднимается по трубке. 8.1. Какой части клетки соответствует крахмальный клейстер в мешочке? 8.2.Какой результат доказывает поступление воды из банки в трубочку? 8.3.Какое свойство клетки доказывает этот эксперимент?

Ответ: 2вариант . 8 задание 8.1. цитоплазме клетки 8.2.подкрашенная вода стала подниматься по трубке 8.3.в клетку поступают вещества из воды. Обоснование: вода и другие вещества, чернила, поступают из воды в клетку.

4 вариант. 8 задание. Взяли два целлофановых мешочка. Один мешочек заполнили сахарным песком с крахмалом. Второй мешочек наполнили водой. Подвесили в банке в которой налита вода с йодом. Через 25 мнут мешочек с крахмалом окрасился в темно-фиолетовый цвет. 8.1.Почему содержимое мешочка с водой не окрасилось в темно-фиолетовый цвет? 8.2.Почему мешочки подвесили над водой, а не поместили в воду? 8.3.Какое свойство клетки доказывает данный эксперимент?

Ответ. 4 вариант. 8 задание 8.1. вода не взаимодействует с парами йода. ИЛИ. Он был заполнен водой. 8.2.чтобы доказать проникновение веществ в мешочек из воздушной среды. 8.3. -в клетку поступают вещества из воздуха. - пары йода проникают внутрь клетки.

5 вариант. 4 задание. Экспериментатор поместил растение в темноту. Через несколько суток он отрезал лист, сначала опустил в кипяток, а потом в горячий спирт. После этого помыли и поместили в слабый раствор йода. 4.1. Какое изменение произошло после опускания в спирт? 4.2.Какое свойство организмов иллюстрирует этот опыт? 4.3.Отсутствие какого вещества не позволило окраситься листу после попадания в раствор йода?

Ответ: 5 вариант. 4 задание 4.1.он обесцветился 4.2.без света органические соединения в листе не образуются 4.3. крахмал


Задание 4 № 655

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Самые древние растения на земле — это _______(А). Преимущественно они обитают в _______(Б). Эти организмы, несмотря на свои возможные огромные размеры, не имеют ни стеблей, ни корней, ни листьев. Поэтому они относятся к _______(В) растениям.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответе перечислите номера без пробелов.


Задания Д1 № 649

Рассмотрите фотографии с изображениями представителей различных объектов природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: грибы, растения, животные, бактерии.

Занесите ответы в поля для ввода.

Для соотнесения объектов с рисунками нужно воспользоваться словами из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.


Задания Д1 C2 № 650

Какой из представленных организмов имеет автотрофный тип питания?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объект: растение;

2) объяснение, например: растения по типу питания автотрофы, так как они синтезируют органические веществ из неорганических.

Бактерии, растения, животные состоят из клеткок, а вирусы — неклеточная форма жизни.

Но эту информацию учащийся должен знать, т. к. на рисунке не отличит бактерию и вирус.


Задание 5.1 № 659

Как называется период в жизни растения (фенологическая фаза), изображенный на рисунке?

Выделяют следующие фенологические фазы: вегетативную, бутонизации, цветения, плодоношения, относительного покоя, отмирания. На картинке изображена фаза плодоношения, так как сформировались плоды.


Задание 5.2 № 660

Какой тип плода у данного растения?

Плодом оливы является костянка. Костянка — сочный плод растений с резкой дифференциацией слоёв околоплодника: тонким кожистым внеплодником, мясистым межплодником и одревесневшим внутриплодником, заключающим семя и образующим твёрдую (каменистую или кожистую) косточку.


Задание 5.3 № 661

Какая функция у плода?

      Ответ запишите одним словом в именительном падеже.

Плод выполняет защитную функцию семян и способствует их распространению.

Ответ: защита ИЛИ защитная.


Задание 10.1 № 668

Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.

Расставьте растения по порядку в соответствии с режимом влажности почвы, необходимым для каждого из них, начиная от наименее влаголюбивых до наиболее.

Толстянке необходима сухая земля для существования, драцена предпочитает увлажнённую землю, бегония растёт в постоянно влажной земле, а цикламену нужна вода в поддоне.


Задание 10.2 № 669

Какое из этих растений является суккулентом?

Суккуленты — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом. Толстянка является суккулентом, так как она запасает воду и может расти в сухой земле.

ВОДОРОСЛИ являются самыми древними растениями на земле. Подавляющее большинство водорослей обитает в ВОДЕ. Водоросли не имеют дифференцировки на органы и ткани, поэтому их относят к НИЗШИМ растения.

Самые древние растения на земле — это ВОДОРОСЛИ. Преимущественно они обитают в ВОДЕ. Эти организмы, несмотря на свои возможные огромные размеры, не имеют ни стеблей, ни корней, ни листьев. Поэтому они относятся к НИЗШИМ растениям.


Задание 4 № 769

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Дыхание растений

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет _______(А), а выделяет _______(Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения. Для этого в листе имеются особые образования — _______(В), расположенные в кожице.

3) углекислый газ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответе перечислите цифры без пробелов.


Задания Д1 № 763

Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: губки, моллюски, насекомые, пресмыкающиеся.

Для выполнения задания необходимо определить класс животного, изображённого на фотографии.

На фотографии А изображено пресмыкающееся.

На фотографии Б изображены губки.

На фотографии В изображено насекомое.

На фотографии Г изображён моллюск.

Ответ: пресмыкающиеся, губки, насекомые, моллюски.


Задания Д1 C2 № 764

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объект: пресмыкающиеся;

2) объяснение, например: эти организмы имеют внутренний скелет.

1) объект: насекомые;

2) объяснение, например: эти организмы способны летать.

Объяснение может быть дано в иной формулировке, не искажающей его смысла


Задание 5.1 № 773

Покажите стрелками и подпишите на рисунке тычиночную нить, цветоножку, завязь.


Задание 5.2 № 774

Какую функцию в цветке выполняет цветоножка?

Правильный ответ должен содержать указание функции, например: служит для

ориентации цветка в пространстве

ИЛИ удерживает цветок


Задание 5.3 № 775

Что, кроме эндосперма и семенной кожуры, содержит семя?

Ответ запишите одним словом в именительном падеже.

В состав семени входят зародыш и необходимый для его развития запас питательных веществ − эндосперм. Сверху семя покрыто семенной кожурой.


Задание 10.1 № 782

Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.

Опишите особенности растений традесканции и сенполии, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.

Правильный ответ должен содержать следующие условия выращивания растений:

2) комнатная температура;

3) увлажнённая почва;

2) комнатная температура;

3) вода в поддоне;

4) рассеянный свет.

Условия могут быть приведены в более развёрнутых формулировках.


Задание 10.2 № 783

По каким позициям, приведённым в описании, эти растения имеют одинаковые характеристики?

Правильный ответ должен содержать указание следующих позиций, по которым растения имеют одинаковые характеристики:

1) традесканция и сенполия — выносливые растения;

2) для выращивания этих растений необходима комнатная температура.

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет кислород(А), а выделяет углекислый газ(Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения. Для этого в листе имеются особые образования — устьица(В), расположенные в кожице.


Задание 4 № 841

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные растения — самая многочисленная группа царства Растения. Покрытосеменные имеют корень, стебель, листья и особый опыляемый орган семенного размножения — _______(А). У Покрытосеменных растений семена развиваются внутри _______(Б), то есть они защищены, покрыты. В семенах находится запас _______(В), который необходим для роста проростков.

5) питательные вещества

6) минеральные вещества

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответе перечислите цифры без пробелов.


Задания Д1 № 835

Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, растения, животные, грибы.

На фотографии А изображена сирень, она относится к растениям.

На фотографии Б изображен кузнечик, он относится к животным.

На фотографии В изображена бактерия.

На фотографии Г изображены грибы.

Ответ: растения, животные, бактерии, грибы.


Задания Д1 C2 № 836

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объект: бактерии;

2) объяснение, например: в клетках бактерий отсутствует ядро. ИЛИ Все бактерии имеют микроскопические размеры.

Объяснение может быть дано в иной формулировке, не искажающей его смысла.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Саляхова Гульгена Габдулловна – учитель химии и биологии МБОУ Пелевской СОШ Лаишевского муниципального района РТ

УМК: 1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.В.В. Пасечник.

2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / Пасечник В. В.



Однодольные

Зародыш семени

Трехчленные, часто с простым околоцветником

Пяти- или четырехчленные, преимущественно с двойным околоцветником

Простые, цельнокрайние, сидячие, часто с влагалищем

Простые, сложные, черешковые или сидячие, целостные или рассеченные

Параллельное или дуговое

Травянистый, проводящие пучки закрыты, беспорядочно разбросаны по стеблю

Травянистый или одревесневший, проводящие пучки открытые (имеют камбий), расположены в стебле по кругу

Тип корневой системы

Стержневая, у некоторых травянистых растений - мочковатая

Прохождение корневой системы

Система боковых корней

Система главного корня

Основные семейства

Лилейные, злаковые, осоковые, орхидейные

Капустные (крестоцветные), розоцветные, бобовые, лебедовые, пасленовые, астровые (сложноцветные), губоцветные, зонтичные

Вороний глаз (сетчатое жилкование)

Подорожник (дуговое жилкование, мочковатая корневая система)

Формула цветка, соцветия

зонтик, кисть, одиночные цветки

Звездчатка, тюльпан, лилия, рябчик

сложный колос, султан, метелка, початок

Пшеница, рожь, кукуруза, рис, пырей, мятлик, бамбук, сахарный тростник

земляника, кисть, щиток

Яблоня, груша, шиповник, малина, земляника, роза, боярышник, ежевика

кисть, метелка, головка, зонтик

Горох, фасоль, соя, клевер, люцерна, желтая акация, донник

Капуста, редька, горчица, сурепка, пастушья сумка, левкой

Картофель, перец, табак, дурман, белена, петуния

Вместо чашечки парашют или пленки трубчатые, язычковые

воронкообразные – стерильные, корзинка

Подсолнечник, топинамбур, осот, ромашка, василек, полынь, пижма

Царство живой природы

находятся обособленно, являются паразитами и поселяются внутри живой клетки.
Паразитические формы состоят из молекул ДНК, РНК, покрытые мембраной.
Вирусы не могут самостоятельно синтезировать белок.

- клетки не содержат ядра, поэтому их называют

прокариотами . Ядерное вещество разбросано по цитоплазме

- клеточная оболочка состоит из муреина

- размножаются путем простого деления клетки

- при неблагоприятных условиях образуют споры

- по типам питания: гетеротрофы: питаются готовыми органическими веществами- (сапрофиты- мёртвой органикой)

и паразиты- живым организмом хозяина;

- по форме клетки:

1) шарообразной формы – кокки, диплококки, стрептококки и стафилококки

2) палочкообразной - бациллы

3) винтообразно-изогнутой - спириллы с подтипами: вибриона , спириллы и спирохеты

признаки растений:

• Прикрепленный образ жизни.

• Неограниченный рост в течение жизни верхушечной частью.

• Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых

грибов (только у водных грибов).

• Способны синтезировать витамины и гормоны

признаки животных:

• Наличие хитина в клеточных стенках.

• Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма

• Лишены хлорофилла, поэтому они гетеротрофы

• Запасающее вещество в клетках - гликоген

признаки грибов

• Тело состоит из гифов, образующих мицелий (грибницу)

- клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы)

- есть пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты), обеспечивающие фотосин

тез (автотрофы по типу питания),

окраску плодов, цветов

- есть вакуоль с клеточным соком

- запасающее вещество в клетках- крахмал

- рост не ограничен

- наружный слой клетки тонкий, эластичный

- пластиды и вакуоли отсутствуют

- запасающее вещество в клетках -гликоген

- питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы по типу питания)

- ограниченный рост

Картинки по запросу систематические категории растений и животных


Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Ярко-зеленая окраска водорослей этого отдела обусловлена присутствием хлорофиллов, представлены одноклеточными, многоклеточными и колониальными формами.


Многоклеточные, в основном морские растенияСлоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища..


В основном многоклеточные морские растения (рис. 63). Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах.


Тело лишайника — слоевище — состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Бывают кустистые, листоватые и накипные Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или синезелёные. Размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела.


Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах и лишь изредка в засушливых областях. Тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами.

Различают печёночные и листостебельные мхи.


Хвощи — многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски. В них созревают споры для размножения.

Зелёные летние побеги содержат хлорофилл.

Хвощи растут на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на участках с влажной кислой почвой. Если на поле много хвощей, значит, почва нуждается в известковании.


Плауны растут преимущественно в сосновых лесах. У этих растений длинный ползучий стебель с множеством веток, покрытых мелкими листьями Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски со спорами.


В основном это травянистые растения, но в тропических областях имеются и древовидные формы. Листья ( вайи ) – обычно наиболее заметная часть папоротника. развиты все органы растения: корень , стебель и листья.

Размножаются спорами . Споры образуются на нижней стороне листа в особых спорангиях . Когда они разрываются, споры высеваются, попадают на влажную почву, и прорастают, образуя похожее на маленькое сердце растение — заросток . С нижней стороны заростка образуются ризоиды и половые органы.


Жизненные формы данного отдела, в основном, составляют деревья и кустарники. Отличительной характеристикой их является то, что все они вечнозелёные растения. Хотя встречаются виды листопадных деревьев и лиан.
У голосеменных растений имеются органы — стебель, корень и листья. Размножаются и распространяются эти растения семенами, их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек. Листья называют хвоя- имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. У некоторых видов, например у кипариса, листья чешуйчатые.


Отличительной особенностью этого отдела является наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами - кустарниками и кустарничками.

1 Рассмотрите изображение одуванчика и выполните задания, вписав ответы в бланк.






1.1. Под какими цифрами на рисунке обозначены: лист, соцветие, стебель и плод?

1.2. Какой орган растения обеспечивает размножение? Ответ впишите в бланк.

1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функции, обеспечивающие питание, дыхание, выделение. Выпишите название органа растения, который является лишним и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Стебель, корень, цветок, лист.

2. Распространение плодов животными: приведите 3-4 примера растений

3. Рассмотрите изображение и опишите лист сливы и по следующему плану и впишите ответ в шаблон:


А. Тип листа : 1) черешковый 2) сидячий

Б. Жилкование листа : 1) сетчатое, 2) дуговое, 3) параллельное.

. Форма листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.


.Опишите цветок лилии по плану:

- цветок правильный/ неправильный

Б- цветок обоеполый/ раздельнополый

- околоцветник цветка простой/сложный


5. Одуванчик богат витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из него варят варенье (А), используют, как лекарственное растение (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.



6. Ученик рассматривал срез луковицы и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?



Различают 3 вида корней: главный, (А)… и придаточные. Из зародышевого корешка семени развивается (Б) … корень. Корни, отходящие от стебля и листьев- (В)… корни.

Список слов: 1. Придаточный корень; 2. Боковой корень; 3. Побег; 4. Главный корень; 5. Почка.

А. У какого растения больше всего устьиц?

Б. У какого растения устьица располагаются и на верхней и на нижней стороне листа?

В. Листья какого из этих растений расположены на воде?


8.2. Найдите соответствие между соцветием и его схемой и запишите ответ в бланк:





1. 2. 3. 4

8.3. Какие приспособления имеют плоды, распространяющиеся ветром?

9. Прочитайте текст и выполните задания.

1. Снаружи семя фасоли покрыто блестящей гладкой кожурой. 2. Она защищает его от высыхания и различных повреждений. 3. На кожуре виден рубчик — след от так называемой семеножки, посредством которой семя было прикреплено к стенке плода. 4. Под кожурой находится зародыш, состоящий из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. 5. Корешок, стебелек и почечка расположены между двумя семядолями. 6. Семядоли крупные и толстые, в них содержится запас питательных веществ.

9.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что фасоль относят к двудольным растениям? Запишите номера выбранных предложений в бланк.

9.2. Сделайте описание гороха по следующему плану.

А) В сравнении с фасолью: крупнее/мельче

Б) Кожура семени: гладкая/ шероховатая

В) Какие растения, относящиеся к классу двудольных, вы знаете? (Приведите не менее двух примеров).

1

Рассмотрите изображение яблони и выполните задания, вписав ответы в бланк.

1.1. Под какими цифрами на рисунке обозначены: лист, цветок, стебель (ствол) и плод.

1.2. Какой орган растения обеспечивает поглощение воды с минеральными солями?

Побег, цветок, семя, плод.

2. Распространение плодов ветром: приведите 3-4 примера растений.

3. Рассмотрите изображение и опишите лист одуванчика по следующему плану:

задания линейку и карандаш.


А. Тип листа: 1) черешковый 2) сидячий

Б. Жилкование листа:1) параллельное 2) дуговидное 3) сетчатое

В. Форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка)

И по расположению наиболее широкой части


4. Опишите цветок картофеля по плану:


А- цветок правильный/ неправильный

Б- цветок обоеполый/ раздельнополый

В- околоцветник цветка простой/сложный



6. Ученик рассматривал под микроскопом клетку растения и сделал её рисунок. Как называется органоид, обозначенный им на рисунке буквой А? Запишите название этого органоида в бланк.



Список слов: 1. Побег; 2. Лист; 3. Почка; 4. Стебель; 5. Зачаточный


А. У какого растения самая плотная древесина?

Б. У каких растений предел прочности дерева выше 120МПа?

В. У какого растения плотность самая низкая?

8.2. Найдите соответствие между типом плода и растением, для которого характерен такой тип плода и запишите ответ в шаблон:





А- ягода; Б- костянка В- боб Г- коробочка

8.3. Какие приспособления имеют плоды, распространяющиеся животными и человеком? ( 3 приспособления)

9. Прочитайте текст и выполните задания.

9.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что цветок яблони имеет двойной околоцветник? Запишите номера выбранных предложений в бланк..

9.2. Сделайте описание цветка ивы по следующему плану.


А) В сравнении с яблоней: крупнее/мельче

Б) Цветок обоеполый или однополый

В) Какие растения, имеющие однополые цветки, вы знаете? (Приведите не менее двух примеров.)

Читайте также: