Благодаря плохой погоде урожай не был собран вовремя

Обновлено: 04.10.2024

Мы не закончили строительство благодаря несвоевременным поставкам строительного материала.

Мы отключили дому отопление благодаря злостным неплательщикам.

Понесены большие убытки благодаря пожару.

То есть данный предлог употребляется в выделении значения (вот видите, мы не виноваты, "благодарите" других или обстоятельства - переносное значение). И таких примеров множество.

Однако, разговорная практика, хоть и допускает вольную трактовку смыслового понятия данного предлога, но все-таки, является (намеренно или по незнанию) ошибкой, и ни в коем случае не может претендовать на изменение устойчивого лексического значения предлога "благодаря", а в лексическом значении по правилам языка данный предлог, действительно, употребляется в случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат, как например:

Благодаря принятым мерам.

Благодаря помощи друзей.

А потому, на мой взгляд, такое выражение как "благодаря плохой погоде. ", лучше и грамотней заменить на другие формулировки, как например:

Из-за плохой погоды, настроение ожидалось быть паршивым, но благодаря друзьям, скучать мне не пришлось.

То есть при выборе предлога всегда следует учитывать присущие ему оттенки значения - это грамотно и не позволяет размываться, раздваиваться смысловому значению, а значит, давать вольность суждению, искажать смысл, иначе говоря, заниматься словоблудием или намеренно вводить в заблуждение.

Пример с другими предлогами:


Хотя, субъективно, первое высказанное мнение о применении в отрицательном значении предлога "благодаря" мне тоже импонирует, я и сам нередко такими оборотами пользуюсь, хотя это и нарушает лексическое значение.

1. Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово становится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление) или с предлогом (предложное управление). В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка.

неправильный вариант правильный вариант
Уверенность в победу Уверенность в победе
Вера в победе Вера в победу
Нельзя путать беспредложные сочетания с предложными:
Оперировать чем-н. Работать с чем-н.
Рассержен чем-н. Рассердиться на что-н.
Различать что-н. и что-н. Отличать что-н. от чего-н.
Свойственный чему-н. Характерный для чего-н.
Уделять внимание чему-н. Обращать внимание на что-н.
Оплатить чего-н. Заплатить за что-н.
Различного управления требуют многие конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными:
Обрадоваться чему-н. Обрадован чем-н.
Полный (преисполненный) чего-н. Наполненный чем-н.
Препятствовать чему-н. Тормозить что-н.
Удивляться чему-н. Удивлен чем-н.
Следует правильно выбирать предлоги в словосочетании:
Беспокоиться о ком-н. Тревожиться за кого-н.
Похожий на кого-н. Сходный с кем-н.
Превосходство над чем-н. Преимущество перед чем-н.
Предостеречь от чего-н. Предупредить о чем-н.
Уверенность в чем-н. Вера во что-н.
Упрекать в чем-н. Порицать (осуждать) за что-н.

Употребление предлогов

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР употребляются с дательным падежомимени (не с родительным!)

неправильный вариант правильный вариант
Согласно расписания Согласно расписанию
вопреки предсказания вопреки предсказанию

Запомните!

неправильный вариант правильный вариант
По приезду По приезде
По отъезду По отъезде
По приходу По приходе
По выполнению По выполнении
По окончанию По окончании
По прошествию По прошествии

При выборе производного предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения:

неправильный вариант правильный вариант
Вследствие предстоящих ремонтных работ движение транспорта через северную дамбу будет закрыто. (ремонтные работы еще предстоят и последствий иметь не могут) Ввиду предстоящих ремонтных работ движение транспорта через северную дамбу будет закрыто.
Благодаря непогоде урожай не убран вовремя. (глупо благодарить, если результат отрицательный) Из-за непогоды урожай не убран вовремя.

3. Управление при однородных членах предложения:

Ошибочным является построение предложений, в которых при словах, требующих разного управления, имеется общее дополнение:

неправильный вариант правильный вариант
Студенты любят (В.п.) и увлекаются (т.п.) спортом Студенты любят (что?) спорт и увлекаются (чем?) им.

4. Управление при глаголах с отрицанием:

Предпочтительны формы Р.п. при глаголах:

неправильный вариант правильный вариант
Не видел опасность Не видел опасности

- с усиленным отрицанием

неправильный вариант правильный вариант
Никому не доверял свою тайну Никому не доверял своей тайны

Предпочтительны формы В.п. при глаголах:

неправильный вариант правильный вариант
Не любит своей дочери Не любит свою дочь

- при двойном отрицании

неправильный вариант правильный вариант
Нельзя не признать правоты Нельзя не признать правоту

5. Нарушения норм управления, ведущие к двусмысленности:

Сочетание в одном предложении форм род.п. производителя действия и род.п. объекта действия создает двусмысленность.

неправильный вариант правильный вариант
Необходимо последовательно изложение ученика материала урока Необходимо последовательно изложение учеником материала урока

Двусмысленность возникает и при скоплении слов, стоящих в одинаковом падеже (нанизывание падежей)

Употребление предлогов.

Цель: Показать сферу употребления предлогов в речи; прививать навыки различения производных предлогов от самостоятельных частей речи; совершенствовать речевую компетентность учеников.

Ход урока

1. Мотивационная беседа.

- Посмотрите на тему нашего урока. О чём пойдёт речь на уроке сегодня?

Определите цели и задачи занятия. Что должны знать и уметь после проведённого урока?

2. Лингвистическая разминка

Из-за; около; при; через.

(Лишнее слово – около - производный предлог, остальные – непроизводные.)

Вокруг дома; мимо школы; Благодаря заботе; вдоль трассы.

(Лишнее слово - благодаря заботе- производный предлог, образованный из деепричастия, остальные из – наречий.)

2)Объясни правописание производных предлогов. Диктант.

- Какие предлоги являются производными?

1. Вы писали мне насчёт воскресной школы.

2. Вследствие дождя посевная затянулась.

3. У входа стоит автомат вместо контролёра.

4. Мы отдыхали в течение двух часов.

5. Мы ездили на встречу выпускников.

6. Я бросился навстречу брату.

3. Работа по теме урока. Употребление предлогов в речи.

- Как было уже сказано ранее наша задача, посмотреть, как употребляются производные предлоги в речи.

Употребление предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не задумываемся, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения с предлогами.

При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения.

Если не учтены значения предлогов, то возникают ошибки:

Вследствие предстоящих ремонтных работ движение будет закрыто. (ВВИДУ)

Благодаря непогоде урожай не убран вовремя. (ИЗ-ЗА)

Исправленные предложения запишите в тетради

Выполнение упр 336

Как вы понимаете значение слова ходатайство?

(официальная просьба)

4. Отметьте нарушения норм употребления предлогов.

1. Благодаря своевременного вмешательства специалистов положение было

2. Прошу предоставить мне отпуск согласно личного заявления.

3. Он только что возвратился со школы.

4. На стол поставили варенье с ежевики.

5. Вопреки его предложений работу вовремя мы не закончили.

6. По истечению срока нам должны выплатить дивиденды.

(дивиденды - прибыль, получаемая акционерами пропорционально вложенному капиталу)

5. Отметьте нарушения норм употребления предлогов.

1. Поделитесь о своих впечатлениях.

2. Подтвердите о том, что вы участвуете в акции.

3. Оплатите за проезд.

4. Указать о недостатках.

5. Мазь для укусов комаров.

6. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.

7. Обращать внимание дисциплине.

8. В газете описывается о происходящем.

9. Нам рассказали об отличиях пустыни от тундры.

Итог: Подобные ошибки совершаются довольно часто, поэтому, чтобы не совершать их, будьте очень внимательны при изучении предлогов и при употреблении их в речи.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

  1. нарушение в построении сложноподчинённого предложения
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами предложения
  5. неверный выбор падежной формы существительного с предлогом

2.Флигель, стоящий на самом краю участка, в котором много лет жил Григорий Ефремович, всё ещё выглядел крепким и надёжным.

4.Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.

5.Согласно распоряжению руководства, в ближайшее время в училище, где готовят будущих работников завода, появятся новые учебные станки.

6.Несмотря на то что Алексею не хотелось отказываться от возможности пообщаться с будущим тестем, он всё же отклонил приглашение на конную прогулку, потому что он не умел и боялся ездить верхом.

7.Над украшенным окном резными наличниками, в скворечнике, который приколотил Степан нынешней весной, уже поселилась первая семья скворцов.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

Работа по теме урока

Изучите теоретический материал.

Речевые ошибки весьма широко распространены в устной и письменной речи, они проникли и в средства массовой инфор­мации. Орфоэпические, лексические, стилистические и другие речевые ошибки происходят из-за пренебрежения нормами. Когда говорят о грамматических нормах, имеют в виду морфо­логические и синтаксические нормы. Морфологические нормы мы рассматривали в прошлом году, о синтаксических поговорим сегодня.

Синтаксические нормы касаются построения словосочета­ний, предложений и сочетаемости слов в них.

Во-первых, отметим, что синтаксические нормы многооб­разны. Надо вырабатывать языковое чутьё, чтобы распознавать нарушения этих норм. Во-вторых, вспомним, что не так давно мы не только говорили о грамматических (т. е. синтаксических) нормах употребления деепричастий, но и выполняли задания, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (см. урок 23).

Основное внимание сегодня уделим другим нормам.

Начнём с норм управления. Вспомним, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово упо­требляется в определённом падеже.

Рассмотрим пример предложения.

Биологи хотят вникнуть и познать все тайны природы.

Допущена ошибка в управлении в предложении с однородными членами: при словах, требующих разного управления, стоит общее дополнение. Первое сказуемое не согласуется с дополне­нием тайны.

Биологи хотят вникнуть в тайны природы и познать их.

В предложениях с однородными членами делают и другие ошибки. Нужно помнить, что в ряду однородных членов не соче­таются: инфинитив и существительное (Вскоре ему надоели книги, учёба, рано вставать); второстепенный член и придаточное предложение (Это то самое дерево, посаженное нами десять лет назад и которое так незаметно выросло с нами); разные формы прилагательных и причастий (Все варианты заданий проверены и подготовленные).

Вскоре ему надоели книги, учёба, надоело рано вставать.

Это то самое дерево, посаженное нами десять лет назад и так неза­метно выросшее вместе с нами.

Это то самое дерево, которое мы посадили десять лет назад и которое так незаметно выросло вместе с нами.

Все варианты заданий проверены и подготовлены.

Несогласованность часто наблюдается в предложениях с при­частными оборотами.

Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу.

В этом предложении причастие не согласовано с определяе­мым словом. Достаточно от этого слова поставить вопрос, и окон­чание подскажет нужную форму причастия. Но здесь допущена ещё одна ошибка: нарушена видо-временная соотнесённость гла­гола и причастия, вместо причастия прошедшего времени упо­треблено причастие настоящего времени.

Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслонявшие нам дорогу.

Важно также соблюдение видо-временной соотнесённости глагола и деепричастия.

Рассматривая несколько вариантов, я выбрал один.

Ошибка в том, что глагол-сказуемое совершенного вида, про­шедшего времени, а деепричастие несовершенного вида, настоя­щего времени. В зависимости от речевой ситуации возможны два варианта исправления ошибки.

Рассматривая несколько вариантов, я выбираю один.

Рассмотрев несколько вариантов, я выбрал один.

Очень часто в речи встречаются ошибки, связанные с согла­сованием. Вот несколько наиболее типичных.

1) Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на вы­борах. 2) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписа­ния. 3) Благодаря непогоды урожай собран небольшой.

Комментарии

  • Подлежащее и сказуемое придаточного предложения не согласованы. Местоимение кто следует употреблять только с единственным числом глагола.

Те, кто не набрал нужное количество голосов, не прошли на выборах.

2)Нарушено согласование существительного с производным предлогом. Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют датель­ного падежа.

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

3)Во-первых, допущена та же ошибка, что и в предыдущем предложении. Во-вторых в предложении есть ещё и смысловая ошибка: предлог благодаря используется только в положительном смысле, поэтому его нужно заменить нейтральным.

Из-за непогоды урожай собран небольшой.

Ещё о сочетаемости. Часто пишут и говорят так:

Работы начинаются сразу по заключению договора.

По приезду сдайте отчёт о командировке.

Работы начинаются сразу по заключении договора.

По приезде сдайте отчёт о командировке.

Этот же предлог употребляется в сочетании скучаю по вас (до­пустимо: по вам).

Довольно часто можно услышать фразы оплатите за проезд или у кого ещё за проезд не плочено?, и мы уже принимаем их как должное. На самом деле за проезд можно заплатить, проезд надо оплачивать.

Глаголы оплатить и заплатить являются паронимами, с этой точки зрения ошибка лексическая, но в то же время в нашем при­мере нарушены нормы согласования.

Приведём другие примеры согласования: заслуживать чего-либо — заслужить что-либо, превосходство, преимущество над чем (кем)-либо, упрекать в чём-либо — осуждать за что-либо, удивлён чем-либо — удивляться чему-либо, уделить внимание чему-либо — обратить внимание на что-либо, озабочен (озабоченность) чем-либо — заботиться (забота) о чём-либо, обрадован чем-либо — обрадоваться чему-либо, беспокоиться о чём (ком)-либо — тревожиться за что (кого)-либо, свойственный чему-либо — харак­терный для чего-либо, отзыв о чём-либо —рецензия на что-либо, пера в победу — уверенность в победе.

Согласование играет большое значение для правильного построения фразы.

— Какая ошибка допущена? (Слова играть и значение не сочетаются.)

— Как сказать правильно? (Имеет значение, играет роль.)

Отдельного разговора требует употребление двойных союзов при однородных членах. Довольно распространённая ошибка — неправильное употребление союза не только. но и. Однородные члены должны стоять строго после каждой части союза.

Автор не только акцентирует внимание на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации, но и на характерных ошибках.

Первая часть союза стоит не перед однородным членом, а пе­ред глаголом-сказуемым. Чтобы не ошибиться, надо правильно вычленять однородные члены.

Автор акцентирует внимание не только на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации, но и на характерных ошибках.

Иногда смешивают части разных двойных союзов.

С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.

С успехом выступали как исполнители главных ролей, так и все остальные участники спектакля.

С успехом выступали исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.

Ещё раз подчеркнём важность синтаксического разбора для устранения грамматических ошибок. Иногда несоблюдение норм приводит к комическому эффекту.

Наташа Ростова уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.

Нарушено построение сложноподчинённого предложения с придаточным определительным: придаточное со словом кото­рый должно стоять после определяемого слова, а оно «опоздало и определило другое слово (для раненых).

Наташа Ростова уговорила отдать для раненых подводы, на которых уже были уложены вещи.

Наташа Ростова уговорила отдать подводы, на которых уже был уложены вещи, для раненых.

2. Практические задания

-Найдите предложения с нарушением синтаксических норм. Определите, какие нормы нарушены, и исправьте предло­жения.

  • Задремав за книгой, старушка уронила свои очки на стол.
  • Вскрыв конверт, это оказалось письмо от моего школьного друга.
  • Нарушая правила дорожного движения, вы подвергаете свою жизнь опасности.

4)Включив радио, мне попалась передача, посвященная режиссёру Эйзенштейну.

Читайте также: