Боинг 747 посадка на воду

Обновлено: 05.10.2024

Технологический уклад и подход к досмотру багажа был всё такой же формальностью в середине 80-х. Экипажу планового рейса № 182 авиакомпании Air-India и трём сотням пассажирам, летевшим в самолёте, который следовал из Монреаля в индийский Бомбей через Лондон и Дели, за это пришлось расплатиться жизнями.

Самолёт Boeing 747-237B борт VT-EFO курсировал между Индией и Канадой, совершая промежуточные посадки в немецком Франкфурте-на-Майне. Рейс из Индии в Канаду (AI181) мог закончиться аварийной посадкой – забарахлил один из двигателей.

Коллеги из канадского Торонто (к их чести!) отнеслись к поломке более чем внимательно. Компания Air Canada предоставила индусам свой двигатель, а неисправный надёжно зафиксировали между вторым двигателем и фюзеляжем, чтобы транспортировать в Бомбей, на ремонт.

Скорость от этого упала (с 892 до 860 км/ч), но это было не критично. Замена двигателя в Торонто привела к тому, что в Монреале самолёт приземлился со значительным опозданием. Там номер рейса был изменён на AI182. Предстоял долгий путь через Атлантику назад, в Индию, с посадкой в Лондоне.

Двигатель, подаренный канадцами, работал без нареканий. Что можно сказать про экипаж? Лётчики и бортпроводники, которых было, учитывая количество пассажиров, аж 19 человек, были гражданами Индии.

Командир корабля Ханс Нарендра был не просто опытным лётчиком, а экспертом своего дела, который безупречно работал в компании почти 30 лет. Начиная с 1956 года.

Был в команде пилотов и человек, который очень надеялся, что этот полёт будет в его лётной карьере последним. Речь о бортинженере Даре Думасиа. На момент трагедии ему уже исполнилось 57. Он планировал слетать в Канаду, вернуться в Индию и написать заявление об уходе, после чего выйти на пенсию. Думасиа работал в Air India дольше всех – с 1954 года.

Персонал из 19-ти проводников был разновозрастным. Кому-то перевалило за 40. Кто-то был ещё совсем молод. Большинство бортпроводников устроилось в Air India в роковом 1985-м. Были и те, кто пришёл в авторитетную индийскую компанию на год раньше, в 1984-м.

Этот Boeing 747 впервые поднялся в воздух 19 июня 1978 года. 7 лет для воздушного судна – не возраст.

Те, кто положил бомбу в багаж, точно знали, что в Токио транзитные чемоданы и сумки переложат в другой самолёт — рейс AI301, летевший в Индию.

Один из японских грузчиков, переносивших транзитный багаж, допустил неосторожность, выронил чемодан. Грянул взрыв, в результате которого погибли двое сотрудников токийского аэропорта, четверо были ранены.

Эта роковая для погибших и раненых случайность парадоксально спасла жизнь 177-ми пассажиров, направлявшихся из Токио в Индию. Если бы сумки были загружены в самолёт, улетавший в Дели, то трагическая дата 23 июня 1985 года была бы ознаменована гибелью не одного, а двух самолётов.

Взрыв в Токийском аэропорту произошёл на два часа раньше, чем взрыв на борту летевшего над Атлантикой из Канады в Индию рейса AI182. До берегов Туманного Альбиона оставалось около 20 минут лёта.

Самолёт вошёл в зону контроля диспетчерского центра международного аэропорта Шаннон. Установить контакт с ирландскими диспетчерами удалось не сразу: пилоты выставили неправильный код ответчика.

В остальном радиообмен между землёй и 747-м Боингом, летевшим из Канады, шёл в штатном режиме. Посадка с целью дозаправки и высадки пассажиров, летевших в столицу Великобритании, была намечена в Лондоне.

Куинн и его коллег Лейнс, не мигая смотрели на экран, когда в их наушниках, в 7 часов 14 минут 23 июня 1985 года раздался звук включённого передатчика одного из самолётов, находившихся в воздухе.

Грузовые суда, находившиеся в районе падения, спешили на помощь. Но помогать было уже некому.

Не успев осознать, что же именно произошло, погибли все 329 человек, находившихся на борту. Произошедшее в нейтральных водах, всего в 176 км от ирландского города Корка, стало

· первой террористической атакой на Boeing-747

· и не имеющим аналогов терактом в истории Канады.

Полиция напала на след преступников лишь спустя год

Ими оказались находившиеся в Канаде индусы из числа готовивших на индийского премьер-министра Раджива Ганди группировок. Оказалось, что находившиеся в аэропортах Ванкувера и Торонто террористы Лал Сингх и Аммана Сингх беспрепятственно сдали в багаж чемоданы, начинённые взрывчаткой. А на посадку не явились, избежав тем самым статуса террористов-смертников.

Смертная казнь в Канаде была отменена де-факто в 1963-м, а де-юре это случилось в 1976-м. Приговор Лалу Сингху за теракт, который произошёл в Токио, где погибли двое грузчиков, был неожиданно мягким. Но спустя 12 лет, в 2001-м, за три дня до его освобождения, Сингху неожиданно предъявили обвинение в гибели рейса 182 Air-India. И он понял, что это надолго. Точнее, теперь уже навсегда.

Сегодняшняя статья будет посвящена инциденту с пассажирским лайнером "Боинг-747" и довольно немного людей знают об этом происшествии, т. к. подробных описаний событий в сети мало. Поехали!

В сентябре 1993 года пассажирский "Боинг-747" (бортовой F-GITA) авиакомпании "Air France", выполнявший рейс по маршруту "Лос-Анджелес — Таити", совершил посадку в аэропорту прилёта на довольно большой скорости (приблизительно 300 км/ч, в то время как скорость пассажирских лайнеров при посадке составляет 250 — 260 км/ч), и экипаж применил торможение реверсом. Внезапно, мощность двигателя N1 (крайний справа) повысилась до 107%, в результате чего самолёт повело влево. Для того, чтобы тяга была равномерной, пилоты отключили двигатель N4 (крайний слева), однако самолёт потянуло влево и он выкатился за пределы полосы, попав в небольшую лагуну.

Прокатиться с ветерком на самых быстрых американских горках в мире можно в парке развлечений Ferrari World Абу-Даби на скорости 240 км/ч. Но пассажирам этого рейса пришлось спускаться с высоты 7300 метров в самолете без крыши — с ураганным ветром в лицо, на скорости 530 км/ч!

Все пассажиры выжили. На земле экипаж не досчитался старшего бортпроводника Кларабелль Лэнсинг. В момент, когда сорвало часть корпуса самолета, ее мощным потоком воздуха выбросило в небо. Тело стюардессы найдено не было, в память о ней в аэропорту был разбит цветущий сад.

Пилот за бортом. В небе Англии

BAC 1-11, British Airways. 10 июня 1990 года, рейс 5390 Бирмингем — Малага (Великобритания — Испания)

Вряд ли найдется второй человек в мире, которому довелось прокатиться на крыше самолета. Этого не проделывали даже самые отчаянные голливудские каскадеры.

Опытный летчик Тим Ланкастер, налетавший свыше 11 000 часов, был командиром воздушного судна, вторым пилотом на рейсе летел Аластар Атчинсон. В 7.20 утра самолет вылетел из аэропорта Бирмингема и направился в солнечную Испанию.

Подняв самолет в воздух, второй пилот передал управление командиру. В 7.33 самолет был на высоте более 5000 метров, командир ослабил ремни безопасности, тут и раздался грохот. Лобовое стекло со стороны командира улетело в неизвестном направлении, за ним устремился и Тим Ланкастер, но ноги застряли в кабине, а его самого пригвоздило диким ветром к корпусу самолета с наружной стороны. Бортпроводник Найджел Огден вцепился обеими руками в командира, не давая ему окончательно вылететь в окно.

Второй пилот начал аварийное снижение и передал сигнал бедствия. Экипаж уже не верил, что командир жив, но отпустить, как им казалось, безжизненное тело, было еще опаснее, поскольку оно могло попасть в двигатель и вывести самолет из строя.

Так они и летели до ближайшего аэропорта в Саутгемптоне. Обмороженного, с переломами рук, но живого командира сняли с самолета. У бортпроводника, героически державшего его весь полет, также было обморожено лицо. Остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Командир, переживший беспрецедентный полет, через пять месяцев вернулся за штурвал самолета.

Своим экстремальным приключением пассажиры и экипаж обязаны механику, менявшему накануне этого полета стекло в самолете. Он прикрутил стекло не теми болтами, ошибся буквально на миллиметр в диаметре.

Огни святого Эльма. Полет в облаке вулканического пепла над островом Ява

Boeing 747-236B, British Airways, 24 июня 1982 года, рейс 009 Лондон — Окленд (Новая Зеландия)

Через несколько минут после ночного вылета из Куала-Лумпура с самолетом начало происходить нечто зловещее. Салон заполнялся дымом. Курить на борту в то время было не запрещено, но бортпроводникам не удалось найти ни курящих пассажиров, ни источников возгорания, а тем временем дым становился плотнее.

На высоте 4100 метров неожиданно заработал четвертый двигатель, за ним ожили и остальные. Самолет смог перелететь горную цепь и приземлиться в аэропорту Джакарты. 248 пассажиров и 15 членов экипажа высадились невредимыми на извергающийся остров.

Командир, только Нева спасет нас!

На новеньком Ту-124 при вылете из Таллина заклинило переднюю стойку шасси. А на взлетной полосе нашли выпавший болт. Как ни пытался экипаж выбить заклинившее шасси, пробив дыру в фюзеляже, ничто не помогало. А без шасси самолет при посадке может завалиться набок и разбиться.

Возвращаться в Таллин не разрешили, сославшись на туман. От наземных служб поступило распоряжение выработать топливо и сажать самолет в Пулкове (в то время так назывался аэропорт Шоссейная) на аварийную грунтовую полосу. Возглавил посадку лично руководитель полетов аэропорта Георгий Нарбут.

Самолет пронесся в нескольких метрах над строившимся мостом Александра Невского (рабочие попрыгали в воду) и сел между Большеохтинским и Финляндским мостами. С момента, как заглох второй двигатель, до приводнения на Неву прошло 14 секунд. 45 пассажиров и 7 членов экипажа живыми сошли с самолета на берег. Толпа зевак решила, что снимают кино!

Информацию о полете засекретили, но иностранные СМИ раструбили о подвиге пилотов на весь мир, и руководству страны пришлось-таки экипаж представить к наградам.

Таежный смотритель. Посадка на заброшенном аэродроме

Ту-154, 7 сентября 2010 года, рейс 516 Полярный — Москва

В эпоху расцвета малой авиации, когда дорог в северной глубинке не было, но в каждый поселок летали самолеты, таежный аэропорт в Ижме принимал каждый день рейсы из Ухты и Сыктывкара. Позже затерянный где-то в тайге и исключенный из всех навигационных справочников аэропорт закрыли и использовали только как вертолетную площадку.

Однако бывший начальник аэропорта Сергей Сотников продолжал поддерживать аэродром в порядке — следил, чтобы не было мусора, гонял водителей, норовивших оставить трактор на взлетно-посадочной полосе. И однажды здесь удачно приземлился терпевший бедствие Ту-154 с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту.

Ту-154 вылетел из аэропорта Полярный в Якутии и направлялся в Москву. Через три с половиной часа на высоте 10 600 метров в самолете пропало электропитание, вышли из строя насосы, подающие топливо, отказали автопилот, навигация, связь. Сработала сигнализация о критическом остатке топлива, посадку нужно было совершить в течение 30 минут. До ближайшего аэропорта, в Ухте, слишком далеко, чтобы долететь на остатке топлива.

Снизились до трех тысяч метров, прошли сквозь облака и увидели: повсюду тайга. Потом промелькнул поселок Ижма, речка. Пилоты были готовы попытаться приземлиться даже на опушку леса или огород. И вдруг самолет пронесся над бетонной полосой, при этом никаких данных об аэропорте в этой местности у пилотов не было. Они сделали несколько кругов над из ниоткуда взявшейся полосой, оценили ее состояние и приняли решение садиться. Для Ту-154 полоса была слишком короткой, и самолет немного выкатился за ее пределы, в лес. Вокруг свалившегося с неба лайнера собрался весь поселок Ижма, прибыли МЧС и пожарные машины.

Пилоты открыли форточку, в кабину посыпались листья с деревьев, и только тогда они начали осознавать, что все могло закончиться гораздо хуже.

Попутчик. Кровавая драма на борту

Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30F, 7 апреля 1994 года, рейс DX705 Мемфис — Сан-Хосе (США)

Он все распланировал, но накануне его команда превысила налет часов, и экипаж на рейсе заменили. Кэллоуэй не отступил и полетел на откидном кресле в грузовом отсеке — таких пассажиров в компании называют попутчиками. С футляром для гитары, где были спрятаны молотки и гарпун, он занял свое место в самолете.

Через 30 минут после взлета Кэллоуэй напал на экипаж. Под ударами молотков оказались все трое: командир воздушного судна Дэвид Сандерс, второй пилот Джеймс Такер и бортинженер Эндрю Питерсон. Такер с проломленным черепом удерживал самолет в небе, пока остальные двое пытались скрутить Оборна Кэллоуэя. Пилот направил нос машины вверх, бой откатился в грузовой отсек. Только теперь ему удалось развернуть машину обратно на Мемфис, связаться с диспетчерами и сообщить, что при посадке экипажу требуется военное вмешательство для захвата вооруженного преступника. В грузовом отсеке повсюду кровавые следы, но Сандерсу и Петерсону удалось сдерживать преступника до посадки самолета.

AirPublic

AirPublic

AirPublic запись закреплена

✈

Аварийная посадка Боинга 747-100

😐

Смотрим, радуемся что живем во времена нормальных надувных трапов.

Сан Франциско, 1971 год

Павел Никитин

😳

Это он на грунт сел?

Дмитрий Сахаров


Дмитрий Сахаров

Александр Рогов

Антон Колесов

👍

При касании повредил шасси и оно загорелось? А трапы огонь, не думали же, что на дыбы может встать

Дмитрий Авдеев

Дмитрий Сахаров


Дмитрий Сахаров

Захар Захаров


Захар Захаров

Алексей Снопов

Альберт Пак

🤷🏻‍♂

Алексей, и проектируются иначе, и материал другой, но все равно разворачивает от ветра

Дмитрий Сахаров


Дмитрий Сахаров ответил Альберту

Дмитрий Авдеев

Ну вообще-то в наше время трапы лучше, но они должны через определённое время проверяться на исправность, что кстати не все авиакомпании делаю.

Илья Корнишин


Илья Корнишин


Тесла Жамлеханов

😏

Прям как у SSJ в Шереметьево прошлой весной. Разница в сорок лет

Альберт Пак

Иван Козорезов

Анастасия Свиридова


Анастасия Свиридова ответила Ивану

Иван, там он по-моему три раза подскочил м сломал стойки шасси. Тут один раз и они взорвались из-за экстренного торможения. Интерцепторы не выкинул ни тот, ни тот. Интересно, в чем у этих была проблема

Читайте также: