Чернеет дорога приморского сада анализ

Обновлено: 05.10.2024

Предыдущий повтор
Музыка - Александр Вертинский, в основе лежат стихи, которые написала Анна Андреевна Ахматова, но несколько переделанные.
В результате вышла классическая песня Вертинского.
Здесь есть ноты

Александр Вертинский


Алла Боянова

Олег Погудин

Петр Налич

Темнеет дорога приморского сада,
Желты до утра фонари.
Я очень спокойный, но только не надо
Со мной о любви говорить!

Я нежный и верный – мы будем друзьями –
Гулять, целоваться, стареть…
И легкие месяцы будут над нами,
Как снежные звезды, лететь…

Темнеет дорога уснувшего сада,
Еще далеко до зари…
Я очень спокойный, но только не надо
Со мной о любви говорить!

Анна Ахматова

Чернеет дорога приморского сада,
Желты и свежи фонари.
Я очень спокойна. Только не надо
Со мною о нем говорить.
Ты милый и верный, мы будем друзьями…
Гулять, целоваться, стареть.
И легкие месяцы будут над нами,
Как снежные звезды, лететь.

Чернеет дорога приморского сада,
Желты и свежи фонари.
Я очень спокойная. Только не надо
Со мною о нем говорить.
Ты милый и верный, мы будем друзьями…
Гулять, целоваться, стареть…
И легкие месяцы будут над нами,
Как снежные звёзды, лететь.

Читать похожие стихи:

Отзывы к стихотворению:

Читать стих поэта Анна Ахматова — Чернеет дорога приморского сада на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

2. Выявление лирического сюжета. Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки. Это изображение динамики переживаний. Под переживанием мы понимаем любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванную любыми обстоятельствами жизни. В лирике переживание самоценно, завершено внутренне, воспринимается как самостоятельный факт.

3. Определение темы. Это предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание.

4. Определение идеи. Выявление обобщающего значения лирического произведения, это то, ради чего написано это произведение. Идея вытекает из анализа лирического содержания. Тема и идея могут быть обозначены на текстовом уровне, а могут содержаться в подтексте.

5. Смысл названия (если есть). Может указывать на тему и идею, иногда на сюжет и жанр.

6. Анализ композиции. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: смысловые фрагменты, описательные фрагменты, кульминацию, строфы, выражающие чувства и эмоции, прямые высказывания. Стихотворение может иметь кольцевую композицию, основываться на контрасте (антитезе) – резком противопоставлении явлений.

7. Система образов. Лирические образы необычайно емки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Особенно нужно обратить внимание на образы - переживания; на аллегорические или символические образы; на образы предметного мира.

8. Характеристика лирического героя. Анализ лирического героя очень важная и наиболее сложная часть анализа. Это одна из форм выражения авторского сознания. Его не следует отождествлять с автором биографическим.

9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших лирическое переживание. Они служат отправной точкой лирического высказывания.

10. Выявление организации поэтической речи. Размер. Классификация рифм. Способ рифмовки.

11. Анализ языка. Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства языка плотно заполняют стихотворный текст. Анализ языка предполагает рассмотрение по четырем уровням: фонетический уровень (аллитерация, ассонанс, зияние); поэтическая лексика (поэтизмы, прозаизмы, неологизмы, историзмы, старославянизмы, варваризмы, диалектизмы, арго и пр.); тропы(эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.); поэтический синтаксис (анафора, эпифора, инверсия, парцелляция, параллелизм, поэтический перенос, эллепсис, умолчание, апосиопеза, многосоюзие, бессоюзие, риторические фигуры – вопрос, обращение, восклицание и др.)

Задания для самопроверки.

1.В отдельную тетрадь выписать все определения языкового уровня с примерами из лирических текстов.

2. Сделать анализ языка (по четырем уровням) стихотворения А.Ахматовой:

Чернеет дорога приморского сада,

Желты и свежи фонари.

Я очень спокойная. Только не надо

Со мною о нем говорить.

Ты милый и верный, мы будем друзьями…

Гулять, целоваться, стареть…

И легкие месяцы будут над нами

Как снежные звезды лететь.

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Текст № 1

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним…Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Первые строки трехстиший рифмуются между собой, рифма женская (села – опустело), вторая и третья каждого терцета рифмуется между собой (книг – миг, гумне – во мне), здесь рифма мужская по клаузуле. Все рифмы точные. Тексту свойственна метрическая упорядоченность. Размер – пятистопный ямб с пиррихием и спондеем.

Текст № 2

Белой ночью кажется: дыханье

Затаила сонная Нева,

И стоят вдоль набережной зданья –

Мыслю, следовательно, существую.

Норовят постигнуть мысль чужую

И понять любителя ходьбы.

Человек же думать не умеет:

Полугрезит, бедный, полуспит, -

Он и впрямь, как камень, цепенеет,

Известняк он, мрамор и гранит.

Монумент Тоски и обелиск

Горя, слепок Мрачности – с натуры,

Барельеф Беды и смертный Риск.

Он идет, его как будто нету,

На Неву глядящее, как в Лету,

Эту мысль додумать за него.

В основе лирического стихотворения А. Кушнера лежит реальная жизненная ситуация – прогулка по набережной Невы в белую ночь. Это поэтическое запечатление короткого фрагмента, проживаемого, пропускаемого через чувственное восприятие и осмысление лирическим героем.

В третьей строфе усиливается впечатление о человеке как архитектурном сооружении. Это происходит благодаря сравнению как камень – точному, образному и емкому. Затем он конкретизируется – известняк, мрамор, гранит. Названо пока только вещество, которым становится человек, разучившийся думать. Не случайно он назван бедным, такова оценка лирическим героем своего состояния полугрезы – полусна.

Четвертая строфа указывает на следующее состояние человека, он имеет зримые и осязаемые формы – монумент, обелиск, слепок, барельеф. В них воплощены человеческие переживания и состояния – Тоска, Горе, Мрачность, Беда, Риск. Каждое слово написано с прописной буквы. Это позволяет воспринимать их как собственные имена, а значит – сами явления как неких одушевленных существ, имеющих символический смысл.

Стихотворный размер – пятистопный хорей. Способ рифмовки – перекрестный. Рифма точная, в нечетных строках – женская, в четных – мужская.

Чернеет дорога приморского сада,
Желты и свежи фонари.
Я очень спокойная. Только не надо
Со мною о нем говорить.
Ты милый и верный, мы будем друзьями.
Гулять, целоваться, стареть.
И легкие месяцы будут над нами,
Как снежные звезды, лететь.

Cтихотворение состоит из 8 строк
Строфа: восьмистишие ( октава )
Размер: разностопный амфибрахий
Стопа: трёхсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
Рифмы: сада-фонари-надо-говорить
друзьями-стареть-нами-лететь.

Рифмовка: ABAC DEDE

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Читайте также: