Что негативно влияет на участки дорожного движения

Обновлено: 05.10.2024

Автомобильными дорогами страны двигаются разные виды автомашин : автобусы, легковые и грузовые автомобили, автопоезды. В сельскохозяйственных районах на дорогах возможное движение тракторных поездов с несколькими прицепами. Допускается также проезд мотоциклов и сельскохозяйственных машин на резиновых шинах. Гусеничные машины, которые разрушают дорожную одежду, и конные тележки должны ехать по параллельным грунтовым дорогам или по специально устроенным тракторным путям.

Как и любое инженерное сооружение, дорога может обеспечивать пропуск только тех нагрузок и в том количестве, на которые она была рассчитана при проектировании. Между тем прогресс в автомобилестроении ведет к непрерывному совершенствованию и изменению типов автомашин. При этом существует стойкая тенденция до увеличения грузоподъемности автомобилей и более широкого использования автопоездов.

Каждая дорога служит десятки лет и потому невозможно загодя точно спрогнозировать и учесть параметры автомобилей, которые будут ездить по ней в будущем. В экономическом плане нецелесообразно строить дороги с избыточным запасом прочности, рассчитанным на много лет вперед. Элементы автомобильных дорог при пректуванні, как правило, приспосабливаются к существующим стандартам на габариты и другие параметры автомобилей.

В течение последних лет резко изменился состав автомобильных потоков, которые двигаются автомобильными дорогами Украины. Выгодное геополитическое положение нашей страны привело к увеличению потока грузов из Западной Европы, которые перевозятся современными автопоездами повышенного веса. Это повлекло к росту в транспортном потоке количества транспортных средств с большой нагрузкой на ось.

Разрушающее влияние транспортных средств на дорожную одежду характеризуется следующими факторами:

Сверхнормативная для данной дороги нагрузка на ось предопределяет разрушение дорожного покрытия пропорционально отношению действующей нагрузки к нормативному в степени 4,4. Поскольку основная протяжность украинских дорог I категории за капітальністю дорожной одежды отвечает осевой нагрузке 10 т, разрушающее влияние на них наиболее распространенных в западных странах автомобилей с осевым нагрузка 11,5 т и 13 т будет представлять 1,85-3,17.

Для дорог II категории разрушительное влияние будет намного больше. Таким образом, проезд транспортных средств с большой нагрузкой на ось дорогами Украины приводит к резкому сокращению сроков службы дорожной одежды и заблаговременного ее разрушения.

Большой общий вес багатовісного транспортного средства приводит к разрушению искусственных сооружений на автомобильных дорогах и дорожной одежды даже при условиях, что осевая нагрузка не превышает допустимое для данной дороги. В данном случае к разрушению приводит не только суммарное действие весы на все вехе, но и большое общий вес.

Рост скорости движения транспортных средств приводит к повышению динамического влияния транспортного средства на дорожную одежду с коэффициентом до 1,3, то есть практически повышает на 30 % действующую нагрузку и, как следствие, ведет к увеличению разрушающего действия. Повышения скорости движения всего транспортного потока, в том числе и легковых автомобилей, особенно с шипованими шинами, даже на дорогах И категории приводит к повышенному износу верхних слоев в результате стирания и кавитации при аквапланировании. Дорожные одяги дорог И категории не в достаточной мере готовы к пропуску отмеченных транспортных средств, которые двигаются со скоростями свыше 100 км/ч.

Следует заметил, что упомянуты выше особенности современного дорожного движения, связанные с увеличением количества транспортных средств иностранного производства, требуют увеличения расходов на эксплуатационное содержание, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, особенно I и II категорий.

Заметим, что указанные расходы не покрываются средствами, полученными за проезд территорией Украины транспортных средств, весовые и габаритные параметры которых превышают нормативные, а также транспортных средств иностранных государств (в 2002 году до бюджета поступило 10 млн. грн. - глава V, стор. 114). Более того, даже эти небольшие средства направляются не на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатационное содержание дорог, а поступают в общий фонд Государственного бюджета в составе единственного сбора, который справляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины, а потом перераспределяются местным бюджетам в виде дотации выравнивания.

Относительно механизма финансирования дорог общего пользования наиболее социально-экономический справедливым является принцип "пользователь платит". Этот принцип позволяет лучше всего распределить груз расходов на дорожное хозяйство и достичь динамического равновесия между спросом и предложением на пропускную способность дорожной сети. Поддержание существующей сети автомобильных дорог в надлежащем состоянии и покрытия убытков, нанесенных дорогам большегрузным и крупногабаритным транспортом, а также транспортом, который двигается со сверхнормативной скоростью, должно осуществляться за счет владельцев такого транспорта. Поэтому:

- плата за проезд дорогами транспортных средств, весовые и габаритные параметры которых превышают нормативные, должен обязательно направляться на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатационное содержание дорог, а ее размер должен быть достаточным для покрытия нанесенных убытков;

- штрафы за превышение установленной для данного участка дороги скорости должны распределяться между ГАИ и дорожными фондами, причем размер платежа в дорожный фонд должен быть достаточным для компенсации разрушающего влияния на дорожное покрытие (смотри главу V, стор. 102 ).

Постоянный рост интенсивности движения автотранспорта и увеличения массы автомобилей способствует интенсивному физическому износу и конструкций мостовых сооружений. Сегодняшнее техническое состояние этих сооружений, а особенно конструкций мостового полотна и ответственных узлов соединения элементов прольотних строений, в целом является неудовлетворительным и таким, которое представляет угрозу для безаварийного функционирования как самих сооружений, так и дорожной сети.

Значительное количество мостовых сооружений (52%) были построены за техническими нормами, что действовали до 1962 года, i на настоящее время не отвечает условиям движения автотранспорта как за грузоподъемностью, так i за габаритами проездной части. На сегодняшний день насчитывается 8370 таких сооружений, то есть, больше половины от общего количества, из них 420 - в аварийном состоянии.

46,4% мостовых сооружений, которые имеют ограниченный габарит, рассчитано на нагрузку по схеме Н-10 (Н-13) i лишь отдельных - по схеме НГ-60, то есть в подавляющем большинстве не удовлетворяют условиям движения современных транспортных средств. На пути осуществления работ из увеличения ширины таких сооружений стоят проблемы налаживания специального производства сборных железобетонных балок, конструкция которых была бы совместима со старыми типами прольотних строений. Да, в существующих оснастках для производства пустотных плит возможно изготовлять элементы длиной 11,36; 14,06; 16,76 м, тогда как для сооружений с пролетами 22,16; 32,96 м i больше изготовление плит для увеличения ширины сооружений и их ремонта является достаточно проблематичным. Основное количество сооружений, которые остаются нерасширенными на данное время, имеет именно пролеты 22,16; 32,96 м i больше. Подавляющее большинство таких сооружений находятся на магистральных и региональных дорогах.

Не всегда обоснованное применение типичных проектов, отсутствие единой системы эксплуатации мостовых сооружений, неудовлетворительное качество материалов и производства работ в сравнении с европейскими требованиями являются главными недостатками отечественного мостостроения за последние полвека. Сегодня значительное количество мостовых сооружений имеет непривлекательный вид и находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2001 г. _№ 30 "О проезде крупногабаритных и великовагових транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами" и новыми Правилами дорожного движения на отдельных маршрутах повышены допустимые весовые и габаритные параметры. Настоящими нормативными актами позволяется по специальным правилам на установленных Минтрансом совместно с Госавтоинспекцией маршрутах движение транспортных средств с параметрами:

- общей массой - до 40 т (для контейнеровозов - 44 т),

-нагрузкой на одиночную ось - до 11 т, на сдвоенные вехе - до 18 т, на строенные вехе - до 24 т,

- высотой от поверхности дороги для контейнеровозов - до 4,35 м.

В первую очередь отмеченные маршруты устанавливаются на направлениях международных транспортных коридоров.

Справочно:

Согласно Правил проезда крупногабаритных и великовагових транспортных средств территорией Украины основным документом, который дает право на их движение автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами и определяет условия и режим проезда, является разрешение.

департаментом Госавтоинспекции МВД - в случае выезда за пределы Украины или въезда на территорию Украины;

департаментом Госавтоинспекции МВД или управлениями (отделами) Госавтоинспекции главных управлений МВД в областях - если маршрут пролегает в пределах области, между областями или между административно-территориальными единицами;

городскими или районными подразделениями Госавтоинспекции - если маршрут проходит в пределах города, района;

по согласованию перевозчика из:

Укравтодором - в случае, когда маршрут проходит по автомобильным дорогам общего пользования нескольких областей;

соответствующей организацией, которая принадлежит к сфере управления Укравтодора в области, - если маршрута не выходит за пределы одной области;

владельцами автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов - если маршрут проходит улицами населенных пунктов;

службами городского электротранспорта, электросети, электрификации, электросвязи, мостового хозяйства - в случае когда высота крупногабаритного транспортного средства с грузом или без него от поверхности дороги представляет более чем 4,5 мэтра;

дистанцией колеи железной дороги или владельцами переездов - если маршрут транспортного средства, габариты которого превышают за шириной 5 метров, длиной 26 метров, и высотой 4,5 метра, а общая масса превышает 52 тонны, проходит через железнодорожные переезды.

Если общая масса великовагового транспортного средства превышает 60 тонн, владелец автомобильных дорог или улиц принимает решение о проведении (за счет заказчика) специального обследования или/и испытание зданий, сооружений и сетей на маршруте и об их укреплении в случае необходимости.

Разрешение выдается на одноразовый или многоразовый (в случае осуществления постоянных проездов по одному маршруту тем же транспортным средством, но не более чем на три месяца) проезд крупногабаритного и великовагового транспортного средства в период наименьшей интенсивности движения.

В зависимости от дорожных условий, габаритов, массы транспортного средства и особенностей груза, который перевозится, в разрешении может быть ограничена максимальная скорость движения крупногабаритных и великовагових транспортных средств на всем маршруте или на отдельных его участках.

Во время выдачи разрешения подразделением Госавтоинспекции определяется необходимость сопровождения крупногабаритного и великовагового транспортного средства патрульным автомобилем Госавтоинспекции или автомобилем прикрытия.

Обязательным является сопровождение транспортного средства в случае, когда его параметры превышают:

по ширине 3,5 метры или по длине 24 метра - автомобилем прикрытия;

по ширине 3,75 метры или по длине 30 метров или он во время движения хотя бы частично будет занимать полосу встречного движения - патрульным автомобилем Госавтоинспекции.

Условия движения скоростных автомобилей с общей массой _40-44 тонны требуют доведения параметров дорог и мостовых сооружений к современным нормативным требованиям, среди которых состояние дорожной одежды, габарит проездной части мостовых сооружений и их грузоподъемность появляются как основные. Особенно это касается автодорог за направлениями транспортных коридоров (каких через территорию Украины пролегает семь) и европейских автомагистралей категории "Є" (18 дорог). Наиболее очевидными узкими местами таких дорог в Украине являются:

отсутствие в некоторых областных центрах объездных дорог, что ограничивает скорость движения транспорта и негативно влияет на окружающую среду и безопасность движения в пределах населенных пунктов;

неудовлетворительное техническое состояние дорожной одежды и мостовых сооружений;

·низкий уровень сервисной инфраструктуры.

В целом, технический уровень большинства украинских дорог не отвечает постоянно растущей интенсивности движения автотранспорта и параметрам современных грузовых автомобилей. Транспортно-эксплуатационное состояние значительной части автомобильных дорог является неудовлетворительным. Из чего вытекает резонный вывод, что проезд большегрузных автомобилей и скорость их движения по большинству дорог Украины следует ограничивать.

Автомобильными дорогами страны двигаются разные виды автомашин : автобусы, легковые и грузовые автомобили, автопоезды. В сельскохозяйственных районах на дорогах возможное движение тракторных поездов с несколькими прицепами. Допускается также проезд мотоциклов и сельскохозяйственных машин на резиновых шинах. Гусеничные машины, которые разрушают дорожную одежду, и конные тележки должны ехать по параллельным грунтовым дорогам или по специально устроенным тракторным путям.

Как и любое инженерное сооружение, дорога может обеспечивать пропуск только тех нагрузок и в том количестве, на которые она была рассчитана при проектировании. Между тем прогресс в автомобилестроении ведет к непрерывному совершенствованию и изменению типов автомашин. При этом существует стойкая тенденция до увеличения грузоподъемности автомобилей и более широкого использования автопоездов.

Каждая дорога служит десятки лет и потому невозможно загодя точно спрогнозировать и учесть параметры автомобилей, которые будут ездить по ней в будущем. В экономическом плане нецелесообразно строить дороги с избыточным запасом прочности, рассчитанным на много лет вперед. Элементы автомобильных дорог при пректуванні, как правило, приспосабливаются к существующим стандартам на габариты и другие параметры автомобилей.

В течение последних лет резко изменился состав автомобильных потоков, которые двигаются автомобильными дорогами Украины. Выгодное геополитическое положение нашей страны привело к увеличению потока грузов из Западной Европы, которые перевозятся современными автопоездами повышенного веса. Это повлекло к росту в транспортном потоке количества транспортных средств с большой нагрузкой на ось.

Разрушающее влияние транспортных средств на дорожную одежду характеризуется следующими факторами:

Сверхнормативная для данной дороги нагрузка на ось предопределяет разрушение дорожного покрытия пропорционально отношению действующей нагрузки к нормативному в степени 4,4. Поскольку основная протяжность украинских дорог I категории за капітальністю дорожной одежды отвечает осевой нагрузке 10 т, разрушающее влияние на них наиболее распространенных в западных странах автомобилей с осевым нагрузка 11,5 т и 13 т будет представлять 1,85-3,17.

Для дорог II категории разрушительное влияние будет намного больше. Таким образом, проезд транспортных средств с большой нагрузкой на ось дорогами Украины приводит к резкому сокращению сроков службы дорожной одежды и заблаговременного ее разрушения.

Большой общий вес багатовісного транспортного средства приводит к разрушению искусственных сооружений на автомобильных дорогах и дорожной одежды даже при условиях, что осевая нагрузка не превышает допустимое для данной дороги. В данном случае к разрушению приводит не только суммарное действие весы на все вехе, но и большое общий вес.

Рост скорости движения транспортных средств приводит к повышению динамического влияния транспортного средства на дорожную одежду с коэффициентом до 1,3, то есть практически повышает на 30 % действующую нагрузку и, как следствие, ведет к увеличению разрушающего действия. Повышения скорости движения всего транспортного потока, в том числе и легковых автомобилей, особенно с шипованими шинами, даже на дорогах И категории приводит к повышенному износу верхних слоев в результате стирания и кавитации при аквапланировании. Дорожные одяги дорог И категории не в достаточной мере готовы к пропуску отмеченных транспортных средств, которые двигаются со скоростями свыше 100 км/ч.

Следует заметил, что упомянуты выше особенности современного дорожного движения, связанные с увеличением количества транспортных средств иностранного производства, требуют увеличения расходов на эксплуатационное содержание, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, особенно I и II категорий.

Заметим, что указанные расходы не покрываются средствами, полученными за проезд территорией Украины транспортных средств, весовые и габаритные параметры которых превышают нормативные, а также транспортных средств иностранных государств (в 2002 году до бюджета поступило 10 млн. грн. - глава V, стор. 114). Более того, даже эти небольшие средства направляются не на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатационное содержание дорог, а поступают в общий фонд Государственного бюджета в составе единственного сбора, который справляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины, а потом перераспределяются местным бюджетам в виде дотации выравнивания.

Относительно механизма финансирования дорог общего пользования наиболее социально-экономический справедливым является принцип "пользователь платит". Этот принцип позволяет лучше всего распределить груз расходов на дорожное хозяйство и достичь динамического равновесия между спросом и предложением на пропускную способность дорожной сети. Поддержание существующей сети автомобильных дорог в надлежащем состоянии и покрытия убытков, нанесенных дорогам большегрузным и крупногабаритным транспортом, а также транспортом, который двигается со сверхнормативной скоростью, должно осуществляться за счет владельцев такого транспорта. Поэтому:

- плата за проезд дорогами транспортных средств, весовые и габаритные параметры которых превышают нормативные, должен обязательно направляться на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатационное содержание дорог, а ее размер должен быть достаточным для покрытия нанесенных убытков;

- штрафы за превышение установленной для данного участка дороги скорости должны распределяться между ГАИ и дорожными фондами, причем размер платежа в дорожный фонд должен быть достаточным для компенсации разрушающего влияния на дорожное покрытие (смотри главу V, стор. 102 ).

Постоянный рост интенсивности движения автотранспорта и увеличения массы автомобилей способствует интенсивному физическому износу и конструкций мостовых сооружений. Сегодняшнее техническое состояние этих сооружений, а особенно конструкций мостового полотна и ответственных узлов соединения элементов прольотних строений, в целом является неудовлетворительным и таким, которое представляет угрозу для безаварийного функционирования как самих сооружений, так и дорожной сети.

Значительное количество мостовых сооружений (52%) были построены за техническими нормами, что действовали до 1962 года, i на настоящее время не отвечает условиям движения автотранспорта как за грузоподъемностью, так i за габаритами проездной части. На сегодняшний день насчитывается 8370 таких сооружений, то есть, больше половины от общего количества, из них 420 - в аварийном состоянии.

46,4% мостовых сооружений, которые имеют ограниченный габарит, рассчитано на нагрузку по схеме Н-10 (Н-13) i лишь отдельных - по схеме НГ-60, то есть в подавляющем большинстве не удовлетворяют условиям движения современных транспортных средств. На пути осуществления работ из увеличения ширины таких сооружений стоят проблемы налаживания специального производства сборных железобетонных балок, конструкция которых была бы совместима со старыми типами прольотних строений. Да, в существующих оснастках для производства пустотных плит возможно изготовлять элементы длиной 11,36; 14,06; 16,76 м, тогда как для сооружений с пролетами 22,16; 32,96 м i больше изготовление плит для увеличения ширины сооружений и их ремонта является достаточно проблематичным. Основное количество сооружений, которые остаются нерасширенными на данное время, имеет именно пролеты 22,16; 32,96 м i больше. Подавляющее большинство таких сооружений находятся на магистральных и региональных дорогах.

Не всегда обоснованное применение типичных проектов, отсутствие единой системы эксплуатации мостовых сооружений, неудовлетворительное качество материалов и производства работ в сравнении с европейскими требованиями являются главными недостатками отечественного мостостроения за последние полвека. Сегодня значительное количество мостовых сооружений имеет непривлекательный вид и находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2001 г. _№ 30 "О проезде крупногабаритных и великовагових транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами" и новыми Правилами дорожного движения на отдельных маршрутах повышены допустимые весовые и габаритные параметры. Настоящими нормативными актами позволяется по специальным правилам на установленных Минтрансом совместно с Госавтоинспекцией маршрутах движение транспортных средств с параметрами:

- общей массой - до 40 т (для контейнеровозов - 44 т),

-нагрузкой на одиночную ось - до 11 т, на сдвоенные вехе - до 18 т, на строенные вехе - до 24 т,

- высотой от поверхности дороги для контейнеровозов - до 4,35 м.

В первую очередь отмеченные маршруты устанавливаются на направлениях международных транспортных коридоров.

Справочно:

Согласно Правил проезда крупногабаритных и великовагових транспортных средств территорией Украины основным документом, который дает право на их движение автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами и определяет условия и режим проезда, является разрешение.

департаментом Госавтоинспекции МВД - в случае выезда за пределы Украины или въезда на территорию Украины;

департаментом Госавтоинспекции МВД или управлениями (отделами) Госавтоинспекции главных управлений МВД в областях - если маршрут пролегает в пределах области, между областями или между административно-территориальными единицами;

городскими или районными подразделениями Госавтоинспекции - если маршрут проходит в пределах города, района;

по согласованию перевозчика из:

Укравтодором - в случае, когда маршрут проходит по автомобильным дорогам общего пользования нескольких областей;

соответствующей организацией, которая принадлежит к сфере управления Укравтодора в области, - если маршрута не выходит за пределы одной области;

владельцами автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов - если маршрут проходит улицами населенных пунктов;

службами городского электротранспорта, электросети, электрификации, электросвязи, мостового хозяйства - в случае когда высота крупногабаритного транспортного средства с грузом или без него от поверхности дороги представляет более чем 4,5 мэтра;

дистанцией колеи железной дороги или владельцами переездов - если маршрут транспортного средства, габариты которого превышают за шириной 5 метров, длиной 26 метров, и высотой 4,5 метра, а общая масса превышает 52 тонны, проходит через железнодорожные переезды.

Если общая масса великовагового транспортного средства превышает 60 тонн, владелец автомобильных дорог или улиц принимает решение о проведении (за счет заказчика) специального обследования или/и испытание зданий, сооружений и сетей на маршруте и об их укреплении в случае необходимости.

Разрешение выдается на одноразовый или многоразовый (в случае осуществления постоянных проездов по одному маршруту тем же транспортным средством, но не более чем на три месяца) проезд крупногабаритного и великовагового транспортного средства в период наименьшей интенсивности движения.

В зависимости от дорожных условий, габаритов, массы транспортного средства и особенностей груза, который перевозится, в разрешении может быть ограничена максимальная скорость движения крупногабаритных и великовагових транспортных средств на всем маршруте или на отдельных его участках.

Во время выдачи разрешения подразделением Госавтоинспекции определяется необходимость сопровождения крупногабаритного и великовагового транспортного средства патрульным автомобилем Госавтоинспекции или автомобилем прикрытия.

Обязательным является сопровождение транспортного средства в случае, когда его параметры превышают:

по ширине 3,5 метры или по длине 24 метра - автомобилем прикрытия;

по ширине 3,75 метры или по длине 30 метров или он во время движения хотя бы частично будет занимать полосу встречного движения - патрульным автомобилем Госавтоинспекции.

Условия движения скоростных автомобилей с общей массой _40-44 тонны требуют доведения параметров дорог и мостовых сооружений к современным нормативным требованиям, среди которых состояние дорожной одежды, габарит проездной части мостовых сооружений и их грузоподъемность появляются как основные. Особенно это касается автодорог за направлениями транспортных коридоров (каких через территорию Украины пролегает семь) и европейских автомагистралей категории "Є" (18 дорог). Наиболее очевидными узкими местами таких дорог в Украине являются:

отсутствие в некоторых областных центрах объездных дорог, что ограничивает скорость движения транспорта и негативно влияет на окружающую среду и безопасность движения в пределах населенных пунктов;

неудовлетворительное техническое состояние дорожной одежды и мостовых сооружений;

·низкий уровень сервисной инфраструктуры.

В целом, технический уровень большинства украинских дорог не отвечает постоянно растущей интенсивности движения автотранспорта и параметрам современных грузовых автомобилей. Транспортно-эксплуатационное состояние значительной части автомобильных дорог является неудовлетворительным. Из чего вытекает резонный вывод, что проезд большегрузных автомобилей и скорость их движения по большинству дорог Украины следует ограничивать.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики


Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 1 месту.


Поздравляем!
Вы хорошо справились с заданием.
Ваш результат соответствует 2 месту.


Поздравляем!
Вы выполнили задние допустив незначительное количество ошибок.
Ваш результат соответствует 3 месту.


Сделайте работу над ошибками.
Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
Ваш результат может стать значительно лучше.

Всѐ разнообразие опасных мест может быть описано определѐнными при-знаками:

1. Несоответствие численного значения состояния одного из элементов дороги скорости движения, развиваемой на предшествующих участках. (При-мер: сужение проезжей части, остановки общественного транспорта без заезд-ных карманов, участки с заведомо узкой проезжей частью и с неукреплѐнными обочинами, скользкие места, кривые малых радиусов в конце затяжных подъѐ-мов и спусков).

2. Недостаточная видимость в плане и в продольном профиле дороги, создающая опасность наезда на препятствия, невидимые на проезжей части или столкновения с идущим на обгон встречным автомобилем:

а) выпуклые переломы продольного профиля с вписанными кривыми ма-лого радиуса (рис. 1);


Рис. 1. Выпуклые переломы продольного профиля с вписанными кривыми малого радиуса

б) ограничение видимости на кривой в плане из-за строения, расположен-ного вдоль автомобильной дороги (рис. 2);


Рис. 2. Ограничение видимости на кривой в плане из-за строения

в) ограничение видимости на кривой в плане из-за зеленых насаждений, расположенных вдоль автомобильной дороги (рис. 3);


Рис. 3. Ограничение видимости на кривой в плане из-за зеленых насаждений


г) наличие на участках, которые имеют постоянный уклон и просматри-ваются на большое расстояние, отдельных пониженных мест, в которых могут быть не видны встречные автомобили (рис. 4).

Рис. 4. Наличие на участках с постоянным уклоном отдельных пониженных мест

3. Резкие изменения направления дороги и такие места, где у водителей создается неправильное представление о дальнейшем направлении дороги:

а) поворот дороги непосредственно за вершиной выпуклой кривой (рис.


Рис. 5. Поворот дороги за вершиной выпуклой кривой

б) скрытый поворот (рис. 6);


Рис. 6. Срытый поворот


в) примыкание второстепенных дорог на кривых (рис. 7);

Рис. 7. Примыкание второстепенных дорог на кривых

г) зигзагообразные повороты перед пересечением с железнодорожной ли-нией под прямым углом (рис. 8);


Рис. 8. Зигзагообразные повороты перед пересечением с железнодорожной линией

4. Места, на которых часть транспортного потока изменяет скорость или совершает перестроение для выполнения маневров (рис. 9). (Пример: участки без переходно-скоростных полос, затяжные крутые подъѐмы без дополнитель-ных полос, перекрѐстки в одном уровне, кривые малых радиусов перед моста-ми, пересечения с дорогами местного значения).


9

Рис. 9. Участки изменения скорости или перестроения


5. Участки, где дорожные условия и придорожная обстановка способст-вуют значительному превышению безопасной скорости (рис. 10). (Пример: за-тяжные спуски, длинные прямые участки в открытой степной месности.

Рис. 10. Участки превышения безопасной скорости

6. Места значительного ухудшения в неблагоприятную погоду дорожных условий на коротких участках дорог. (Пример: перекрѐстки дорог на участках понижений дорожного покрытия, где возможно образование туманов и других явлений и гололедицы, скользкие, особенно после дождей, свежеуложенные участки асфальта).

6. Места разделения, слияния и пересечения транспортных потоков.

6. Места на дорогах, где могут неожиданно появиться пешеходы, велоси-педисты или животные.

Опасными участками корректно считать не только собственно опасные участки, но и примыкающие к ним участки дорог, на которых транспортный поток неожиданно снижает скорость движения.

Принципы возникновения ДТП, которые связаныс дорожными условиями

Каждая дорога является сочетанием различных участков (элементов), по-этому скорости движения автомобилей на выбранных маршрутах никогда не остаются постоянными. Выбор скорости автомобиля производит водитель, причем водитель оценивает дорожные условия визуально.

Факторы, которые влияют на избираемые водителями режимы движения, могут быть сведены в следующую классификацию:

1. Элементы дороги, непосредственно влияющие на управление автомо-билем (видимость дороги в плане и в профиле);

2. Обстановка дорожного движения (попутные и встречные автомобили, пешеходы, метеоусловия);

3. Привлекающие внимание объекты, которые не связаны непосредствен-но с дорожным движением (деревья, отдельные здания и т.д.).

В процессе движения взгляд водителя выделяет характерные опорные точки, которые вырисовывают пространственный коридор, по которому води-тель ведет свой автомобиль.


Рис. 11. Распределение точек фиксации взгляда водителя при проезде по прямолинейному участку дороги за 120 сек


Рис. 12. Продолжительность сосредоточения взгляда водителя на отдельных элементах дорожной обстановки за 10-ти минутный период


Рис. 13. Поле концентрации внимания водителя при различных скоростях

Количество объектов, которые водитель различить и зафиксировать в своем сознании, ограничено продолжительностью времени, которое необходи-мо для восприятия различными органами чувств, в первую очередь зрения.


а) свободное движение; б) монотонное движение;

Рис. 14. Количество объектов, которые охватывает взгляд водителя

Пути предотвращения ДТП, связанных с дорожными условиями, могут опираться на плавные изменения скорости транспортного потока и на устране-ние причин внутренних помех в самом транспортном потоке. В этом отноше-нии можно провести аналогию с движением жидкости в открытых руслах рек. Согласно этой аналогии следует таким образом рассчитывать и располагать элементы дорог, чтобы, по возможности, устранить в транспортном потоке яв-ления турбулентности (частые обгоны), застоев (транспортные заторы и за-держки) и подпора (резкое уменьшение дистанции между автомобилями в про-цессе торможения).

Таким условиям выравнивания движения транспортного потока могут способствовать достижение следующих целей:

1. Выравнивание эпюры скорости на всей протяженности дороги;

2. Обеспечение пространства, необходимого для маневра и уверенного ведения автомобиля на дороге;

3. Обозначение трассы дороги разметкой или другими средствами; опо-знаваемыми водителем.

В зависимости от местных условий, для достижения этих целей могут применяться такие мероприятия как:

1. Исключение опасных участков дороги;

2. Разделение транспортного потока на группы по типам транспортных средств, по направлениям и т.д.;

Читайте также: