Что общего в этих цепях питания окружающий мир 3 класс рябина синица ястреб

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: "Кто что ест? Цепи питания."

выделять группы животных по способу их питания;

составлять и объяснять цепи питания;

развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.

способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Встало солнышко давно,

Нас оно торопит в класс.

Заглянуло к нам в окно.

Урок окружающего мира у нас.

- Какими мы должны быть?

Не вертеться по сторонам

Будет порядок и тут и там

Речевые правила, речевая разминка.

При разговоре держи себя уверенно и спокойно

Четко и внятно проговаривай все звуки

Начинай говорить на выдохе

Сначала подумай, а потом говори

Отвечай полными предложениями

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Ко-ко-ко - кошка любит молоко.

Жа-жа-жа – убежали два ежа.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Проверка домашнего задания.

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 6 пар ног.

3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

6. Мыши, тараканы – это домашние животные.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.

8. У птиц есть зубы.

9. Плавники нужны рыбам для дыхания.

Актуализация знаний.

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

А еще строят плотины.

Что за зверь лесной

Ходит вниз головой?

Хрюкает как свинка

На спине щетинка?

Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …

- Каким одним словом можно назвать бобра, кабана, рысь, муху, змею, рыб, жабу, воробья?

- Напомните признаки жизни животных.

Ознакомление с темой урока.

- Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.

Работа по теме.

А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.

У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.

На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.

А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.

Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.

Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.

Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.

А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.

Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.

Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.

Чем могут питаться животные?

К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?

растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);

Как называются животные, которые питаются насекомыми?

насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)

К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?

хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).

А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.

всеядные (барсук, медведь, галка).

3) Работа с учебником с 94

- Откройте учебники на с. 94.

- Давайте прочитаем статью в учебнике.

- На какие группы делятся животные по особенностям питания?

- Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.

5) Работа с карточками

- Давайте попробуем составить цепь питания.

ЖЕЛУДЬ – МЫШЬ – СОВА

РЯБИНА – ЗАЯЦ – ВОЛК

КАПУСТА – СЛИЗНИ – ЖАБА – ЦАПЛЯ

ВОДОРОСЛИ – КАРАСЬ – ЩУКА

ЯБЛОНЯ – ТЛЯ – БОЖЬЯ КОРОВКА

РОЖЬ – МЫШЬ – ЗМЕЯ

ПШЕНИЦА – КУЗНЕЧИК – ЖАБА – ЗМЕЯ – ЕЖ

НЕКТАР – МУХА – ПАУК

ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ – ЧЕРВЬ – СИНИЦА - КОРШУН

Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества . Второе звено - это растительноядные животные. Почему?

Они питаются растениями.

Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.

6) Практическая работа

Хулиганы - воробьишки -
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай -
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет -
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда -
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно -
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.

Какая возникла экологическая проблема?

нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.

Учитель: По чьей вине он произошел?

Дети: По вине человека.

Учитель: Как его пришлось решать?

Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.

Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер.

Все - все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.

1. Проанализируйте информацию о питании различных животных. К какой группе по особенностям питания вы их отнесёте? Закрасьте кружок соответствующим цветом: зелёным — растительноядные; синим — насекомоядные; красным — хищные; жёлтым — всеядные.

Информация о питании различных животных.

а) Растительноядные животные: корова, белка, олень, кролик, косуля.

б) Хищные животные: тигр, волк, лев, змея, сокол, кошка.

3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Дострой модель-аппликацию. Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь Плешаков - 1 часть страница 55, 56, 57

Расскажи по модели об этих цепях питания.

Каждая из цепей питания начинается с растения. После идут растениеядные животные. Замыкают цепь хищники, которые поедают их.

4. Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.
Ответ: ДУБ → КАБАН → ВОЛК

б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.
Ответ: СОСНА → ЖУК-КОРОЕД → ДЯТЕЛ

в) Приведи свой пример цепи питания.
Ответ: ЕЛЬ → МЫШЬ → ОРЁЛ

5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.

Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.

Способы защиты у растений.

Способы защиты у животных.

А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.

Ответ:
Осы и пчёлы защищаются, жаля врага.
Улитка и черепаха — панцирем.
Птица Выпь и мотыльки имеют защитную окраску.


Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Цепи питания:


окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков страница 56. Номер 3. Цепи питания

Расскажи по модели об этих цепях питания.

Представленные цепи питания являются наглядными примерами того, как происходит питание в дикой природе.
Первая схема. Мышь поедает орех, а мышь поедает куница. Хищник съедает растительноядное животное.
Вторая схема. Улитка поедает капусту, а жаба съедает улитку. Растительноядное растение съедает растение, а хищник съедает растительноядное животное.
Третья схема. Мышь-полевка ест пшеницу. Змея съедает мышь, а орел змею.
Растительноядное растение поедает растение, хищник съедает растительноядное животное, а затем хищник поедает хищника.

Цепи питания животных 3 класс окружающий мир

Окружающий мир

Типы пищевых цепочек

В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:

Кто что ест цепи питания (окружающий мир 3 класс)

  • Первое звено цепи — это растения или простейшие (одноклеточные организмы). Поглощают энергию солнечных лучей, разлагающиеся остатки в почве и полезные вещества, находящиеся в природе. Растениям или бактериям не нужно непосредственно кого-то есть.
  • Второе звено — животные, которые питаются этими простейшими или микроорганизмами. В этом ряду находятся растительноядные: насекомые и грызуны, птицы и рыбы.
  • Третье звено — хищники. Они поедают тех, кто питается растениями. Если мышь кормится зерном, то существует тот, кто охотится на нее: сова, куница или змея.

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

Цепи питания 3 класс окружающий мир

  1. Цепь поедания, или пастбищная. Начинается с зеленого или древесного растения, состоит из трех или пяти организмов. В процессе жизнедеятельности одни животные, небольшие по величине, поедают траву и листья деревьев, а другие питаются этими животными. Пример: овес — заяц — лисица.
  2. Цепь разложения. Начинается с мертвой органики. Звеньями становятся разлагающиеся продукты питания и организмы, их употребляющие. Пример: опавшая листва — дождевой червь — соловей — ястреб или сгнивший гриб — слизняк — лягушка — утка — волк.

В природе организмы тесно связаны друг с другом. Растения, грибы, животные и птицы живут в сообществе. Если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех. Так как они просто не найдут себе пищу. Пример: подорожник — гусеница — крот — ястреб.

Казалось бы, намного приятнее жить без комаров, змей и лягушек. Но они представляются важными звеньями в линии питания. Без насекомых, земноводных и хищников нарушилось бы экологическое равновесие. Получается, все организмы одинаково важны и нужны.

Примеры моделей пищевых линий

Цепи питания 3 класс окружающий мир

Пищевая линия у насекомых имеет свои отличия. В такую последовательность включены два звена насекомых, когда привычных человеческому взгляду бабочку или тлю, поедают более массивные хищные насекомые — жужелица, стрекоза, паук. А уже большие по размеру крылатые становятся пищей для небольших по величине грызунов вроде мыши или зайца, или земноводных, таких как лягушки. Пример: ромашка — тля — стрекоза — ящерица — змея — цапля.

Модель питания у животных состоит из 3−5 звеньев. Теплокровные, которые питаются травой, семенами, листьями и корой деревьев называются растительноядными. Те, кто ест крылатых и шестиногих, называются насекомоядными. На добычу покрупнее охотится хищник, пример, волк и лиса — плотоядные. Пребывают в наличии и всеядные животные, — они едят растения и другие живые или мертвые организмы. Пример: орех — белка — норка — лиса.

Роли организмов в сообществе

Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.

Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.

Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.

Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.

Цепи питания 3 класс

Схемы потребления

Животных разделяют на группы по способам питания. Примеры таких групп:

  • растительноядные — улитка, кузнечик, заяц, мышь;
  • насекомоядные — стрекоза, жужелица, крот, лягушка;
  • хищники — сова, лисица, волк, тигр;
  • всеядные — барсук, медведь.

Цепи питания животных

Пищевая модель в лесу отличается от других. Здесь распространены цепи разложения, ведь так восстанавливается флора и фауна. Растительность лесного массива бывает хвойной или лиственной. Насекомые поедают разлагающиеся остатки растений, грызуны питаются насекомыми, верх модели возглавляет хищник. Некоторые обитатели леса, такие как волк или медведь, становятся суперхищниками.

На уроках окружающего мира в 3 классе пример пищевой цепочки закрепляется тестами. Учащимся предлагается составить цепи самостоятельно из предложенных вариантов. Например:

  • паук, грач, муха. Ответ: муха — паук — грач;
  • ястреб, белка, гриб. Ответ: гриб — белка — ястреб;
  • лиса, зерно, заяц. Ответ: зерно — заяц — лиса.

Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание. Небольшие по величине представители звена — грызуны или лягушки — смогут бесконтрольно размножаться, а большие по размеру вымрут из-за отсутствия еды. Поэтому важно следить за тем, кто что ест, за экологией леса и вымирающими видами.

Читайте также: