Что такое мох определение для детей

Обновлено: 19.09.2024

http://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-mhom.html , я решила написать конспект ННОД на тему: "Волшебное растение - мох" для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)и сделать презентацию. Мне хотелось заинтересовать детей работой с растением - мох, и вовлечь ребят в экспериментальную деятельность. Организуя такую деятельность мы развиваем познавательный интерес детей к природе,поддерживаем проявление избирательности детей в интересах (мне это понравилось или не понравилось, хочу узнать больше об этом предмете).В данной деятельности детям обеспечена возможность работы с природным материалом - мхом. Они проводят несложный опыт, проверяют свои предположения с помощью слайдовой презентации, знакомятся с различными видами мха, сравнивают их. А интеграция экологического материала с другими образовательными областями обогатила бы эмоциональный опыт детей. Единственное в чём я сомневаюсь, не нарушила я права Тюляковой Светланы, использовав поэтапное рисование мхом.

-Познакомить детей с одной из групп царства растений - мхами.

-Ввести в словарный запас детей новые понятия (наука о растениях – ботаника, учёный).

-Заинтересовать детей работой со мхом с помощью экспериментальной деятельности.

-Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: ноутбук, кисти для рисования, стаканчики, блендер, мох, тёплая вода, гель, кефир, тазик, деревоплита (10х15).

Ход ННОД:

-Сегодня вы превратитесь в учёных – ботаников и отправитесь в царство живой природы. Наденьте шапки учёных. А теперь, внимание на экран. Вот какой у нас гость.

Воспитатель:

Бродит по лесу старик –

Лесовичок : (второй воспитатель)

-Здравствуйте, мои юные друзья. Кто из вас догадался, где я живу? (ответы детей)

-Правильно. Мой лес – это царство живой природы. Всё здесь одето в зелёный наряд. Посмотрите на экран (слайд 2)

Воспитатель:

Лесовичок собрал, ребятки,

В кузовок для вас загадки.

Лесовичок:

-Да, загадки, только те, которые изучают в такой науке как ботаника. Учёные – ботаники поделили моё царство на несколько групп. В одной группе растения высокие – высокие. Ствол у них твёрдый и только один. Как называются эти растения? (Это деревья) (слайд 3)

-Во второй – растения имеют несколько тонких стеблей. Назовите эти растения? (Это кустарники) (слайд 4)

-В третьей группе растения имеют мягкий и сочный стебель. Знаете ли вы такие растения? (Это трава) (слайд 5)

Воспитатель:

В каждой из этих групп много видов. Например, одних только мхов около 27 тысяч видов (слайд 7)

-Вот об этой группе растений мы сегодня и поговорим (слайд 8)

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, где может расти мох? (В лесу, на болотах, на крышах домов, сараев, около домов) (слайд 9)

Я познакомлю вас лишь с немногими видами мхов, которые имеют особенно характерный облик. Один напоминает пальму, другие распространенное травянистое растение, третий - лист папоротника, четвёртый - дерево.

Лесовичок:

Надо заметить, что эти крошечные растения не лишены своеобразной красоты и изящества. Нежные прозрачные листочки одних мхов, блестящие и шелковистые стебельки других, оригинальная форма третьих доставляют мне, любителю природы, такое же наслаждение, как и настоящие большие растения.

-А теперь вы отдохните, и физкультминутку за мною повторите.

Физкультминутка

Я по травке в лесу (бег на месте)

В красных тапочках бегу.

А трава хорошая, (махи ногами)

Ну-ка, обувь сброшу я! (снимают обувь и ходят по массажным зелёным коврикам).

Ой, трава щекочется, (перекатывание с пятки на носки)

Мне смеяться хочется! (болтают ногами в воздухе)

Выхожу теперь на мох.

(Шагают на месте).

На болоте, что залёг!

(высокое поднимание колён).

Воду он в себя впитал

(Руки тянут в сторону)

Зеленее только стал.

(шагают на месте).

-Ребята, мох полезен или вреден для человека? (ответы детей)

-Сфагновый мох обладает многими интересными свойствами. Он содержит, например, вещества, убивающие микробов. Если приложить к какой-нибудь ране пучок сухого сфагнового мха, она обеззараживается. Мох хорошо впитывает выделения из раны и убивает микробов. Неудивительно, что в годы Великой Отечественной войны сухой сфагновый мох нередко использовали в качестве перевязочного материала. Конечно, только тогда, когда не было под рукой бинтов и ваты. Многие народы используют мох как памперсы для детей. Дело в том, что основную массу мха составляют особые пустые клетки, которые служат вместилищами влаги. Эти микроскопические резервуары, а их великое множество, могут быстро наполняться водой и затем хранить её какое-то время. Кроме мёртвых клеток-резервуаров, у мха есть и другие — живые, зелёные. Но доля их в общей массе тела растения относительно невелика.

- Мхами можно любоваться не только в природе, в лесу. Их нетрудно выращивать и дома. Они очень неприхотливы и не требуют ни большого пространства, ни особого ухода. А ещё из него можно создавать целые картины, рисуя на стенах, камнях и асфальте (слайд 11,12,13)

Воспитатель

-Внимание на экран. Посмотрите и перечислите те предметы, с которыми вы будете работать (слайд 14)

-Для этого нам потребовалось три горсти моха. Пусть каждый из вас возьмёт по кусочку моха и разломит его на мелкие частицы. Сложите всё в блендер. Залейте тёплой водой, которая находится перед каждым из вас. Общий объём составил 700 мл (слайд 15)

-(называю по имени двух детей). Пусть каждый из вас возьмёт по одной чайной ложке и выдавит из тюбика влагоустойчивый гель. Поместите гель в массу с мохом (слайд 16)

-Теперь отмеряем 120мл. кефира и заливаем его в массу в блендер. Включаю, и он работает 5 минут.

-Ребята, что происходит с массой? (образуется каша, суп)

-Полученную кашицу переливаю в таз, разливаю вам по стаканчикам.

-Возьмите подготовленные рамки с изображением разных предметов. Выберите себе ту, которая вам понравилась. Ответьте, почему рисунок - силуэт нарисован на неровной шершавой поверхности? Что произойдёт, если массу нанести на гладкую поверхность (ответы детей) (слайд 17)

-Приступаем к раскрашиванию. Для этого возьмите кисточки, наносите массу на изображение.

-Свои работы оставим на столе, и будем сбрызгивать их 1 раз в неделю тёплой водой.

Воспитатель:

-А какие подарки мы сможем подарить ему через 2 недели?

Лесовичок:

-До свидания, ребята! Я вернусь к вам тогда, когда на ваших рисунках вырастит зелёное чудо.

Воспитатель:

По лесу мы гуляли,

И мох мы повстречали.

Подружились с Лесовичком

Список использованной литературы и интернет - источника:

Дети дошкольного возраста Рисование мхом. Автор: Светлана Тюлякова

(опубликовано: 10 марта 2012)

Розы из слоеного теста и… :)))

Розы из слоеного теста и… :))) Нам понадобится: - Тесто слоеное без дрожжевое - Колбаска вареная Тесто размораживаем, Чуть раскатываем. Режем на полосочки (примерно.


Моховидные, или Мхи, или Настоящие мхи (лат. Musci ), или Бриофиты (лат. Bryophyta ) — отдел высших растений, насчитывающий около десяти тысяч видов. Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными. Моховидные, как и другие Мохообразные, отличаются от других высших растений тем, что в их жизненном цикле гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом.

Ранее в этот отдел, помимо класса листостебельных мхов, или собственно мхов (в ранге класса — Bryopsida ), включали также Печёночные мхи (в ранге класса — Marchantiopsida , или Hepaticopsida ) и Антоцеротовые мхи (в ранге класса — Anthocerotopsida ), но сейчас эти таксоны подвышены до уровня собственных отделов Marchantiophyta и Anthocerotophyta . Для обозначения совокупности эти трёх отделов используется неформальный собирательный термин мохообразные ( Bryophytes ).

Содержание

Распространение


Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания.

Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.

История

Многие данные указывают на то, что мхи, как и другие споровые растения, произошли от псилофитов (риниофитов) — группы древних вымерших наземных растений. При этом спорофит мхов рассматривается как конечный результат редукции разветвлённого спорофита предковых форм.

Есть и другая точка зрения, согласно которой мхи, плауновидные и риниофиты имеют общее происхождение от ещё более древней группы растений. [1]

Биологическое описание

У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите. В жизненном цикле, в отличие от сосудистых растений, преобладает гаплоидный (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофит (половое поколение). Гаметофит мхов — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами), в то время как спорофит (или бесполая стадия жизненного цикла) короткоживущий, быстро усыхает и состоит только из ножки и коробочки, в которой созревают споры.

Спорофит моховидных (носящий название спорогоний, или спорогон), имеет более простое строение, чем у других групп высших растений. Он не способен укореняться и располагается на гаметофите. Спорофит состоит, как правило, из трех элементов:

  • коробочка (или спорангия), в которой развиваются споры;
  • ножка (или спорофора), на которой располагается коробочка;
  • стопы, обеспечивающей физиологическую связь с гаметофитом.


Со мхами не следует путать так называемый Олений мох (Ягель), поскольку олений мох — собирательное название для нескольких лишайников.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мох (растение)" в других словарях:

МОХ — муж., род. мха и моха; мн. мха и мхи; бесцветочное, пресмыкающееся растение множества родов и видов, близкое к ягелям, лишаям: мох ветвист, пушист, ягель кожист; есть переходные виды, например исландский или грудной мох, Lichen или Cetraria… … Толковый словарь Даля

растение — автохор, пересадок, рассада, растеньице, семенник Словарь русских синонимов. растение сущ., кол во синонимов: 4422 • аа (3) • абака … Словарь синонимов

мох — мха и моха, предлож. о мхе и о мохе, во мху, на мху; мн. мхи, мхов; м. Стелющееся или имеющее прямые стебли споровое растение без корней и цветков, произрастающее в сырых местах на земле, деревьях, камнях и т.п. и образующее обычно сплошной… … Энциклопедический словарь

МОХ ИСЛАНДСКИЙ — Lichen islandicus. Цетрария ирландская, лишайник исландский (Cetraria islandica L) многолетнее растение грибной природы, класса лишайниковых. Свойства. Его слоевище (“мох”) содержит антибиотические вещества; большое количество углеводов (лишайни … Отечественные ветеринарные препараты

МОХ — МОХ, мха, моха и моху, во (на) мху, мн. мхи, мхов, муж. Стелющееся или прямо стоящее споровое растение, обычно растущее в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях. Мохом обрасти (также перен.: чуждаясь людей, одичать, закоснеть; разг.). |… … Толковый словарь Ожегова

мох — МОХ, мха и моха, предл. о мхе и мохе, во мху, на мху, мн мхи, мхов, м Стелющееся или прямо стоящее, размножающееся спорами зеленое растение без корней и цветков, обычно растущее в сырых местах на земле, на камнях или деревьях. Мох растет на… … Толковый словарь русских существительных

Мох — м. Споровое растение, произрастающее обычно в сырых местах, на земле, деревьях, камнях и образующее сплошной стелющийся покров. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

мох — сущ., кол во синонимов: 19 • блушва (1) • бриофит (1) • вейсия (2) • … Словарь синонимов

мох — мха и мо/ха, предлож.; о мхе и о мо/хе, во мху, на мху; мн. мхи, мхов; м. см. тж. моховой Стелющееся или имеющее прямые стебли споровое растение без корней и цветков, произрастающее в сырых местах на земле, деревьях, камнях и т.п. и образующее… … Словарь многих выражений

Про мхи для детей

В природе встречается около десяти тысяч видов мхов. Думаю, что некоторые мхи вы видели. Вот мох, похожий на крошечные елочки, а есть на тонкой ножке с коричневой коробочкой наверху. Встречаются и другие мхи.

Под кустами растут высокие травы и цветы: колокольчик, ромашка, еще ниже — ландыши, папоротники, кислица. Под ними прячутся ягодки — земляника, голубика. А землю покрывает мягкий зеленый ковер мхов. Это самый нижний этаж.

Что же такое мох?

Это стелющиеся или прямостоящие растения, у которых нет корней. Обычно мхи можно встретить в сырых местах на земле, деревьях, камнях, болотах. Мхи относятся к отделу высших (наземных) растений.

Как правило, это мелкие растения, длиной около 50 мм. Исключение составляют водные мхи. Некоторые из них вырастают до полуметра.

Кто занимается изучением мхов?

Существует раздел ботаники, изучающий мхи, их размножение, строение и развитие. Называется он бриологией. Ученые установили, что мхи, как и грибы, размножаются спорами — мельчайшими частичками. Произошли эти растения от древних вымерших бурых водорослей, а затем стали наземными и начали покрывать скалы и землю.

Где же сейчас обитают мхи?

Они встречаются на всех континентах, существуют даже в самых экстремальных, трудных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затененных местах, часть — близко от воды, часто встречаются и в открытых сухих местах. Мхи любят расти на болотах, некоторые из них похожи на травяной покров, зеленые ковры. Есть мхи, которые живут в пресноводных водоемах, но в морской воде их не найдешь. Не растут они там потому, что не выживают в соленой воде. Не встретишь их в соленых почвах. Зато в море есть свои обитатели — водоросли и кораллы.

Как вы думаете, есть ли у мхов цветы, корни?

Нет, ни цветов, ни корней у мхов нет. Тогда как же они растут на камнях, деревьях? Хоть у мхов и нет корней, но у них есть выросты — ризоиды. Это нитевидные образования у мхов и лишайников, выполняющие функцию корня. Как правило, ризоиды бесцветные, очень короткие, тонкие и не очень прочные.

Мхи — полезные растения. Особенно в тундре, на севере, где они сплошь покрывают почву. Кроме того, мхи накапливают и удерживают радиоактивные вещества, а также впитывают и удерживают большое количество воды.

В деятельности людей мхи могут приносить пользу и вред. Например, мхи, обитающие на поверхностях деревьев, могут принести вред. Дело в том, что в нескольких разновидностях мхов живут различные паразитические насекомые, которые разрушают дерево. По этой причине садоводы стараются оградить свои посадки от мха, уничтожая его. Также мхи способствуют заболачиванию полезных земель, что плохо для сельского хозяйства.

Но мох может приносить не только вред. В первую очередь, мхи — неотъемлемая часть земной биосферы. Они, так же как и все растения, активно поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый всему живому на планете. Кроме этого, некоторыми видами мхов питаются животные, в них могут прятаться птицы.

Некоторые виды мхов применяют в медицине и косметологии: изготавливают из них спирт, маски, кремы.

Мы по лесу шли, гуляли

И полянку увидали.

А полянка зелена,

Ковром устлана она.

Мы узнали — это мхи,

Как красивы и мягки!

Мы присели на пеньки

И разглядывали мхи.

Выросли они для шутки.

Мхи не стали мы срывать —

Будут землю укрывать.

Что-то в них от сказки есть,

Пусть растут подольше здесь.

Какие бывают мхи?

Пожалуй, самый известный из видов мхов — сфагнум. Он растет в болотистой местности. Если к нему внимательно присмотреться, можно заметить, что нижняя часть этого мха желтоватая и сухая, а верхняя — зеленая, влажная. Как мы уже говорили, мох плохо пропускает кислород в почву, из-за этого нижняя часть мха отмирает и постепенно превращается в торф. А он, в свою очередь, служит удобрением для самого сфагнума. Есть разные виды этого мха, например: береговой, оттопыренный, прорезной и другие.


Мох кукушкин лен растет в лесах и на лугах в северной и средней полосе России. Встретить его можно в болотах, на мокрых лугах, заболоченных лесах. Этот мох похож на маленькие елочки ярко-зеленого цвета, высотой 10—15 см, но при хороших условиях может разрастись и до 40 см. Этот мох любит свет, поэтому в темных ельниках он не будет высоким. И напротив, если много солнца и влаги, он очень быстро вытягивается вверх, постепенно разрастаясь вширь, стараясь занять как можно больше места. За счет того, что земля под этим мхом высыхает крайне медленно, местность постепенно заболачивается.


Этот мох, сам зеленый, выпускает вверх прямые стебли коричневого цвета, на которых раскрываются темно-зеленые листья, напоминающие лен в миниатюре.

Этот мох, как и все остальные, размножается спорами. Только у кукушкиного льна они спрятаны в коробочке, которая по внешнему виду напоминает кукушку, сидящую на ветке. Вот откуда такое необычное название.

Есть еще в природе и печеночные мхи, или печеночники. Они самые древние из мхов.

Как вы думаете, откуда произошло такое название?

Такое название печеночники получили потому, что по форме напоминают печень. Поскольку это отдельный класс моховидных, т.е. мхов, в него входят еще несколько видов. Обычно у этих мхов есть стебель, вдоль которого располагаются листья. Встретить представителей этого класса можно в тропиках и субтропиках.

Мхи любят селиться на скалах, камнях, у ручьев, рек. Вы уже знаете, что корней у мхов нет. Влагу они получают из воздуха.

Две сестры

Две сестры — Ира — старшая и Анечка — младшая, пошли на лужок прогуляться. Погода была расчудесная: теплая, солнечная, безветренная.

Девочки дошли до лужайки и стали рассматривать зеленые травинки. Одни травинки были не похожи на другие. У всех и цвет разный, и стебельки, и листики несхожие.

Вдруг Анечка заметила небольшую полянку. На ней росли маленькие зеленые елочки. Такие маленькие, что казались игрушечными.

— Ира! Смотри, какие чудесные елочки! Я таких еще не видела.

— А я видела. Папа мне объяснил, что это не елочки, а мох. Он очень полезный. У него нет ни корней, ни цветов, а размножается он крошечными частицами — спорами.

— А как же он берет воду? — спросила Аня.

— А воду он впитывает из воздуха. Поэтому чаще всего растет возле ручьев, рек, где много влаги.

— Вот было бы хорошо поиграть с ним, — заметила Аня. — Я принесла маленьких куколок, и они бы гуляли среди этих елочек. А, может быть, сорвать одну елочку и нарядить ее, как новогоднюю, а игрушку вырезать из бумаги — золотой, серебряной и с цветочками?

Но Ира не согласилась.

— Нет, не надо рвать мох, он может погибнуть, засохнуть. Пусть растет. Такой милый, такой маленький.

— Хорошо! Не буду рвать, — согласилась со старшей сестрой Анютка.

— Кстати, — заметила Ира, — папа говорил, что если по поляне, в лесу, у реки, ручья растет мох, значит, воздух здесь чистый. Ведь мхам нужна чистая вода и чистый воздух. По мхам можно проверить, чистая ли у нас природа.

— Чистая, чистая, — воскликнула Анечка. — Ведь мох-то растет!

— Да, — согласилась Ира, — нет у нас поблизости ни заводов, ни фабрик, ни шоссейных дорог. Все они отравляют природу.

— Да, — согласилась Аня. — Вокруг нашей деревеньки лишь леса, поля, кустарники и деревья.


МОХ, мха и мо́ха, предл. о мхе и о мо́хе, во мху, на мху, мн. мхи, м. Стелющееся или имеющее прямые стебли споровое зеленое растение без корней и цветков. Она пробралась к развалившейся и полусгнившей беседке в лесу ---. Оставался только покривившийся набок стол, --- и уцелела еще крыша, заросшая мхом. И. Гончаров, Обрыв. Одинокие кочки, покрытые мягким мохом и брусникой, торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка, затянувшего за ночь болото. Куприн, На глухарей.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МОХ, мха и мо́ха, мн. мхи, м. Растение с корневыми волосками вместо корней, состоящее из плоского слоевища или стелющееся по земле, растущее в сырых местах на деревьях, на камнях. Вкруг все дико, ель, сосна да мох седой. Мйкв. Солнца луч играет мохом в трещине сырой. Лрмнтв. Мхом поросшие ступени. Пшкн.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова выхвалять (глагол), выхвалял:

Ассоциации к слову «мох»

Синонимы к слову «мох»

Предложения со словом «мох»

  • Туши мокрых поросших мхом камней замерли причудливыми скульптурами.
  • Большинство старых деревьев было дуплисто, с теневой стороны густо покрыто мхами вперемежку с лишайниками. Некоторые лесные гиганты, поверженные в прах, превратились в рухлядь. На гниющих телах их нашли себе приют другие растения. Только сучья погибших великанов, сотканные из более плотного материала, чем обычная древесина, продолжали еще сопротивляться всесокрушающему времени и наподобие нарочно вбитых в ствол клиньев торчали во все стороны из гнилого валежника.

Сочетаемость слова «мох»

Моховидные, или Мхи, или Настоящие мхи, или Бриофиты (лат. Bryophyta), — отдел высших растений, насчитывающий около 10 тысяч видов, объединённых примерно в 700 родов и 110—120 семейств (общее число всех мохообразных, включая Печёночные мхи и Антоцеротовые мхи, составляет около 20 000 видов). Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными.

Сфагновые мхи (лат. Sphagnopsida) — класс растений отдела Моховидные (Bryophyta), ранее этот таксон рассматривали в ранге подкласса (Sphagnidae), используя в качестве русских названий названия Сфагниды либо Сфагновые мхи.

Афоризмы русских писателей со словом «мох»

  • Порой обманчива бывает седина:
    Так мхом покрыта бутылка вековая
    Хранит струю кипучего вина.

Дополнительно

Предложения со словом «мох»

Туши мокрых поросших мхом камней замерли причудливыми скульптурами.

Раз в несколько минут вид изо окна менялся – вместо густых лесов с соснами, кустарниками и покрытыми мхом камнями появлялось огромное горное плато, простирающееся до бесконечности.

Понадеявшись на удачу, она перепрыгнула на поросшее зелёным мхом бревно, а то пошатнулось и ушло под воду.

Читайте также: