Едет с поля урожай развитие речи средняя группа

Обновлено: 12.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Өткізу күні/ Дата проведения: 03.10. 2019

Воспитатель: Гимельрайх А.Н.

Пән/Предмет : Развитие речи

Өтпелі тақырып/Сквозная тема : Осенние букеты

1.Тәрбиелік – воспитательная : Воспитание интереса к звучащим словам.

2. Дамытушылы қ – развивающая : Развитие умения употреблять в речи однородные члены, согласовывать слова в роде, числе и падеже.

3. О қыту – обучающая : Формирование умения составлять сравнительный описательный рассказ по двум предметам. Активизация звуков : [ч], [з], [с], [т]. Расширение и активизирование словаря, вводить антонимы.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: письмо, муляжи овощей, кукла из настольного театра - бабушка

Билингвалдық компонент/билингвальный компонент: пияз-лук, сәбіз-морковь, қияр-огурец, қызанақ-помидор, көкөністер-овощи.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо от бабушки, она просит нас помочь ей, собрать урожай! Поможем бабушке? (Да) Но, бабушка живет очень далеко в деревне, пешком мы не сможем до нее дойти. На чем мы можем добраться? (На автобусе, на поезде) Давайте поедем на поезде!

2. Негізі бөлімі/основная часть

Воспитатель: Сформируем наши вагончики, и немного поиграем.

- слон большой, а собачка. (маленькая)

-летом тепло, а зимой. (холодно)

-мама молодая, а дедушка. (старенький)

-дорога широкая, а тропинка. (узкая)

-кресло мягкое, а стул . (твердый)

-днем светло, а ночью. (темно)

Воспитатель: Посмотрите какой длинный поезд у нас получился. Имитируем движение колес и озвучиваем звуками:

-машинист стоять устал, подоет он сигнал (ту-ту),

-поезд набирает ход (чух-чух-чух),

-выпускает пар (с-с-с-с),

-машинист тормозит (з-з-з-з),

-поезд наш стоит

Воспитатель: Вот мы и приехали к бабушке! (Бабушка здоровается, показывает грядки, просит помочь ей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что растет на грядках? (Огурцы, помидоры, морковь, картофель, капуста)

Какой огурец? (Зеленый, длинный) Какой помидор? (Красный, круглый, спелый)

Как все это можно назвать одним словом? (Овощи)

Что мы можем приготовить из овощей? (Салат, суп)

Какие овощи можно кушать сырыми? (Помидоры, огурцы, морковь)

Воспитатель: Давайте соберем урожай в корзинки, а затем посчитаем кто сколько овощей собрал.

Воспитатель: Молодцы ребята, собрали весь урожай! Теперь давайте немного отдохнем.

Спрятались на грядке ловко

Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)

За ботву потянем,

Будет малышам обед:

Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)

Воспитатель: Молодцы ребята, бабушка благодарит вас за проделанную работу, и угощает вас овощами! Нам пора возвращаться в группу.

-машинист стоять устал, подоет он сигнал (ту-ту),

-поезд набирает ход (чух-чух-чух),

-выпускает пар (с-с-с-с),

-машинист тормозит (з-з-з-з),

-поезд наш стоит

3. Қорытынды/итоговая часть

Воспитатель: Где мы сегодня были? (В деревне у бабушки) Что мы делали? (Собирали овощи) Какие овощи мы собирали? (Морковь, капусту, помидоры, огурцы) Вам понравилось занятие? (Да)

Для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в группе;

Воспитательные: любовь и уважение к природе.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,

Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

Дети собираются около педагога

Дети, кто это шевелится у меня под колпачком?

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

- Ребята, а где живет ежик?

- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

- Скажите, какое сейчас время года?

- Какой урожай собирают осенью?

Дети: Фрукты, овощи, ягоды, грибы.

- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.

катание резинового шарика в ладонях

Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)

- Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

- Посмотрите, куда мы с вами попали?

- Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук?

- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

Воспитатель:- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

Воспитатель:- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

- Посмотрите и скажите, что растет в саду

- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

- Одно яблоко, много (яблок)

- Один банан, много (бананов)

- Один апельсин, много (апельсинов)

- Один лимон, много (лимонов)

- Один мандарин, много (мандаринов)

- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

- Давайте ежику расскажем об этих ягодах

- Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

- Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая

Твоего не видно лика.

Раскраснелась со стыда.

Ох, не скрыться никуда.

- Малина (форма, размер, цвет, вкус)

• Бабье лето! Дивные рубины

Приласкала тихая заря.

Щедро ремонтантная малина

Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

- Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.

- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

Кисленькая, вроде бы,

Но с сахаром, вкусна!

- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

• Не крапива, не шиповник,

Но шипами так же густ.

Этот злой кошачий куст.

- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

Дети: красная, сладкая

воспитатель- Малина, какая?

Дети : малиновая, желтая, сладкая

Воспитатель:- Смородина, какая

Дети:белая, черная, красная, сладкая.

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

- В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы?

Воспитатель:- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы.

Дети: Опенок, груздь, сыроежка, лисичка.

Воспитатель:- Какой гриб несъедобный?

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

Воспитатель: - Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

Огурец, помидор, баклажан – это …

Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это …

Рябина, калина, ежевика – это …

Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. Досвидание.

- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путишествовать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных.

Задачи:

Ход занятия.

- карточки с изображением овощей и фруктов,

- макеты овощей и фруктов,

Организационный момент. Приветствие.

- Сегодня мы с вами будем собирать урожай! Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и фрукты)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)

- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)

- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)

Начало основного занятия.

- Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)

- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе)

- А какое варенье получится из сливы? (Сливовое)

И т. д. несколько фруктов.

- А какой компот получится из яблок? (Яблочный)

И т. д. несколько фруктов.

Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)

- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)

- Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)

И т. д. несколько овощей.

- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)

- Теперь отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.(Капуста)

- А зачем мы готовим для капусты кадки и соль? (Чтобы ее солить)

- Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте слова и движения за мной:

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему соответствующий макет овоща или фрукта)

- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а помогут нам в этом схемы.

- Какие предложения можно составить, опираясь на схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается помощь в составлении предложения)

- Какие предложения вы составили? (Дети называют свои предложения)

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку)

От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную …(морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …(петрушку)

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …(кабачок)

И красавец великан темно-синий … (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались. Спасибо за занятие. До свидания!

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Цель: согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных.

не речевые – развитие общей моторики, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний об овощах и фруктах.

речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи, образование относительных прилагательных, развитие чувства рифмы, составление сложносочиненных предложений по опорным схемам.

Ход занятия.

- карточки с изображением овощей и фруктов,

- макеты овощей и фруктов,

Организационный момент. Приветствие.

- Сегодня мы с вами будем собирать урожай! Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и фрукты)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)

- А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)

- Правильно. А теперь каждый из вас должен будет поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)

Начало основного занятия.

- Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)

- Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе)

- А какое варенье получится из сливы? (Сливовое)

И т. д. несколько фруктов.

- А какой компот получится из яблок? (Яблочный)

И т. д. несколько фруктов.

Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)

- Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)

- Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)

И т. д. несколько овощей.

- Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)

- Теперь отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.(Капуста)

- А зачем мы готовим для капусты кадки и соль? (Чтобы ее солить)

- Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте слова и движения за мной:

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему соответствующий макет овоща или фрукта)

- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а помогут нам в этом схемы.

- Какие предложения можно составить, опираясь на схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается помощь в составлении предложения)

- Какие предложения вы составили? (Дети называют свои предложения)

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку)

От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную …(морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …(петрушку)

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …(кабачок)

И красавец великан темно-синий … (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались. Спасибо за занятие. До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

целью занятия является научить детей составлять сравнительный рассказ по двум предметам, расширять и активизировать словарь, вводить антонимы.

Ұйымдастырылған оқу іс –әрекетінің технологиялық картасы.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Білім беру саласы: Образовательные область: Коммуникация

Бөлім: Раздел: Развитие речи

Тақырыбы: Тема: Едет с поля урожай

Мақсаты: Цель: Учить составлять сравнительный рассказ по двум предметам

Міндетері: Задачи: активизировать звуки (ч), (з), (с), (т); расширить и активизировать словарь, вводить антонимы, развивать умение употреблять в речи однородные члены, согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Сөздік жұмыс: Словарная работа: урожай, овощи, растут на грядке

Жабдықтар: Оборудование: письмо, муляжи овощей, овощи для приготовления салата, посуда

Билингвиадық компонент: Билингвальный компонент: көкөністер – овощи, пияз – лук, сәбіз – морковь, картоп – картофель, қызанақ – помидор, қияр - огурец

Іс-әрекет кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиеші әрекеті

Деятельность воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық- қозғаушылық

Мотивационно-побудительный

Сюрпризный момент: пришло письмо

Цель: активизировать антонимы

Цель: активизировать звукопроизношение

Проявляют заинтересованность и узнают, что письмо от бабушки, она просит детей помочь собрать урожай. Высказывают предположения, на каком транспорте можно доехать до бабушки, если она живет далеко, а детей много.

Приходят к выводу – на поезде

Называют слова и становятся друг за другом

Отмечают длину поезда и под звуки отходящего поездаимитируют движение колес и озвучивают звуками

Ұйымдастыру –іздестіру

Организационно -поисковый

Игровая ситуация: детей встречает бабушка, беседует с ними, показывает детям грядки

Билингвальный компонент: көкөністер – овощи, пияз – лук, сәбіз – морковь, картоп – картофель, қызанақ – помидор, қияр - огурец

Цель: учить действовать по команде, упражнять в названии предметов, развивать двигательную активность

Объявляет о возвращении в группу

Спрашивает, что можно приготовить из овощей

Просит составить сравнительный описательный рассказ о помидоре и огурце

Проводит индивидуальную работу

Здороваются с бабушкой, сообщают ей, что приехали помочь ей собрать овощи. Определяет, что растет на каждой грядке.

Повторяют билингвальный компонент

Прощаются с бабушкой, строят поезд, возвращаются в группу

Следят за действием педагога, проговаривают действие педагога

Составляют рассказ о внешнем виде и вкусовых качествах, как можно применять и где растут

Рефлексивті –түзетушілік

Рефлективно -корригирующий

Предлагает вспомнить о деятельности путешествия

Вспоминают содержание занятия. Рассказывают, что им понравилось

Күтілетін нәтиже. Ожидаемые результаты.

Воспроизводят: название овощей, употребление обобщающего слова, поддерживают беседу, проявляя коммуникативные навыки, описывают предметы

Понимают: по каким признакам определяют овощи, какова их питательная ценность

Читайте также: