Как собрать стартер калина

Обновлено: 17.09.2024

Ремонт стартера

В зависимости от возникшей неисправности, последовательность и объем ремонтных работ могут быть изменены.

Наиболее часто возникающие неисправности стартера:

1. Перегорает обмотка или подгорают контактные болты и контактная пластина в тяговом реле. Для устранения этих неисправностей необходимо заменить тяговое реле. Это можно сделать на автомобиле, не снимая стартер.

2. Неисправна обгонная муфта привода. Для устранения этой неисправности необходимо разобрать стартер и заменить привод.

3. Изношены; щетки стартера. Следует снять стартер, заменить щеточный узел и зачистить коллектор. При замене щеточного узла нет необходимости снимать привод стартера и тяговое реле.

Для выполнения работы потребуются:

— два силовых провода (с зажимами на концах) для запуска двигателя от аккумуляторной батареи другого автомобиля;

— съемник наружных стопорных колец;

Проверить электрическую часть стартера можно, не разбирая его.

1. Снимаем стартер.

Выполняя проверку, не допускайте короткого замыкания зажима провода, соединенного с положительным выводом аккумуляторной батареи, на корпус стартера. Для этого зажим следует удлинить, например вставив в него стальную выколотку.

2. Одним проводом соединяем отрицательный вывод аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод, соединенный с положительным выводом аккумуляторной батареи, подсоединяем к контактному болту 2 тягового реле, к которому подсоединен провод стартера. Если якорь стартера начнет вращаться, двигатель стартера исправен.


3. Подсоединяем второй провод к контактному болту 1 тягового реле. Используя отвертку или другой подходящий металлический предмет, замыкаем между собой вывод 3 и контактный болт тягового реле. Если раздался громкий щелчок и якорь стартера начал вращаться, значит, тяговое реле исправно.

Для дальнейшей проверки стартера, а также для определения причины неисправности необходимо разобрать стартер.

1. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу (контактному болту) тягового реле.


2. Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле.


3. Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем два болта крепления тягового реле.


4. Снимаем тяговое реле со стартера (при этом необходимо отсоединить серьгу сердечника реле от верхнего конца рычага привода).


Проверьте легкость хода сердечника тягового реле. Подсоедините к выводам тягового реле омметр и, утапливая якорь до упора, убедитесь, что замыкаются контактные болты (электрическое сопротивление близко к нулю). Неисправное тяговое реле необходимо заменить.

5. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки стяжных шпилек.


6. Аккуратно отсоединив статор от передней крышки, снимаем статор со шиилек.


7. Снимаем центральную шестерню планетарного редуктора (иногда шестерня остается на валу якоря).


8. Поддевая шлицевой отверткой, поочередно снимаем три планетарные шестерни редуктора.


Проверьте состояние планетарного редуктора. Игольчатые подшипники сателлитных шестерен не должны быть повреждены. На зубьях шестерен редуктора не должно быть сколов, задиров, следов коррозии и других повреждений. Необходимо заменить неисправные элементы редуктора (либо привод или стартер в сборе).

9. Упираясь в верхнюю часть передней крышки стартера отверткой, поддеваем опору рычага привода.

10. Извлекаем из крышки привод вместе с валом привода, рычагом привода, опорой рычага и внешней шестерней редуктора.


Проверьте состояние привода. Привод должен свободно, без заедания, перемещаться по шлицам вала. Шестерня привода должна свободно проворачиваться только в одном направлении, недопустимы выкрашивание зубьев и сильные забоины на заходной части зубьев. Мелкие дефекты можно устранить алмазным надфилем или абразивным бруском. Необходимо заменить неисправный и сильно изношенный привод (либо стартер в сборе).

11. Молотком через рожковый ключ на 13 мм сбиваем кольцо ограничителя хода привода стартера (при этом под шестерню ред>’ктора следует подложить деревянный брусок или кусок плотной резины).


12. Шлицевой отверткой извлекаем из проточки вала стопорное кольцо ограничителя хода привода и снимаем с вала стопорное кольцо и кольцо ограничителя хода.


13. Снимаем с вала привод в сборе с рычагом и муфтой.


14. Съемником снимаем стопорное кольцо 1 муфты рычага привода.


15. Снимаем с привода 4 шайбу 2, муфту 5 в сборе с рычагом привода 3.


При замене только привода дальнейшие работы по разборке стартера можно не производить.

16. Съемником снимаем стопорное кольцо опоры вала привода.


17. С вала привода 1 последовательно снимаем упорную шайбу 5, опору вала 4, уплотнительное резиновое кольцо 3 и внешнюю шестерню планетарного редуктора 2


18. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления шеточного узла к задней крышке стартера.


19. Снимаем заднюю крышку.


20. Поддев шлицевой отверткой, снимаем шеточный узел с коллектора якоря.


21. Снимаем переднюю опору вала якоря.


22. Снимаем с вала якоря упорную шайбу


.

23. Преодолевая усилие магнитов, вынимаем якорь из статора.


24. Осматриваем коллектор и обмотки якоря.

Следы обугливания обмоток не допускаются — такой якорь необходимо заменить.

25. Загрязненный коллектор зачишаем мелкозернистой наждачной бумагой, зажав вал якоря через полоску плотной бумаги в патрон электродрели. Промываем якорь водой с моюшим средством для удаления грязи, угольной пыли и остатков абразива и тшательно протираем чистой ветошью насухо, обдуваем сжатым воздухом от шинного насоса.

26. Заменяем изношенные шетки (высота от рабочей кромки до вывода равна или меньше 3,5 мм) и щетки, имеющие механические повреждения.

27. Промываем детали редуктора и привода уайт-спиритом или керосином.

Установить шеточный узел на коллектор якоря стартера можно специальной оправкой или с помощью инструментальной головки подходящего размера и формы. В случае их отсутствия установить щетки можно без этих приспособлений. Для этого:

1) двумя винтами крепим шеточный узел к задней крышке стартера;

2) смазываем конец вала якоря двумя каплями моторного масла;

3) вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели. Пе вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем, щеточный узел на коллектор якоря;

4) плоскогубцами с тонкими губками отгибаем наружные упоры пружин всех четырех щеток;


5) вставляем в щеткодержатель пружину;


6) удерживая пружину отверткой, плоскотубпами загибаем четыре упора пружины. Таким же способом устанавливаем остальные три пружины;


7) вставляем в статор якорь стартера с надетыми на него щеточным узлом и задней крышкой (при этом необходимо придерживать якорь, чтобы его коллектор не вышел из зацепления со щеточным узлом).

Дальнейшую сборку стартера выполняем в последовательности, обратной разборке. При этом на детали редуктора наносим смазку ШРУС-4. Передустановкой привода окунаем его в моторное масло и даем маслу стечь. Втулки, в которых вращаются валы якоря и привода, а также винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом;

8) чтобы убедиться в правильности сборки стартера, перед установкой проверяем его работоспособность. как это показано в начале раздела

Все о стартере Калины


Вступление

Автомобильный стартер предназначен для запуска двигателя. Стартер во время своей работы потребляет большое количество тока и подвергается большим нагрузкам, которые могут вывести его из строя.

В данной статье речь пойдет о стартере на автомобиле Лада Калина, о способах его замены, признаках неисправности и причинах поломки.

Конструкция

Стартер Калины является электрической машиной работающей на постоянном токе получающей питание от аккумуляторной батареи. При работе стартер потребляет большое количество тока и при неисправностях может часто разряжать аккумулятор.


Основные детали стартера: якорь, ротор, бендикс, щетки, втягивающие. Поломка одного из элементов приводит к выходу из строя стартера.

Принцип работы

Когда на стартер подается напряжение с помощью поворота ключа в замке зажигания автомобиля, ток поступает одновременно на втягивающее реле и сам стартер. Стартер начинает вращение, а в этот момент втягивающее реле подвигает подвижную часть бендикса к маховику двигателя тем самым начиная вращать двигатель за венец на маховике, после чего двигатель запускается, ключ в замке зажигания отпускается, ток на стартере и втягивающем реле пропадает, тем самым останавливая стартер и отодвигая бендикс от маховика.

Признаки неисправности


Стартер не является очень сложным механизмом и имеет небольшое количество деталей, которые выходят из строя. Наиболее часто проблемы со стартером возникают из-за следующих поломок:

  • Стерлись контактные щетки – такое происходит из-за длительного использования стартера на автомобиле и чаще всего возникает к 100 000 км. пробега. Данная процедура легко исправляется заменой щеток.
  • Поломка втягивающего реле – втягивающее реле одна из наиболее слабых деталей стартера и выходит из строя в разные сроки не от чего не завися. При такой поломке стартер вращается, но не входит в зацепление с маховиком.
  • Поломка бендикса – бендикс это механизм напоминающий обгонную муфты, которая вращается в одну сторону, но клинит в другую.
  • Обрыв обмотки статора или якоря.

Все причины кроме обрыва обмотки легко исправляются заменой элементов на новые, но если произошел обрыв обмотке лучше заменить стартер на новый.

Разряженный АКБ


Так же довольно часто неисправность стартера можно спутать с разряженным АКБ. Если на Вашем автомобиле стартер не приводит во вращение двигатель, а лишь слышны щелчки втягивающего реле, то вероятнее всего разрядилась аккумуляторная батарея. Звук, который издает стартер при разряженном аккумуляторе можно услышать на видео.

Реле стартера Калины

Еще одной причиной неработающего стартера на Калине может быть его реле, которое установлено в монтажном блоке. Реле может выйти из строя при загрязнении контактов, обрыве обмотки и т.п. все эти причины приведут к несрабатыванию стартера при повороте ключа. Если на вашем автомобиле не работает стартер, необходимо в первую очередь проверить его реле. На фото изображено местонахождение реле стартера Калины.


Где находится

Стартер Лады Калина расположен в подкапотном пространстве, чтобы его разглядеть необходимо демонтировать корпус воздушного фильтра. Крепиться стартер к корпусу КПП через шпильки. На фото показан красной стрелкой.


Как завести автомобиль без стартера

Если на вашем автомобиле неисправен стартер или сел АКБ, то автомобиль можно завести и другими способами.

Можно попробовать завести автомобиль с буксира, с горки и т.п. включив зажигание и вторую передачу, такой способ актуален как для севшего АКБ, так и для сломанного стартера. Данные манипуляции можно произвести только на механической КПП.


Если стартер вращается, но не крутит двигатель, то вероятнее всего неисправно втягивающее реле. При такой неисправности двигатель можно запустить довольно просто, достаточно лишь включить зажигание и перемкнуть контакты на втягивающем реле, как показано на картинке и двигатель запустится.

Цены на оригинальный стартер Лады Калины могут достигать и даже превышать 4000 рублей. На рынке встречается большое количество аналогов по ценам начинающимся от 2000 рублей, но качество таких деталей оставляет желать лучшего.

Замена

Для проведения замены стартера необходимо подготовить специальный инструмент, который понадобиться в процессе проведения работы.

Необходимый инструмент:

Пошаговая инструкция замены


  • Отключаем питание от втягивающего реле, для этого ключом откручиваем силовой кабель и отключаем разъем.


  • С помощью трещотку и удлинителя откручиваем болты крепления стартера к корпусу КПП.


Сборку производим в обратной последовательности.

Видео замены стартера на Калине


Нашлось времечко заняться стартером т.к. его выкрутасы уже порядком надоели, то он соизволит завести машину, а то ждёт чтобы его толкнули.
Самый главный подозреваемый это провод на втягивающее, ну а раз всё равно снимать коробку воздухана то до кучи и решил скинуть стартер, разобрать до потрохов так же как делал в прошлый раз со стеклоочистителем и провести профилактику.
Покупал я его и ставил при пробеге 40 тыс км.
Сейчас пробег 89400, прошёл 49400, в принципе претензий к нему нет, думаю что провод на стягивающее мозги мне компостирует, вернее не сам провод а место контакта с втягивающим, ну посмотрим.

Откручиваем гайку и два болта на 10 и скидываем всю коробку воздухана в сборе и нам предстаёт отличный доступ к стартеру:


По стрелкам на картинке:
Красная — на блоке двигателя краска потрескалась и большей частью отвалилась, возможно последствия перегрева в ноябре 2016 ?
Это до какой же степени нужно нагреть металл чтобы краска так отвалилась ?
Зелёная — да… у меня теперь новый АКБ… Варта благополучно скончалась, но об этом будет отдельная запись чуточку позже.
Жёлтая — Сапун КПП всё таки находится выше щупа ! поэтому господа которые пытались меня убедить что лишнее залитое масло в КПП (чтобы в масле купались и шестерёнки 5й передачи) можете меня больше не убеждать, я вам не верю.
Синяя — Как же удобны хомуты вот с такими гайками которые удобно крутит руками ! рекомендую для тех случаев когда нужно иногда крутить хомут туда-сюда.
Снимается стартер очень просто. Скидываем кленну с АКБ. Гайка силового провода на 13. Затем 3 гайки на куполе сцепления. В интернете вечно ходят слухи мол один говорит что стартер крепиться на 2 гайку и 1 болт, другой говорит что на 2 болта и 1 гайку… так вот у меня машина 2007 года и стартер крепиться на 3 гайки !
Возможно кто то менял стартер ночью и у него одна или две шпильки выкрутились вместе с гайками и он так и закрутил их обратно толком не рассмотрев в потёмках…
У меня в этот раз вместе с гайками выкрутились две шпильки… блин… вот бяка то… пришлось наживлять две гайку на каждую (эти же гайки от стартера) и закручивать их обратно.


Провод на втягивающее соединяется просто обычным разъёмом. Вот где вся соль… ёпть… лучше бы тут было винтовое соединение… Разъём обычный СССР, никакой защиты от воды нет и в помине, да еще и провод коротковат, чуток натянут. В очередной раз АвтоВАЗ накосячил там где этого делать не стоило. Стартер находится в самом низу, вся срань летит на него в первую очередь, и соответственно на это соединение.
Ну ладно, что уж теперь… снимаем, тащим домой… в ванну… купаться в тазике (не люблю грязные запчасти и грязный инструмент)


Зелёной стрелкой обозначил колечко при снятии которого пришлось помучиться в остальном проблем никаких.
Два длиннющих болта под ключ на 8 стягивают заднюю крышку стартера к передней в которой расположен редуктор. Выкрутив эти два длинных болта стартер легко располовинивается.

Снимаем с ротора маленькую шестерню и двумя длинными болтами поддеваем и снимаем крышку в которой сидит подшипник скольжения.


Теперь можно вынуть ротор из статора и снять заднюю крышку с щёткодержателями


Делов в принципе немного, почистить щёткодержатели, почистить коллектор ротора, почистить от старой грязи и смазки детали, набить новую с смазку и собрать обратно.
Коллектор имеет диаметр 30мм, размер щёток 6,8х13,8мм.


Коллектор почистить несложно если зажать ротор в шуруповёрт и пройтись наждачкой


Диаметр вала ротора со стороны коллектора 6,8мм, но очень маленькая длина т.к. близко расположены шлицы для шестерни. А у шуруповёртов как известно при расжатии губок патрона кулачки уходят во внутрь. В общем как раз хватило чтобы зажать (патрон 10мм, у старой метабы патрон был 13мм, куда мир катиться ))
В принципе коллектор был неплох, ну не помешает.
В задней крышке чистим растворителем щёткодержатели, щётки, пружинки и подшипник скольжения.
Здесь со стороны задней крышки вал ротора имеет диаметр 11,91мм, диаметр подшипника скольжения в задней крышке 11,96мм, в принципе неплохо для почти 50 тыс пробега в городе.


Втягивающее разбирать не стал, конечно хорошо бы было почистить пятаки, но что то мне кажется обратно я его не соберу т.к. со стороны контактных винтов виден припой, значит катушку сначала вставили потом припаяли, в общем мой паяльник для smd деталек, а не для таких гигантских штук ))
Магниты статора протёр от грязи, в основном продукт износа щёток как мне кажется. Магниты непонятно приклеены или нет, надеюсь что приклеены а не как это было в стартере БАТЭ когда я его располовинил все потроха включая магниты высыпались от туда кучей запчастей.


Технический картон внутри статора пришлось после водных процедур сушить феном. Мелочи, но имейте в виду.
Редуктор оказался вообще сухой. Не я конечно понимаю что режим работы стартера это пару секунд… но всё же почему бы не смазать его то хотя бы чуточку ?


Самым сложным было снять это стопорное кольцо на валу которое на третьем фото обозначено зелёной стрелкой:

Это будет проще если понять суть его устройства: На валу имеется проточка, в проточке сидит колечко из толстой и прочной проволоки, а сверху на колечко надето второе кольцо не дающее ему соскочить. Нужно сначала сбить верхнее колечко вниз, для этого удобно использовать головку или накидной ключ и молоток, а вот затем при помощи отвёртки выколупать нижнее проволочное кольцо. Я провозился минут 5, кое как достал.


При обратной сборке не забываем сначала накинуть вернее кольцо нужной стороной, а только потом одевать проволочное. Верхнее кольцо удобно одевать уперев снизу в него разводной ключ и ударяя молотком по валу.
После снятия кольца всё просто разбирается:


Эту толстую баранку бендикса на валу я разбирать не стал, не к чему. Да и можно было бы в принципе и это всё не разбирать, но очень уж хотелось на спиральных шлицах бендикса вытереть всю старую смазку и нанести новую.
На этом в принципе всё, всё чистим, смазываем и собираем обратно.


Вставляем щётки в щёткодержатели, пружины пока отдельно, отгибаем по 4 усика удерживающие пружины в щёткодержателях.


Смазываем подшипник в задней крышке.
Вставляем ротор поправляя щётки. Затем по очереди вставляем пружины и загибаем усики щёткодержателей удерживающих пружины обратно. Немного неудобно но не сложно.
при вставлении ротора в заднюю крышку с обратной стороны выползет лишняя смазка, это отличный повод испачкать рубашку и дать жене проверить её новый стиральный порошок.
Теперь одеваем на ротор стартер удерживая его от прилипания к нему. То есть при одевании статора на ротор последний потянется к магнитам и попытается заскочить внутрь статора т.к. его притягивают магниты это нежелательно т.к. при этом ротор попытается выскочить из задней крышки и тогда придётся его туда снова вставлять.
Дальше всё просто. Верхняя крышка с подшипником скольжения занимает своё прежнее место. Не забываем в ней протереть и смазать подшипник скольжения (и мелкую шайбочку не забыть протереть и смазать). Удобно одевать крышку предварительно вставив на место два длинных болтика под ключ на 8.


Собираем обратно планетарный редуктор, смазываем, вставляем бендикс, и закручиваем половинки стартера обратно стягивая длинными болтами. Тут я собирал половинки и разбирал обратно раза три не понимая почему флажок бендикса который должен тянуть вилку постоянно утоплен, оказалось вот эта чёрная резинка
обозначил на фото красной стрелкой:

имеет под язычок тонкую прорезь, а я эту резинку просто сверху сувал )) одев как нужно всё закрутилось сразу и без проблем. Бендикс легко и чётко ходит туда-обратно, пружина надёжно отводит его обратно. При сборке втягивающее я заметил на сердечнике который втягивается внутрь катушки потёртости и смазал сердечник небольшим количеством смазки.
Кстати металлоплакирующая смазка Вымпел мне очень нравиться,


пользуюсь ей уже лет 10 вместо литол-24. В Ашане тюбик 140 грамм стоит в районе 90 рублей. Рекомендую.
Шпильки на месте, осталось прикрутить стартер:


Теперь этот злосчастный провод:


Снялся он с фишки втягивающего ну очень легко. Провозившись с пластиковым набалдашником-колодкой так и не понял как она держится, кое как стянул и не обнаружил на самом контакте никаких выступов для его удержания, обычно это такой выпирающий лепесток который защёлкивается при вставлении контакта в колодку.
Провод толстый, надёжный, сам контакт прочный, жёсткий правда весь потемневший от окислов, но зелени нигде нет. Чуток почистил, поскаблил, обжал тонкогубцами, надел обратно колодку. Обмотал изолентой со стороны провода, хотя бы воды чуть поменьше внутри будет. Одел на втягивающее, вроде плотно сел…
Еще обмотал изолентой… Что то мне показалось маловато изоленты… обмотал еще и силовой примотав к нему провод от втягивающего. Может это еще улучшить его долгоживучесть.


Сейчас кстати пока нет короба воздухана отличная возможность проверить уровень масла в КПП, смазать тросик сцепления и отрегулировать наконечник на нём, я например люблю когда педаль сцепления берёт в самом начале хода, т.е. почти без свободного хода.
Ну вроде всё… поворачиваем ключ… вжик… с полоборота завелась… урчит… посмотрим как будет дальше, надеюсь виной всему был плохой контакт провода управления на втягивающем.


Спасибо всем кто осилил столь длинный и нудный текст.

Запчасти

Лада Калина Седан 2007, двигатель бензиновый 1.6 л., 81 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже

Комментарии 9


У моей сестры есть автомобиль лада калина ваз 11183
И вот в чем беда когда заводишь автомобиль он жужит я так понял это бендикс и стал вопрос в покупке нового стартера, и зайдя в интернет я увидел их много и они различаются по характеристикам Одни пишут продавцы Стартер ВАЗ 2170, 1118 крепеж под 3 отверстия (на пост. магнитах) как понять на "Пост магнитах"?
Стартер ВАЗ 2170, 1118 (редукторный) АТЭК вот ключевое слово редукторный он отличается от прежнего что я выше описал и если да то чем?
И еще пишут одни что 11 зубов а другие 9 зубов так какой лучше взять чтобы не допустить ошибку подскажите кто реально шарит буду благодарен)!


Грамотно написано, молодец. От себя дополню, как делаю я:
1. Чтобы не возится со щётками, сначала отдельно откручиваете нижнюю крышку(2 винта или болта, которые притягивают щеточный узел к этой крышке), затем через головку на 24 или 27 стягиваете щеточный узел с коллектора на нашу головку — так щетки остаются в гнездах, а их износ можно оценить сбоку визуально! При сборке головку ставите вплотную к коллектору и щеточный узел сдвигаете по головке на коллектор.
2. Очень важно: в том месте, где минусовые щетки контактируют с массой на крышке тщательно зачистите место контакта!
3. Маленькие шестерни- сателлиты вращаются на бронзовых втулках — чаще всего они изнашиваются и весь планетарный механизм начинает подклинивать!
4. Такое втягивающее как у тебя распаивается в 2 местах паяльником 30 ватт — крышка снимается и пятаки спокойно меняются/обслуживаются
5. Постоянные магниты преклеены к корпусу, а так же удерживаются стальными прижимками
6. Процесс снятия бендикса. Во вервых снимаем ось со стартера и !ОПИРАЕМ НА ЦЕНТР ЧЕРЕЗ ПОДХОДЯЩУЮ ГОЛОВКУ, а не на 3 маленькие оси сателлитов — а то они обязательно провалятся. Трубкой по диаметру чуть больше диаметра оси сбиваем запорное кольцо вниз. Затем 2 тонкими отвертками поддеваем стопорное кольцо и как только оно вышло из проточки поддеваем рожковым ключом на 12 вверх. Обслуживаем/меняем бендикс, затем одеваем запорное кольцо правильно. Теперь опять всю ось опираем на головку, стопорное надставляем над осью и бьем молотком через БРОНЗОВЫЙ БРУСОК! ЧТОБЫ НЕ ПОМЯТЬ ОСЬ. Дальше рожком на 12 осаживаем стопор в проточку.
Теперь чтобы защелкнуть запорное кольцо лично я сделал в любом уголке/швеллере прорезь 12*12мм. Туда завожу нашу ось(кольцо над швеллером), мажу маслом и теперь очень важно: КЕРНО! Надставляю на ось, и одним резким ударом осаживаю кольцо на место.
Будут вопросы, обращайтесь!

На Лада Калине устанавливается стартер типа 5702.3708.

На часть автомобилей может быть установлен стартер BOSH 0001108203.

Вал якоря передает вращение на вал привода через планетарный редуктор.

Планетарные шестерни редуктора вращаются на игольчатых подшипниках.

Привод стартера состоит из ведущей шестерни и обгонной муфты.

Ремонт стартера автомобиля

Схема соединения стартера на рис. 1.

Тяговое реле установлено на корпусе электродвигателя. Большой ток, потребляемый стартером при запуске двигателя, передается через медные контакты реле.

В реле установлены две катушки втягивающая и удерживающая.

Под воздействием магнитного поля металлический сердечник тягового реле, преодолевая усилие пружины, втягивается внутрь катушки. При этом он приводит в движение рычаг привода стартера.

Рычаг в свою очередь выдвигает привод стартера, вводя ведущую шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.

Одновременно с этим медная контактная пластина замыкает контактные болты.

Через обмотки якоря стартера начинает протекать ток, якорь – вращается, осуществляя запуск двигателя.

Отрицательный вывод втягивающей обмотки реле соединен с массой через обмотки якоря стартера.

После замыкания контактных болтов через обмотку перестает протекать ток, и сердечник тягового реле удерживается только одной обмоткой, это позволяет уменьшить нагрев обмоток реле и сократить энергию в момент запуска.

Проверка работоспособности стартера

Ремонт стартера автомобиля

Одним проводом соединяем отрицательный вывод аккумулятора с корпусом стартера.

Второй провод, соединенный с положительным выводом аккумуляторной батареи, подсоединяем к контактному болту 2 тягового реле, к которому подсоединен провод стартера.

Если якорь стартера начнет вращаться, двигатель стартера исправен.

Подсоединяем второй провод к контактному болту 1 тягового реле. Используя отвертку или другой подходящий металлический предмет, замыкаем между собой вывод 3 и контактный болт тягового реле.

Если раздался громкий щелчок и якорь стартера начал вращаться, значит, тяговое реле исправно.

Для дальнейшей проверки стартера, а также для определения причины неисправности необходимо разобрать стартер.

Снятие и разборка стартера

Снимаем воздушный фильтр

Отсоединяем провод управления тяговым реле.

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Головкой на 13 отворачиваем гайку крепления наконечника провода, соединенного с плюсовым выводом аккумулятора

Снимаем наконечник провода

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Головкой отворачиваем две гайки крепления стартера.

Ремонт стартера автомобиля

Маркировка на корпусе стартера

Ремонт стартера автомобиля

Головкой на 13 отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу тягового реле.

Снимаем с вывода пружинную шайбу

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Снимаем наконечник провода

Отворачиваем три винта крепления тягового реле

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Снимаем тяговое реле со стартера

Вынимаем из реле пружину

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Снимаем якорь тягового реле с рычага привода

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления крышки подшипника

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Снимаем стопорное кольцо

Снимаем дистанционную шайбу

Ремонт стартера автомобиля

Ключом на 7 отворачиваем два стяжных болта

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Вынимаем стяжные болты и снимаем заднюю крышку

Поддев отверткой, снимаем щеткодержатель, придерживая пружины щеток

Ремонт стартера автомобиля

Так выглядит щеточный узел

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Снимаем переднюю крышку

Вынимаем якорь из корпуса

Вынимаем из крышки уплотнитель

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Вынимаем вал привода с рычагом

Снимаем рычаг привода.

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Для проверки состояния шестерен редуктора отверткой поддеваем крышку редуктора

Осматриваем зубья шестерен.

Зубья не должны иметь сколов и следов износа. Добавляем смазку Литол-24 и устанавливаем крышку на место

Опираем вал привода на металлический стержень, через отрезок трубы или торцовый ключ на 11

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

сбиваем упорную втулку.

Разжав щипцами пружинное кольцо

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

Снимаем кольцо с вала

Снимаем с вала привода упорную втулку

Вынимаем привод в сборе

Осматриваем коллектор и обмотки якоря.

Следы обугливания обмоток не допускаются – такой якорь необходимо заменить.

Загрязненный коллектор зачищаем мелкозернистой наждачной бумагой, зажав вал якоря через полоску плотной бумаги в патрон электродрели.

Промываем якорь водой с моющим средством для удаления грязи, угольной пыли и остатков абразива и продуваем сжатым воздухом.

Заменяем изношенные щетки, если их высота меньше 3,5 мм. Промываем детали редуктора и привода уайт–спиритом или керосином.

Сборка

Установить щеточный узел на коллектор якоря стартера можно специальной оправкой или с помощью инструментальной головки подходящего размера и формы. В случае их отсутствия установить можно без этих приспособлений. Для этого:

- двумя винтами крепим щеточный узел к задней крышке стартера;

- смазываем конец вала якоря двумя каплями моторного масла;

- вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели.

Не вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем щеточный узел на коллектор якоря;

Ремонт стартера автомобиля
Ремонт стартера автомобиля

- плоскогубцами с тонкими губками отгибаем наружные упоры пружин всех четырех щеток;

- вставляем в щеткодержатель пружину;

Ремонт стартера автомобиля

- удерживая пружину отверткой, плоскогубцами загибаем четыре упора пружины.

Таким же образом устанавливаем оставшиеся три пружины;

- вставляем в статор якорь стартера с надетыми на него щеточным узлом и задней крышкой, (при этом необходимо придерживать якорь, чтобы его коллектор не вышел из зацепления со щеточным узлом).

Упорную втулку устанавливаем на место при помощи раздвижных пассатижей.

Дальнейшую сборку выполняем в обратной последовательности. На детали редуктора наносим смазку ШРУС-4.

Перед установкой привода окунаем его в моторное масло и даем маслу стечь.

Втулки, в которых вращаются валы якоря и привода, а так же винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом;

- чтобы убедиться в правильности сборки стартера, перед установкой проверяем его работоспособность (Описано в начале статьи).


Отсоединяем провод управления тяговым реле.



. и снимаем наконечник провода.



Снимаем стартер. Устанавливаем стартер в обратной последовательности.

Разбираем стартер для замены тягово­го реле, щеткодержателя со щетками и элементов привода.

Замену тягового реле можно выпол­нить на автомобиле. Для наглядности замену тягового реле показываем на снятом стартере.



Крестообразной отверткой отво­рачиваем два винта крепления тягового реле.


. и снимаем его. Вынимаем из передней крышки пру­жину и якорь тягового реле.



Разъединяем корпус и переднюю крышку.


Вынимаем из корпуса якорь со щеткодержателем и задней крыш­кой.


Крестообразной отверткой отво­рачиваем два винта.


. и снимаем заднюю крышку. В гнезде подшипника задней крышки установлена волнистая пружинная шайба.



Снимаем изолированные щетки со щеткодержателя.


Снимаем крышку плане­тарного редуктора.


Вынимаем три сателлита плане­тарного редуктора привода.


Снимаем резиновую заглушку. Нажимая пальцем на торец вала привода.


. вынимаем привод в сборе из передней крышки.



. и ударив молотком по ключу, планетарного спрессовываем ограничительное кольцо.


Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его. Снимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.


Снимаем обгонную муфту с ше­стерней привода в сборе.


Отверткой сдвигаем из проточки вала стопорное кольцо и снима­ем его.



Снимаем с вала привода корон­ную шестерню планетарного ре­дуктора.


Вставляем две металлические пла­стины между подшипником и кол­лектором якоря и опираем их на губки тисков, нанося удары молот­ком, через выколотку из мягкого металла в торец вала, спрессовы­ваем подшипник. Внешним осмотром проверяем со­стояние коллектора и обмоток якоря Обугливание обмоток не допускает­ся. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе коллек­тора якорь следует заменить. Задиры и наволакивание материала подшип­ника скольжения на шейку вала якоря устраняем самой мелкой шкур­кой с последующей полировкой. Ом­метром проверяем замыкание об­мотки якоря на его сердечник. Концы обмоток должны быть хорошо при­паяны к ламелям. Почернение обмо­ток и отделение от них лаковой изо­ляции не допускается.

При износе щеток меняем щетко­держатель в сборе.

Сборку стартера выполняем в обратной последовательности. Щеткодержатель монтируем до установки якоря в ста­тор. Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток для того, чтобы щетки вдвинулись в направляющие.


Для этого, отогнув четыре фикса­тора держателя пружины.


. вынимаем пружину. После установки щеткодержателя на коллектор якоря устанавливаем пру­жины и загибаем фиксаторы держате­лей пружин. Устанавливаем заднюю крышку и крепим к ней щеткодер­жатель.

На шестерни планетарного редукто­ра наносим смазку ШРУС-4.


Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавли­ваем на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.


При установке корпуса на якорь придерживаем ручкой молотка якорь от притягивания его постоян­ными магнитами и опускаем кор­пус на заднюю крышку.

Видео по теме "Лада Калина. Снятие и разборка стартера"

Как снять, разобрать и собрать стартер на приоре! Ремонт Стратера на Калину + маленькая доработка Не крутит стартер на калине ч1

Читайте также: