Ференц лист венгерская рапсодия 2 описание

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Считается, что именно Ференц Лист стал основоположником жанра рапсодии. Создание жанра приписывается Листу, потому что он сумел создать не только определенную структуру рапсодии, но и классифицировал конкретные характерные черты сочинений, у его предшественника, чеха Томашека, же это были простые произведения, не имеющие логического основания и схожести между собой

Не смотря на то, что Ференц Лист не проживал в Венгрии, его судьба была прочно связана с другими европейскими странами. Но на протяжении всей жизни он сохранил в себе уважение к Родине. Он постоянно вспоминал детские годы, когда часами мог слушать цыганские народные песни

На создание рапсодий Листа подтолкнуло историческое событие, связанное с Венгрией. В родных краях для композитора произошла революция против феодально-помещичьего строя Австрийских властей. К сожалению, восстание не одержало победы и было жестоко подавлено. Венгрия вновь стала частью Австрии. Патриотичная душа композитора была глубоко поражена этим фактом. Тогда появились первые задумки о создании рапсодий на венгерские народные мелодии

В оркестровых версиях рапсодий композитор использовал такие музыкальные инструменты, как цимбалы, гитары, струнно-смычковые и струнно-щипковые. Именно этот музыкальный состав позволяет выразить весь колорит и красочность музыки. Стоит отметить, что в основе каждого произведения в данном жанре лежит выверенная арифметическая схема. Принципиально количество частей, оно должно быть четным. Части контрастны между собой, обычно чередуются медленная и танцевальная. Некоторые музыковеды называют венгерские рапсодии фортепианными симфониями

Вторая венгерская рапсодия - это
наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым.Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу.
Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны

В основу первой части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей. Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой

Вторая часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка.
Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий. Композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем

Венгерская рапсодия" Листа
Устав от застолий, гостей проводив,
Решила под вечер я выйти из дома
В наушниках слышу любимый мотив - "Рапсодия Листа" навеет истом
От ритмов мелодии мысль возникает,
Что жизнь человека - как будто качели:
То нежность скрипичная душу ласкает,
То сердце тревожат виолончели.
И год, что вчера мы уже проводили,
Не хуже/не лучше был прежних годов.
И горе, и радость мы все пережили,
И всё для живых повторяется вновь
Степанян (Богомолова) Татьяна

Ференц (Франц) Лист / Franz Liszt

В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа.



01_164 (700x400, 41Kb)

Рапсодия №2, cis-moll

Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.
I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности. При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни).
2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа.

Национальный классик венгерской музыки, Лист всегда называл себя мадьяром, т.е. представителем венгерской нации. Вместе с тем, его творческая деятельность неразрывно связана с музыкальной культурой других стран, поскольку большую часть своей жизни композитор прожил за пределами родины. Особенно значителен его вклад в музыкальную культуру Германии и Франции (Париж он считал своей второй родиной).

Фортепианное творчество

В грандиозной панораме творчества Листа первое место занимает фортепианная музыка, тесно связанная с его исполнительской практикой. Именно благодаря своему пианистическому дару он смог стать в фортепианной музыке таким ярким новатором.

Излюбленные технические приемы:

· октавные пассажи, глиссандо, пассажи двойными нотами;

· аккордовые трели чередующимися руками, тремоло;

· развитая педальная техника.

В фортепианных пьесах Листа часто встречаются авторские указания – quasi tromba (как бы труба), quasi flauto (как бы флейта) и т.д., имитация виолончели, валторны, колокола, органа.

Традиция листовского концертного пианизма получила развитие в искусстве А.Г. Рубинштейна, С. Рахманинова.

Всего для фортепиано Листом написано более 500 произведений в самых разных жанрах. Это:

· транскрипции (фортепианные переложения оперной, симфонической, вокальной музыки[1]) и парафразы (фантазии на заимствованные темы из сочинений других композиторов[2]);

· венгерские рапсодии (19);

· этюды, в которых, как и в шопеновских этюдах, виртуозно-технические задачи подчинены идейно-художественному замыслу (всего 55, учитывая первые и окончательные версии)[3].

6 – всевозможные вальсы, марши, чардаши, полонезы.

Венгерские рапсодии

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, хотя это название (от древнегреческого рапсода[4]) применялось и до него. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию, основанную на фольклорных темах.

Отличительная особенность всех листовских рапсодий – непосредственная опора на венгерскую народную музыку. Композитор всегда интересовался родным фольклором, записывал народные песни и танцы, изучал фольклорные сборники, слушал игру цыганских оркестров. Все это в комплексе и стало основой для «Венгерских рапсодий. Главным источником их тематизма был городской венгерский фольклор – вėрбункош. Его особенности:

· темпераментный, страстный, горделивый характер;

· свободная, импровизационная манера изложения;

· острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами;

· использование ладов с ув.2, в том числе венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (т.н. лáшан и фришка).

В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой.

Вторая рапсодия, cis-moll

Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.

Первый, медленный раздел рапсодии (лашан) отличается ярко выраженным венгерским национальным колоритом. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнных щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3 х частной форме.

Второй, быстрый раздел рапсодии (фришка) – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.

Шестая рапсодия

Её композиция состоит из 4-х разделов, следующих без перерыва.

Музыка первого раздела (Des-dur) выдержана в характере пáлоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2 х дольного.

Второй раздел (Presto, Cis-dur) – темпераментная пляска-чардаш (очень темпераментный, зажигательный 2 х дольный венгерский танец).

Речитативный третий раздел – в духе эпического повествования – вносит в рапсодию наибольший контраст: он самый неторопливый (Andante) и единственный минорный (b-moll). Благодаря довольно низкому регистру мелодии и импровизационной манере изложения, он ассоциируется с образом сказителя–рапсода, повествующего о давно прошедших печальных событиях.

Заключительный четвёртый раздел (B-dur) – наиболее развёрнут, динамичен, виртуозен. Он основан на фактурном варьировании задорной танцевальной темы, которое сопровождается последовательным ускорением темпа.

В Сонете № 104 (E-dur) единая волна нарастания лирических чувств охватывает всю пьесу: от характерного для Листа изложения ариозно-декламационной мелодии (на фоне скупых арпеджиато) – через фактурное её превращение в ноктюрн (2-е проведение) – к ликованию и восторгу (3-е проведение).

Музыка вступления (Adagio) пронизана равномерными тяжелыми ударами басов, подобными погребальному колоколу. На фоне этого колокола развивается мрачная аккордовая тема, рисующая приближение траурной процессии.

Лирическая побочная тема (As-dur), олицетворяющая романтический образ прекрасного идеала, предельно контрастна (мажорный лад, высокий регистр, прозрачная ноктюрновая фактура).

Обе темы в экспозиции фактурно варьируются.

Эпизод, заменяющий разработку – панорама героической битвы. Он почти целиком звучит на фоне фигурированного органного пункта.

В репризе обе темы сокращены: главная даётся сразу со своего кульминационного проведения, побочная (E-dur) перенесена в ещё более высокий регистр, что усиливает ощущение особой хрупкости, возвышенности. В небольшой коде слышны отзвуки центрального, героического эпизода.

Читайте также: