Фрида кало плоды кактуса

Обновлено: 05.09.2024

6 июля 1907 года родилась самая известная мексиканская художница - Фрида Кало, полюбившаяся всему миру своим бесспорным талантом и невероятной силой духа

Судьбу драматичнее сложно себе представить. Красота и талант, тяжелая болезнь в детстве, страшная авария в юности, постоянная боль, огромное количество перенесенных операций, страстная любовь, измены мужа, потеря ребенка, предательство, признание, дружба с революционерами – это все о Фриде. Сегодня, в день рождения художницы, предлагаем погрузиться в ее творчество и поближе познакомиться с несколькими известными картинами.

Фрида Кало написала около 145 картин маслом, 60 из них - автопортреты. Художница была достаточно успешна еще при жизни: уже на первой своей выставке в нью-йоркской галерее она продала практически все работы, но после ее смерти в 1954 году наступил период некоторого забвения. Интерес к ее творчеству заново возник в 1970-х, когда началось активное изучение женского искусства,и одновременно с этим большой рывок сделали исследователи латиноамериканской культуры.


Казалось бы, эта картина о жизни разного и многоликого мексиканского общества. На одной остановке ждут автобуса домохозяйка, рабочий, мать-индианка, богатый бизнесмен гринго и молодая девушка. Однако на самом деле картина имеет еще одно значение. Люди на ней ждут именно тот автобус, который врезался в трамвай в 1925-ом году и изменил жизнь художницы. Она чудом спаслась, получив чудовищные травмы. Молодая девушка на этой картине – сама Фрида.


Когда Фрида писала этот портрет, селекционера уже не было в живых. Он покоился в саду собственного поместья, Кало и Ривера посещали однажды его могилу. На картине ученый изображен проросшим из земли гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Дерево с гигантскими плодами справа символизирует результаты работы Бербанка. А слева мы видим обычное дерево с обычными плодами.

Но самая, пожалуй, интересная деталь на этой картине – растение, которое держит в руках Бербанк. Это куст филодендрона. Фрида отлично разбиралась в ботанике и знала многое о растениях, их свойствах и символике. Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием. Но в то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации.

Как же это связано с Бербанком? Дело в том, что ученый верил в евгенику. Он считал, что раз культивация так хорошо работает с растениями, можно применить этот подход и к человечеству. Фрида не разделяла этих взглядов и считала их очень опасными. И поэтому на картине изобразила Бербанка именно с филодендроном – потенциально опасным растением, являющимся при этом символом плодородия.

Интерьер - это не только оформление жилых помещений, но и отражение человеческой натуры. В первую очередь мы окружаем себя милыми сердцу вещами. А они очень многое говорят о нас, не так ли? Сегодняшний герой нашей статьи: Двойной дом в Сан-Анхеле, который принадлежал несравненной Фриде Кало и Диего Ривере.

Это здание было построено в 1930-х годах по проекту Хуана О’Гормана, архитектора и друга Фриды . Нарочито простые формы, полное отсутствие декора на фасадах, по-индустриальному большие окна и частокол из кактусов - всё это отражало прогрессивные взгляды его владельцев.

Примечательно, что Двойной дом был первым зданием в Мексике, которое строили исходя из нужд будущих жильцов. Перед работой над проектом О'Горман составил список потребностей Фриды и Диего.

Детище О'Гормана -это латино-американский колорит, смешанный с типовым промышленным зданием. Старые дома делились на два крыла: парадное мужское и женское, отличающееся более интимной планировкой. Несмотря на реверанс в сторону традиций, данное творение шло вразрез с мексиканскими канонами эстетики того времени.

Жилище Диего Риверы сверкает в лучах солнца благородной белизной. От его верхнего этажа к домику Фриды, про который сегодня и пойдёт речь, протянут мост. Небольшая коробочка, выкрашенная в глубокий оттенок синего, выглядит слишком кротко рядом с красно-белым великаном. Словно в противовес пылкому нраву своей владелицы. Но это только снаружи. Давайте же заглянем внутрь!

Всего в доме Фриды три этажа. На первом располагался гараж, второй отведён под гостиную с небольшой кухней. Третий этаж был средоточием жизни этого здания. Здесь находилась спальня художницы, примыкающая к мастерской. Стены с трёх сторон заменяли гигантские окна. Много пространства и естественного света. Идеальное место для творчества, согласитесь?

Внутреннее пространство дома было богато украшено предметами доколумбийской эпохи: статуэтки, посуда, каменные идолы. Особенно среди них выделяются иуды - чудовища из папье-маше, которых сжигают на Пасху. Да, Фрида окружала себя всем необычным и ярким. “Это, конечно, ужасно – но это прекрасно” - часто говорила она гостям.

Фрида за работой над портретом отца. Данная фотография была сделана уже в 1950-х годах в Койоакане. Автор: Gisèle Freund

Фрида за работой над портретом отца. Данная фотография была сделана уже в 1950-х годах в Койоакане. Автор: Gisèle Freund

Несмотря на индивидуальную планировку, художнице было трудно передвигаться по многочисленным лестницам из-за травмы юности. Но женщина никогда не жаловалась, ведь О'Горман был её другом. Фрида прожила в Сан-Анхеле всего 5 лет: с 1934 до 1939, когда она развелась с Риверой.

В мае в нью-йоркском ботаническом саду распускаются каллы и цветут кактусы: здесь воссоздадут легендарный синий дом с садом известной мексиканской художницы. Первая персональная выставка Кало в Большом яблоке за последние 25 лет и первая в истории , фокусирующаяся на ее увлечении цветами , открывается 16 мая. Столь невероятную вылазку на природу пропустить невозможно!

На дачу к Фриде Кало: к выставке в Нью-Йорке воссоздают сад мексиканской бунтарки

Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем

Пестики и тычинки

На дачу к Фриде Кало: к выставке в Нью-Йорке воссоздают сад мексиканской бунтарки

Сад Фриды Кало в жизни и на картинах — тема не менее удивительная. А выставка уникальна тем , что наряду с множеством полотен представляет и реальный буйный антураж.

На дачу к Фриде Кало: к выставке в Нью-Йорке воссоздают сад мексиканской бунтарки

На дачу к Фриде Кало: к выставке в Нью-Йорке воссоздают сад мексиканской бунтарки

На ее работах — не только цветы. Натюрморты Кало изображают различные мексиканские блюда из фруктов

На ее работах — не только цветы. Натюрморты Кало изображают различные мексиканские блюда из фруктов и цветов , а еще — животных , предметы доколумбовой эпохи и мексиканского народного искусства. Наиболее преданной этому жанру Кало стала в 1940-х и 1950-х годах , когда ее здоровье значительно пошатнулось. Болезнь сделала ее узницей дома и сада , которые она без устали писала.

Фрида Кало. Натюрморт с флагом

Диего Мария Ривера. Продавщица цветов

Фрида Кало. Цветок жизни

Нью-йоркский ботанический сад и ранее практиковал подобные эксперименты: здесь проходили выставки , посвященные Клоду Моне и Генри Муру.

Фрида Кало. Натюрморт с попугаем и флагом

Фрида Кало. Две обнажённые в лесу

Фрида всегда нарушала законы моды: носила любимые традиционные мексиканские блузы и юбки , щедро сдабривая пестрые предметы гардероба не менее пестрыми аксессуарами. Однако , главным и неизменным атрибутом художницы всегда оставались свежие цветы в волосах. Сама же Фрида по характеру походила , скорей , на кактус.

На дачу к Фриде Кало: к выставке в Нью-Йорке воссоздают сад мексиканской бунтарки

На чашечку кофе в Casa Azul

По дорожкам , посыпанным пемзой , гостей пригласят пройти в тот самый синий дом Фриды , на улице Лондрес , в самом центре Койоакана , где она появилась на свет и куда переселилась уже в зрелом возрасте , привнеся в него предметы традиционного мексиканского народного творчества , искусства колониального периода и конечно же , цветы.

В спальнях синего дома , возведенного в колониальном стиле , нет окон , а все предметы интерьера — бабочки , скелеты и чудовища, — выполнены самой хозяйкой.

На дачу к Фриде Кало: к выставке в Нью-Йорке воссоздают сад мексиканской бунтарки

В реплике студии Кало в Койоакане , где она жила до самой смерти , воссоздадут каждую мелочь — от цвета и текстуры дома ( зала с кобальтово-синими стенами) до копии пирамиды из усадьбы , где демонстрировалась коллекция доколумбовского искусства Диего Риверы.

Фрида Кало

Фрида Кало, картины которой продаются на мировых аукционах за суммы, исчисляемые миллионами долларов, жила, страдая от физической и душевной боли. Ее творения пронизаны муками и терзаниями, трагедией бытия человека. О самых лучших картинах мексиканской художницы расскажем подробнее.

Фрида Кало — яркая, неудержимая, страстная и открытая дочь жаркой Мексики, принесшая славу своей стране, —стала символом мексиканского сюрреализма. Ее, живую, подвижную, дерзкую в поведении, желании и творчестве, сравнивали с Сальвадором Дали.

В 1930-х гг. Фрида уже была известной художницей. С ее именем связано множество сплетен и скандалов. Она путалась в своих бесконечных любовных связях. Открытая бисексуалка, она одинаково быстро находила любовников как среди женщин, так и среди мужчин. Российский коммунист Лев Троцкий и поэт Владимир Маяковский, испанский художник Хосе Бартоли, скульптор Исаму Ногути, певица Чавела Варгас — это лишь небольшой список увлечений Кало.

Откуда такая страсть и неуемность? И почему столько трагического и болезненного изображено на ее полотнах?

Фрида Кало: картины, описание

Фрида Кало занялась живописью после того, как попала в ужасную катастрофу, в результате которой сломала в трех местах позвоночник, в одиннадцати хрупкую из-за перенесенного в детстве полиомиелита ногу. Железный прут насквозь проколол ей живот и вышел через пах. В тот момент она заглянула смерти в глаза, и этот образ навсегда остался в ее памяти.

Писать картины она начала, будучи прикованной к постели. Ее отец снабдил комнату зеркалами, и Фрида начала писать. За всю жизнь она написала более 150 картин, из них тридцать две — автопортреты.

Как говорила сама художница, она слишком долго находилась наедине с собой. Картины Кало — это отображение ее души, в которой переплелся бурлящий, яркий и страстный мексиканский дух с искренностью и утонченностью европейки.

Предлагаем познакомиться с творчеством художницы, изучив ее лучшие картины:

Фрида Кало: картины, описание

В двадцать два года Фрида Кало вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу. Кстати, она выходила за него дважды (второй раз в тридцать три года).

Молодая женщина мечтала родить ребенка. В глубине ее души жила настоящая мексиканка — открытая, веселая и любящая мать. Однако из-за штыря, который буквально пронзил матку девушки, из-за изломанных костей таза ей никогда не суждено было пережить радость материнства.

Картина пугает и привлекает примитивизмом. Она исполнена страдания из-за потери малыша, надежды, естественных возможностей стать матерью.

Фрида Кало: картины, описание

Когда Фрида Кало в 1929 году согласилась выйти замуж за мексиканского художника Диего Риверу, она отлично знала, что тот имеет весьма относительное понятие о супружеской верности, жесток по отношению к женщинам. О том поведали две предыдущие жены ее избранника.

Не остановила Фриду и весьма некрасивая внешность Диего: он был похож на огромную жабу. Долгое время в богемных кругах их союз называли союзом голубки и слона. Однако Кало искренне любила Риверу. Поэтому прощала ему романы на стороне, да, впрочем, и сама не оставалась в долгу.

Не смогла она простить ему только одну измену — роман с ее младшей сестрой. Женщина подала на развод. Это событие больно ранило чувствительную Фриду, недаром же она говорила, что в ее жизни было две катастрофы — когда автобус въехал в трамвай и Диего.

Этот автопортрет рассказывает об одиночестве Фриды Кало. Как в детстве и юности, она снова остается наедине с самой собой.

Фрида Кало: картины, описание

1940 год. Фрида Кало проходит лечение в Сан-Франциско у лучшего врача по болезням позвоночника. Она истощена постоянными болями в спине, раздробленной ноге и тазу. Поэтому в картинах воссоздает собственный уход. Так она передает свои мысли о суициде.

Наверху скелет, овитый цветами и динамитом. Это Иуда, предавший Христа. У мексиканцев есть традиция: в пасхальную субботу подрывать чучело Иуды. Они считали, что тот освободится от бремени предательства, только убив себя.

Так и Фрида — спящая девушка, овитая растениями (прикованная, привязанная, обездвиженная), — ждет избавления от страдания.

Фрида Кало: картины, описание

Мексиканская художница воплощала в творчестве мировоззрение и мифологию своих предков — ацтеков. Вместе с тем она шагала в ногу со временем, знала достаточно много о научных открытиях, которые в это время делали культурологи, психологи и этнологи.

Картина поделена на четыре квадрата, каждый из которых населен историческими и мифологическими персонажами. В нижних квадратах расположились персоны, с которыми ассоциируется развитие человечества и постигшие его войны и катаклизмы. Слева соседствуют египетский фараон, Карл Маркс, Будда и Чингисхан, Махатма Ганди и Зигмунд Фрейд. Справа расположились Иисус Христос, Наполеон, Эпикур и Парацельс, Гитлер и Нерон. Это земная юдоль человечества — его интеллектуальное и духовное развитие.

Верхнюю часть картины (небесную) — место жительства ацтекских, египетских, иудейских и христианских богов — отделяют скелеты, что символизируют переход человека из бренности земного существования в мир духов.

Единство всех миров обеспечивает солнце — энергия жизни, которая бесконечна и живительна. Она согревает мировое яйцо — человека в плаценте, еще две яйцеклетки справа и слева не оплодотворены. Их касаются лучи, значит жизнь будет продолжаться.

Матка с ребенком — символ бесконечности жизни на земле, перехода смерти в жизнь. Она орошает дождем-слезами корзину, в которой плывет маленький Моисей — духовный учитель и мудрец (у него есть третий глаз).

Так Фрида Кало увидела бесконечность бытия, путь человечества из плена смерти в объятия духовного мира.

Фрида Кало: картины, описание

Последнее десятилетие жизни художницы принесло ей славу. Проходит выставка в Нью-Йорке, к ее ногам падает Париж. Эта удивительная и экстравагантная дама выражает в картинах то, о чем страшатся даже помыслить чопорные европейцы и американские пуритане. Диего Ривера сказал о Кало, что она смогла эмоционально, откровенно и свирепо рассказать о том, что мучит женщину. Ее боготворят, ее картины покупают.

Однако 47-летняя художница очень страдает. Это физическая боль, которую некоторое время удавалось заглушать алкоголем, сигаретами и наркотиками, но вскоре она стала невыносимой. Фриде Кало ампутируют по колено ногу, пораженную полиомиелитом, проводят девять операций на позвоночнике. Она практически не поднимается.

В это время в Мехико открывается ее персональная выставка. Художницу приносят на носилках и укладывают на кровать, которую поставили в галерее. Она шутит, пьет текилу и поет сентиментальные песни.

Блистательная и неординарная Фрида Кало сделала знаменитой свою родину — Мексику. Ее удивительный талант, смелость и дерзость в выражении человеческого страдания в художественных образах до сих пор завораживают людей. Картины художницы пронизаны болезненными, драматическими эмоциями. Они будоражат воображение и шокируют, но при этом не теряют своей актуальности.

Читайте также: