Горский историческое описание свято троицкой сергиевой лавры

Обновлено: 05.10.2024

Родился 16 августа 1812 года в Костроме, в семье протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского.

В 1820 г. Александр Васильевич поступил в Костромское духовное училище, затем в Костромскую духовную семинарию; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов) признал его наиболее способным учеником и направил в Московскую духовную академию. В академии Горский проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского, сблизился с Д. Г. Гумилевским и прот. Ф. А. Голубинским, который покровительствовал Горскому.

В 1832 году окончил Московскую духовную академию третьим магистром, 29 августа того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором Московской духовной семинарии по церковной и гражданской истории, а 19 августа 1833 г. переведен в академию бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 января 1837 года - экстраординарный, с 9 сентября 1839 года - ординарный профессор.

Лекции Горского по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Горского рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Горский проводил своеобразные семинары в библиотеке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова, одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Горский применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и Константинопольской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Горский, изучая церковную историографию, выделял труды немецких церковных историков, особенно И. А. В. Неандера. Горский создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского, Н. Ф. Каптерева, А. П. Лебедева, вел научную переписку с М. П. Погодиным, И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову, О. М. Бодянскому, У. Палмеру и др.

В 1834-1862 годах Горский также служил в библиотеке МДА, с 11 октября 1842 г. заведовал ею. Пополнял библиотеку редкими старопечатными книгами и уникальными рукописями (в т. ч. из богатейшей библиотеки Иосифо-Волоцкого монастыря, Московской Синодальной типографии, Синодальной библиотеки, архива Тобольского архиеп. Афанасия (Протопопова) и др. архиереев), внимательно следил за новой исторической и богословской литературой, его личная библиотека после смерти поступила в собрание МДА. Читал все поступавшие в библиотеку книги, оставлял в них свои замечания. Благодаря многолетним занятиям с рукописной книгой Горский стал одним из крупнейших специалистов в области средневековой славянской церковной письменности.

Горский с юности стремился к монашеству, но под влиянием родителей отказался от этого пути, позже решил принять священство.

24 марта 1860 года в безбрачном состоянии был рукоположен во диакона в Чудовом монастыре митр. Филаретом (Дроздовым), 27 марта - во иерея в Успенском соборе Московского Кремля. В том же году возведен в сан протоиерея, но своего прихода не имел и был приписан к Архангельскому собору Московского Кремля.

23 октября 1862 года Горский был назначен ректором МДА (первым из белого духовенства), занимал эту должность до конца жизни.

Благодаря его усилиям МДА стала центром российской церковной науки, где основное внимание уделялось преподаванию церковной истории. В 1867 г. по его инициативе для чтения лекций по русской истории в МДА был приглашен В. О. Ключевский, еще не защитивший в то время магистерской диссертации. К студентам Горский относился требовательно, но с отеческой любовью, сам принимал вступительные экзамены. При нем в академии был освящен Покровский храм (1870), в саду устроено академическое кладбище (1871). Горский принимал активное участие в проведении реформы духовных учебных заведений в 1867-1869 годах.

Курс догматического богословия Горского своим историческим подходом резко отличался от принятой в его время схоластики и не мог быть напечатан. Как “ересь” воспринималась его мысль о развитии догматов. Сначала Горский излагал историю догмата, потом - главнейшие тексты библейские, давая их истолковательный анализ. Далее обсуждались спорные с католиками и протестантами стороны догмата и, наконец, опровержение рационалистических возражений, философско-логическое раскрытие и обоснование догмата. Здесь, в постижении и проникновении внутреннего божественного смысла истории, руководимой божественным промыслом и осуществляющей божественную волю, особенно в истории Церкви и главнейших церковных догматов, как высших и точнейших выразителей исторической истины, находит завершение философия истории А.В.Горского [1].

Непревзойденным остается описание литургических текстов, содержащее информацию о структуре служб, характере песнопений, мере их соответствия богослужебной практике. Это описание является важным пособием в изучении древней гимнографии. Горский придерживался общепринятой в кон. XX - нач. XXI в. точки зрения о создании служб славянским первоучителям в ближайшем окружении святых Кирилла (Константина) Философа и Мефодия. В процессе описания новгородского нотированного комплекта Миней служебных XII в. было выявлено наличие разновременных переводов, открыты акростихи слав. и рус. авторов XV-XVII вв. (в т. ч. митр. Григория Цамблака, игум. Маркелла (Безбородого)), определены случаи лит. заимствований, найден уникальный экземпляр первого печатного издания Службы явлению Казанской иконы Божией Матери (Каз., ок. 1589).

Как исследователь Горский отличался отсутствием амбиций и равнодушием в вопросах авторства, неоднократно передавая перспективные темы коллегам и ученикам, многие сочинения публиковались им анонимно. Ряд работ, написанных в значительной степени Горским, изданы как сочинения его учеников [9].

За его огромные знания Горского звали энциклопедией. Время не благоприятствовало тому, чтобы Горский высказался весь в своей системе научного миросозерцания, во всей широте своих познаний. Митр. Филарет, зорко следя за академической жизнью и мыслью, стеснял свободу научного развития и, будучи богословом-догматистом, не сочувствовал церковно-исторической постановке богословского образования, представителем которого был Александр Васильевич. Горский, поэтому, остерегался писать и оставил сравнительно мало печатных трудов; притом большая часть их написана по поручениям [10].

Научные заслуги Горского получили признание при его жизни. В 1850 г. он был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества, в 1856 г.- Санкт-Петербургской академии наук, в 1871 г.- Югославянской академии наук и искусств в Загребе, в 1858 г.- членом Общества любителей российской словесности, в 1863 г.- Общества любителей духовного просвещения, в 1864 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских. 1 октября 1864 г. избран почетным доктором истории Московского университета, в 1867 г.- Санкт-Петербургского университета. С 1865 г. - почетный член Киевской духовной академии , с 1872 г.- Казанской духовной академиии и братства митрополита Петра.

Скончался 11 октября 1875 года в своем доме в Сергиевом Посаде, будучи приобщен Св.Тайнам, со словами: “хочу домой” [1]. 14 октября был похоронен на кладбище Троице-Сергиевой лавры близ Смоленской церкви. Панихиду и отпевание совершил его ученик Дмитровский еп. Леонид (Краснопевков) в сослужении духовенства.

В советский период, после уничтожения кладбища, место захоронения утеряно, имя Горского было увековечено на памятнике почившим наставникам МДА, установленном в 1958 г.

Оценки

Влияние Горского, создавшего историческую школу в Академии, было не только научно-педагогическим, но и духовно-нравственным. Студенты называли Александра Васильевича “папашей”.

“В Академии жизнь богатая внутренним содержанием, правильно установленная, ни в каком случае не отрешенная от мира и не закабаленная в безжизненных формах. гармоническое сочетание формы и идеи, закона и благодатной любви. особенно бережно относились к молодежи, всячески поддерживали падающих; за погубление молодых талантов молодежи никому из истинных по духу учеников Горскогого не придется отвечать перед Богом. Последующие “реформаторы” не оказались на высоте понимания гениальной педагогии А. В. Горского” [11]

Награды

  • орден cв. Равноапостольного князя Владимира III степени (1864)
  • орден св. Анны I степени (1872)

Сочинения

Литература

Использованные материалы

[2] Москвитянин. 1843. Ч. 2. № 4. С. 500-516

[3] “Горский и Невоструев”//У Троицы в Академии:Сбор-ник.-М.,1914

[4] О св. Кирилле и Мефодии // Москвитянин. 1843. Ч. 3

[5] Памятники духовной лит-ры времен вел. кн. Ярослава I // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 204-299

[6] Отношения иноков Кириллова Белоозерского и Иосифова Волоколамского мон-рей в XVI в. // ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 502-527

[7] БВ. 1900. № 11. С. 496-515

[8] не окончено, частично опубл.: ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XIX 1-65; 1886. Кн. 1. С. 66-184

[9] см., напр.: Фивейский П. С. Взгляд на историю Рус. Церкви. М., 1834; Остроумов И. Н. История Флорентийского собора. М., 1847; Нечаев В. П. Свт. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849

[10] Горский Александр Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Издавая в свет сочинение приснопамятного Ректора Московской Духовной Академии протоиерея А. В. Горского († 1875), написанное им еще в 1841 году (в бытность его профессором оной Академии) по поручению тогдашнего Настоятеля Лавры, в Бозе почивающего Московского Митрополита Филарета, мы считаем своим долгом изъяснить читателям следующее. 1. В настоящем издании сохранены нами все те поправки и изменения в тексте рукописи, которые сделаны в ней собственноручно Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом и послужили к очевидной пользе сочинения. 2. Восстановлены все те места текста и подстрочные примечания, которые были исключены из рукописи А. В. Горского Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом согласно его желанию видеть на первое время в печати лишь "сокращенное описание Лавры", для всех доступное по содержанию и цене книги. 3. В подстрочных примечаниях помещены дополнения, вошедшие в текст последнего издания сокращенного описания Лавры (1873). 4. К настоящему изданию присоединено нами в виде приложения несколько первоисточников для истории Лавры, извлеченных нами из ее архива, и рукописей, частью же составленных на основании оных, за каковое прибавление, надеемся, не посетуют на нас чтители Лаврской святыни, а тем паче любители отечественной старины.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Горский, Александр Васильевич (1812-1875).
Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида : [В 2 ч.]. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1879. - [8], 204, [8], 117 с., 2 л. цв. ил.; 26.

Документ в свободном доступе.

Два тит. л.
Шифр хранения:
FB E 14/194
FB U 89/184
MFK 801-17/2734
Читать Электронный заказ

bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


Горский, А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры… с приложениями архимандрита Леонида. - Москва, 1879. - [8], 204, [8], 117 с.

Познакомиться с этим изданием можно на портале Российской государственной библиотеки здесь.

В этот день

14 февраля

– родился Петр Иванович Казанский (1838), богослов, профессор Московской духовной академии.

15 февраля

– утвержден штандарт (флаг) Президента Российской Федерации (1994).

16 февраля

– родился Геннадий Борисович Зыков (1942), инженер, сотрудник Загорского электромеханического завода, заслуженный машиностроитель РФ.

17 февраля

– родилась Агния Львовна Барто (1906), детская писательница, в творчестве которой нашел отражение Загорск (ныне Сергиев Посад).

Читайте также: