Хорошо было за городом стояло лето рожь уже пожелтела
Обновлено: 19.09.2024
Хорошо было за городом! Стояло лето. Ярко светило солнце. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога. По зелёному лугу расхаживал длинноногий аист. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера.
Старую усадьбу окружали глубокие канавы с водой. От стен дома до самой воды земля заросла лопухом. Лопух был таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост. Густая чаща лопуха была похожа на глухой и дикий лес.
Там сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали. Другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею. Наконец яичные скорлупки затрещали. Утята зашевелились, застучали клювами и запищали. Утка крякнула:
Утята выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха. Мать не мешала им.
— Как велик мир! — сказали утята. Теперь им было куда просторнее, чем в скорлупе.
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля – от стен дома до самой воды – заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, – другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.
Наконец яичные скорлупки затрещали.
Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.
– Пип, пип! – сказали они.
– Кряк, кряк! – ответила утка. – Поторапливайтесь!
Утята выкарабкались кое-как из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха. Мать не мешала им – зеленый цвет полезен для глаз.
– Ах, как велик мир! – сказали утята. Еще бы! Теперь им было куда просторнее, чем в скорлупе.
– Уж не думаете ли вы, что тут и весь мир? – сказала мать. – Какое там! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, за поле… Но, по правде говоря, там я отроду не бывала. Ну что, все уже выбрались? – И она поднялась на ноги. – Ах нет, еще не все… Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение.
И она уселась опять.
– Ну, как дела? – спросила старая утка, просунув голову в чащу лопуха.
– Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, – сказала молодая утка. – Сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, – в отца! А он-то, негодный, даже не навестил меня ни разу!
– Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, – сказала старая утка. – Уж не индюшечье ли оно, чего доброго? Ну да, конечно. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, – не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!
– Нет, я, пожалуй, посижу, – сказала молодая утка. – Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть.
– Ну и сиди! – сказала старая утка и ушла. И вот наконец большое яйцо треснуло.
– Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.
Но какой же он был большой и гадкий! Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.
– Ужасный урод! – сказала она. – И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!
На другой день погода стояла чудесная, зеленый лопух был залит солнцем.
Утка со всей своей семьей отправилась к канаве. Бултых! – и она очутилась в воде.
– Кряк-кряк! За мной! Живо! – позвала она, и утята один за другим тоже бултыхнулись в воду.
Сначала вода покрыла их с головой, но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед. Лапки у них так и заработали, так и заработали. Даже гадкий серый утёнок не отставал от других.
– Какой же это индюшонок? – сказала утка. – Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не так дурен, если хорошенько присмотреться к нему. Ну, .живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы отправимся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора. Бог ты мой! Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за головки угря. И в конце концов эта головка досталась кошке.
– Вот так всегда и бывает в жизни! – сказала утка и облизнула язычком клюв – она и сама была не прочь отведать угриной головки. – Ну, ну, шевелите лапками! – скомандовала она, поворачиваясь к утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток! До чего красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять, – по этому лоскутку ее сразу узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен выворачивать лапки наружу. Вот так! Смотрите. Теперь наклоните головки и скажите: “Кряк!”
Утята так и сделали.
Но другие утки оглядели их и громко заговорили:
– Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим!
И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею.
– Оставьте его! – сказала утка-мать. – Ведь он вам ничего не сделал!
– Положим, что так. Но какой-то он большой и несуразный! – прошипела злая утка. – Не мешает его немного проучить.
А знатная утка с красным лоскутком на лапке сказала:
– Славные у тебя детки! Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй… Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.
– Это никак невозможно, ваша милость! – ответила утка-мать. – Он некрасив – это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и потому немного перерос. – И она разгладила клювом перышки на его спине. – Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь.
Юрий Зотов запись закреплена
РОДНАЯ РЕЧЬ.
КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
УЧПЕДГИЗ -1959
Стр. 130-136:
Гадкий утёнок.
Г. Андерсен.
I.
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, сено было смётано в стога.
На самом солнцепёке блестел окошками старый дом, окружённый глубокими канавами. От стен его до самой воды рос лопух, да такой высокий, что маленькие дети могли прятаться под его листьями.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в самом густом лесу. И вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она давно, и ей это порядком надоело.
Наконец яичные скорлупки затрещали.
Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.
— Пип, пип!—сказали они.
— Кряк, кряк!—ответила утка.
Утята выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха. Мать не мешала им: зелёный цвет полезен для глаз.
— Ах, как велик мир! — сказали утята.
Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем тогда, когда они лежали в своей скорлупе.
— Так вы думаете, что тут и весь мир? — спросила мать.— Ну, нет, он тянется ещё далеко по ту сторону сада и доходит до самых полей. Только там я и сама ещё ни разу не была. Ну, что, все уже выбрались? — спросила она, вставая на ноги.— Ах нет, не все, самое большое яйцо ещё целёхонько. Да когда же это кончится?
И она снова уселась.
Наконец лопнуло и большое яйцо. Утёнок так и вывалился из скорлупы. Но какой же он был большой и гадкий! Посмотрела на него утка и сказала:
— Ужасно велик! И совсем не похож на моих других детей.
Какой-то серый. Уж не индюшонок ли это, чего доброго?
II.
На другой день погода была отличная. Утка со всей своей семьёй отправилась к ближайшей канаве.
Бултых — и она очутилась в воде и, повернув голову к берегу, позвала за собой утят. Утята, недолго думая, один за другим бултыхнулись в воду.
Сначала вода покрыла их с головой; но они сейчас же вынырнули и поплыли вперёд. Даже гадкий серый утёнок не отставал от других.
— Ну, детки, пойдёмте теперь со мною,— сказала утка, выходя на берег.— Я представлю вас всему птичьему двору. Только смотрите, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
Скоро она с утятами добралась до птичьего двора.
Утята всем очень понравились, только бедному утёнку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.
— Он слишком велик! — говорили все.
А индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому считал себя важной особой, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утёнку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, куда деваться.
И надо же ему было уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеётся над ним!
Так прошёл первый день, а потом утёнку стало ещё хуже.
Все гнали беднягу, даже братья и сестры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка съела тебя, урод!
А мать то и дело повторяла:
— Не попадайся мне на глаза, долговязый!
Утки щипали его, куры клевали, девочка, кормившая птиц, отталкивала его ногой.
V.
А между тем наступила осень; листья в лесах пожелтели; ветер срывал их и разносил по воздуху. Сделалось очень холодно, по небу ходили тучи, на заборе громко каркала от холода ворона. Плохо приходилось бедному утёнку!
Раз вечером, на закате солнца, из-за леса поднялась целая стая чудных больших птиц, белых, как снег, с длинными, стройными шеями; это были лебеди. С криками, похожими на звуки трубы, они взмахнули своими широкими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синее море.
Они поднялись высоко-высоко, а бедного утёнка охватила непонятная тревога. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже закричал, да так громко и странно, что сам испугался. Когда прекрасные птицы скрылись из виду, он нырнул, сам не зная для чего, на дно, выплыл опять и долго не мог опомниться. Он не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете.
Вопросы и задания.
1. Какие неприятности и огорчения пришлось пережить утёнку, пока он рос?
2. Почему так жестоко обижали утёнка все обитатели птичьего двора и птичница?
3. Почему они не могли понять, кто такой гадкий утёнок?
4. Когда он почувствовал себя счастливым?
5. Назовите каждую главу сказки.
6. Прочитайте эту сказку по ролям: читайте за утку, за утят, за индюка, за гадкого утёнка, за старушку, за курочку, за детей.
Весенняя гроза.
Ф. Тютчев.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный—
Всё вторит весело громам.
Перлы — блестящие, как жемчуг, капли.
Вопросы и задания.
1. Что в стихотворении сказано про весенний гром?
2. Что сказано про дождик, про солнце?
3. Замените слова вторит, поток другими словами, близкими по смыслу.
4. Расскажите о своих наблюдениях во время грозы.
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
Первое мая.
С. Маршак.
Сегодня — лучший день весны,
Сегодня Первомай.
Оркестры дальние слышны,
В цветных флажках трамвай.
Взлетает лёгкий красный шар
Под самый небосклон.
Пылают буйно, как пожар,
Полотнища знамён.
Плывут знамёна на парад.
Внизу скользит их тень.
А много лет тому назад,
В такой же майский день,
Колонны шли, как на войну,
И, замедляя шаг,
Выбрасывали в вышину
Запретный красный флаг.
Сегодня тканью огневой
Расцвёл Советский край.
И громы пушек над Москвой
Встречают Первомай!
Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях уже золотилась рожь. Кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу? Это аист.
Сформулированная и законченная мысль образует предложение, а несколько предложений, объединенных одной мыслью, составляют текст. В данном рассказе представлены повествовательные и вопросительные предложения.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Читайте также: