И как во дни ноя ели пили

Обновлено: 04.07.2024

Сказав о наступлении Царствия Божия, которое вначале будет только как бы закваской, духовно преображающей мир, Господь переходит к мысли о бедствиях, ожидающих людей, не распознавших наступления Его Царствия, которое откроется во всей своей славе в дни Второго пришествия Христа.

Так же неожиданно, как всемирный потоп во дни Ноя или гибель Содома во дни Лота, будет и Второе Явление Христа, Который придет судить весь род человеческий. И мы видим, как Бог заботится о сохранении Своих: Ной вошел в ковчег, и был спасен; Лот вышел из Содома и избавился от смерти. Гибель же наступила внезапно: как потоп погубил всех грешников земли, так истребил всех жителей Содома огненный и серный дождь, проливаясь с неба.

Далее Спаситель предоставляет новое знамение Своего пришествия, говоря: В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад (Лк. 17, 31).

В те дни нужно будет идти на встречу с Господом, не озираясь на осужденный мир, чтобы не погибнуть подобно жене Лота, которая приводится как пример привязанности к земному стяжанию. Наставление это подразумевает, что нужно оставить все земное, для того чтобы быть готовым к встрече возвращающегося Христа.

Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее (Лк. 17, 33). Иными словами: кто станет с сожалением оглядываться на свою прошлую жизнь, вспоминая свое погибающее благосостояние и уходящие в никуда прошлые радости, тот погибнет. Напротив, тот, кто готов будет отдать все свои блага и саму жизнь, чтобы только остаться со Христом, будет спасен для вечности.

Когда же настанет этот день и свершится правосудие Божие, тогда и произойдет окончательное разлучение праведников и грешников. Пораженные этими словами ученики спросили, где все это будет происходить. Господь отвечает, что это будет совершаться везде, где будут люди, заслуживающие наказания: где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17, 37).

Слова сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что, где бы ни находились верные, хранимые Господом, они радостно встретят Христа лицом к лицу. Все запечатленные именем Христовым встанут рядом с Ним и примут от Него благословение бесконечной любви. Мы не знаем, когда придет это время, и, конечно, не должны строить себе иллюзий об этом. Нам лишь необходимо жить так, чтобы быть готовыми ко встрече со Спасителем, когда бы Он ни явился. Помогай нам в этом Господь!

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

32 Вспоминайте жену Лотову.

33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.


Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении, Христос продолжает рассказывать ученикам о времени второго пришествия. Отвечая фарисеям на вопрос о Царствии Божием, Он указал им на то, что Царство придет неприметным образом, потому что в первую очередь оно будет внутренним состоянием. После этого отдельно ученикам Христос говорит так же о том, что кроме духовного Царства, того Царства, которое торжествует внутри человека, в его сердце, будет еще и внешнее явление Царства Божьего в силе…

Текст простой, но он не может не удивить внимательного читателя. Как же Христос говорит, что в день пришествия Сына Человеческого люди будут вести себя вполне обычно, будут есть, пить, жениться, выходить за муж… Будут покупать и продавать, сажать растения и сроить дома… А когда же будут землетрясения, войны, голод и мор… Когда же будут все ужасы, которые описываются в Откровении Иоанна Богослова, в книге, которая так же называется Апокалипсис?

На самом деле, все может объясняться довольно просто. Во-первых, во дни Ноя духовная ситуация была не такой простой, как может показаться из слов Спасителя. Из книги Бытия мы помним, что мысли людей были злыми во всякое время… Не обязательно в смысле жестокости и агрессии, ведь зло внешне может быть с ними и не связано. Зло — это то, что противоречит Богу и значит мысли их противоречили Ему во всем. Значит ли это, что они не ели и не пили… Нет, конечно. Они, и ели, и пили, делали все о чем говорит Господь, только духовно деградировали и совершенно отвернулись от Творца в своих мыслях. Во-вторых, обычная жизнь продолжается в практически в любых условиях. Люди ели и пили во время войны… и даже вступали в брак. И, вероятно, так оно и будет — будут распри и жестокости, но потом на некоторое время будет затишье, наступившее благодаря приходу лжемессии… Но на этом Христос подробно не останавливается. Он лишь подчеркивает, что те, кто вышли из греховной жизни в мир Божий… Те, кто обрели Царство Его в Сердце Своем — не должны тосковать о нем, как тосковала жена Лота о жизни в Содоме.

Жизнь вокруг нас сложна, кто-то смотрит на нее и говорит, что она ужасна и конец близок… Кто-то, напротив, говорит о том, что в мире еще много добра и праведности… Кто же прав, спросит кто-нибудь… Но задумаемся, действительно ли это важно? Или надо всегда жить так, как будто бы день Славы Его уже близко, потому что Он Сам уже пребывает посреди нас.

Ст. 37-42 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет

Это для нее будет неожиданно, но по плану Божественной логики Логоса, которая и ведет все существа и твари к их завершению во времени и пространстве. Но именно это человеческое незнание должно быть судьбоносным нравственным побуждением для великого евангельского бодрствования над собой и над человеческим естеством этом мире: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (стих 42).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 37-39 Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 37-39 Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и пришествие Сына Человеческого

Для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Как тогда иные делали предметом своих насмешек строение ковчега, пока не пришло бедствие и не уничтожило всех, так и теперь иные осмеивают проповедь о кончине мира; но внезапно придет гибель. Господь предсказывает, что около времени пришествия антихриста страсть к наслаждениям охватит людей, и они особенно охотно будут вступать в брак, предаваться роскоши.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Якоже (бо бысть во) дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына Человеческаго

Примером показывает его внезапность и неожиданность.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого

Букв.: но как дни Ноя, так будет и проч. У Матфея пропущены слова Луки 21:34-36. Параллелью у Луки здесь служат 17:26 — слова, сказанные в другой связи. История потопа, на которую здесь ссылается Спаситель, общеизвестна. Пред великой катастрофой люди вели себя так, как в обычное время. Так будет и во время второго пришествия.

Толковая Библия.

Троицкие листки

но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого

Когда Христос говорит: Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж; Он не воспрещает ни есть, ни пить, ни жениться, ни выходить замуж. Ведь Он этим не разрушает то, что Сам учредил. Но Он повелевает нам духовно и во славу Божью делать то, что мы делаем с телами нашими, чтобы плоть одухотворялась сообразно духовной цели, ради которой мы пользуемся ей.

Во времена перед потопом, когда люди утратили страх Божий, они ничего не делали во славу Божью. Все, что делали, было только угождением собственной плоти. Когда ели и пили, то ели и пили только для того, чтобы удовлетворить свои желания, но не чтобы прославить Бога, как велел апостол. Так же будет и перед концом мира.

При скончании мира пагуба будет столь же всеобщей, как и внезапной. Как вся тварь земная была погублена потопом, кроме вошедших в ковчег, так и при скончании мира всякая ересь будет уничтожена и лишь один ковчег устоит - Церковь Христова, собранная из праведных. Все, чего не было в ковчеге, погибло в потопе. Так и при скончании мира погибнет любой, кто окажется вне единственной истинной Церкви.

Блж. Иероним Стридонский

ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег

См. Толкование на Мф. 24:37

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег

См. Толкование на Мф. 24:37

Евфимий Зигабен

Объясняя пример, показал, что Он придет, когда многие будут беззаботны и веселы. И Павел, говоря об этом, пишет так: егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубителство ( 1Сол. 5 :З ). Но если тогда будет веселье, то каким образом Он сказал: по скорби дний тех ( Мф. 24:29 )? Скорбеть будут праведные и благочестивые, а веселиться – злые и бесчувственные. Кстати привел такой пример: как во время Ноя видевшие, что строится ковчег, который предвещал столь близкое опустошение, не чувствовали этого, так и те, которые будут видеть действие антихриста и знамения кончины мира, будут жить беззаботно. Обрати внимание на то, как подробно Он предсказывает все до самого Своего Пришествия, показывая, что Он знал также о том дне и часе, но с премудрой целью, как сказано, умолчал. Найди десятую главу во Втором слове Григория Богослова о Сыне, и там найдешь наилучшее объяснение. (Посягать (εκγαμιζειν) значит выдавать дочь замуж.)

Лопухин А.П.

( Лк. 17:27 ) . Ссылки, впрочем, общие, на Быт. 6:5, 11-13 и 7:7 .

Прп. Иустин (Попович)

ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег

См. Толкование на Мф. 24:37

Свт. Иоанн Златоуст

ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег

См. Толкование на Мф. 24:32

Троицкие листки

ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 24:37 / Мф 24:37

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 37−42 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет

Это для нее будет неожиданно, но по плану Божественной логики Логоса, которая и ведет все существа и твари к их завершению во времени и пространстве. Но именно это человеческое незнание должно быть судьбоносным нравственным побуждением для великого евангельского бодрствования над собой и над человеческим естеством этом мире: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (стих 42).

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 37−39 Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 37−39 Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и пришествие Сына Человеческого

Для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Как тогда иные делали предметом своих насмешек строение ковчега, пока не пришло бедствие и не уничтожило всех, так и теперь иные осмеивают проповедь о кончине мира; но внезапно придет гибель. Господь предсказывает, что около времени пришествия антихриста страсть к наслаждениям охватит людей, и они особенно охотно будут вступать в брак, предаваться роскоши.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Якоже (бо бысть во) дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына Человеческаго

Примером показывает его внезапность и неожиданность.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого

Букв.: но как дни Ноя, так будет и проч. У Матфея пропущены слова Луки 21:34−36. Параллелью у Луки здесь служат 17:26 — слова, сказанные в другой связи. История потопа, на которую здесь ссылается Спаситель, общеизвестна. Пред великой катастрофой люди вели себя так, как в обычное время. Так будет и во время второго пришествия.

Читайте также: