Идиоадаптация у водорослей мхов папоротников голосеменных и покрытосеменных

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа № 7

Тема: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадап­тации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы.

2. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

3. Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, пря­мокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

4. Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отря­дов, раскройте их эволюционное значение.

Лабораторная работа № 7

Тема: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадап­тации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы.

2. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

3. Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, пря­мокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

4. Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отря­дов, раскройте их эволюционное значение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 643 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.02.2022 58
  • DOCX 36.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Котов Роман Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Водоросли
1. Эукариоты.
2. Способность к фотосинтезу.
3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах — хроматофорах.
4. Автотрофы.
5. Клеточная стенка состоит из 2–х слоев: целлюлозный слой, прикрепленный к мембране и пиктиновый слой.
6. Размножение половым и бесполым путем.
7. Чередование полового и бесполого поколения.
8. Возможность образования — зооспор (подвижных) и апланоспор (неподвижных) .
9. Возможность образования гамет.
10. Тело — слоевище (таллом) .
11. Светочувствительный глазок.

Мхи
1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки.
2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани.
3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды.
4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские) .
5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо.
Папоротникообразные
1. Есть корневище с придаточными корнями.
2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью.
3. Листья — вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие.
4. Чередование поколений с господством спорофита.
5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл.
6. Спорангии находятся на нижней стороне листа.
7. У хвощей споры однополые.
8. У плауновидных — гаметофит развивается под землей, лишен хлоропластов.

Голосеменные
1. Семя есть, но плода никогда не образуется. Семена не защищены.
2. Наличие хвои.
3. В древесном стебле представлены все виды тканей.
4. Шишка — видоизмененный побег.
5. Имеются семенные зачатки из которых после оплодотворения развиваются семена.
Покрытосеменные
1. Двойное оплодотворение.
2. Семезачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.
3. Появление сосудов в проводящей системе.
4. Образование цветка.
5.Опыление насекомыми.

Лабораторная работа по биологии № 7 (11 класс) по теме: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).

ВложениеРазмер
laboratornaya_rabota_no_7_po_biologii_11_klass.docx 14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 7 по биологии (11 класс).

Тема: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы и заполни Таблицу 1. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

2.Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия и заполни Таблицу 2. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых .

Таблица 1. Ароморфозы растений

Корень, стебель, листья, споры.

Корень, стебель, листья, семена.

Корень, стебель, листья, цветки, семена.

Ароморфозы – это существенные эволюционные изменения, повышающие уровень организации организмов.

- разделение тела на стебель и листообразные пластинки;

- возникновение оплодотворения, не связанного с водой;

- возникновение семенных зачатков;

- появление шишки – видоизменённого побега;

- появление в цветках половых органов – мужских (антеридии) и женских (архегонии);

- появление способности к опылению насекомыми.

Вывод: эволюция растений от водорослей до покрытосеменных шла по направлению ароморфозов. В результате ароморфозов повышался уровень организации растений, образовывались новые классы растений, у растений появлялись значительные преимущества в борьбе за выживание и возможность перехода в другую среду обитания.

Оборудование:гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник.

1. Рассмотрите гербарные растения.

2. Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.

Название вида Особенности строения Ароморфоз
Мох - 1) Имеются дифференцированные органы и ткани. 2) В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения – многоклеточные 3) Нет настоящих корней. Роль корней выполняют ризоиды - мелкие нитевидные отростки. 4) Стебли и листья мхов имеют очень простое, довольно однородное микроскопическое строение (здесь, как правило, почти не выделяются различные ткани). 5) Мхи-самые мелкие и мелколистные среди высших растений. 6) Стебель снаружи покрыт оболочкой, состоящей из прозрачных клеток, не имеющих хлорофилл. Под оболочкой расположена фотосинтезирующая ткань из клеток с хлоропластами. 7) Транспортировка воды и мин. веществ по стеблям осуществляется с участием проводящей ткани. 1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки. 2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани. 3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды. 4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские). 5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо.
Хвощ - 1) Наличие побегов, состоящих из чётко выраженных члеников (междоузлий) и узлов с мутовчато-расположенными листьями. 2) стебель хвощей членистый и растёт в узлах. 3) есть многочисленные тяжи механических тканей, повышающие прочность стебля; 4) есть воздухоносные полости, позволяющие наладить снабжение кислородом подземных и подводных частей; 5) развиваются настоящие сосуды (как у покрытосеменных); 6) споры снабжены специальными расталкивающими отростками (элатерами), способствующими разрыхлению споровой массы, и, следовательно, переносу спор ветром. 7) они имеют разнополые заростки, причём развитие мужских или женских заростков предопределено условиями окружающей среды. 8) побеги бывают: а) весенние (генеративные) - не содержат хлорофилла; б) летние (вегетативные) - имеют хлорофилл; 1). Образование и усложнение покровной ткани от тонкого эпидермиса до пробки или корки, которая заменяет пробку при росте побега в толщину. 2) Образование специальных структур, выполняющих функцию газообмена, устьица на листе или молодой части побега. 3) Образование механической ткани: колленхима, волокна и склереиды. 4) Появление проводящей ткани: сосуды и ситовидные трубки, обеспечивающие перенос воды и питательных веществ по всему организму растения, 5) Появление запасающей ткани. 6) Появление всасывающей ткани во всасывающей зоне корня, выполняющей функцию поглощения воды и минеральных солей.
Папоротник 1) Споровые растения; 2) Хорошо развитые корневища; 3) Вниз от корня отходят придаточные корни, вверх - листья; 4) Хорошо развиты корневища; 5) Листья крупные, перисто-рассеченные - ВАЙИ; 6) Отрастание листьев начинается весной; 7) Листья выполняют 2 функции: а) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества; б) образуют споры и участвуют в размножении; 1. Есть корневища с придаточными корнями. 2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью. 3. Листья — вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие. 4. Чередование поколений с господством спорофита. 5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл. 6. Спорангии находятся на нижней стороне листа

3. Сравните строение скелетов (кровеносных систем) рыб и земноводных.

4. Установите ароморфные черты в строении скелетов позвоночных животных. Запишите их в тетрадь.

  1. Тело рептилий разделено на голову, шею и туловище (грудь и брюхо) и хвост.
  2. Снаружи оно покрыто роговыми щитками.
  3. Скелет представлен позвоночником, черепом и скелетом конечностей и их поясов. В шейном отделе 8 позвонков. Пояснично-грудной отдел состоит из 22 позвонков и 5 ребер. Возникает настоящая грудная клетка.Крестцовый отдел состоит из 2 позвонков, а хвостовой отдел включает несколько десятков позвонков.Череп - окостеневший.Плечевой и тазовый пояса схожи и амфибиями.
  4. Нервная система. Полушария большого мозга крупнее, чем у амфибий. Мозжечок сильно развит.Нервная деятельность стоит на более высоком уровне, чем у амфибий, и с этим связана более сложное приспособительное поведение рептилий, которые, обладая врожденными рефлексами и инстинктами, способны также к формированию условных рефлексов.
  5. Дыхательная система. Рептилии дышат только легкими. Для всех рептилий характерна дифференцировка дыхательных путей: от гортани отходит длинная трахея, которая делится на два бронха, идущие в легкие.
  6. Выделительная система взрослых рептилий представлена тазовыми почками. Мочеточники впадают в клоаку со спинной стороны, так как у крокодилов, змей и некоторых ящериц мочевой пузырь недоразвит.
  7. Половые органы рептилий - семенники и яичники. Оплодотворение внутреннее. Большинство рептилий закапывают яйца в хорошо обогреваемые места, кучи гниющего мусора или песок.
  1. Кровеносная система, в связи с наземным образом жизни и связанным с ним легочным дыханием, отличается более полным разделением артериального и венозного кругов кровообращения, благодаря чему головной отдел тела получает чисто артериальную кровь, богатую кислородом.
  2. Сердце трехкамерное, перегородка между предсердиями всегда полная; кроме того, неполная перегородка есть и в желудочке. Эти особенности строения обеспечивают поступление к органам крови, более насыщенной кислородом, чем у земноводных.
  1. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку. У большинства птиц грудина имеет высокий гребень - киль.

1. Рассмотрите на коллекции или таблице разнообразные идиоадаптации у насекомых или запишите их в тетрадь.

2. Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу.

Название вида Особенности строения Идиоадаптации
Бычий цепень
Аскарида
Кузнечик Голова с обособленной вершиной темени, часто сжатой с боков, иногда конусообразной. Лапки 4-члениковые. Переднеспинка с плоским или выпуклым верхом и плоскими опущенными вниз боковыми лопастями. Надкрылья самца часто с органом стрекотания. Жилкование с резко обособленной RS, в области органа стрекотания сильно изменено. Часто надкрылья и крылья утрачивают летательные функции, но сохраняют, нередко усиленный, орган стрекотания. Яйцеклад самки имеется, за очень редким исключением, длинный, сжатый с боков. Очень часто кузнечики имеют внешний вид и окраску, сходную с внешним видом и окраской листьев или других частей растений, на которых живут. Маскировка достигается благодаря сильному расширению надкрылий, а также их специфическому жилкованию. В зависимости от окраски они имитируют или здоровые, или отмирающие и мёртвые листья.
Белянка-капустница Бабочка капустной белянки довольно крупная: самцы до 55 мм, а самки до 60 мм в размахе крыльев. Крылья у нее белые; передние крылья с черными уголками, задние с черным маз­ком на переднем крае. Яйца желтые. Гусеницы серозеленого цвета. Куколка угловатой формы, зеленовато-желтого цвета, с чер­ными точками на спине и по бокам. Капустная белянка — обычный вредитель капусты. Она ши­роко распространена.
Божья коровка Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и способными подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников. Самый активный период для истребления тли — с весны до поздней осени, зимой божьи коровки забираются под опавшие листья, кору деревьев или камни и там ждут следующей весны. Божьи коровки неплохо летают, делая крыльями до 85 взмахов в секунду. У божьих коровок - предостерегающая окраска. Эффективный способ защиты — ядовитая резко пахнущая желтая жидкость, которую божьи коровки выделяют из суставов ног. Она отпугивает их главных врагов — пауков, лягушек и некоторых насекомых, питающихся божьими коровками. Птицы и другие позвоночные животные на божьих коровок не охотятся.

Все выше перечисленные виды растений и животных имеют различные приспособлении в процессе существования. Ароморфные изменения позволили всем этим видам растений и животных подняться на ступень выше и занять более высокую нишу в эволюционном развитии. Идиоадаптивные изменения позволили этим организмам занять больший ареал для своего существования и распространения в природе.

Идиоадаптация (от греч. idios - своеобразный и от лат. adaptape - приспособлять) - это мелкие эволюционные изменения, благодаря которым организмы оказываются приспособленными к определенным условиям среды обитания, но при этом не происходит общего подъема уровня организации.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Читайте также: