Игровые технологии по развитию речи в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

Цель:развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий.

Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  1. Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ.
  3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
  4. Развивать и совершенствоватьвсе стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствамиразнообразных игровых технологий.
  5. Развивать мелкую моторику рук.

Используются различные методы:наглядные; практические;словесные.

Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать на базе ДОУ систему по развитию речидетей с использованием в педагогическомпроцессе игровых технологий, которые будет способствовать развитию пониманияречи, расширениюи обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенныхпредставлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению ирасширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитиюпотребности детей в общении посредством речи, обучению простым формаммонологической и диалогической речи.

На мой взгляд, условиями успешного развития речи является:

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Создаю такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.

Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога.

Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Четверное условие - реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).

Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.

Убеждена, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования.

Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий:

1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),словообразование.

4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6. Сенсорное развитие: развития мелкой моторики рук.

В своей работе игровые технологии включаю в непосредственно образовательную деятельность и в свободную деятельность детей.

В непосредственной образовательной деятельности я использую игровые элементы ТРИЗ технологии.

- развивать фонематические процессы;

- уточнять и активизировать словарный запас;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- автоматизировать звуки речи;

- формировать структуру предложений;

- совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.


1 - непосредственно участвую в игре. Предлагаю ее, рассказываю правила, ее развитие, окончание, распределяю участие, помогаю оформить ее словесно;

2 - косвенно воздействую на поведение и речь детей, участвую в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

3 - осуществляю общий контроль на занятии. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

4 - осуществляю обучающее руководство речевыми играми и создаю условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия - используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Данное пособие яиспользую в работе с дошкольниками от 3-х до 7-лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.


В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками (с этим материалом познакомимся поближе):

- на развитие слухового внимания

- на развитие речевого слуха

- на развитие фонематического слуха

-на развитие физиологического дыхания

- на развитие речевого дыхания

-на развитие голоса.

В работе считаю успешными следующие методы развитияречиу детей:

Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: педагогические игры, дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Мой опыт можно представить как систему работы воспитателя. Мои воспитанники на данный момент находятся в старшей группе, опыт я начала внедрять с младшей группы. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом. Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей.

В работе по развитию речи я выделяю следующие этапы:

- диагностика речевого развития;

- создание предметно-развивающей среды в группе;

- использование игровых технологий в развитии всех сторон речи;

- интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;

- взаимодействие с родителями.

В свое практике я использую игровые технологии по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.

Для того, чтобы был положительный результат, для повышения эффективности работы необходимо учесть следующие условия:

ü проводить работу по развитию речи систематически начиная с младшей группы детей дошкольного возраста.

ü создавать ситуации, требующие речевых высказываний.

ü создать речевую среду, дающую детям образцы речи.

ü использовать разнообразные игры и игровые технологии, которые очень нравятся детям.

ü проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей.

Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Список использованных источников

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
  5. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
  6. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c.
  7. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2014. – 40 с.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004416

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: