Инновационные технологии в работе психолога в детском саду

Обновлено: 17.09.2024


Вся наша жизнь является игрой в психолога. Еще с детства мы старались дать полезный совет своим друзьям, близким, знакомым, чтобы они знали, как правильно поступить. Когда у них появляются неприятности – мы готовы их выслушать, поддержать, помочь любыми возможными способами.


Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, и у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Я выбрала профессию педагога-психолога, чтобы помочь ребенку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать.
Я считаю свою профессию одну из самых интересных и востребованных в наше время, она способствует личностному росту, раскрытию внутреннего потенциала, самоактуализации, позволяет повысить и овладеть профессиональными навыками настоящего педагога и человека.
Высшим достижением в работе с детьми являются положительные результаты в стабилизации эмоционального состояния, эмоционального самочувствия, уменьшения невротических проявлений у детей: повышенной тревожности, беспокойства при социальных контактах, боязливости в новых ситуациях, излишней впечатлительности и эмоциональной лабильности. Профилактика нарушений и коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка. Снижения уровня мышечной зажатости за счет использования в работе различных педагогических и здоровьесберегающих технологий, а также различных приёмов и методов работы.

Использование инновационных (здоровьесберегающих) технологий особенно актуальны для детей с низким уровнем познавательной активности, детей – инвалидов, детей с речевыми патологиями .

В Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно–воспитательном процессе в условиях модернизации образования1 написано: “Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей”.

В своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:

непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а на каждом занятии;

комплексный, междисциплинарный подход — взаимодействие всех специалистов участников образовательно го процесса;

соответствие содержания и организации психолого-педагогической деятельности инди видуальным особенностям детей;

В современной литературе педагогическая система М арии Монтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе . Работу по технологии Монтессори провожу согласно о бразовательной программы "Педагогика Марии Монтессори"

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Использование сказкотерапии позволяет в моей работе снижению агрессивности у детей, устранению тревожности и страхов, развитию эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, уменьшению числа психосоматических заболеваний, оказание помощи в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения . ​​​​​​​

Мультипликационные фильмы – это тот вид искусства, который особенно привлекает детей. Именно мультипликационные фильмы формируют представление о добре и зле, показывают, как надо себя вести. П осредством создания мультфильмов своими руками развиваю у дошкольников творческие способности, самостоятельность и воображение.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Инновационные технологии в работе педагога – психолога ДОУ.

Детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность каждого.

Работа с детьми – это целы комплекс стараний, вмещающий в себя разного рода подходов для развития человека, его становления и взросления.

Я считаю, что в своей работе с детьми педагогу – психологу необходимо использовать инновационные технологии.

В коррекционно – развивающей деятельности опираюсь на основную форму личностного — ориентированного взаимодействия, доброжелательного отношения взрослого к детям, реализую принцип сотрудничества и партнерства.

Регулярно провожу занятия с мультимедийной поддержкой. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, интересными и является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. (видеоролики, электронные образовательные ресурсы, презентации, музыкальное сопровождение).

Здоровосберегающие технологии – это комплекс инструментов по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей.

Динамические паузы провожу по мере утомляемости детей (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж).

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Для этого я использую релаксацию, она обеспечивает поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Сказкотерапию – использую для решения личностных проблем ребенка (неуверенность, страхи, тревога). В этом мне помогают сборники сказок для сказкотерапии.

- различать, понимать, выражать свое эмоциональное состояние и распознавать эмоции и чувства других людей;

- регулировать переживаемые эмоции, снижать интенсивность эмоционального переживания.

- поддерживать положительный эмоциональный климат в группе сверстников и управлять своим эмоциональным состоянием.

Хорошим инструментом для развития эмоциональной и познавательной сферы детей является песочная терапия. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому я использую ее в коррекционно – развивающих занятиях. В процессе игры с песком ребенок выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочная терапия обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавая и проговаривая свои ощущения. А это, в свою очередь, развивает речь, произвольное внимание и память.

В результате использования мной инновационных технологий на занятиях у детей возросла познавательная активность и интерес, детские ответы стали нестандартными, раскрепощенными, у них расширился кругозор, появилось стремление к новизне, возникло положительное отношение к деятельности, повысился благоприятный психологический климат в группе.

Свою дальнейшую деятельность планирую осуществлять в поиске новых инновационных подходов к организации работы с детьми.

Организация образовательного процесса в детском саду в современных инновационных условиях связана с рас­ширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов; занимает позицию личностно-ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.

В дошкольном учреждении разработан комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности. ФГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Эти задачи педагоги и специалисты нашего ДС решают интегрировано, в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие воспитанников.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе, и обеспечивается как комплексная технология с применением современных методов психопрофилактики и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Психологической и методической службой совместно с педагогами вырабатываются общие цели, задачи, разрабатывается планирование образовательно-воспитательной деятельности, создается рабочая программа ДС, проводится анализ условий, анализ проблемных ситуаций, динамики развития воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (по группам).

На современном этапе государством предъявляются высокие требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности и предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Поэтому педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию, обучаясь на курсах, овладевая необходимым арсеналом образовательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность детей. Педагоги готовы гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, творчески адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов, и склонностей воспитанников.

В профессиональной деятельности педагога-психолога применяется в интеграции целый комплекс технологий.

Педагогическому коллективу оказывается психологическая и методическая поддержка и помощь в построении образовательной траектории дошкольника, в создании индивидуального маршрута ребенка с учетом динамики развития ребенка, его достижений, возможностей, интересов и потребностей. Мы опираемся на такие образовательные достижения, которые есть у ребенка и составляют багаж его личности. Эти достижения, в свою очередь, служат оценкой качества образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду, оценкой эффективности педагогических воздействий.

Гуманизация образования, учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка стимулируют нас на поиски новых путей в образовательной деятельности, на использование современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигается идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. Использование личностно-ориентированной технологии в нашем детском саду осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.


Информационные компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям: так у детей с повышенными способностями после использования компьютерной технологии стимулируются мыслительные способности; у детей с проблемами в развитии – происходит выравнивание возможностей; у дошкольников с проблемами поведения (например, с гиперактивностью) - развивается произвольность, волевая регуляция.


По своей природе ребенок-дошкольник любопытен, ему присуща деятельность, направленная на познание окружающего мира. В целях развития мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), нами применяются в НОД технологии исследовательской деятельности, которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

По нашим наблюдениям использование технологии исследовательской деятельности позволяет значительно повысить интерес детей к образовательной деятельности и эффективность восприятия заданного программного содержания; способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

Значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста несомненна. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, они социально активны, более толерантны, у них лучше развиты навыки взаимодействия, они действуют гибче, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится методам арттерапии и сказкотерапии.


Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии. Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Метод сказкотерапии способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию его творческих способностей, способствует расширению и развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочных символов и смыслов в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказке мы находим тот ресурс, который затем поможет ребенку, гармонизирует его эмоциональную сферу. Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

В процессе обсуждения содержания сказки, обращается внимание детей на то, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и, на примере героев, сказка хочет нас чему-то важному научить, а мы должны догадаться чему именно. В заключение совместно с детьми делается общий вывод, который подводит их к осознанию происходящих с ними событий: в каких жизненных ситуациях дети могут использовать тот или иной сказочный урок.

Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.

Релаксация Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки , они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

С этой целью в работе с детьми нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входят в заданный образ.

 Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога можно использовать в таких направлениях: • методическое; • коррекционно-развивающее; • диагностическое; • организационно-методическое; • просветительское.

Информационная технология обучения

– это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога можно использовать в таких направлениях:

Возможности использования ИКТ в работе педагога-психолога: В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми? огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. широкие мультимедийные возможности ИКТ. возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка интерактивность компьютерных программ. экономия временных ресурсов.

Возможности использования ИКТ в работе педагога-психолога:

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми?

Читайте также: