Искусственным выращиванием биомассы женьшеня из отдельных его клеток на питательных средах занимается

Обновлено: 05.10.2024

Для сохранения богатства природы во всех странах мира созданы заповедники, заказники, зоопарки и национальные природные парки. На их территории в различной степени запрещается хозяйственная деятельность человека. Для сохранения исчезающих видов растений, грибов, животных создана Красная книга.

Красная книга это перечень обобщающих списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, грибов, животных, содержащие краткие документальные данные об их биологии, распространении и т. д.

Заповедникэто участок территории или водоема, где сохраняются естественные природные условия, где запрещена охота и любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из пользования и закрыты для посещения туристами, разрешен ограниченный доступ.

Зоопаркэто учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, изучения, в том числе и научного, а также сохранение видов и их воспроизводство, помогающее восстановить и сохранить вымирающих животных в дикой природе (некоторые виды животных сохранились лишь в зоопарках).

Национальный природный парк – это территория, где ограничена хозяйственная деятельность человека, в целях защиты естественной природы, разрешен доступ туристов.

Заказник – это территория, где охраняется не весь природный комплекс, а отдельные виды растений, животных, грибов или природный ландшафт.

Факторы, влияющие на исчезновение растений и животных:

1.б) Селекция – род практической деятельности человека, связанная с выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
4.Основным критерием для установления родства между видами является:
б) генетическое сходство
3.Каким образом можно быстрее получить чистую исходную линию сорта гороха?
а) путём искусственного опыления (опыты г менделя)
2.Какая группа растений относится к Средиземноморскому центру происхождения?
в) капуста, брюква, маслины
5.Какая группа растений относится к Южноамериканскому центру происхождения?
в) арахис, ананас, картофель
6. В растениеводстве чистая линия – это ; б) потомство одной самоопыляющейся особи;

7. Впервые способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов разрботал__. Г. Д. Карпеченко

8. Инбридинг – это____.форма гомогамии, скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции организмов
9. Инцухт – это____близкородственное скрещивание организмов; то же, что инбридинг (термин чаще употребляется по отношению к растениям
Аутбридинг — один из методов разведения, представляющий собой, в отличие от инбридинга, неродственное скрещивание.

it`s me Мыслитель (5959) а) отдалённой гибридизации - скрещивание особей разных видов одного рода или особей разных родов в) инбридинга - г) полиплоидия-— кратное увеличение числа наборов хромосом. Одиночный, или гаплоидный набор у высших растений и животных представлен в половых клетках д) аутбридинга -форма гомогамии, неродственное скрещивание е) хромосомной инженерии -Одна группа методов основана на введении в генотип растительного организма пары чужих гомологичных хромосом, контролирующих развитие нужных признаков, или замещении одной пары гомологичных хромосом на другую. б) Клеточная инженерия — это направление в науке и селекционной практике, которое изучает методы гибридизации соматических клеток, принадлежащих разным видам, возможности клонирования тканей или целых организмов из отдельных клеток.

6.Кратное увеличение набора хромосом у растений называется________ПОЛИПЛОИДИЯ
5. . При скрещивании разных сортов растений, а также при межвидовом скрещивании наблюдается эффект_____гетерозиса.
4.Потомство одной самоопыляющейся особи называют чистой линией
3. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
2. Совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком, ________сорт

12.Причиной бесплодия потомства, полученного отдалённой гибридизацией, является:
а) невозможность коньюгации хромосом в мейозе

Екатерина Дьяконова

Часть 2.
Источник: ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовый задания / Г.А. Воронина, Г.С. Калинова

1. Какая научная область биологии изучает процессы синтеза лекарственных препаратов, полченных в результате жизнедеятельности микроорганизмов?
1) ботаника
2) зоология
3) эмбриология
4) биотехнология

2. Совокупность всех существующих синих китов, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, считают уровнем организации жизни
1) организменным
2) биоценотическим
3) видовым
4) биосферным

3. Какой метод следуют использовать для изучения сезонных изменений в природе?
1) измерение
2) наблюдение
3) эксперимент
4) классификацию

4. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?
1) экология
2) систематика
3) морфология
4) палеонтология

5. Метод меченых атомов для исследования функций эндоплазматической животной клетки изучает наука
1) зоология
2) цитология
3) генетика
4) эмбриология

6. Какая наука изучает зародышевое развитие хордовых животных?
1) зоология
2) генетика
3) физиология
4) эмбриология

7. Созданием новых сортов полиплоидных растений пшеницы занимается наука
1) селекция
2) физиология
3) ботаника
4) биохимия

8. Близнецовый метод используется в науке
1) селекция
2) генетике
3) физиологии
4) цитологии

9. Метод микрофотографирования хлоропластов для изучения особенностей их строения применяют в науке
1) биохимии
2) физиологии
3) цитологии
4) эмбриологии

10. Изучением процессов всасывания корневыми волосками из почвы воды с растворенными минеральными веществами занимается наука
1) селекция
2) биохимия
3) физиология
4) экология

Екатерина Дьяконова

1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
1) систематика
2) экология
3) физиология
4) палеонтология

2. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?
1) экология
2) систематика
3) биология
4) ботаника

3. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
1) систематика
2) генетика
3) селекция
4) анатомия

4. Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме
1) генетика
2) селекция
3) органическая химия
4) молекулярная биология

5. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с
1) культивированием клеток высших организмов
2) гибридизацией соматических клеток
3) пересадкой генов
4) пересадкой ядра из одной клетки в другую

6. Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука
1) генетика
2) цитология
3) селекция
4) систематика

7. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
1) генетика
2) цитология
3) селекция
4) фенология

8. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология
2) микология
3) бактериология
4) гистология

9. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека и
животных, изучает наука
1) морфология
2) физиология
3) анатомия
4) этология

10. Строение организма и его органов изучает наука
1) физиология
2) анатомия
3) генетика
4) цитология

11. Изучением влияния загрязнения на окружающую среду занимается наука
1) селекция
2) экология
3) микробиология
4) генетика

12. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука
1) генетика
2) физиология
3) экология
4) эмбриология

13. Строение и распространение древних папоротниковид ных изучает наука
1) физиология растений
2) экология растений
3) палеонтология
4) селекция

14. Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука
1) генетика
2) систематика
3) физиология
4) экология

15. Генетика - наука, изучающая закономерности
1) взаимоотношения организмов и среды
2) исторического развития органического мира
3) наследственности и изменчивости организмов
4) индивидуального развития организмов

16. Искусственным выращиванием биомассы женьшеня из отдельных его клеток на питательных средах занимается
1) генная инженерия
2) клеточная инженерия
3) микробиология
4) животноводство

17. Получением гибридов, на основе соединения клеток разных организмов с применением специальных методов занимается
1) клеточная инженерия
2) микробиология
3) систематика
4) физиология

18. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
1) генной инженерии
2) клеточной инженерии
3) генетике
4) бионике

Екатерина Дьяконова

1. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки
1) окрашивание
2) центрифугирование
3) микроскопия
4) химический анализ

2. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области
1) микробиологического синтеза
2) генной инженерии
3) клеточной инженерии
4) биохимии

3. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода
1) микроскопирования
2) центрифугирования
3) окрашивания
4) сканирования

4. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод
1) светового микроскопирования
2) электронного микроскопирования
3) центрифугирования
4) культуры тканей

5. Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод
1) биохимический
2) электронной микроскопии
3) цитогенетический
4) световой микроскопии

6. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода
1) экспериментального
2) наблюдения
3) проведения опытов
4) палеонтологического.

7. Генеалогический метод исследования использует наука
1) систематика
2) генетика
3) цитология
4) физиология

8. В световой микроскоп можно увидеть
1) деление клетки
2) репликацию ДНК
3) транскрипцию
4) фотолиз воды

9. Выращивание тканей вне организма - пример метода
1) культуры клеток
2) микроскопирования
3) центрифугирования
4) генной инженерии

Екатерина Дьяконова

1. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение

2. Главный признак живого
1) движение
2) увеличение массы
3) обмен веществ
4) распад на молекулы

3. Обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение - это основные признаки
1) популяции
2) организма
3) вида
4) биогеоценоза

4. Клеточное строение — важный признак живого — характерен для
1) бактериофагов
2) вирусов
3) кристаллов
4) бактерий

5. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды
2) участвовать в круговороте веществ
3) воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды

6. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции

7. Свойство живого поддерживать постоянство химического состава называется
1) гомеостаз
2) обмен веществ
3) развитие
4) раздражимость.

8. Одним из главных признаков живого является
1) увеличение размеров
2) изменение под влиянием условий среды
3) обмен веществ
4) движение молекул

9. Гомеостаз - это

1) обмен веществ и превращение энергии
2) регулярное снабжение организма пищей
3) поддержание относительного постоянства внутренней среды организма
4) поддержание изменчивости во внутренней среде организма

10. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида - это проявление
1) наследственности
2) борьбы за существование
3) индивидуального развития
4) изменчивости

11. Примером гомеостаза может служить
1) оборонительный рефлекс при виде опасности
2) переваривание пищи с участием ферментов
3) постоянная кислотность внутренней среды организма
4) утоление голода

Екатерина Дьяконова

1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

2. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

3. Зеленая эвглена, совмещающая признаки растений и животных, - пример уровня организации
1) популяционно-видового
2) организменного
3) биогеоценотического
4) молекулярного

4. Амеба обыкновенная представляет собой как клеточный уровень организации жизни, так и
1) молекулярный
2) организменный
3) видовой
4) биоценотический

5. Стая волков в тайге представляет собой уровень жизни
1) биосферный
2) популяционно-видовой
3) организменный
4) биоценотический

6. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном

7. Движение цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном.

8. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

9. Миграция северных оленей наблюдается на уровне организации жизни
1) организменном
2) биосферном
3) экосистемном
4) популяционно-видовом.

10. Газообмен в легких наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органно-тканевом
4) организменном

11. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном

12. Миграция атомов и молекул в природе - это проявление жизни на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном..

13. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном..

14. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

15. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого
1) организменном
2) тканевом
3) молекулярном
4) популяционном

16. Митоз – это проявление жизни на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном..

17. Круговорот веществ и превращение энергии на Земле происходит на уровне организации живого
1) биосферном
2) организменном
3) клеточном
4) популяционно-видовом

18. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) клеточный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

19. Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого
1) организменном
2) популяционно-видовом
3) биогеоценотическом
4) биосферном

Мухтар Джалилов

Лариса Пыльнева

Лариса Пыльнева

Илья Швец

Итоговая контрольная работа по биологии

Задание 1
Вопрос:
Соотнесите направления биологии с направлениями исследований:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) классическая биология
2) эволюционная биология
3) физико-химическая биология

3__ строение живых объектов с применением современных методов исследования
1__ многообразие живой природы
2__ происхождение и развитие жизни на Земле

Задание 2
Вопрос:
Проблема перехода от животного мира к человеку изучается:

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) эволюционной биологией
2) классической биологией
3) физико-химической биологией

Задание 3
Вопрос:
Установите последовательность важнейших событий в эпоху Античности:

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ зарождение зоологии
__ первое подробное описание строения человеческого и животного организма
__ первое сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны
__ зарождение ботаники

Задание 4
Вопрос:
Какой метод исследования начал применяться в биологии благодаря работам Ч. Дарвина?

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) описательный
2) сравнительный
3) моделирования
4) исторический

Задание 5
Вопрос:
Цитоплазматическая мембрана обеспечивает это свойство живых организмов:
Изображение:

Запишите ответ:
__________________________________________

Задание 6
Вопрос:
Укажите правильную последовательность уровней организации живой материи.

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:
6__ биосферный
2__ клеточный
4__ популяционно-видовой
1__ молекулярный
3__ организменный
5__ экосистемный

Задание 7
Вопрос:
Соотнесите уровни организации жизни на Земле и объекты изучения на каждом из них.

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) строение и свойства органических веществ
2) строение и функции клеточного ядра
3) функционирование кровеносной системы волка
4) сезонные миграции скворцов Ленинградской области
5) живые организмы леса в связи с их средой обитания
6) состояние озонового слоя атмосферы Земли

__ экосистемный
__ клеточный
__ популяционно-видовой
__ биосферный
__ молекулярный
__ организменный

Задание 8
Вопрос:
Соотнесите исследователей клетки и их достижения:

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) открыл клетку
2) открыл микроорганизмы
3) обнаружил и описал ядро в яйцеклетке птиц
4) высказал идею, что клетка является основной структурной единицей растительного организма
5) автор первой версии клеточной теории
6) высказал утверждение, что каждая клетка происходит от клетки

__ Рудольф Вирхов
__ Роберт Гук
__ МаттиасШлейден
__ Антони ван Левенгук
__ Теодор Шванн
__ Ян Пуркинье

Задание 9
Вопрос:
Из перечня 1) единство химического состава; 2) наследственность; 3) клеточное строение; 4) рост и развитие; 5) автотрофность - выберите общие черты всех организмов, отличающие их от объектов неживой природы:

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 1, 3, 5
2) 1, 2, 3, 4
3) 2, 4, 5
4) только 1 и3

Задание 10
Вопрос:
Соотнесите химические элементы и их группы:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) C, O, N, H, P, K, S, Fe, Mg, Na, Ca
2) B, Co, Cu, Mo, Zn, V, I, Br
3) U, Hg, Ra, Be, Cs, Se, Au

__ ультрамикроэлементы
__ микроэлементы
__ макроэлементы

Задание 11
Вопрос:
Выберите неправильные утверждения:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) в молекуле воды угол между связями больше 105 градусов
2) каждая молекула воды соединена с четырьмя соседними молекулами воды
3) содержание воды в организме зависит от интенсивности обмена веществ
4) атомы водорода и кислорода в молекуле воды соединены водородными связями

Использование: биотехнология. Сущность изобретения: биомассу женьшеня выращивают на питательной среде, дополнительно облучают узкополосным источником оптического излучения при общей дозе 10 - 3000 Дж/м 2 . В качестве источника излучения используют инжекторный лазер, или светодиод, или гелий-неоновый лазер, или светодиод с поляризатором, при этом облучение осуществляют от одного до трех раз. 5 з.п. ф-лы.

Способ относится к биологии и биотехнологии и может применяться при выращивании клеточной культуры женьшеня.

Известен способ получения биомассы женьшеня путем выращивания данных многолетних растений на плантациях [1] В качестве биомассы женьшеня, обладающей биологически активными веществами, главным образом гликозидами, используются ткани корней 5-10-летних растений.

Данный способ в отличии от сбора дикорастущих корней позволяет получить биомассу женьшеня с гарантированным выходом продукта.

Недостатком данного способа является крайне низкая скорость роста растений, что приводит к невозможности производства биомассы в больших объемах и обусловливает ее высокую себестоимость.

Известен способ получения биомассы женьшеня, выбранный за прототип, заключающийся в выращивании клеточной культуры по следующей методике [2] Клетки корня женьшеня высаживаются в питательную среду и инкубируются в ферментерах или в иных емкостях при температуре (20-30) o C в течение 3О-45 дней. В результате развития культуры происходит увеличение ее биомассы в 15-30 раз. После этого клеточная культура рассаживается в несколько ферментеров для дальнейшего размножения или используется в качестве конечного продукта.

Данный способ позволяет получить биомассу женьшеня в условиях более выгодных, чем выращивание женьшеня в качестве растения на специальных плантациях.

Рассмотренный способ облетает рядом существенных недостатков, выражающихся в следующем.

1. Содержание гликозидов в клеточной культуре женьшеня, выращенной по способу-прототипу, в несколько раз меньше, чем в биомассе природного корня женьшеня или выращенного на плантациях.

2. Скорость увеличения биомассы культуры в способе-прототипе является невысокой. Это обусловлено тем, что лишь небольшое количество клеток (2-8%) принимает участие в делении и митотический цикл занимает много времени. Поэтому биотехнологическое производство клеточной культуры женьшеня и биологически активных веществ женьшеня является достаточно дорогостоящим и трудоемким процессом. Технической задачей, решение которой обеспечивается предложенным изобретениям, является создание способа выращивания биомассы женьшеня, позволяющего повысить выход биомассы женьшеня и содержание в нем гликозидов.

Данная задача осуществляется тем, что в способе выращивания биомассы женьшеня клеточная культура женьшеня подвергается облучению узкополосным источником оптического излучения, в частности инжекционным лазером, светодиодом или гелий-неоновым лазером.

Способ реализуется следующим образом. Клетки женьшеня облучаются по одной из следующих методик в рамках предлагаемого способа.

1. Облучения проводится в один сеанс в день высадки клеток в питательную среду (в том числе непосредственно перед высадкой).

2. Облучение проводится в один сеанс через 7 дней после высадки клеток в питательную среду.

3. Облучение проводится в два сеанса (с одинаковыми дозами) в первый и четырнадцатый день после высадки в питательную среду.

4. Облучение проводится в три сеанса (с одинаковыми дозами) в первый, седьмой и четырнадцатый дни после высадки клеток в питательную среду.

По предлагаемому способу для каждой из четырех рассмотренных методик общая доза облучения составляет 10 3000 Дж/м 2 .

В качестве культуры женьшеня использовался штамм "R-1". Штамм инкубировался в агаризированной питательной среде в затемненном помещении.

Источником узкополосного оптического излучения являлся один из следующих типов источников: инжекционный лазер с длиной волны излучения 820 нм, инжекционный лазер с длиной волны излучения 1300 нм, гелий-неоновый лазер с длиной волны излучения 632,8 нм, светодиод с длиной волны излучения 850 нм, светодиод с длиной волны излучения 850 нм, излучение которого пропускалось через поляризатор, установленный между светодиодом и облучаемыми клетками.

Необходимо отметить, что указанные источники узкополосного оптического излучения обладают различными параметрами, существенными для практического применения, такими как мощность, надежность, габариты, наличие высокого напряжения в приборе и т.д. Поэтому в зависимости от конкретных условий представляется целесообразным использование одного из указанных типов излучателей.

В случае когда общая доза облучения клеток принимала значение в диапазоне (10 3000)Дж/м 2 , происходило увеличение получаемого урожая сухой биомассы клеток женьшеня в 1,8 раза. При этом содержание гликозидов, контролировавшихся методом хромотографии, увеличилось в биомассе в 1,6 раза.

Необходимо отметить, что указанный результат и значение доз облучения, при которых он достигается, не зависел от того, какой из типов узкополосных источников оптического излучения был применен, и не зависел от того, набиралась указанная доза облучения за один или несколько сеансов в указанные моменты времени. Отсутствие этих зависимостей, а также достаточно широкий диапазон эффективных доз облучения объясняется универсальным действием узкополосного оптического излучения на биологические системы.

В случае, когда доза облучения составляла меньше 10 Дж/м 2 , увеличение биомассы и содержание биологически активных веществ было незначительным и при дозе меньшей 5 Дж/м 2 это увеличение не происходило.

В случае когда доза облучения принимала значение большее 3ООО Дж/м 2 , указанное изменение было также незначительным, а при существенно больших дозах наблюдалось некоторое (около 10-20%) уменьшение биомассы.

Таким образом облучение клеточной культуры женьшеня узкополосным оптическим источником излучения в один или несколько сеансов облучения при суммарной дозе (10 3000) Дж/м 2 позволяет увеличить выход сухой биомассы и увеличить содержание гликозидов в биомассе.

Промышленная апробация способа выращивания биомассы женьшеня проводилась на государственном предприятии "Фарматекс" в г. Павлодар. Цикл производства от момента высадки клеток в питательную среду до съема урожая занимал 35 дней. При этом произошло увеличение получаемого урожая сухой биомассы клеток женьшеня в 1,8 раза; содержание гликозидов увеличилось в биомассе в 1,6 раза.

Полученные результаты позволяют говорить о вполне реальных возможностях промышленного производства женьшеня.

Для проведения экспериментальных работ по предлагаемому способу были разработаны миниатюрные переносные приборы нескольких вариантов: 1. Вес 100 г; габариты 115 х 45 х 30 мм; питание от аккумуляторов; длина волны излучения 850 нм; 2. Вес 500 г; габариты 90 х 76 х 56 мм; питание от сети; длина волны излучения 850 нм.

3. Вес 5 кг; габариты 240 х 110 х 280 мм; питание от сети; длина волны излучения 820 и 1300 нм.

Для исследования эффекта облучения с длиной волны излучения 632,8 нм использовался серийно выпускаемый прибор.

Эти приборы просты в эксплуатации, имеют современный дизайн и изготовлены в полном соответствии с требованиями на медицинскую технику.

Использование таких приборов впервые создало возможность применения приборов в условиях мелкосерийного, серийного, крупносерийного производства, в индивидуальных и промышленных условиях.

1. Гегельский И.Н. Женьшень. Киев: Урожай, 1989.

2. Малышев А.А. Женьшень: биология и разведение. М: Агропромиздат, 1986.

1. Способ выращивания биомассы женьшеня, содержащей гликозиды, заключающийся в выращивании клеточной культуры женьшеня в питательной среде, отличающийся тем, что клетки женьшеня облучают узкополосным источником оптического излучения, общая доза которого составляет 10 3000 Дж/м 2 .

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве узкополосного источника оптического излучения используется инжекционный лазер.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве узкополосного источника оптического излучения используется светодиод.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве узкополосного источника оптического излучения используется гелий-неоновый лазер.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве узкополосного источника оптического излучения используется светодиод с поляризатором.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что число сеансов облучения составляет от одного до трех.

Читайте также: