Изучение изменчивости критериев вида результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

Обновлено: 04.10.2024

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора

Цель:

Ознакомиться с явлением изменчивости на примере признаков, сформированных в результате искусственного отбора. Определить признаки, являющиеся характерными для всех представителей определённого вида.

Ход работы:

1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.

2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа № 2

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

Цель: выявление отличительных признаков растений одного вида разных сортов

Вид культурного растения: тагетис прямостоящий

Задачи: Изучить особенности внешнего строения растений, определить критерии, на основании которых растения разных сортов относятся к одному виду

Задание 1. Изучите внимательно общее описание растений вида тагетис прямостоячий, определите о каких критериях вида идёт речь, результаты анализа внесите в таблицу

Название критерия вида

Доказательства

Задание 2. Прочитайте описание сортов тагетиса прямостоячего

Задание 3. Укажите отличительные черты. Полученную информацию занесите в таблицу.

Тип соцветия корзинки

Задание 4.На основе изученных сортов тагетиса сделать вывод: какие критерии указывают на принадлежность всех изученных вами сортов к виду тагетис прямостоячий

Бархатцы прямостоячие или африканские —Tagetes erecta

С емейство: Астровые (Asteraceae)
Родина: Южная Мексика

Куст компактный или раскидистый с ясно выраженным главным побегом. Стебли сильноветвистые, 80-120 см высотой, голые, прямостоячие, мелкоребристые, ветвистые, у основания одревесневающие, боковые побеги направлены вверх, образуют кусты обратнопирамидальной формы. Они образуют одревесневающие у основания.

Листья перисто-раздельные с ланцетовидными, острыми долями, по краю пильчатые, от светло- до темно-зеленых, расположены в очередном порядке. Окраска соцветий - однотонная. Соцветия - крупные корзинки 6-15 см в диаметре, одиночные, простые, полумахровые или махровые, на длинных цветоносах. Цветет с конца июня - начала июля. Окраска соцветий однотонная, светло-желтая, желтая, ярко-желтая, оранжевая или двуцветная. В 1 г до 300 семян, сохраняющих всхожесть 1-2 года.
Большинство классических махровых сортов принадлежит именно к этому виду бархатцев.

Родина - Южная Мексика. В культуре с XVI века.
Сорта различают по высоте: гигантские - выше 90 см; высокие - 60-90 см; средние - 45-60 см; низкие - до 45 см высотой.

Эфирное масло применяют в производстве восточных кондитерских изделий, в ликеро-водочной, мыловаренной и парфюмерно-косметической промышленности. Ароматизируют чай цветами бархатцев. В народной медицине водный настой цветочных корзинок применяли как моче-, потогонное и противоглистное средство.
Содержание эфирного масла бархатцев в надземной части цветущих растений - 0,30-0,55 %, в фазе бутонизации - 0,22-0,30 %; оно максимально в соцветиях (0,45 %) и листьях (0,28 %). Эфирное масло жёлтого или коричневого цвета, подвижное, запах цветочно-пряный с фруктовыми тонами. Основным его компонентом является оцимен (50 %); присутствуют также D-пинен, сабинен, мирцен, лимонен, n-цимол, цитраль, линалоол, D-терпинен.
Культивируют как декоративное растение. Рекомендуются для клумб, рабаток, высоких групп, ваз, балконов, срезки. Бархатцы прямостоячие можно выращивать на срезку. В воде они стоят около трех недель. Их используют во всех типах цветников. Не подходят они лишь для водоема и тенистого сада.

Tagetes erecta Antigua Gold, Primrose, Orange

hello_html_m4ff16f08.jpg

С орт Мэри Хелен — это бархатцы прямостоячие (высокорослые). Великолепный сорт, с высоким кустом высотой до 90 см, соцветия махровые, гвоздиковидные, полушаровидные диаметром до 10—12 см. Ярко-лимонно-желтые, используют для клумб, рабаток, высоких групп на фоне газона, очень хороши на срезку.

Образует куст высотой 60-70 см с ясно выраженным главным побегом. Соцветия густомахровые, 10-12 см в диаметре. Цветет с июня по сентябрь. Светолюбивы и теплолюбивы, заморозков не переносят. К почвам нетребовательны, но предпочитают плодородные легкие почвы. Выращивают, как правило, рассадным способом. Посев проводят во второй половине марте-начале апреля. Всходы появляются через 4-8 дней после посева, сеянцы пикируют в фазе 2-го настоящего листа. Рассаду высаживают в начале июня, расстояние между растениями 30-35 см. Используют для посадки на клумбах, в группах, для получения срезки.

Сорт Гавайский — бархатцы прямостоячие (высокорослые) с высоким кустом и сильными стеблями высотой 90 см, соцветия гвоздиковидные, махровые, крупные — до 12 см в диаметре, с окраской ярко-оранжевой, не требуют подвязки

Урок в 11 классе, профильный уровень.

УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы .

Рекомендации по использованию материала: вследствие большого объема теоретического материала и отсутствие в учебнике хода лабораторной работы, автор разработала материал по выполнению лабораторной работы на выявление изменчивости и описание морфологического критерия вида на примере цветкового растения : Бархатцы. Презентационный материал содержит необходимые сведения по данной теме и предназначен для самостоятельного выполнения лабораторной работы.

Фотографии сортов, видов бархатцев:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Лабораторная работа Семена растений. Строение семени фасоли

цель лабораторной работы научить детей аналзировать сопоставлеть данные в ходе исследования семян.


Лабораторная работа "Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой".

Лабораторная работа. 9 класс. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. Описана методика выполнения.


Методические рекомендации к проведению лабораторной работы№5, 9 класс по теме "Изучение изменчивости у организмов"

Курс общей биологии черезвычайно сложен для учащихся 9-х классов.А практические и лабораторные работы им выполнить и оформить-было до последнего времени "невозможно". ИКТ-пришли на помощь.

конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.

Конспект уолка по биологии.


Разработка лабораторной работы исследовательского характера по теме "Изменчивость"

Разработка содержит методические рекомендации для проведения лабораторной работы по биологии по теме "Изменчивость".

Лабораторная работа . Голосеменные растения.

Данная работа проводится после изучения теоретического материала темы : Особенности голосеменных растений.

Цель: закрепить на практике знания о критериях вида и его структуре.
Ход работы: 1) Составить морфологическую, физиологическую и эколого-географическую характеристики для данных живых организмов.
2) Сравнить их и сделать выводы о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходств и различий.
3) Ответьте на вопросы:
А) Можно ли только на основании данных нам критериев судить о видовой принадлежности организмов?
Б) Обоснуйте, почему существуют виды сходные, казалось бы, по всем признакам, но не скрещивающиеся?
В) Что такое популяция и ее роль в эволюционном процессе?

Вложенные файлы: 1 файл

лабораторная работа.docx

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.

Цель: закрепить на практике знания о критериях вида и его структуре.

Ход работы: 1) Составить морфологическую, физиологическую и эколого-географическую характеристики для данных живых организмов.

2) Сравнить их и сделать выводы о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходств и различий.

3) Ответьте на вопросы:

А) Можно ли только на основании данных нам критериев судить о видовой принадлежности организмов?

Б) Обоснуйте, почему существуют виды сходные, казалось бы, по всем признакам, но не скрещивающиеся?

В) Что такое популяция и ее роль в эволюционном процессе?

Средних размеров жаба, 5 – 9 сантиметров в длину. Паротиды отделены от костных гребней позади глаз, или соединены с ними короткой шпорой. Паротиды вытянутые. Заглазничные гребни высокие, без выраженных вздутий. Кожа спины покрыта оргомным количеством мелких и средних бородавок. Бородавки развиты также на спинной стороне голени. Характерной особенностью являются небольшие тёмные пятна на спине с сильно увеличенными бородавками. Окраска очень вариабельна. Основной тон варьирует от желтовато-коричневого до бурого. На боках может присутствовать зеленоватый рисунок. Бородавки обычно красноватые или коричневые. Питается насекомыми и другими беспозвоночными. Корм в неволе – насекомые. Распространена в Северной Америке от Лабрадора и Гудзонова залива и Манитобы на севере до Северного Техаса, Луизианы, центральной части Алабамы, севера Джорджии и Северной Каролины на юге.

Листопадный сильно ветвистый кустарник высотой 20—70 (до 120) см, с приподнимающимися или распростертыми побегами. Молодые побеги густо бархатистые или пушистые, позже почти голые, с тёмно-коричневой или красновато-тёмно-бурой корой. Листорасположение — очерёдное. Листья округлые, редко округло-овальные, длиной 5—15 мм, шириной 10—20 мм, у основания округлые или, часто, широко-клиновидные, с закруглённой верхушкой, ширококлиновидным основанием, с притупленными зубчатыми краями. Сверху листья тёмно-зелёные, глянцевые, снизу светло-зелёные и рассеянно пушистые; в молодом возрасте клейкие. Черешки короткие, длиной 4—6 мм. Цветки мелкие, невзрачные, однополые. Тычиночные серёжки сидячие, прямостоячие, длиной 5—15 (до 20) мм, диаметром 1,5—2 мм, с жёлтыми пыльниками. Пестичные — на коротких опушённых ножках, овальные или удлинённо-яйцевидные, светло-коричневые, длиной 5—8 (при плодах до 12) мм, диаметром 3—5 (при плодах до 6) мм. Прицветные чешуйки длиной 2,5—3 мм, с тремя вверх направленными, линейно-продолговатыми, слабо реснитчатыми долями. Ареал вида охватывает практически всю территорию Европы, кроме крайне южных районов, и практически всю территорию Канады[4]. На территории России растёт на севере европейской части России, в Западной Сибири и Якутии, Чукотке, на Камчатке.

При благоприятных условиях достигает 25—30 м в высоту и до 80 см в диаметре. Кора у молодых деревьев коричневато-бурая, а с 8—10 лет белеет. Молодые особи можно спутать с видами ольхи. Во взрослом состоянии хорошо отличается от других деревьев по белой коре; кора почти до самого основания ствола белая, гладкая, без чёрных трещин, лишь внизу неглубоко растрескивается в старости. Дерево однодомно, но серёжки раздельнополые. Плодущие серёжки длиной 2,5—3 см, на опушённых ножках, семенные чешуи шириной 3—5 мм, по краю реснитчатые. Орешек длиной около 2 мм, продолговато-эллиптический. Крылья равны или шире орешка. Растёт по всей европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, в горах Кавказа. За пределами России распространена по всей Европе, за исключением Пиренейского полуострова.

Манул — животное размером с домашнюю кошку: длина его тела 52—65 см, хвоста 23—31 см; весит он 2—5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых лапах и очень густой шерстью. Глаза жёлтые, зрачки которых при ярком свете в отличие от зрачков глаз домашней кошки не приобретают щелевидную форму, а остаются круглыми. На щеках — пучки удлинённых волос (баки). Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком. Манул размножается один раз в год. Гон проходит в феврале—марте. Беременность длится около 60 дней. Котята рождаются в апреле—мае. В помёте 2—6 котят, реже больше. Длина новорождённого манула — около 12 см, вес — до 300 г; в их окраске заметна тёмная пятнистость. Манул распространён в Центральной и Средней Азии, от Южного Закавказья и западного Ирана до Забайкалья, Монголии и Северо-Западного Китая.

Лесные кошки имеют коричневую окраску с черными полосами. Она крупнее, чем домашняя кошка, с толстым хвостом, как бы обрубленным на конце. Размер тела от 45 до 80 см в длину, весят от 3 до 8 кг. Средняя высота около 35 см, а длина хвоста около 30 см. Самки достигают половой зрелости уже через 9—10 месяцев, тогда как самцы лишь на третьем году жизни. Лесная кошка обитает в Европе, северной Азии и Африке. Охотится на мелких млекопитающих, птиц и других животных подобного размера. Лесные кошки очень пугливы, зачастую агрессивны и стараются не приближаться к поселениям людей. Они ведут одиночный образ жизни и удерживают территорию около 3 км².

2) Если сравнивать все живые организмы, главными критериями их различий, пожалуй, будет их ареал обитания и условия существования (эколого-географический критерий). Их окраска будет зависеть от внешней среды, то есть жаба будет приспосабливать свою окраску под внешнюю среду. У некоторых из видов жаб шкура окрашена в один цвет, а вот у других видов жаб на теле есть полоски, пятнышки на боках, ногах или вообще по всему телу, что также будет являться эколого-географическим фактором. Или, например, африканские подвиды лесных котов обычно меньше размером и имеют более светлую окраску.

А) Нет, так как для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточного одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев, в данном случае нам не хватает генетического критерия.

Б) Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция: по-разному устроены половые аппараты, сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку, если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным, если гибрид жизнеспособен, то он не плодовит.

В) Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. Реально вид существует в виде популяций. Генофонд вида представлен генофондами популяций. Популяция – это элементарная единица эволюции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная цель: выявить черты сходства и различия сортов растений и пород животных как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

Учебные задачи: убедиться в том, что в основе создания новых сортов и пород лежат различные виды изменчивости, движу­щими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор, культурные формы расте­ний и животных имеют признаки, полезные человеку.

Лабораторная работа №4

Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов культурных растений и пород животных

Учебная цель: выявить черты сходства и различия сортов растений и пород животных как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

Учебные задачи: убедиться в том, что в основе создания новых сортов и пород лежат различные виды изменчивости, движу­щими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор, культурные формы расте­ний и животных имеют признаки, полезные человеку.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Оборудование и материалы.

Оборудование и материалы: коллекции различных сортов культурных растений или их рисун­ки; рисунки с изображением диких форм и различных пород жи­вотных.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия.

Селекция - это наука о создании и улучшении уже существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Одним из основных методов селекции является искусственный отбор, то есть отбор человеком растений, животных и микроорганизмов с необходимыми для него свойствами. Таким образом, можно дать следующее определение ис­кусственного отбора.

Искусственный отбор - процесс создания новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов путем систематического сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами.

Впервые учение об искусственном отборе было создано Ч. Дарвиным для подтверждения своей теории эволюции. Искусственный отбор, согласно уче­нию Дарвина, возможен благодаря такому свойству живых организмов как из­менчивость, то есть способность приобретать новые признаки. Он различал три типа изменчивости:

определенная или групповая изменчивость - возникает у группы осо­бей под влиянием факторов внешней среды, не передается потомкам. Приме­ром может служить увеличение массы тела при хорошем кормлении животных.

неопределенная или индивидуальная изменчивость - проявляется у конкретной особи, имеет наследственный характер. Например, изменение окра­ски цветков у растений.

коррелятивная или соотносительная изменчивость - когда измене­ние одного признака приводит к изменениям других признаков. Например, ко­ты с белой шерстью и голубыми глазами - обычно глухие.

Определив формы изменчивости, Дарвин приходит к выводу, что для эволюционного процесса важны только наследуемые изменения, так как лишь они могут накапливаться из поколения в поколение. Этому способствует еще одно свойство организмов - наследственность. Кроме этого основным усло­вием искусственного отбора является способность организмов к неограничен­ному размножению.

Движущей силой искусственного отбора Ч. Дарвин считал человека. Именно он отбирает особи с необходимыми хозяйственными и эстетическими признаками, в результате чего мы и имеем, в настоящее время, такое разнообразие сортов и пород.

Дарвин выделял 2 формы искусственного отбора: бессознательный и сознательный, или методический.

Говоря о результатах искусственного отбора, нужно помнить, что особи различных культурных растений и животных приспособлены не столько к ус­ловиям окружающей среды, сколько к потребностям человека. И, если по каким-либо причинам сорта или породы оказываются без защиты человека, то они либо быстро гибнут, не выдерживая конкуренции со своими дикими сородича­ми, либо утрачивают свои сортовые и породные качества (вырождаются).

Выполнение работы.

1.Внимательно познакомьтесь с представителями растений одного вида;

-определите черты сходства и различия между ними;

-укажите, по каким признакам сорта культурных растений отличаются от диких предков;

-определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.

Результаты наблюдений запишите в таблицу 2.

2.Внимательно рассмотрите рисунки с изображением представителей различных пород животных и их диких предков;

-определите черты сходства и различия между породами одного вида жи­вотных;

-укажите, какие органы, признаки претерпели изменения.

Результаты наблюдений запишите в таблицу 3.

Порядок выполнения отчёта по практическому занятию

1.В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия, оборудование и материалы.

2. Письменно ответьте на вопрос: Что такое изменчивость? Какие виды изменчивости выделял Ч. Дарвин?

Читайте также: