Изучите таблицу основные семейства покрытосеменных растений

Обновлено: 07.07.2024

Материал по семействам двудольных и однодольных растений сведён в таблицу для удобства запоминания.

ВложениеРазмер
однодольные и двудольные растения 26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица . Основные признаки семейств цветковых растений

Название семейства,
число видов

Особенности строения вегетативных органов

Представители и их практическое применение

Крестоцветные (капустные), 3 тыс

Ч 2+2 Л 2+2 Т 2+4 П 1

Стебли часто укороченные (розеточные), листья простые цельные или рассечённые; видоизменения корней – корнеплоды (редис, редька)

Овощные: капуста, редис, редька, хрен, репа. Масличные: рапс, горчица. Лекарственные: икотник, пастушья сумка. Декоративные: левкой, луннария. Сорные: дикая редька, ярутка полевая

Розоцветные (розовые), 3 тыс.

Ч 5 Л 5 ТҐПҐ
или Ч 5 Л 5 ТҐП 1

Кисть, простой зонтик, щиток

Костянка, яблоко или яблочко, многоорешек, фрага

Стебли часто с шипами, побеговыми колючками, листья простые и сложные с прилистниками

Плодово-ягодные: яблоня, груша, слива, вишня, миндаль, малина, клубника. Лекарственные: лапчатка, манжетка, шиповник, рябина. Декоративные: донник, спирея, боярышник

Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1
Лепестки венчика: парус, вёсла, лодочка

Стебли часто травянистые лианы, листья перисто-сложные с крупными прилистниками, тройчатосложные; листья могут быть видоизменены в усики

Пищевые: горох, бобы, фасоль, чечевица, соя, арахис. Кормовые: клевер, люпин, люцерна, вика. Лекарственные: донник, дрок, термопсис

Паслёновые, 2,5 тыс.

Ч (5) Л (5) Т (5) П 1

Кисть, завиток, метёлка

Стебли вильчатого ветвления, листья простые; некоторые имеют клубни – видоизменённые побеги

Овощные: картофель, перец, баклажан, помидор. Технические: табак, махорка. Лекарственные: белена, дурман, паслён, беладонна. Декоративные: петунья, душистый табак

Сложноцветные
(астровые),
25 тыс.

Цветки 4 типов: вместо чашечки – плёнки или хохолки.
Л (5) Т (5) П 1 – трубчатые, язычковые, Л (3) Т (5) П 1 – ложноязыч-ковые; воронковидные (стерильные)

Кисть, завиток, метёлка. Корзинка

Семянка, часто с хохолком, парусом или с шипиками

Стебли часто укороченные (розеточные), листья простые и сложные

Масличные и овощные: подсолнечник, топинамбур. Лекарственные: пижма, тысячелистник, календула, череда, ромашка

Злаковые (мятликовые), 10 тыс.

Сложный колос, султан, метёлка, початок

Зерновка с крахмалистым эндоспермом

Стебель соломина, полый внутри междоузлий, со вздутыми узлами; листья сидячие с влагалищем, цельнокрайние, простые, линейные с параллельным жилкованием

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овёс, рис, просо, сорго. Технические: сахарный тростник. Кормовые: тимофеевка, костёр, мятлик. Сорные: пырей, щетинник, плевел.

Лилейные 1 , 3 тыс.

Зонтик, кисть, метёлка

Практически все представители имеют видоизменённые побеги: корневище или луковицу. На поверхности почвы появляются только цветоносы: листья простые, цельные, линейные или овальные, с параллельным или дуговым жилкованием

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн.

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Разработка по биологии 6 класс к учебнику В.В.Пасечника.


Тесты "Покрытосеменные растения. Семейства покрытосеменных"

Тестовый контроль знаний по теме "Многообразие покрытосеменных растений".

Семейства Покрытосеменных растений

Тестовые задания разных уровней для подведения итога по теме " Основные семейства отдела Покрытосеменные растения".


Конспект урока на тему: " Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные".


Конспект урока с использованием элементов игровой технологии по теме "Обобщение по теме "Семейства покрытосеменных растений класса Двудольные""

Использование игровой технологии на уроках в 5, 6 классах способствует развитию познавательного интереса обучающихся, усвоению материала в легкой и доступной форме. Часто игровые технологии используют.

45. Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.
• Наличие цветков и семян, заключенных в плод;
• Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;
• Тело разделено на органы: корень, стебель лист;
• Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;
• Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;
• Обладают внутренним оплодотворением;
• Имеют интенсивный обмен веществ;
• Существуют во всех трех жизненных формах;
• Диплоидны.

46. Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.

7-000-46

1. Трава
2. Дерево
3. Кустарник
4. Кустарник
5. Трава

47. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.

7-000-47

Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6

2. Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?
Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.
Сделайте рисунок.

3. Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.

4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.

5. Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.

7-000-49-1

2. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?
Листья без черешка, жилкование параллельное
Сделайте рисунок

7-000-49-2

3. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?
Корневая система мочковая

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.

7-000-49-4

3 пестика и тычинки

5. Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.
Продольное зерно, покрытое кожистым околоплодником золотисто-желтого цвета.

7-000-49-5

7-000-50

1. Тюльпан (лилейные);
2. Цветная капуста (крестоцветные);
3. Фасоль (бобовые);
4. Вишня (розоцветные);
5. Земляника (розоцветные);
6. Томат (пасленовые);
7. Клевер (бобовые);
8. Василек (сложноцветные);
9. Астра (сложноцветные);
10. Паслен (пасленовые);
11. Овес (злаковые).

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

7-000-51

Цветок: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.

52. Запишите формулу цветка.
Ч5-0 Л5 Т5 П1

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

7-000-53

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза, маис, костер, ячмень
Относятся к травам, имеют параллельное жилкование листа, цветок с трехлучевой симметрией, обладающий тремя лепестками, тремя тычинками и пестиком. Их плод – зерновка.

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

7-000-55

1 – стебель; 2 – пестик; 3 – внешние листочки околоцветника; 4 – внутренние листочки околоцветника; 5 –рыльце пестика; 6 – завязь; 7 – тычиночная нить; 8 – пыльники.
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег – луковица. Плод – коробочка или ягода.

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-56

Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
Ч4 Л4 Т2+4 П1

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-58

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод – многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.

59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч(5) Л(5) Т5 П1
Паслен черный, томат

Питание и дыхание

Размножение и спорообразование

Представители
и их значение

Прокариотические (доядерные) одноклеточные или колониальные клетки имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов; в цитоплазме расположен нуклеоид (ядерная зона) с кольцевой молекулой ДНК (плазмиды); в цитоплазме также есть рибосомы, фотосинтетические мембраны (только у автотрофных фотосинтезирующих) и мезосома (органелла дыхания); оболочка клеток может иметь выросты – жгутики и пили (органеллы движения)

Автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических):
а) фотосинтезирующие синезелёные и пурпурные бактерии; б) хемосинтезирующие железобактерии и нитрифицирующие бактерии. Гетеротрофы (используют готовые органические вещества):
а) сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами (бактерии гниения и брожения);
б) симбионты органические вещества получают в результате симбиоза с другими организмами (клубеньковые бактерии);
в) паразиты питаются органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии или микробы). Аэробы – используют для дыхания атмосферный кислород (бактерии гниения); анаэробы живут в отсутствии кислорода (бактерии ботулизма)

Размножаются только бесполым путём, прямым делением на двое (амитоз), происходящим при благоприятных условиях каждые 20 мин; бесполому размножению может предшествовать половой процесс (конъюгация, трансдукция или трансформация), приводящие к генетической рекомбинации дочерних клеток. При неблагоприятных условиях (отсутствие влаги, пищи, положительной температуры и др.) переходят к спорообразованию: из одной клетки образуется одна крупная эндоспора, покрытая толстой защитной оболочкой, способная выдерживать, высушивание, кипячение, замораживание и др.

Обеспечивают круговорот веществ в природе и участвуют в образовании перегноя – плодородного слоя почвы (бактерии гниения); связывают атмосфер-ный азот в виде доступных для растений нитратов и нитритов (клубеньковые бактерии). Используются в промышленности для получения простокваши, йогурта, силоса (молочнокислые бактерии), антибиотиков (актиномицеты, стрептомицеты), кормового белка (водородные бактерии). Возбудители опасных заболеваний человека (чума, холера, дифтерия, ангина и др.), животных и растений (ожог коры яблонь)

Таблица 14. Характеристика основных представителей грибов

Представители

Особенности строения

Способ питания

Особенности размножения

Грибница (мицелий) бесцветный, многоядерный с ризоидами, на мицелии развиваются спорангии на ножках

Сапрофит (питается мёртвыми органическими веществами). Развивается на хлебе

При помощи спор, образующихся в шаровидных чёрного цвета спорангиях; при истощении питательной среды переходит к половому размножению

Порча пищевых продуктов

Мицелий многоклеточный, зеленоватый, с перегородками между клетками; на концах нитей мицелия (гифы) образуются кисточки (конидии), несущие споры

Сапрофит. Развивается на овощах, фруктах, варенье

При помощи спор, образующихся на конидиях; при истощении питательной среды переходит к половому размножению

Клетки мицелия вырабатывают пенициллин – антибиотик, подавляющий рост бактерий стафилококков. Открыл это семейство А.Флеминг в 1929 г.

Дрожжевые грибы: хлебные дрожжи

Одноклеточные микроскопические, не имеющие мицелия, образующие колонии из овальных клеток

Сапрофиты. Питаются путём сбраживания сахаров в спирт и углекислый газ с выделением тепла

При благоприятных условиях размножаются вегетативно – почкованием; при истощении питательной среды переходят к половому размножению

Известны только в культуре, широко используются в хлебопечении

Паразитические грибы: спорынья

На мицелии, развивающемся в колосьях хлебных злаков, вырастают тёмные рожки, содержащие ядовитые вещества – галлюциногены

Паразит хлебных злаков

Мука, приготовленная из заражённых колосьев, может быть причиной сильного отравления, сопровождающегося гангреной и судорогами

Паразит хлебных злаков

Споры гриба в момент цветения злаков разносятся ветром и, попадая на пестики цветков, заражают новые растения

Вызывает заболевание злаков – пыльную, пузырчатую, стеблевую и твёрдую головню

Шляпочные грибы: белый гриб, подберёзовик, подосиновик, сыроежки, лисички и др.

На многоклеточном мицелии в благоприятных условиях (тепло, влага) развиваются плодовые тела (спорофоры), состоящие из шляпки и ножки; на нижней стороне шляпки в спороносном слое (гименофор) трубчатого или пластинчатого вида развиваются споры

Сапрофиты: шампиньоны. Симбионты: большинство шляпочных грибов, образуют микоризу с корнями высших растений. Паразиты: трутовик, опята

При помощи спор; при помощи гамет, образуемых на концах мицелия; вегетативно; при помощи кусочков грибницы

Разрушают древесину (трутовики, опята); используются в пищу человеком и животными

Схема 6. Схема биологической системы растений (основные таксономические единицы)
Таблица 15. Общая характеристика лишайников

Местообитание и представители

Питание и размножение

Значение в природе и жизни человека

На камнях (графис, леканора), на стволах и ветвях деревьев (пармелия, уснея), на почве (кладония, цетрария), на обработанной древесине (рамалия, алектория), в воде (гидротирия, дермакарпон)

По внешнему виду слоевища различают: накипные, или корковые (графис), листовые (пармелия), кустистые (кладония)

Слоевище состоит из верхней и нижней коры, сердцевины, образованной гифами гриба, и слоя клеток водорослей (гонидиальный слой)

Водоросль снабжает лишайник органическими веществами, образованными при фотосинтезе, а гриб – минеральными солями и водой. Размножается вегетативно кусочками слоевища, группами клеток, оплетённых гифами гриба, выдуваемыми через отверстия в коре (соредии)

Разрушают горные породы и образуют почвенный слой (пионеры растительности). Слагают напочвенный покров тундры и служат пищей северным оленям (ягель). Используются в промышленности для фиксации запаха духов, получения красителей, индикаторов и др.

Таблица 16. Основные жизненные формы (по К.Раункиеру)

Жизненная форма

Характеристика

Примеры растений

Растения, у которых почки возобновления находятся на некотором расстоянии от поверхности почвы (выше 25 см). Эта жизненная форма растений абсолютно доминирует (96%) во влажных тропических лесах (гилеях), а также значительно представлена в субтропических лесных формациях (65%)

Сосна сибирская, клён ясенелистный, берёза повислая, ольха клейкая

Низкорослые суккуленты, травы (стелющиеся), почки возобновления которых расположены низко над поверхностью почвы (ниже 25 см). Встречаются в тундрах, высокогорьях и аридных районах

Брусника, черника, вереск, касандра

Растения, у которых почки возобновления в неблагоприятный для вегетации период года сохраняются на уровне почвы и защищены отмершими листьями или снежным покровом. Преобладает в составе растительности тундры (60%) и степей (63%)

Лютик едкий, одуванчик лекарственный, колокольчик раскидистый, некоторые злаки

Многолетние травянистые растения, у которых почки возобновления закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему они защищены от прямого воздействия среды. Надземные органы этих трав отмирают с наступлением периода, неблагоприятного для вегетации, и восстанавливаются в дальнейшем из скрытых под землёй почек возобновления, имеющихся на корневищах и других многолетних подземных органах растений

Ветреница лютичная, тюльпан, гусиный лук

Однолетние растения, полностью отмирающие к зиме, но сохраняющие жизнеспособные семена. Эти однолетние травы господствуют в полупустынях и пустынях (73%), в сухих степях

Мак самосейка, марь белая, желтушник левкойный, икотник серый

Таблица 17. Основные растения – индикаторы загрязнения атмосферного воздуха

Компоненты загрязнения

Важнейшие древесные породы

Сельскохозяйственные и декоративные растения

Ель (европейская, сербская), пихта европейская, сосна обыкновенная, ясень американский

Пшеница, ячмень, люцерна, клевер, хлопчатник, фиалки

Ель европейская, пихта европейская, орех грецкий

Виноград, абрикос, гладиолус, ландыш, нарцисс, тюльпан, рододендрон

Граб обыкновенный, липа сердцевидная

Ель европейская, лиственница европейская, лещина обыкновенная, ольха клейкая

50. Изучите таблицу "Оновные семейства покрытосеменных растений". Рассмотрите рисунки на с.47. Напишите названия изображенных растений и семейств, к которым они относятся.

1. тюльпан - лилейные

2. цветная капуста - крестоцветные

3. фасоль - бобовые

4. вишня - розоцветные

5. земляника - розоцветные

6. томат - пасленовые

7. клевер - бобовые

8. василек - сложноцветные

9. астра - сложноцветные

10. паслен - пасленовые

11. овес - злаковые

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

52. Запишите формулу цветка гороха.

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаковых. Какими общими признаками они обладают?

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его стрение, сделайте рисунок.

59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.

В настоящее время на Земле господствуют покрытосеменные, или цветковые растения. Они являются наиболее высокоорганизованным и многообразным отделом растений.

Покрытосемянность – главная отличительная особенность этих растений. Семязачатки у них всегда развиваются в завязи пестика. После оплодотворения завязь превращается в плод, а семязачатки в семена. Таким образом, семя всегда покрыто околоплодником. Другая важная особенность цветковых – двойное оплодотворение. Попав на рыльце пестика, пылинка делится и в ней образуется два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой с образованием зиготы, а другой – с центральной клеткой. Это слияние приводит к формированию эндосперма. Только цветковые растения имеют цветок.

Покрытосеменные растения существуют во всех возможных условиях обитания: в воде и на суше, в горах и низинах, болотах и пустынях. Они освоили различные почвы – плодородные и неплодородны, кислые и солёные. Их можно встретить в любых климатических поясах – от холодной тундры до жарких тропиков.

Классификация цветковых растений

Цветковые насчитывают свыше 450 семейств и 250 тыс. видов. В некоторых семействах всего по одному виду, а в других – тысячи. Представители многих семейств обитают только в тропиках. В нашей стране произрастают растения почти из 120 семейств.

Отдел Цветковые подразделяется на два класса: Однодольные и Двудольные, которые различаются по ряду признаков.

Читайте также: