Качество сборки автомобилей обеспечивается соединением деталей с требуемой посадкой

Обновлено: 05.10.2024

3 КАЧЕСТВО СБОРКИ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕМ ДЕТАЛЕЙ С ТРЕБУЕМОЙ ПОСАДКОЙ
Решить задачу:

Агрегат (узел) – тормозной кран

Деталь №1 – корпус тормозного крана (отверстие под поршень)

Деталь №2 – Поршень нижнего цилиндра (наружный диаметр)

Соединение деталей имеет размер: ø 6,7 H9/d9

а) принятую систему данного соединения

б) посадку, основные отклонения и квалитеты отверстия и вала;

в) верхнее и нижнее отклонение отверстия и вала

д) допуски на изготовления отверстия и вала (сначала подсчитать через их предельные размеры, а затем проверить через их отклонения)

По ГОСТ определяем значения допусков размера и предельные отклонения:

Диаметр сопряжения 6,7 мм

Сопряжение 1: ø 6,7 H9/d9

1. Расчёт сопряжения 1: H9/d9

Посадка выполнена в системе отверстия. Посадка с зазором.

Отверстие ø 6,7 H9 [1]:

EI = 0 мкм;
ES = EI +T; (1)
где ES (es) – верхнее отклонение отверстия (вала), мкм;

EI (ei) – нижнее отклонение отверстия (вала), мкм;

ES = 0+30 = +30 мкм

es = -30 мкм;
ei = es – Т; (2)
ei = -30–30 = -60 мкм

Находим предельные размеры отверстия вала
Dнб = D+ES (3)

Dнм = D+EI. (4)
где D (d) – номинальный диаметр отверстия, мм;

Dнб (Dнм) – наибольший(наименьший) диаметр отверстия, мм.

Dнм = 6,7+0 = 6,7 мм.
dнб = d+es (5)

dнм = d+ei (6)
где dнб (dнм) – наибольший(наименьший) диаметр вала,

мм;d – номинальный диаметр вала, мм;

dнб = 6,7+(-0,03)=6,04 мм;

dнм = 6,7+(-0,06) = 6,64 мм.

Определяем величину допусков каждой детали и величину допуска посадки:
TD = ES-EI (7)

где TD (Td) – допуск отверстия, мкм;

TD = 30–0 = 30 мкм;

Td =-30 – (-60) = 30 мкм.
T∆ = TD+Td (9)
где T∆ – допуск посадки, мкм;

T∆ = 30+30 = 60 мкм.

Вычисляем величину наибольших зазоров и натягов
Sнб = ES-ei (10)
где Sнб (Sнм) – наибольший (наименьший) зазор, мкм;

Sнб = 30 – (-60) = 90 мкм.
Sнм = EI-es (11)
Sнм = 0 – (-30) = 30 мкм.

Находим чистоту обработки сопрягаемых поверхностей [1]:
RaD = 0,05*TD (12)
где RaD (Rad) – шероховатость отверстия (вала);

RaD = 0,05*30 = 1,5 мкм.

Принимаем RaD=1,25 мкм.
Rad = 0,05*Td (13)
Устанавливаем предельную величину погрешности [1]:
Т/0/ = 0,3*ТD (14)

Отверстие ш6,7 H9:

Принимаем Т/0/ = 9 мкм.

Строим схему расположения полей допусков сопряжения в масштабе 1 мкм – 1 м

Рисунок 1. Схема расположения полей допусков сопряжения 6,7 H9/d9
По формулам (7), (8) определяем допуски деталей, мкм [1]

Отверстие ø 6,7 H9

Отверстие ø 6,7 S7

TD = -15 – (-27) = 12 мкм

Td = 0 – (-8) = 8 мкм

Выбираем допустимую погрешность измерения, мкм:

Отверстие ø 6,7 H9 ∆изм =7; Вал ø 6,7 d9 ∆изм =7;

Определяем средние размеры деталей
dср(Dср) = (dнб(Dнб)+dнм(Dнм))/2 (16)
Отверстие ø 6,7 H9

Dср= (6,73+6,7)/2=6,715 мм

dср= (6,04+6,64)/2=6,34 мм

Отверстие ø 6,7 S7

Dср= (6,685+6,673)/2=6,679 мм

dср= (6,7+6,692)/2=6,696 мм

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

2. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч. – 7-е изд., перераб. и доп. – Л.: Политехника,2006.

3. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии: Учебное пособие – М.: Изд-во стандартов, 2007, – 280 с.

4. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2009. – 560 с. ил.

7. ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основные отклонения.

8. Тартаковский Д.Ф. Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 2008.

Качество сборки автомобилей обеспечивается соединением деталей с требуемой посадкой.

Автомобиль – ГАЗ 3307

Агрегат (узел) – передний мост

Деталь № 1 – кулак поворотный (отверстие под втулку)

Деталь № 2 – втулка шкворня (наружный диаметр)

Соединение деталей имеет размер

1. систему данного соединения;

2. посадку, основные отклонения и квалитеты отверстия и вала;

3. верхние и нижние отклонения отверстия и вала;

4. предельные размеры отверстия и вала;

5. допуски на изготовление отверстия и вала (сначала подсчитать через их предельные размеры, а затем проверить через их отклонения);

6. максимальный и минимальный натяги данного соединения;

7. допуск натяга (сначала подсчитать через максимальный и минимальный натяги, а затем проверить через допуски на изготовление отверстия и вала).

Выполнить графическое изображение полей допусков данного соединения, на котором показать их отклонения, предельные размеры и величины максимального и минимального зазора или натяга.

Выполнить с указанием цифровых значений предельных отклонений данных деталей и соединения на чертежах.

Ответ.

1. Соединение деталей по размерам выполнено в системе отверстия, причем отверстие и вал в квалитете 8, основные отклонения отверстия – Н, вала – Z.

2. Определяем верхние и нижние отклонения отверстия и вала.

3. Определяем предельные размеры отверстия и вала.

4. Определяем допуски на обработку отверстия и вала.

Выполняем проверку допусков отверстия и вала через отклонения:

5. Определяем наибольший и наименьший натяги для данного соединения:

6. Определяем допуск натяга данного соединения:

Выполняем проверку допуска натяга через допуски отверстия и вала:

7. Выполняем графическое изображение полей допусков данного соединения.

8. Изображаем эскизы детали втулки, вала и соединения с указанными размерами.

Вопрос № 4

Определить размеры, показанные на двух рисунках микрометров.

1. Указать, в каких пределах можно измерить размеры деталей данными микрометрами.

2. Объяснить, как получается величина отсчета l=0,01 мм у микрометрического инструмента.

3. Указать пределы измерений всех выпускаемых микрометров.

1. Микрометром I можно измерять детали в пределах 0-25 мм, а микрометром II измеряют детали в пределах 75-100 мм.

2. При вращении барабана 2 микрометрический винт 3 переместится вдоль оси на величину l, которая будет равняться шагу резьбы Р, умноженному на число оборотов n: l=Рn.

Так как шаг резьбы чаще всего принят 0,5 мм, то при одном обороте винта l будет равно 0,5мм. Если же повернуть винт на 1/50 часть оборота (на одно деление круговой шкалы 2), то он переместится на 0,01 мм, так как:

3. По ГОСТ 6507-60 промышленностью выпускаются гладкие микрометры типа МК с пределами измерений от 0-25, 25-50 и т.д. через каждые 25 мм до 275-300 мм, а также 300-400, 400-500 и 500-600 мм с интервалом через 100 мм.

4. При данном положении шкал микрометра I, он показывает 0,43 мм.

Микрометр II при данном положении шкал показывает размер детали в 77,533 мм.

Список использованной литературы

1) Отверстие ф70Н7: верхнее предельное отклонение +0,03 мм, нижнее 0,00 мм. Предельные размеры 70,00 мм; 70,03 мм; допуск 0,03 мм
2) Вал ф70е8: верхнее предельное отклонение -0,060 мм, нижнее -0,106 мм. Предельные размеры 69,894 мм; 69,940 мм; допуск 0,046 мм
3) Соединение: минимальный зазор 0,06 мм; максимальный зазор 0,136 мм, допуск посадки 0,076 мм.
С масштабом вы конечно начудили. 1000:1.


Не чудила) Спасибо)

armeec007

Информация

Недавно просматривали 0 пользователей

Популярные темы

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: Дмитрий1971
Создана 5 Января 2020

Автор: TVR
Создана в воскресенье в 09:23

Автор: Less
Создана в пятницу в 08:14

Автор: ismagilova
Создана 18 часов назад

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: Дмитрий1971
Создана 5 Января 2020

Автор: basilio8
Создана 2 Февраля

Автор: efim
Создана 20 Ноября 2012

Автор: shiva
Создана 8 Февраля

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: Mariya888
Создана 5 Февраля 2021

Автор: Дмитрий1971
Создана 5 Января 2020

Автор: berkut008
Создана 16 Января 2019

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: berkut008
Создана 16 Января 2019

Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014

Автор: Mariya888
Создана 5 Февраля 2021

Автор: ЭДСка
Создана 23 Ноября 2020

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: berkut008
Создана 16 Января 2019

Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014

Автор: efim
Создана 20 Ноября 2012

Автор: UNECE
Создана 8 Декабря 2016

Читайте также: