Как это было посадка на неву

Обновлено: 03.10.2024

Как это было (ОРТ, 20.02.1999) Посадка Ту-124 на Неву. 1963 год - Старый Телевизор

Как это было (ОРТ, 20.02.1999) Посадка Ту-124 на Неву. 1963 год

Как это было (ОРТ, 02.09.1999) Похороны Иосифа Сталина. 1953 год

Как это было (ОРТ, 11.04.1998) Ташкентское землетрясение. 1966 год

Как это было (ОРТ, 12.09.1998) Поиски Янтарской комнаты

Реклама и анонс фильма "Один дома" (ОРТ, 30.04.2000) Mobil-1, Чудо Йогурт, Picnic, Mamba, Indesit, Electrolux, Dell, Фас, Stimorol

Гении и злодеи (Первый канал, 27.01.2005) Владимир Гиляровский

Угадай мелодию (ОРТ, 1997) Любовь Болошова, Александр Мазиков, Наталья Матющенко


Сегодня традиционный для моих записей видео рассказ.
Про авиацию и мой родной город- Ленинград!

Запись с этим удивительным случаем уже была пару лет назад, но видео не активно.

Давайте вспомним эту удивительную историю еще раз…


Лайнер поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте рано утром, в 8.55, и взял курс на московский аэропорт Внуково. Через несколько минут полета пилоты обнаружили, что переднюю стойку шасси заклинило и она осталась в полуубранном состоянии. Возвратиться в аэропорт Таллина не представлялось возможным, так как он был окутан плотным туманом. Совершать аварийную посадку в таких условиях было крайне опасно. Экипажу приказали лететь до Ленинграда и попытаться приземлиться там. Дело в том, что аварийная посадка самолета с неисправным шасси возможна лишь на специальной, вспаханной грунтовой полосе. Она позволяет свести до минимума риск появления искр при приземлении, а значит, избежать возгорания или взрыва самолета. Такая полоса была в Ленинграде. В Пулково тут же приняли все необходимые меры, для того чтобы принять аварийный борт. В короткие сроки все экстренные службы аэродрома были приведены в полную готовность.


Над Ленинградом
Лайнер подлетел к Ленинграду около 11.00. Специалисты Пулково попросили самолет пролететь над аэропортом, чтобы с земли оценить его повреждения. Визуальный осмотр подтвердил, что передняя стойка шасси находится в полуубранном состоянии. Экипажу приказали готовиться к аварийной посадке. Однако, перед тем как совершить ее, необходимо было выработать лишнее горючее. Самолет начал совершать круги над городом на высоте 500 метров. Тем временем бортмеханик Царев всеми силами старался освободить заклинившее шасси. Для этого ему пришлось прорубить отверстие в полу кабины самолета и с помощью шеста, вручную, попытаться привести стойку в нормальное положение. Все усилия оказались напрасными. Самолет успел сделать 8 кругов над городом, когда в 12.10 обнаружилось, что топлива для посадки в Пулково уже не хватает. Внезапно заглох левый двигатель. В связи с возникшими осложнениями экипажу было дано разрешение пролететь прямо над центром города, чтобы сократить расстояние до аэропорта. Однако в тот самый момент, когда самолет находился прямо над Смольным, остановился и правый двигатель. Лайнер начал быстро терять высоту, и под угрозой оказались все, кто находился в тот момент в центре Ленинграда. В такой экстренной ситуации командир по совету второго пилота Чеченева, бывшего летчика морской авиации, принимает решение садиться прямо на Неву.


Ценой невероятных усилий командира самолету удалось успешно приводниться за несколько десятков метров до опор следующего, железнодорожного Финляндского моста. Говорят, что Мостовой поседел за эти несколько минут.


Всего в самолете находились 44 пассажира, в том числе двое детей, и 7 членов экипажа. Паники не было, но, оказавшись на берегу, люди постепенно начали осознавать, что совсем недавно были на волоске от гибели. Экипаж самолета тут же отправили на допрос в КГБ, а пассажиров отвезли в Пулково, откуда первым же рейсом возвратили в Таллин.


Причины аварии
Посадка Ту-124 на Неву стала первым случаем удачного приводнения большого пассажирского самолета. Но что же послужило причиной аварии, которая едва не обернулась страшной катастрофой? Ту-124 к тому моменту был новейшим детищем КБ "Туполев". Он проектировался и проходил испытания в сжатые сроки, а потому имел множество мелких недоработок. Одна из них и сыграла роковую роль в судьбе эстонского борта. Оказалось, что во время взлета в Таллине у самолета отвалился шаровой болт переднего шасси, его потом обнаружили на взлетной полосе. Без этой небольшой, но важной детали переднее шасси самолета не могло принять нормальное положение, и его заклинило. Как говорят специалисты, посадка с такой неисправностью грозила опрокидыванием машины. В такой ситуации удачное приводнение самолета, возможно, оказалось единственным способом сохранить жизнь пассажирам.

Судьба самолета
После того как все люди покинули борт, для откачивания воды из самолета был задействован специальный пароход. Но все же он не справился с быстро поступающей водой, и вскоре Ту-124 затонул. На следующий день под самолет были подведены понтоны, он был поднят со дна и отбуксирован по Неве на запад Васильевского острова, где в то время располагалась воинская часть. После осмотра самолет был списан из-за полученных повреждений.


Его конец был печален. Кабина была отрезана и отправлена в качестве авиатренажера в Кирсановскую авиашколу, находящуюся в Тамбовской области. Красивые мягкие кресла распродали всем желающим по цене, равной стоимости бутылки водки. А останки фюзеляжа еще долго ржавели на берегу Шкиперского протока, пока не были разрезаны и проданы на металлолом.

Судьба экипажа

Изначально в КГБ и Главном управлении гражданской авиации героический поступок Мостового расценили как разгильдяйство, объявили ему строгий выговор и уволили из авиаотряда. Однако из-за шума, поднятого в зарубежной прессе, власти сменили гнев на милость. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали. В конце концов, Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика.

Весь экипаж вскоре снова допустили к полетам. Второй пилот Чеченов через некоторое время сам стал командиром. Мостовой также продолжил работу, но уже в составе Краснодарского авиаотряда. В начале 90-х годов он с семьей эмигрировал в Израиль, где был вынужден оставить летную деятельность и трудиться простым рабочим на фабрике. Он скончался от рака в 1997 году.

Последствия аварии
Несмотря на то что посадка Ту-124 на Неву прошла удачно, после этого случая всем авиалайнерам было строго запрещено пролетать над центром Ленинграда. Этот запрет действует до сих пор.

Люди всегда мечтали покорить небо и летать как птицы. Они придумали самолеты, оснастили их всевозможной аппаратурой и посадили за штурвалы талантливых обученных летчиков. Благодаря авиаперелетам мы существенно экономим время, а также средства для прокладывания наземных путей. Но не все может идти по плану, и самолет, как и любая вещь, может ломаться.

В таких случаях на кону жизни людей, и экипаж применяет все свои навыки, чтобы спасти пассажиров и себя. В истории много примеров того, как, казалось бы, безвыходная и плачевная ситуация разрешалась хорошо. Одним из таких примеров служит история самолета Ту-124, который сел на Неву прямо посреди Ленинграда. Именно об этом случае рассказывает автор ролика, прикрепленного внизу.

Видео: Как в 1963 году опытные пилоты посадили пассажирский самолет на Неву

В конце августа 1963 года самолет Ту-124 совершал обычный рейс из Таллина в Москву. Возглавлял команду экипажа пилот со стажем Виктор Мостовой, а помогал ему Василий Чеченов. Всего на борту было 7 человек команды и 45 пассажиров. Лайнер поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте и направился во Внуково. Но всего через несколько минут, при проверке всех датчиков самолета, было обнаружено, что одно из шасси заклинило, и оно не убрано. По всем правилам Ту-124 нужно было вернуть обратно в Таллин, но плотный туман окутал весь самолет, и возвращение было невозможным.

Видео: Как в 1963 году опытные пилоты посадили пассажирский самолет на Неву

Тогда диспетчеры, которым уже было сообщено о сломанном шасси, сказали лететь до Ленинграда и сесть в аэропорту Пулково. Сложность была в том, что провести посадку со сломанным шасси очень рискованно: могут появиться искры при приземлении и есть риск взрыва самолета. По этим причинам лайнеры с аналогичными поломками сажают на вспаханные грунтовые полосы, которые есть в Ленинграде. Когда через пару часов лета самолет был над городом, диспетчеры попросили летчиков совершить несколько кругов над Ленинградом. На это было две причины: во-первых, спасатели оценивали вид самолета с земли, а во-вторых, так бы сгорело лишнее горючее, и риск возгорания или взрыва при посадке был бы ниже.

Видео: Как в 1963 году опытные пилоты посадили пассажирский самолет на Неву

Сделав целых восемь кругов над городом, самолет был готов направляться на посадку в Пулково, когда у него отказал сначала один двигатель, а потом и второй. Лайнер стал терять высоту, и до посадочной полосы ему было не дотянуть. Была огромная опасность упасть прямо на улицы Ленинграда и погубить людей не только на борту, но и на земле. Тогда второй пилот Чеченов, в прошлом опытный морской авиатор, решил посадить горе-самолет на Неву. Благодаря высокой подготовке пилотов самолет удачно сел на воду, и все пассажиры были доставлены на берег аварийными службами целыми и невредимыми.

Кстати, всего в истории авиации был 21 случай аварийных посадок на воду, и лишь в десяти обошлось без жертв. Рейс Ту-124 был одним из таких, а о некоторых других мы уже писали.

Посадка пассажирского самолета ТУ-124 на воду р.Невы в Ленинграде в 1963 г.

Часть (к/п) №1

Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео
Кадр видео

Взлетная полоса аэродрома.

Стюардесса в пассажирском отсеке самолета.

Электронное табло с надписью "Не курить!"

Программа посвящена событию, вошедшему в историю авиации.

Советский самолет благополучно совершил экстренную посадку на воду, в черте многомиллионного города - Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург).

21 августа 1963 года из аэропорта Таллина вылетал самолет ТУ-124 (бортовой номер 4521) следуя в Москву рейсом под номером 366.

На борту находилось 44 пассажира и один ребенок.

Мостовой Виктор - командир.

Смирнов Виктор - бортмеханик.

Беремин Иван - бортрадист.

Царев Виктор - штурман.

Чеченев Василий - второй пилот.

Александрова Александра - бортпроводница.

Василий Чеченев говорит об техническом состоянии самолета во время вылета из Таллина.

Сразу после взлета переднее шасси заклинило и оно осталось в полуубранном состоянии.

По словам Ивана Мулкиджанова, с подобной неисправностью осуществлять полет и посадку допустимо, так как подобные прецеденты, к тому времени, уже случались.

Аварийную посадку назначили в Ленинграде на аэродроме Шоссейная (ныне Пулково).

Владислав Кочетов рассказывает о подготовленности аэродрома к аварийным посадкам, о специальных мерах, которые были предприняты сотрудниками диспетчерской службы.

Хроника посадок самолетов зарубежных авиакомпаний без передних шасси.

В соответствии с правилами руководства полетной эксплуатации, самолетам ТУ-124, без передних шасси рекомендуется идти на посадку с объемом топлива не более 800 килограмм, поэтому самолет не сразу пошел на посадку.

Интервью с Георгием Нарбутом.

Пролет над городом.

Электронное табло с номерами рейсов и пунктами назначения.

Экипаж ТУ-124 проделал около 16 кругов вокруг города, вырабатывая топливо до необходимого объема.

Члены экипажа своими силами пытались высвободить переднее шасси, но ничего не получилось.

Александра Александрова вспоминает, как приходилось для перераспределения сил, перетаскивать груз из переднего багажника в хвостовую часть.

В салоне были проблемы с поступлением воздуха, поэтому с пассажирами приходилось много работать.

Интервью с родственницей одного из пассажиров рейса 366 Светланой Лазуркиной.

Самолет пролетал над Исаакиевским Собором на высоте 600 метров.

После безуспешных попыток перезапуска двигателей, по словам Василия Чеченева, он сказал командиру экипажа, что только Нева их может спасти.

Самолет развернули и взяли курс на резкое снижение.

До соприкосновения с поверхностью было 14 секунд.

Экипаж чудом ушел от столкновения с мостом и следовавшим по Неве буксиром, перевозящим плот.

По словам Василия Чеченева, экипаж спасло то, что не были убраны шасси, принявшие на себя первое сопротивление во время соприкосновения с водой, после чего скорость движения самолета резко упала и он, не погружаясь в воду, начал скользить по поверхности.

Одна из шасси не выдержала - отлетела и сделала пробоину в корпусе.

Самолет остановился рядом с Финляндским железнодорожным мостом(менее 200 метров).

Александра Александрова говорит о том, что в пассажирском салоне не было криков и паники.

Самолет, который после остановки начал подтапливаться, спас тот буксир, с которым чуть было не столкнулись во время посадки.

Юрий Поршин, управляющий морским судном, рассказывает как сразу подплыл к самолету.

К тому моменту экипаж уже разбил лобовое стекло и принял трос.

Левое крыло было подтоплено, поэтому баржа беспрепятственно приблизилась к самолету, приняла на борт всех пассажиров, и отбуксировало самолет под мост.

Так как пробоина была большой самолет затонул в Неве на глубине 5 метров.

Интервью с Сергеем Вершлером, фотографировавшим самолет во время его буксировки по Неве.

Говорит о том, что все снимки были изъяты.

Удалось сохранить только один кадр.

Место посадки самолета ТУ-124.

Единственная Фотография буксируемого самолета по Неве 1963 года.

Участники программы подводят итоги этого беспрецедентного случая.

Говорят о выявленных технических недоработках ТУ-124.

Аварийные посадки самолетов зарубежных авиакомпаний на воде.

Падение самолета в воду.

Чеченев Василий -- второй пилот экипажа самолета ТУ-124, следовавшего рейсом 366 (1963 г.). Александрова Александра -- бортпроводница на самолете ТУ-124, следовавшего рейсом 366 (1963 г.). Мулкиджанов Иван -- заместитель главного инженера Московского управления транспортной авиации в 1963 году. Кочетов Владислав -- старший штурман авиаотряда аэропорта Шоссейная (ныне Пулково) в 1963 году. Нарбут Георгий -- руководитель полетов аэропорта Шоссейная (ныне Пулково) в 1963 году. Поршин Юрий -- капитан-дублер буксира БП-10 на Неве в 1963 году.

Никого из экипажа Ту-124 к 56-й годовщине легендарной посадки на Неву не осталось в живых. Но на полках архивов нашелся протокол разбора полета с членами команды лайнера на коллегии при Совете министров СССР. Там пилоты объясняли экспертам, как оказались над Ленинградом без двух двигателей с полным салоном пассажиров, и выслушивали претензии.

архивная фотография Юрия Туйска

архивная фотография Юрия Туйска

После приводнения экипаж лайнера, как и в случае с А321 в Жуковском, отстранили от полетов на время расследования. Не прошло и недели с аварийной посадки, как уже 26 августа в Москве собрали заседание коллегии главного управления гражданского военного флота при Совете министров СССР. Согласно найденному в архивах краткому стенографическому отчету, на нем председательствовал генерал-полковник авиации Георгий Счетчиков. Присутствовали командир корабля Виктор Мостовой, второй пилот Василий Чеченев, штурман Виктор Царев, бортмеханик Смирнов, бортрадист Беремин, а также бортпроводники Александрова и Харченко.






Разбирался вопрос о результатах расследования аварии самолета Ту-124 в Ленинграде — докладывал член коллегии Антонов. Он рассказал: 20 августа самолет выполнил рейс из Москвы в Таллин, остался на ночевку в эстонской столице, а после заправки 21 числа рейсом 366 в 9:06 вылетел в Москву. На момент взлета горючего было 8900 кг.

Экипаж заметил после взлета, что передняя нога (шасси) не убралась полностью — оборвался болт крепления. Так как аэропорт в Таллине небольшой и портилась погода, было решено добраться до Ленинграда на высоте 4200 метров. В Северной столице лайнер получил разрешение на посадку, снизился до 2400 метров, потом до 500 и начал наворачивать круги над городом, чтобы выработать топливо. В 11 экипаж доложил, что делает предпоследний круг и заходит на посадку, примерно в 12:00. Одновременно предпринимались попытки через лючок просмотра дожать переднюю ногу. Но это ни к чему не привело.

Читайте также: