Как называли пору уборки урожая в старину

Обновлено: 08.07.2024

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 3 сентября 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как на Руси называли праздник урожая?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на первый тур. На Руси после сбора урожая наступал праздник прощания с летом Осенины. Отмечался он в несколько этапов. 14 сентября наступал Семенов день, когда крестьяне начинали работы в избах при огне. 21 сентября был праздник урожая. А как назывался праздник урожая на Руси? (Слово из 9 букв)

Ответ: Оспожинки (9 букв).

Как на Руси называлась помощь крестьянам, которые не успели окончить жатву к сроку?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на второй тур. На Руси крестьянам, которые не успели к сроку закончить жатву обычно старались помочь. Наградой считалось любое угощение. Как называлась такая взаимопомощь? (Слово из 6 букв)

Божья Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день – один из главных земледельческих праздников. Сапожинки – обряд окончания жатвы. Название Выжанки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, вознаграждением служит угощение.

Ответ: Выжанки (6 букв).

Как славяне называли работы после праздника урожая, во время которых снопы околачивали специальными колотушками?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на третий тур. Восточные славяне после празднования дня урожая гасили все огни, а с полуночи зажигали новый огонь. Вокруг овинов собирались молотильщики. Ночь они проводили в песнях, а за это время снопы высыхали. Утром их сбрасывали с овина вниз на пол, а затем околачивали специальными колотушками. Как на Руси назывались такие работы? (Слово из 9 букв)

Ответ: Замолотки (9 букв).

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на финальный тур. Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? (Слово из 7 букв)

Сноп – пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлениям, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве. В России в некоторых губерниях снятый последний сноп с поля назывался кумушка.

Ответ: Кумушка (7 букв).

Победитель игры Поле чудес заработал 1800 очков. Он решил не участвовать в Суперигре.

Как на Руси назывался праздник урожая?

На момент введения Юлианского календаря: 21 сентября
Дата по старому стилю: 8 сентября
Дата по новому стилю: 21 сентября
Астрономическая дата: за два дня до Осеннего равноденствия

Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Как на Руси называли помощь крестьянам, которые не успели окончить жатву к сроку?

Если трава была высокой, косили горбушей – изогнутой на коротком черенке косой. Для низкой травы использовали большую косу на длинном черенке. Она называлась литовка.

Продолжался сенокос дней двадцать или целый месяц: это зависело от погоды. Скошенная трава подсыхала на солнышке и постепенно превращалась в сено. Крестьяне молили Бога о вёдре – сухой солнечной погоде. Если идет дождь, то трава преет, плесневеет и гниет.

Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже – берёза, сосна. Кое-где огонь добывали ударами кремня – кресалом.

Добытый живой огонь разносили по дворам – зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия – ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.

К молотьбе готовились загодя, с Яблочного спаса. Рубили ольховые и ивовые дрова, не дающие при сгорании искр. Горят они без запаха дегтярного духа. В несколько приёмов заливалась мокрой глиной, тщательно выравнивалась долонь – молотильное пространство гумна. Так долонь утрамбуют, что лошадь пройдёт, следов подков не заметишь: отвердела глина в камень.

Вокруг первых овинов собираются молотильщики. При зареве зажжённых костров-заревниц проводят ночь в песнях. За ночь снопы высыхают. Утром их сбрасывают с овина вниз на деревянную долонь гумна, то есть на пол, затем околачивают специальными колотушками. Обмолот особенно любили молодежь. Многие соревновались в количестве околоченных снопов.

Наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку после Покрóва).

После трёхдневного праздника Рода и Рожаниц (после равноденствия) земля в течение шести месяцев находится под сенью Богородицы, которая хранит род людской. В эти дни засыпает Лада на шесть месяцев. По одной из легенд Лада после Яблочного спаса постепенно и надолго засыпает. А после Покрoвских заморозков Стожары (семь звёзд Большой медведицы) кладут её как умершую в ледяной гроб, который разобьёт первый весенний гром и разбудит Ладу.

После этого праздника землю не пашут и не сеют зерно до Благовещенья. Заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Покрoва.

Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц. Быть целый день на солнцепеке в такую пору от зари до зари — работа в высшей степени тяжелая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому время Ж. давно прозвано народом не просто рабочей порой, как говорят о навозице, сенокосе и т. п., а страдой. Но для хозяина время Ж. — самая желанная пора. В ней он видит результат своих трудов за целый год, близкий конец непрерывных трат на хозяйство и приближение времени возврата издержек с каким-нибудь за свои труды излишком. Поэтому ко времени Ж. запасают рабочих, поправляют полевые дороги, чтобы не было остановки к перевозке хлеба, чистят гуменники, где существуют овины или риги, исправляют тока, на которых производится молотьба. Но дожди могут остановить своевременную Ж., а это может отозваться большим уроном зерна; они же могут наделать много вреда и сжатому, но не успевшему выстояться в поле хлебу. Случается, что не только крестьяне, частью от неуправки с другими работами, предшествующими Ж., а частью от не вполне сознаваемого ими вреда поздней уборки, часто запаздывают с Ж., но и более крупные хозяева нередко грешат в определении времени, когда следует приступать к Ж. Поэтому самый важный вопрос относительно Ж., это — определение времени, когда следует приступать к уборке хлеба.

Всякий хозяин желает иметь зерно спелое, всхожее, возможно полное (не щуплое), ровное и с естественной окраской. По этим внешним признакам обыкновенно судят о доброкачественности хлебных зерен. А так как такие зерна получаются от растений, достигших полной зрелости, то казалось бы, что вопрос о времени уборки решается просто: убирать всякий хлеб следует тогда, когда органическое развитие зерна закончилось, т. е. питание его материнским растением прекратилось. Но на практике соблюдение этого правила представляет немало затруднений: 1) не все колосья созревают одновременно: более крупные — скорее, более мелкие — медленнее; 2) на одном и том же колосе зерна созревают также не одновременно: на вершине колоса ранее, нижележащие — позже; 3) когда зерно закончило свое развитие, оно содержит много влаги, которая сильно испаряется, что обыкновенно сопровождается уничтожением связи зерна с растением, отчего хлеб осыпается (течет). Такая утечка зерна ускоряется особенно в жаркую погоду, а еще более, когда после дождя наступают жары; 4) при больших посевах Ж. может затянуться, а потому или придется нести большие потери, если ждать полной зрелости на всех участках, или начинать Ж. возможно заблаговременно; наконец, 5) понятия о разных степенях зрелости зерен довольно субъективны. Поэтому, как у агрономов-писателей, так и у практиков представления о поре Ж. очень разноречивы.

Все вышесказанное требовало строго научной разработки вопроса, но она явилась сравнительно недавно. Такая работа впервые произведена была в сельскохозяйственном институте при университете в Галле, по инициативе и под руководством директора института, профессора Кюна, доктором Антоном Новацким и носит следующее заглавие: "Исследования о созревании хлеба с замечаниями о лучшей поре Ж." ("Untersuchungen über das Reifen des Getreides nebst Bemerkungen über den zweckmässigsten Zeitpunct zur Ernte" von D-r Anton Nowacki, Галле, 1870). Хотя автор работал с одним только хлебным растением, а именно с пшеницей, тем не менее все его выводы могут относиться и ко всем другим хлебам и даже отчасти и не к хлебным растениям. В процессе созревания хлебных зерен Новацкий и другие различают несколько стадий зрелости, а именно:

1) Зрелость молочная, которая отчасти различается и у наших хозяев; так, они говорят: зерно в молочке. Поле в этот период вызревания зерен зелено, но стебли внизу начинают уже желтеть; нижние листья отмерли, а верхние еще зелены, но с наклонностью к желтению; узлы на стеблях еще зелены и сочны; цвет зерна зеленоватый, но облекающие его пленки показывают наклонность к желтизне; содержимое зерен напоминает молочную тягучую кашицу. Объем зерен в этом состоянии наибольший, но при сушении они сильно сморщиваются.

2) Зрелость желтая. Все поле получает желтый вид, стебель и листья пожелтели. В зернах совершенно исчезла зеленая окраска; молочной консистенции тоже более нет. Мучнистая середина зерна еще мягка, но сравнительно уже довольно окрепла. Зерно можно мять, как воск, или скатывать в шарик, но в то же время от ногтя оно ломается. Последний признак Новацкий считает самым характерным для желтой спелости. Ему удалось довольно точно определить тот момент, когда питание зерна прекращается. В это время зерно легко разламывается ногтем, и этот момент наступает тогда, когда крахмальные зерна и протоплазма уже высохли, но стенки клеточек еще мягки и водянисты.

3) Зрелость полная. Стебли совершенно сухие. Зерно окончательно стало мучнисто или стекловидно и получило свою природную окраску; от ногтя больше уже не разламывается так легко, как во время желтой зрелости, но настолько еще упруго, что легко сгибается и так же легко выделяется из пленок.

4) Зрелость мертвая. Зерно твердо и хрупко, хотя и разламывается, но с трудом и притом на твердые куски. Солома темно-красная, а больше желто-грязная и хрупкая.

Такие градации в процессе созревания хлебных зерен установил Новацкий на основании самых точных микроскопических наблюдений над развитием пшеничного зерна, начиная с момента оплодотворения его зародышевой клетки, что и дало ему возможность подметить все изменения, которые совершаются в зерне по мере его образования, в зависимости от питания материнским растением. Произведенные затем физические и химические исследования зерен, достигших той или другой степени зрелости, дали исследователю возможность установить различие в строении зерен и в количестве их главнейших составных частей. Наконец, сравнительные опыты над прорастанием семян различной зрелости и дальнейшим развитием образовавшихся из них растений позволяют судить до некоторой степени о большей или меньшей всхожести и надежности зерен для обеспечения урожайности высеваемых семян в различные периоды их зрелости. Из множества таблиц, помещенных в названном труде г-на Новацкого, приведем для наглядного представления содержания в зернах воды, изменения объема и т. п. в различные периоды их зрелости следующую таблицу:

Подумай, почему в старину пору уборки урожая именовали страдой, а зерновые культуры - жито?

  • Руслан Бальтерманц
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-10 21:15:42
  • 0
  • 1

В старину в пору уборку урожая называли страдой, потому что эта работа требовала напряжения всех сил, буквальное страдание. Работа велась под палящим солнцем, от зари до темна. Слово Жито родственно слову Жить, ведь хлеб всегда служил мерилом жизни. Есть хлеб - и человек сыт и весел, нет хлеоа и он помирает с голоду. Также житом называли рожь, как основную зерновую культуру.

- А сейчас повторим. (В это время 6 учащихся разгадывают крестословицу. (Приложение 1), остальные отвечают на вопросы).

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?

- Какие изменения происходят в жизни растений?

- Что происходит в жизни насекомых, земноводных, пресмыкающихся?

- Что происходит осенью в жизни зверей?

- Какое слово получилось в выделенных клетках крестословицы?

Обобщение: тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая.

- На уроке мы ответим на вопросы:

- Чем заняты люди осенью?

- Какую работу выполняли наши предки осенью?

а) - Итак, какое же главное занятие у людей осенью?

- Нельзя терять ни минуты. Надо убрать урожай до дождей и холодов.

- Где люди собирают урожай?

- Чтобы ответить на этот вопрос выполните в тетради на с.17 задание № 37.

- Что люди собирают в саду? На огороде? В лесу? На полях?

- Чтобы выполнить задание №36 нужно вспомнить зерновые культуры, садовые и то, что из них получают?

- Выберите из растений зерновые и их № выпишите слева. Остальные № - справа.

б) - Чем еще заняты люди осенью?

Прочитайте на с. 53 в учебнике с абзаца.

в) - Какие же факторы (условия) влияли на выращивание урожая?

- Солнце;
- погода;
- земля-кормилица;
- заботливые руки земледельца.

- Бережное отношение к земле, сохранение и приумножение ее плодородия – священная забота всех, кто на ней работает. А наша с вами забота бережно относиться к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом.

г) - После окончания осенних работ люди устраивают веселые праздники, ярмарки, на которых чествуют тружеников, где всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод.

- Приведите примеры таких праздников.

4. - Об урожае волновались и наши предки. Тяжелы были летние и осенние работы.

а)- Как называли эту пору в старину?

(Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Слово страда недаром однокоренное со словом страдание)

- А что в это время делали дети?

- Главными на уборке урожая были женщины-жницы. Жнеи молодые, серпы золотые.

Мы сейчас с вами мысленно переместимся в то далекое время и посмотрим, как наши предки отмечали конец жатвы.

Выходят хозяин с хозяйкой.

Хозяйка: Добрый день, детишки – девчата и мальчишки!

Вместе: Милости просим на Осенины!

Хозяин: Давно мы вас ждем поджидаем, на праздник всех приглашаем!

Гости в сборе вроде,
Как говорят в народе.
А осень что-то не идет –
Дорогу видно не найдет.
Давайте, ребята ее позовем.

Осень, осень в гости просим:
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

Собрали мы жито
Густое, колосистое –
Пшеницу золотую,
Рожь зернистую.

Мы теперь с овсом кучерявым,
Ячменем усатым.
С брусникою переспелою,
С красною рябиною,
Со всякой садовиной.

Есть и картошки,
Головы-лепешки,
Овощные корешки,
Завитые кочетки.
Горох и ленок,
Да грибов кузовок,
Да сладкая репа.

Спасибо за хлеб, за жито
Будем мы всю зиму сыты.

Я пришла к вам не одна,
Я гостей к вам привела:
Со мною жницы молодые,
Серпы золотые.

Сжали ниву до конца,
До последнего венца,
Конец нивушке, конец!
Будем заплетать венец!

Месяц круторогий, свети нам по дороге,
Чтобы мы не заблудились, веночка не сгубили!

Будь село весело! Мы веночек несем
Из яхровой ярички, из озимой пшенички!

Мы не сами идем, мы веночек несем.
Отворяйте ворота, встречайте веночек!

А венок из золота, молодые жницы?

Лучше, чем из золота.
С поля из пшеницы.
Выкупайте венок!

Хозяйка: А сколько стоит золотой венок?

Выкуп наш непростой,
Ведь венок-то золотой.
В помощь возьмите ум и старанье,
Чтобы выполнить наши заданья.

А вы, гости, не скучайте,
Нам с хозяйкой помогайте.

Жница 2 объявляет первое задание: Кого мы, женщины-жницы считали своей помощницей и покровительницей в нашем нелегком труде?

Ответы детей: Главной своей помощницей жнеи считали Богородицу.

Учитель: 21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Празднуется он Церковью, как день всемирной радости. К нему наши предки приурочивали празднование нового урожая. Главными же на уборке урожая были женщины-жницы. С принятием христианства Богородица становится Хозяйкой, Покровительницей поля и помощницей человеку в его страдном нелегком труде. Этот день еще в народе зовется госпожинки, оспожинки.

Жница 3: Осень – время уборки урожая, когда людям приходилось много трудиться. Поэтому, второе наше задание – пословицы о труде, о хлебе. Я вам говорю начало пословицы, а вы должны ее продолжить.

  1. Дерево ценят по плодам, (а человека по делам).
  2. Хочешь есть калачи – (не сиди на печи).
  3. Землю солнце красит, (а человека труд).
  4. Что посеешь, (то и пожнешь).
  5. За обедом хлеб – (всему голова).
  6. Откладывай безделье, (да не откладывай дела).
  7. Делу время, (а потехе час).

Жница 1: Последнее третье задание – отгадать загадки.

1) Ходит дом ходуном на столбе золотом
Окна позолочены, ставни заколочены. (Колос)

2) Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

3) Золотист он и усат,
В ста карманах, сто ребят. (Рожь)

4) Стоит в поле Антошка,
Голова в сережках. (Овес)

5) Лежит мужичок в золотом кафтане;
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так не встанет. (Сноп)

Учитель: В народе был такой обычай. К празднику урожая украшать передний, т.е. красный, угол избы последним дожинальным снопом, который наряжали в женскую одежду, украшали красными ленточками.

6) И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб)

Жница 2: Молодцы, ребята, хозяин с хозяйкой все задания выполнили, веночек выкупили.

Жницы вручают венок хозяйке.

Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали
И в копны поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи пирогами.
Ай, спасибо тому,
Кто в этом дому.
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

Дожали, дожили,
Оспожинки встретили,
Пора каравай почать,
Гостей угощать.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на с.18. Узнать, какие традиции и обряды существовали у других народов во время уборки урожая.

2. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1998. – с. 90

Читайте также: