Какие абиотические и биотические факторы способствуют опылению растений

Обновлено: 08.07.2024

Экологические факторы среды делятся на три категории:

1. Факторы неживой природы (абиотические).

2. Факторы живой природы (биотические).

3. Факторы человеческие (антропогенные).

Абиотические факторы (доступны для объективного измерения, могут быть описаны количественно).

1. Климатические: влажность, атмосферное давление, освещенность, сила и скорость движения ветров, уровень ионизации воздуха, температура.

1) По отношению к температуре среды организмы бывают эвритермными — переносящими значительные температурные колебания (например, обитатели тайги);

2) стенотермными (жители теплых тропических лесов) — им нужна строго определенная температура без перепадов.

2. Географические: широта, длительность дня и ночи, характер рельефа местности.

3. Гидрологические — определяются физико-химическими показателями воды. Сюда относят температуру, содержание микроэлементов, солей, газов (прежде всего, кислорода и углекислого газа), а также направление течений, уровень волнения и проч. Для рыб, морских млекопитающих и мелких водных организмов эти факторы являются наиболее важными.

4. Эдафические — описывают физико-химические свойства почвы: структуру, состав, влажность. Эти факторы являются определяющими как для наземных обитателей, так и для живущих в почве, а также для растительного мира.

5. К абиотическим факторам относятся также физические поля (магнитное, электромагнитное, гравитационное) и ионизирующее излучение.

Биотические факторы

Непосредственные или косвенные влияния на организм других организмов, его соседей (или нахлебников), живущих в той же среде. Сюда относятся и организованные в виде пищевой цепи отношения продуцентов — консументов — редуцентов, и взаимодействия паразита и хозяина, и комменсализм, то есть формы совместной жизни двух или нескольких организмов.

Антропогенные (антропические) факторы

Формы деятельности человека, которые способны менять природу, являющуюся средой обитания для множества организмов, или напрямую воздействовать на их жизнь. Антропогенные факторы вынесены в отдельную группу, так как сегодня судьба ландшафтов, вод, воздушной среды, растительного и животного мира планеты оказалась в руках (довольно неумелых) человека.


Вот вопрос: В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические и биотические факторы способствую опылению растений?

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Оборудование: рисунки животных, таблица "Биотические факторы", карточки-задания, доски, жетоны.

Ход урока

"Знания, мысль, воображение - три ключа ума".
В. Гюго

I. Вводное слово учителя. Тема, над которой мы будем работать сегодня, факторы среды и их влияние на биоценозы. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Виктора Гюго, потому что для достижения целей нам понадобятся не только знания, но и способность мыслить, ваше воображение.

II. Объявление темы, цели урока. А цели урока таковы: изучить (знать) факторы среды, уметь объяснить их влияние на организмы. Работать мы будем индивидуально и в группе. Работайте активно, старайтесь давать полные ответы. Выберите капитана, который будет координировать работу вашей группы сегодня. У вас на партах есть сигналы - красный и зеленый. С чем ассоциируются эти цвета? Правильно, с сигналами светофора. Если у вас возникнет во время урока вопрос, вы можете поднять красный сигнал и спросить. Если капитан показывает зеленый цвет, значит, группа готова двигаться дальше. Итак, вперед!

III. Изучение нового материала.

Первое задание - разгадать зашифрованное слово. Кто первый выполнить, поднимет руку.

Организмы Продуценты Консументы Редуценты
Водоросли С А Б
Волк И О Е
Бактерии гниения У Р Л
Растения Н П К
Лось Я Ц Ю
Заяц Т Е М

Вручить Солнце. Чуть позже я вам скажу, на что дает вам право то, что вы первые справились с заданием.

А сейчас откройте учебник на с. 272, найдите определение среды обитания. Какие среды обитания вы знаете? На с. 273 найдите определение понятию экологические факторы или факторы среды. Запишите в тетрадь. А теперь работайте в группе. Оформите в виде схемы (или как-то по-другому) виды экологических факторов, расскажите друг другу определение экологические факторы и готовьтесь представлять свою схему.

Воздействие биотических факторов может быть: прямым и косвенным, положительным и отрицательным. Приведите примеры.

Команды готовы к дальнейшей работе? Подойдите командиры. Первым выбирает задание командир : группы, так как они первые расшифровали слово Солнце.

"Абиотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические факторы способствуют опылению растений?

Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?

"Биотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические факторы способствуют опылению растений?

Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя условия были благоприятными. Каковы причины описанного факта?

В чем справедливость утверждения Фабра, что животных нельзя делить на полезных и вредных?

"Антропогенные": географ и путешественник Гумбольд считал, что "человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни". Как вы понимаете это высказывание?

Известно, что в природе все взаимосвязано, и исчезновение одного вида может привести к исчезновению других. Приведите примеры такого отрицательного воздействия человека на биоценозы.

Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на биоценозы.

Вручить жетоны. У команд есть вопросы? Тогда переходим к следующему заданию.

Заполните таблицу: 1 команда заполните первые два пункта, вторая - следующие два, третья - последние два.

Взаимосвязи растений и животных Примеры
Питание растений животными
Питание животных растениями
Растения - места засады для животных
Растения - места размножения для животных
Растения - места укрытия для животных
Животные помогают в переносе семян

IV. Закрепление

Подведение итогов. Выставить оценки, учитывая жетоны. На что походит жетон? Что означает Солнце для нашей планеты? А еще Солнце - это звезда. Стремиться к звездам для человека всегда означало стремиться к знаниям, подниматься вверх, развиваться. Надеюсь, сегодняшний урок помог вам в этом.

Капитан оценивает работу своей группы. Вспомните эпиграф урока, цель: знать, мыслить, применять воображение.

Экологические факторы среды делятся на три категории:

1. Факторы неживой природы (абиотические).

2. Факторы живой природы (биотические).

3. Факторы человеческие (антропогенные).

Абиотические факторы (доступны для объективного измерения, могут быть описаны количественно).

1. Климатические: влажность, атмосферное давление, освещенность, сила и скорость движения ветров, уровень ионизации воздуха, температура.

1) По отношению к температуре среды организмы бывают эвритермными — переносящими значительные температурные колебания (например, обитатели тайги);

2) стенотермными (жители теплых тропических лесов) — им нужна строго определенная температура без перепадов.

2. Географические: широта, длительность дня и ночи, характер рельефа местности.

3. Гидрологические — определяются физико-химическими показателями воды. Сюда относят температуру, содержание микроэлементов, солей, газов (прежде всего, кислорода и углекислого газа), а также направление течений, уровень волнения и проч. Для рыб, морских млекопитающих и мелких водных организмов эти факторы являются наиболее важными.

4. Эдафические — описывают физико-химические свойства почвы: структуру, состав, влажность. Эти факторы являются определяющими как для наземных обитателей, так и для живущих в почве, а также для растительного мира.

5. К абиотическим факторам относятся также физические поля (магнитное, электромагнитное, гравитационное) и ионизирующее излучение.

Биотические факторы

Непосредственные или косвенные влияния на организм других организмов, его соседей (или нахлебников), живущих в той же среде. Сюда относятся и организованные в виде пищевой цепи отношения продуцентов — консументов — редуцентов, и взаимодействия паразита и хозяина, и комменсализм, то есть формы совместной жизни двух или нескольких организмов.

Антропогенные (антропические) факторы

Формы деятельности человека, которые способны менять природу, являющуюся средой обитания для множества организмов, или напрямую воздействовать на их жизнь. Антропогенные факторы вынесены в отдельную группу, так как сегодня судьба ландшафтов, вод, воздушной среды, растительного и животного мира планеты оказалась в руках (довольно неумелых) человека.


Читайте также: