Какие мощи хранятся в киево печерской лавре

Обновлено: 19.09.2024

Памяти преподобных Киево-Печерских отцов, почивающих в Ближних пещерах

Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Мощи прп. Марка Гробокопателя

Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Мощи прп. Марка Гробокопателя

В целом сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.

Годом основания Киево-Печерского монастыря принято считать 1051 год, когда, по мнению большинства исследователей, преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер. Позднее к преподобному Антонию примкнул монах Феодосий. Оба святых являются родоначальниками всего русского монашеского подвижничества.

Мощи преподобного Антония Печерского пребывают под спудом. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения

Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год

Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год

В Ближних (Антониевых) пещерах почивают святые мощи семидесяти трех подвижников Православия (а в Дальних, Феодосиевых, – сорока восьми; Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV вв.)

В 1760 году над Ближними пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (известно, что святителю принадлежит Второй канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября).

Крестовоздвиженский храм и колокольня у Ближних печер Лавры

Крестовоздвиженский храм и колокольня у Ближних печер Лавры

О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Много говорят и пишут о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, и чуть ли не Псково-Печорской и Почаевской обителями. Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает все-таки лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации – отопительные и водоотводные каналы.

К моменту октябрьского переворота 1917 года и водворения безбожной власти в Ближних и Дальних пещерах Лавры паломники могли увидеть 118 гробниц с почивающими в них мощами святых. Современный поэт так пишет о Ближних пещерах:

Где покоятся Авраамий трудолюбивый,
чудотворец Исаия да Пимен постник, цвет благовонный,
да Сильвестр, да Нифон, епископом Новгородским бывый,
мученик Кукша, а также Макарий, помнящи “времена оны”;
а подале – Феофил, Алексий, Сириг Мелетий,
Ефрем-евнух, умная голубица,
словом Божиим питашеся паче,
нежели брашном;
Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый,
Илия Муромский, непреборимый воин,
в руце имущий от оружия язву, и другие братья,
также Лука эконом, Элладий, Сисой, Онисим…

Нетленные мощи Ильи Муромца в Ближних пещерах

Нетленные мощи Ильи Муромца в Ближних пещерах

Помимо лаврских подвижников, в Собор Преподобных Печерских входили некоторые святые, чья земная жизнь не была связана с Лаврой, но чьи мощи оказались здесь при разных обстоятельствах. Это вызвано тем, что почитание Печерских святых всегда было тесно связано с лаврскими пещерами как местом подвига и пребывания мощей большинства преподобных.

Следует учесть, что к 1917 году были забыты некоторые святые, чьи мощи упоминались на планах пещер XVII века, но затем оказались сокрыты. Редко вспоминают и об отмеченном в летописях факте погребения в пещерах святого епископа Дионисия Суздальского, постриженника Лавры.

В ХХ веке совершилось причисление к лику святых целого ряда других лаврских подвижников: святых митрополитов Петра Могилы, Павла Тобольского, Филарета (Амфитеатрова), Владимира (Богоявленского), преподобных Досифеи, Феофила, Парфения, Паисия, Алексия, Ионы Киевского, Паисия Величковского и Кукши Одесского, из которых первые четверо почивают в Лавре, а остальные, кроме двух последних, – в пределах Киева.

Печерские подвижники. Роспись Троицких ворот, главного входа Лавры

Печерские подвижники. Роспись Троицких ворот, главного входа Лавры

Понятно желание прославить на одной иконе всех наиболее почитаемых киевских святых. Глава святого князя Владимира с 1630-х по 1930-е годы действительно находилась в Лавре. Здесь же с XVIII века хранится и перст святого архидиакона Стефана. В конце XIX века было выдвинуто предположение, что одна из пребывающих в пещерах мироточивых глав принадлежит святому Клименту, папе Римскому, и принесена в Лавру в древнерусское время.

Таким образом, в целом Собор Печерских преподобных насчитывает к сегодняшнему дню более 160 имен подвижников, по житиям которых можно изучать историю Православия от Рождества Христова до 1960-х годов, подвизавшихся от Иерусалима до Петербурга и от Рима до Сибири.

Повесть временных лет на глаголице

Повесть временных лет на глаголице

И вновь тишина тишин разлилась в подземье – венцом молчанья.
Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах
и затворил уста – аж до дней скончанья,
потому что прибавить ни слова он был не в силах.

Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо,
коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем.
Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем
во святой горе киевской отец Дионисий Щепа,

Илья Муромец не только победитель врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании

Покоится в пещерах и Илья Муромец сын Иванович (память 19 декабря/1 января) – самый известный и самый загадочный герой русского эпоса и русской духовной истории. Это не только персонаж многих былин и сказаний и олицетворитель ратного подвига, победитель непобедимых дотоле врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании. Илья Муромец, по прозвищу Чоботок (есть предание, что в одном из боев он одолел врагов своей обувкой), жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Православная церковь причислила монаха Илию к лику святых в 1643 году.

Реконструкция по черепу преподобного Ильи (Муромца)

Реконструкция по черепу преподобного Ильи (Муромца)

Почитая память преподобных Киево-Печерской Лавры, православные поют:

Не многобурное море,
но пещера святая являет ваша мощи,
аки бисерие драгое, угодницы Божии,
и обогащаете чудес излиянии всех к вам со верою приходящих,
яко отсюду превозносят Господа хвалами вовеки…




Прп. Агапит врач (умер 1094 г.) имел от Бога дар исцелений и однажды помог избавиться от смертного недуга черниговскому князю Владимиру Мономаху — позже одному из достойнейших обладателей киевского престола.


Прп. Алипий (умер ХI-ХII вв.) был отдан родителями в обучение иконописцам, которые прибыли из Византии в начале 1080-х гг. расписывать Успенский собор Лавры. Когда храм расписали, молодой иконописец принял в Лавре постриг. Подлинный мастер, он стал первым в истории Руси иконописцем, известным по имени. За добродетельную жизнь подвижник был возведен в священнический сан. Однажды у прп. Алипия попросил помощи некий прокаженный. Угодник Божий помазал струпья больного красками для иконописи и преподал ему Святое Причастие, после чего проказа исчезла. Когда два инока утаили от прп. Алипия посланный через них заказ одного мирянина на иконы и присвоили данную наперед плату, а позже солгали заказчику, будто иконописец не хочет исполнить работу, то Сам Господь чудесно изобразил священные лики на чистых иконных досках в келье подвижника. В другой раз, взявшись писать икону для некоего иного мирянина, прп. Алипий неожиданно заболел и не мог продолжать свой труд, но Ангел Божий, явившись в келье иконописца, написал образ в срок. После этого подвижник мирно почил.




Прп. Варлаам (умер не позже 1074 г.) — один из первых сподвижников прп. Антония и первый настоятель Лавры в сане игумена с момента ухода старца в отдельную пещеру, позже настоятель монастыря св. вмч. Димитрия Солунского в Киеве. Перед кончиной прп. Варлаам завещал, чтобы его тело погребли в Лавре.




Прп. Дамиан целебник (умер 1074 г.) имел от Бога дар врачевания, а перед кончиной молился о том, чтобы, как и в земной жизни, не расставаться с любимым наставником — прп. Феодосием. И Ангел Божий в образе прп. Феодосия, явившись у одра прп. Дамиана, обещал, что это желание исполнится. Вскоре к прп. Дамиану пришел сам прп. Феодосий. На просьбу ученика подтвердить все, сказанное прежде, прп. Феодосий, который не знал о видении, но понял, что прп. Дамиан созерцал Ангела, заверил сподвижника в истинности слов, посланных свыше.


Прмч. Евстратий (умер 1097 г.) был пленен при нападении на Лавру половцев в 1096 г. и продан ими в рабство одному крымскому иудею, который за отказ подвижника принять иудаизм распял его на Пасху следующего года, а затем бросил тело мученика и море. С 1638 г. мощи прп. Евстратия отмечены на планах Ближних пещер. Возможно, святыню отыскали благодаря какому-нибудь знамению.



Свт. Ефрем, епископ Переяславский (умер на рубеже ХI-ХII вв.) — один из первых сподвижников прп. Антония, еще позже инок одного из монастырей в столице Византии Константинополе, и наконец, епископ города Переяслава на юге Руси (ныне Переяслав - Хмельницкий).






Прп. Марк Пещерник и Гробокопатель (умер на рубеже ХI-ХII вв.) обитал в одной из пещер Лавры и копал там могилы для усопшей братии. Еще при земной жизни он стяжал дар чудо- творений, и слову подвижника повиновались тела почивших. Был случай, когда прп. Марк, утомившись, оставил одну могилу узкой. В тот же день в Лавре почил инок, которого, за отсутствием другой могилы, погребли в оставленной прп. Марком, но из-за ее тесноты не смогли возлить на тело усопшего елей и возроптали на пещерника. Подвижник попросил прощения и сказал покойному, чтобы тот все исполнил сам. Усопший протянул руку за сосудом С елеем, совершил крестообразное возлияние, отдал сосуд и вновь стал неподвижен. В другой раз, копая могилу и узнав о кончине одного из иноков, прп. Марк велел вслух сказать перед телом, чтобы почивший не уходил в мир иной еще день, ибо место для погребения не готово. Едва но сделали, усопший открыл глаза п прожил, ни с кем не говоря, до тех пор, пока от прп. Марка не пришла весть о готовности могилы. Третье чудо прп. Марка связано с прпп. Феофилом и Иоанном, которые, будучи связаны крепкой духовной дружбой, попросили пещерника приготовить им общую могилу. Когда прп. Феофилу пришлось отлучиться из Лавры, прп. Иоанн почил. Вернувшись и увидев, что тело младшего побратима лежит в могиле на месте старшего, прп. Феофил укорил прп. Марка, а тот попросил усопшего перелечь пониже. Покойный встал и занял другое место.


Прп. Матфей Прозорливый (умер на рубеже ХI-ХII вв.) не раз имел видения о том, как ежечасно и незримо демоны пытаются склонить того или иного из иноков к духовному нерадению, и открывал это братии, дабы все были бдительнее. Так, однажды прп. Матфей видел в церкви во время богослужения демона в облике человека, одетого по-польски и бросающего в иноков цветок. У кого цветок прилипал к одежде, тот терял внимание к молитве и находил предлог уйти их храма, а у кого не прилипал, тот оставался до конца богослужения.


Прп. Моисей Угрин (умер XI в.) до монашества служил у св. князя Бориса (умер 1015 г.), сына св. Владимира, а после мученической кончины своего господина укрылся в Киеве. Когда город временно заняли поляки, втянутые в междоусобицу, в ходе кото-рой был убит св. Борис, юношу увели в плен. В Польше св. Моисея выкупила и склоняла к браку с собой некая знатная молодая вдова, но пленник желал монашества и тайно принял его от одного странствующего инока. Предпринятые вдовой уговоры и пытки не заставили прп. Моисея нарушить иноческие обеты. Тогда по приказу вдовы подвижника оскопили и выбросили из дома. Оправившись от ран, угодник Божий вернулся на Русь и впоследствии стал насельником Лавры.



Прп. Никодим просфорник (умер XII в.) почивает мощами напротив прп. Спиридона, которому был соработником в печении просфор.


Прп. Николай Святоша (умер в 1142 г.), в миру Святослав Давидович, сын черниговского князя, приняв в 1106 г. постриг в Лавре, первым из князей Руси стал иноком. Подвижник вел строгую жизнь и обрел от Бога дары исцелений и прозорливости.



Прп. Никон Сухой (умер на рубеже XI-XII вв.) попал в плен к половцам при разорении ими Лавры в 1096 г. Благодаря Бога за свою участь, научающую терпению, подвижник отказался от помощи людей, предлагавших половцам выкуп. Не получи к денег, половцы три года подвергали прп. Никона разным истязаниям, но он продолжал за все славить Бога. По молитвам подвижника, его соузники, заболевшие от голода и других лишений, исцелились, стали невидимы и бежали из плена. Молитвами прп. Никона избавился от тяжелой болезни и его хозяин, чье будущее покаяние было открыто подвижнику свыше. Однажды прп. Никон сказал половцам, что Господь освободит его без выкупа. Решив, что инок готовит побег, хозяин подрезал прп. Никону сухожилия на ногах, но на третий день подвижник исчез на глазах у стражи и появился среди лаврской братии на богослужении в Великой церкви. Во время мира между Русью и половцами бывший хозяин прп. Никона посетил Киев и узнал спасенного узника в Лавре, и принял крещение, и стал иноком и слугою подвижника, прозванного Сухим за иссушенное ранами тело.


Свт. Нифонт, епископ Новгородский (умер 1156 г.) постриженник Лавры, почил в ней во время одного из приездов в Киев. Перед кончиной подвижник удостоился видения прп. Феодосия в алтаре Успенского собора. Погребали архипастыря в Дальних пещерах, но с XVIII в. его мощи отмечаются в Ближних.



Прп. Пимен Многоболезненный (умер 1110 г.) родился и вырос лежачим больным. Он просил родителей, чтобы ему разрешили стать иноком. Те отказывали, но потом отнесли сына в Лавру, чтобы он исцелился по молитвам братии или принял постриг. Пока братия возносила молитвы о больном, родители, надеясь на его исцеление, не давали постригать сына и постоянно были при нем, а тот, желая остаться в обители, молил Бога об усилении недуга. В одну из ночей к одру больного явились Ангелы под видом настоятеля Лавры с братией и совершили остриг. Прп. Пимен удостоился от Бога дара совершать исцеление других больных, а перед самой кончиной поднялся с одра.



Прп. Поликарп архимандрит (умер 1182 г.) упоминается в летописях как настоятель Лавры с 1168 г. до момента своей кончины.


Прп. Прохор Лебедник (умер в начале XII в.) строго постясь, делал хлеб из лебеды, становившийся сладким по молитвам подвижника, собирал печную золу, обретавшую в руках угодника Божия качества соли, и раздавал то и другое бедным.


Прп. Спиридон просфорник (умер XII в.) богобоязненно пек просфоры и ежедневно прочитывал наизусть всю Псалтирь, а однажды, при пожаре в пекарне, чудесным образом принес для тушения воду из колодца в свернутой рубахе.





Св. праведная княжна Иулиания Ольшанская, чье забытое погребение нашли при копании близ Успенского собора на стыке ХVI-XVII вв. могилы для другой знатной особы, была, согласно оказавшейся на гробе табличке, дочерью князя Георгия Ольшанского и почила шестнадцатилетней девушкой. Князья Ольшанские составляли один из самых известных родов Литвы, бла

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра является первым и древнейшим монастырем на территории современной Украины. Основан монастырь в середине XI века преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Сейчас в пещерах монастыря покоятся нетленные мощи более 120 святых. При обители имеется гостиница.

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. 10 лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной ― до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже ― замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты ― костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская лавра становится главной отечественной святыней ― русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах ― церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних ― Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних ― во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних ― преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. ― наместником Киево-Печерской лавры (†1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Киево-Печерская лавра

Здесь находится более ста сооружений, в число которых входит множество церквей. В воскресный день в Лавре совершается до десяти Божественных Литургий. Но и в будние дни в разных храмах обители постоянно совершаются богослужения. Шесть древних подземных храмов монастыря находятся в Дальних и Ближних пещерах.

К сожалению, в настоящее время древнейший из монастырей Руси разделен на две части – так называемые Нижнюю и Верхнюю Лавры. В Нижней Лавре, где находятся пещеры, располагается ныне действующий монастырь, а Верхняя ее часть находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник. Братия монастыря регулярно совершает богослужения в Трапезном храме Преподобных Антония и Феодосия Печерских и главном храме обители – Успенском соборе.

В стенах Киево-Печерской Лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года – Киевская духовная академия, здание которой ранее располагалось в одном из районов столицы – Подоле, где в настоящее время находится известнейшее светское высшее учебное заведение – Киево-Могилянская академия.

Резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви и Синодальные отделы располагаются на территории действующего Печерского монастыря, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины является священноархимандритом Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

В монастыре функционирует бесплатная трапезная для нуждающихся. Братия Киево-Печерской Лавры, по мере своих сил и возможностей, оказывает помощь людям, которые приходят в святую обитель со своей болью и нуждами.

Отдел социального служения, созданный при Киево-Печерской Лавре, оказывает помощь инвалидам, детским домам и малоимущим людям. Ведется духовное окормление заключенных, им высылаются медикаменты, духовная литература, канцелярские принадлежности, одежда. Для детей-воспитанников школ-интернатов и детских домов организовываются экскурсии в Киево-Печерскую Лавру. Ежегодно в период рождественских и пасхальных праздников Наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел посещает детские учреждения, дарит детям подарки, проводит с ними духовные беседы.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Успенский собор киев

Скит Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры на ул. Ягодной в г. Киеве является особым местом не только для братии Лавры, но и для множества прихожан и паломников, так как здесь нашли свое упокоение многие насельники обители, а также глубоко верующие люди, которые внесли значительный вклад в становление Православной Церкви в Украине.

Богослужения совершаются в субботние и воскресные дни: полунощница, Литургия — начало в 6:30, всенощная (накануне воскресного дня) —16.00.

Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.

Подробнее смотрите ПО ССЫЛКЕ.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Uspenie

  • Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы — одна из главнейших святынь монастыря. По преданию, икону вручила Сама Пресвятая Богородица строителям Киево-Печерской Лавры. От иконы нередко совершались чудеса, исцеления. Оригинал иконы исчез после взрыва Успенского собора в 1941 году. Одна из копий древней иконы сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами. Она также украшена, как и оригинальная икона. Также по древнему обычаю после литургии ее опускают, чтобы прихожане могли поклониться святыне.

  • Икона Божией Матери "Черниговская" ("Гефсиманская")

Икона находится в напольных киотах в храме в честь всех преподобных Печерских.

  • Икона Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник"

Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери совершается 14(27) марта (в память о возведении на царство Михаила Феодоровича Романова) и 16(29) августа (в день явления ее князю Василию Костромскому).

  • Икона с перстом святого первомученика архидиакона Стефана

Перст святого апостола первомученика архидиакона Стефана († I) в серебряной раке.

Киево-Барская икона Пресвятой Богородицы, чудесно обновившаяся в 1972 г.

  • Печерская Свенская икона Пресвятой Богородицы

Список с Печерской Свенской иконы, написанный во 2-й пол. XIX в.

  • Икона Пресвятой Богородицы "Похвала Печерская"

Икона Воздвижения Честного Креста Господня с частицей Крестного Древа.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Ближние

В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония.

Также в Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец.

В честь святых, погребённых в Ближних пещерах установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер.

В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых, среди которых: святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), св. священномученик Владимир, митрополит Киевский, преп. Иосиф Многоболезненный.

В Дальних пещерах также был похоронен в 1074 году один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.

В честь святых, погребённых в Дальних пещерах, установлено празднование Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Кроме святых, известных по именам, в составе Собора совершается память тридцати безымянных святых, чьи главы являются мироточивыми и хранятся в Дальних пещерах.

Адрес: Лаврская ул., 15, Киев, Украина, 01015

Актуальное расписание богоcлужений смотрите на сайте монастыря.

Продолжая древнюю традицию гостеприимства, братия всегда с радостью принимает всех паломников и прихожан. Гостям Лавры с разным достатком предлагается остановиться в Доме паломника. Гостиничные номера находятся на территории исторического гостиного двора в корпусах монастыря № 58, № 54 и № 56. Отличаются они количеством поселяемых человек в комнате, уровнем комфорта и наличием удобств.

Братия монастыря скрупулезно следит за порядком в гостиных келиях, за распорядком дня, за соблюдением правил проживания, потому что Дома паломника расположены на территории древнейшего монастыря Святой Руси, а проживание в таком месте предполагает бережное отношение. При необходимости об этом напомнят с пониманием и любовью, чтобы в душе человека оставалось и сохранялось то умиротворение, которое он получает, находясь в Святой Печерской обители.

Для желающих остановиться в лаврских гостиничных дворах напоминаем, что необходимо заранее забронировать место по указанному контактному телефону, а по прибытии в Лавру придерживаться установленных правил поведения и распорядка дня.


Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.


В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах имелся список утраченной иконы, который тоже пользовался почитанием. Он датируется первой половиной XIX в. Ризу для него изготовили в 1877 г. Перед вторым закрытием в Лавре действующей обители, ее наместник епископ Нестор (Тугай) спрятал икону в доме знакомых, а позже передал митрополиту Киевскому Иоанну (Соколову), который держал святыню в своем кабинете. С 1977 г. икона помещалась над Царскими вратами собора св. князя Владимира Киеве, в 1988 возвращена в Лавру. Празднование в честь иконы совершается 3(16) мая в память о принесении из Константинополя и 15 (28) августа в день Успения.

Мощи Киево-Печерских святых

Лабиринты Ближних и Дальних пещер

Мироточивые главы

Дальние пещеры

Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана (†I в.)

Крестовоздвиженская церковь

Святыню принес в Лавру в 1717 г. из Нямецкого монастыря в румынской части Молдавии свт. Пахомий, архепископ Романский (†1724), который следующие семь лет, до самой кончины, жил на покое в подчиненной лаврскому ведению Китаевской пустыни под Киевом (ныне в черте города). В 1830 г. для перста св. Стефана изготовили кипарисную раку, чей верх был украшен серебряным рельефным изображением угодника Божия во весь рост. Рака стояла в посвященном св. Стефану приделе Успенского собора. Придел этот упоминается с 1638 г. Позже для перста св. Стефана сделали серебряную раку. Еще одна рака, тоже серебряная, была изготовлена в 1912 г. После взрыва собора в 1941 г. ее нашли в завалах в 1952 и поместили в фондах Киево-Печерского заповедника. В 1989 г. заповедник не раз предоставлял раку монастырю для молитвенного поклонения. В 1990 г. отделенный от раки ковчежец с перстом св. Стефана был оставлен в обители. Тогда же для святыни вырезали деревянную раку и поставили ее в Крестовоздвиженском храме. Память св. Стефана празднуется 2(15) августа, 15(28) сентября и 27 декабря (9 января).

Киевская-Барская икона Пресвятой Богородицы

Крестовоздвиженская церковь

Крест прп. Марка Пещерника, Гробокопателя (†рубеж XI-XII вв.)

Фонды Киево-Печерского заповедника

Читайте также: