Какие прилагательные употреблены в переносном значении богатый голос богатый урожай злой человек

Обновлено: 26.08.2024

Назови все существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.

Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленное словосочетания.
Синее море, . землянка, . корыто, . трава, . рыбка, . слово, . голос, . чудо, . корыто, . баба, . труба, . вороты, . крестьянка, . дворянка, . душегрейка, . кичка, . перстни, . сапожки, . слуги, . царица, . царство, . пряник, . вины, . стража, . невежа, . палаты, . владычица, . буря, . волны.

С какой целью автор употребил сменно такие имена прилагательные?

Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Подчеркнуть в словосочетаниях изученные орфограммы. Указать род имен существительных и имен прилагательных.

Вкусный помидор, жареный картофель, ненастная погода, спелая рожь, звездная ночь, пятнистый олень, лесная дичь; редкое имя, крепкий орех, русский язык, румяное яблоко, черный кофе, приветливая девочка, древняя столица.

2. К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов: -ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-.

Урожай (урожайный), декабрь, камень, забота, синева, красный, белый, осина, пух.

3. Подобрать к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные в единственном числе (имена прилагательные даются на слух).

Весенний (день), летняя, горячее, серая, дальний, синяя, свежий, косолапый, зимнее, прекрасный, золотая.

4. Подчеркните имена прилагательные, употребленные в переносном значении.

Богатый урожай, богатый голос; воздушная струя, воздушное печенье; кудрявые волосы, кудрявая береза; злой человек, злая вьюга; горькое лекарство, горькая доля; золотое кольцо, золотые руки.

Ф.И.О. учитель: Вдовиченко Л.Н.

Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

в ней чаще встречаются? Почему? 1. Прочитайте сказку ещё раз.А теперь назовите имена существительные,которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.Возможно,к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных. 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки.Запиши составленные словосочетания. Синее море, .. землянка, .. корыто, .. трава, .. рыбка, .. слово, .. чудо, .. корыто, .. баба, .. труба, .. вороты, .. крестьянка, .. дворянка. С какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные? Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы? Подчеркните устаревшие слова - имена существительные,а также устаревшие формы множественного числа имён существительных.

Ответ или решение 1

Выпишите часто встречающиеся прилагательные

В сказке очень много имен прилагательных, но наиболее часто встречаются два прилагательных - золотая, синее. Скорее всего, таким образом автор делает акцент на предметах, о которых он пишет, чтобы привлечь внимание читателя. С помощью повторов сказка становится более выразительной, эмоционально-окрашенной. Причем данные прилагательные относятся к морской тематике, так как в сказке рассказывается о рыбаке и о рыбке.

Выпиши словосочетания: существительное + прилагательное

Синее море, ветхой землянке, травой морскою, непростою рыбкой, золотою рыбкой, дорогой откуп, ласковое слово, великое чудо, дорогою ценой, новое корыто, сварливая баба, кирпичною трубой, беленою трубой, дубовыми воротами, тесовыми воротами, прямой простофиля, черной крестьянкой, столбовою дворянкой, высокий терем, дорогой душегрейке, собольей душегрейке, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольною царицей, царские палаты, заморские вины, пряником печатным, грозная стража, грозная царица, старый невежа, владычицей морскою, черная буря, сердитые волны, проклятою бабой, разбитое корыто

Несколько имен прилагательных относятся к существительным: рыбкой, трубой, воротами, душегрейке, корыто, царица.

Допиши словосочетания

Синее море, ветхая землянка, новое корыто, золотая рыбка, ласковое слово, морская трава, великое чудо, разбитое корыто, сварливая баба, беленая труба, дубовые, тесовые вороты, черная крестьянка, столбовая дворянка.

Автор употребил такие прилагательные, чтобы описать героев сказки, показать характер старухи, старика и рыбки, свойства предметов.

Определи прилагательные в переносном значении

  • Черная крестьянка, то есть бедная.
  • Столбовая дворянка, то есть богатая, знатная.

Подбери синонимы или антонимы к прилагательным

Синонимы - слова, схожие по смыслу, антонимы - слова противоположные по смыслу.

Как составить проект по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"?

  • Найти имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.
  • Подобрать имя прилагательное к имени существительному и записать полученные словосочетания.
  • Записать имена прилагательные, употребленные в переносном значении.
  • Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы.
  • Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы.
  • Подчеркнуть устаревшие имена существительные и выяснить их значение.
  • Сделать выводы и подготовить иллюстрации к словосочетаниям.

Проект "Имена прилагательные" по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.с.Пушкина:

Первый лист - титул, на котором пишут название проекта, фамилию ученика, школа и класс.

Второй лист - пишем цели (научиться определять имена прилагательные) и задачи (прочитать сказку, найти прилагательные, выписать их, подобрать синонимы и антонимы).

Третий лист: имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными, записать словосочетания. Все выбирать не нужно, нам говорили достаточно 10. Например, золотая рыбка, ласковое слово, синее море, новое корыто, сварливая баба, усердные слуги, старый невежа, красные сапожки, разбитое корыто, царские палаты, целое царство, грозная царица.

Четвертый лист: имена прилагательные, употребленные в переносном значении: сердитые волны, черная крестьянка, золотая рыбка, прямой простофиля.

Пятый лист: имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. Например, грозная - сердитая, вольная - свободная, усердные - старательные.

Шестой лист: имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы: новое - разбитое, ласковое - грозное, старый - молодой, высокий - низкий.

Седьмой лист: устаревшие имена существительные. Например, простофиля - глупый человек, чупрун - прядь волос спереди, челка, очи - глаза, кичка - шапка, невод - сеть.

Восьмой лист - выводы.

проект имена прилагательные

проект прилагательные

прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке




1) вольная царица, проклятая баба, владычица морская, заморские вина, разбитое корыто, ветхая землянка и т.д.

2) Прилагательные в переносном значении: черная крестьянка, сердитые волны

3) Синонимы предлагаю подобрать к тем словам, которые употреблены в переносном значении: черная (крестьянка) - бедная, неимущий, сирый, убогий. Сердитые (волны) страшные, сильные.

4) Антонимы: разбитое (корыто) - новое, целехонькое; ветхая (землянка) - новый, новорубленный, с иголочки.

5) Устаревшие существительные:

  • владычица - тот, кто чем-то владеет, очень богатый человек, по-современному - олигарх.
  • землянка - небольшой низкий домик, с земляным полом.
  • старче - звательный падеж (в настоящее время устаревший) от слова "старик"
  • пуще - наречие, сейчас почти не употребляется. Вместо него обычно говорят "сильнее"
  • кликать - вместо этого глагола сейчас употребляют другой глагол -"звать"
  • столбовой - в настоящее время говорят "потомственный".

Выбранные из текста сочетания существительное-прил­ агательное:

труба кирпичная, беленая,

вороты дубовые, тесовые,

воротЫ (литературное - ворота),

кичка (головной убор),

столбовая дворянка, значит древнего дворянского рода,

тесовые вороты, значит из досок, из тёса (строительного леса).

Проект "Имена прилагательные в сказке Пушкина О рыбаке и рыбке":

1) Титульный лист, где указываете название проекта, кто выполнил проект, номер школы и класс.


2) Цели проекта: Прочитать сказку О рыбаке и рыбке, выделить имена прилагательные, выполнить проект.

Оформить можно так:


3) Этапы выполнения проекта: прочитать сказку, выполнить задания, сделать проект.


а) выбираем из сказки существительные с прилагательными, хватит 5 штук: целое царство, заморские вина, красные сапожки и т.д.


б) Теперь выбираем прилагательные, которые в сказке употребляются в переносном значении, хватит 3-5 примеров: золотая (про рыбку), черная (про крестьянку), черная (про бурю). Оформляем слайд.


в) Теперь оформляем слайд с синонимами: царские (палаты) - богатые; великое (чудо) - большое; разбитое (корыто) - сломанное.


г) Далее прилагательные с антонимами: ласковое (слово) - грубое; сердитые (волны) - добрые; великое (чудо) - незначительное.


д) Выписываем устаревшие слова и даем им определение






4) Делаем выводы: в сказке очень много прилагательных, которые придают красоту сказке, делают ее более яркой и интересной.


Начинаем писать проект с титульного листа, его можно оформить таким образом:


Оформить проект можно в виде слайдов:

Напишем почему нам нравиться эта сказка.


Далее напишем существительные, которые употребляются в сказке вместе с прилагательными. В сказке их очень много: сварливая старуха, синее море, столбовая дворянка, морская владычица.


Далее напишем примеры, когда прилагательные используются в переносном смысле:

Пряник печатный - это пряник, на котором есть напечатанные буквы либо рисунок.

Черная крестьянка - значит бедная крестьянка.

Сердитые волны - значит очень большие и высокие волны.

Прямой простофиля - наивный, простодушный человек, которого можно легко обмануть.


Теперь напишем прилагательные, к которым мы подберем синонимы:


Следующий слайд - находим прилагательные и ищем к ним антонимы.

Разбитое корыто - новое корыто.

Ласковое слово - грубое слово.


Далее подготовим слайд с устаревшими существительными и объясним их значение:



  1. Проклятая баба, красные сапожки, новое корыто, высокий терем, сварливая баба, вольная царица, заморские вина, царские палаты, разбитое корыто, грозная царица, ветхая землянка, старый невежа, целое царство, усердные слуги, владычица морская, столбовая дворянка, черная буря, золотая рыбка, ласковое слово, синее море.
  2. В переносном значении, вот такое прилагательное: сердитые волны. Ясно, что волны не могут быть сердитыми.
  3. Синонимы можно подобрать такие: ветхая – старая, древняя, заморские (вина) – иностранные, заграничные, вольная – свободная.
  4. Антонимы к словам: разбитое – целое, новое, только что купленное; ветхая – только что построенная, новая.
  5. Устаревшие существительные:

Землянка – маленькая избушка, часто у этой избушки даже нет деревянного пола. Просто утрамбованная земля.

Старче – старик, дед, пожилой человек.

Простофиля – наивный человек, простак, который может упустить свою прямую выгоду.

Вывод. Хоть в сказке и встречаются порой устаревшие слова, но, в принципе, любой человек понимает, о чем собственно идет речь. Прилагательные в сказке подобраны очень хорошо. Видно, что автор произведения очень постарался, написав, в общем-то, незамысловатую, но захватывающую сказку. Сказку, которую хочется читать вновь и вновь.

Думаю, что составить проект по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" по предмету русский язык не так уж и трудно. Подготовить проект лучше на нескольких листах А4 в виде буклета или в электронном варианте в виде слайдов. Помимо вышеуказанных заданий/целей, нужно будет подготовить вступительный лист и пояснить задачи Вашего проекта. Итак, вот как будет выглядеть примерная работа без вступительного листа (который будет являться первым слайдом):








Вот так и будет выглядеть (примерно) ваш проект на данную тему.

Ну, думаю будет очевидным, что для того что бы прежде чем взяться за создание Проекта Имена прилагательные в сказке Пушкина О рыбаке и рыбке, следует внимательно прочитать это произведение, руководствуясь задачами проекта - нахождением и выделением имен прилагательных которые будут использованы в работе.

Начать проект следует по обыкновению с титульного листа, содержащем информацию о заголовке и авторстве работы.

Предлагают выстроить структуру проекта Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке, таким образом, что бы сцены и повествование цитат стояли на слайдах в хронологическом порядке, по ходу развития сюжета, а собственно сама идея цитирования частей текста содержащих интересные прилагательные, будет наглядно показывать их место в тексте и их смысл.

В окончании проекта, следует привести полный список прилагательных из Сказке о рыбаке и рыбке, подобрать к ним существительные. Так же, в заключении нужно привести определение некоторым устаревшим словам встречающимся в сказке, подобрав к ним синонимы и антонимы.

Вот таким образом может выглядеть ваш проект Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и рыбке, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина -

Читайте также: