Какие растения животные грибы встречаются в лесах нашего края

Обновлено: 05.10.2024

Задание по окружающему миру для 3 класса 3. Запиши названия лесных организмов твоего края (не менее трёх в каждом пункте).

Природа любого края богата как растениями, так и животными, даже природа степей и полупустынь, которые встречаются на юге нашей страны. Ну а для региона Западная Сибирь можно отыскать очень много названий растений и животных, ведь это воистину благодатный край. Назову только самые характерные для нее:

Растения: Сосна, Береза, Тополь

Животные: Бурый медведь, Бобр, Белка

Грибы: Рыжики, Подберезовики, Лисички.

В Западной Сибири растут и таежные и смешанные леса, здесь много равнинных участков, превращенных в поля, но сохранились и участки степи, здесь много рек и гор, но есть и огромные болота. Природа Сибири очень разнообразна.

В лесах Москвы встречаются такие животные, как: лось, кабан, обыкновенная лисица, тушканчик, волк, лесная куница, живородящая ящерица, серая жаба, коростель, снегирь, рябчик.

В лесах Москвы встречаются такие растения, как: вяз гладкий, береслет бородавчатый, дуб, ежевика сизая, черника обыкновенная, ластовень лекарственный.

В лесах Москвы встречаются такие грибы, как: подосиновик, подберёзовик, белый гриб, рыжик.

Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

Модель цепи питания, характерной для лесного сообщества Москвы

Кора дерева – лось – волк.

Подосиновик – кабан – волк.

Познакомься планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.

Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 126 задание 1

Я ознакомился (ась) с планом изучения природного сообщества и готов (а) следовать ему давая характеристику изученных мною природных сообществ.

Белый гриб - самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный,
удивительно ароматный. Белый гриб получил название из-за своей мякоти: она белая. Встретить этот замечательный гриб можно с июня по октябрь.
Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мох, за что и получил свое название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах с июля по октябрь. Лисички почти всегда растут семьями. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми. В них много витаминов и других полезных веществ.

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.

В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.

Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.

Гербарий растений смешанного леса

Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.

2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса

Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.

Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.

Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.

4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.

5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.

Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.

А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.

6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса

Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.

Например:

  • Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
  • Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
  • Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
  • Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.

Модель цепи питания лесного сообщества

7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.

Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса

Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.

Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.

Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.

Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса

  1. Название сообщества: лес.
  2. Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
  3. Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
  4. Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
  5. Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
  6. Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.

А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.

Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.

Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.

1. Что такое лес?

Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Растения, животные, грибы.

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.

Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.

Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.

Я считаю, что правильно веду себя в лесу.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.

Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.

Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.

На следующем уроке

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.

Читайте также: